Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом. Йёнс Якоб Берцелиус

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать ученика своим непростым предметом и в дальнейшем удержать этот интерес на достаточно длительное время. В этом мне помогают различные нетрадиционные формы, методы и средства обучения химии. Среди них – «библиотечка юного химика», в которой накоплены за долгие годы работы разнообразные интересные факты, события, открытия в области химии и в смежных с ней науками. По прочитанным интересным статьям устраиваем дискуссии, обсуждения, соревнования. Материалы также можно использовать в качестве дополнительных источников информации по соответствующим темам. Вниманию коллег – учителей химии предлагаю наиболее интересные странички для чтения из библиотечки.
Иконка файла материала 46.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом.  Йёнс Якоб Берцелиус Йенс Якоб Берцелиус родился в небольшом селе на юге Швеции 20 августа 1779 г. Четырнадцати лет его отдали в гимназию, но вскоре ему пришлось начать   самому   зарабатывать   на   жизнь   и   учебу.   В   1797   г.   он   поступил   на медицинский   факультет   Упсальского   университета.   Жизнь   не   баловала юношу:   днем   занятия   в   университете,   по   вечерам   тяжелая   работа,   чтобы обеспечить более чем скромное существование. Чем только не занимался в это время Берцелиус: давал частные уроки, помогал врачам в госпитале; и все же   он   находил   время,   чтобы   изучать   иностранные   языки   —   английский, немецкий, французский. Студенческие годы и начало серьёзных исследований На первых курсах университета Якоб увлекался ботаникой и зоологией, позже стал систематически заниматься химией. Преподавание химии в Упсальском университете   велось   с   позиций   теории   флогистона.   Не   удовлетворившись этим,   будущий   ученый   начал   самостоятельно   заниматься   по   книге   X. Гиртаннера «Начальные основания антифлогистической химии». Практические   занятия   по   химии   в   университете   проводились   трижды   в неделю,   что   не   устраивало   любознательного   студента.   Чтобы   иметь возможность   чаще   работать   в   лаборатории,   Берцелиус   договорился   со служителем — теперь он мог заходить туда с черного хода в любое время. Однажды за «тайными» занятиями его застал профессор химии, металлургии и фармации И. Афцелиус. Профессору понравилась такая настойчивость, и он разрешил   студенту «пользоваться  парадным  входом» в лабораторию.  Но  и этого для Берцелиуса оказалось мало. Он подыскал небольшую комнатку с чуланом   и   устроил   домашнюю   лабораторию.   Вместе   со   своим   младшим братом   Христофором   Йенс   изучал   свойства   жидкостей   и   газов,   проводил опыты с электрическим током. Результаты опытов по исследованию состава соединений   он   объяснял   на   основе   новой   химической   номенклатуры, разработанной группой французских химиков под руководством А. Лавуазье в   1787   г.   В   1800   г.   Берцелиус   исследовал   действие   азотной   кислоты   на этиловый   спирт   и   изучал   свойства   «веселящего   газа»   (оксида   азота   N2O). Афцелиус   переслал   результаты   последней   работы   молодого   химика   в Стокгольм, в Академию наук. Ответ пришел …через три года! Он был краток: «Новая химическая номенклатура в Академии не употребляется!» Однако это не   обескуражило   Берцелиуса.   Он   защищает   диссертацию   на   соискание степени доктора медицины и получает назначение на должность ассистентамедицинского   факультета   в   Стокгольмской   медико­хирургической   школе (1802), а затем становится там же профессором медицины и фармации (1807). Вместе с В. Хизингером, богатым владельцем рудников, он проводит серию работ, результаты которых  легли  в  основу  его  электрохимической  теории. Согласно   этой   теории   каждое   сложное   вещество   состоит   из   двух противоположно   заряженных   частей,   т.   е.   имеет   двойственный   (бинарный) состав. Состав сульфата натрия, например, записывали таким образом: Мы   не   будем   останавливаться   на   исследованиях   Берцелиуса   в   области неорганической   химии.   Отметим   только,   что   он   определил   относительные атомные массы 45 элементов; установил процентный состав более двух тысяч соединений; открыл элементы кремний, торий, селен, церий; впервые выделил цирконий и тантал; он заложил основы современной химической символики; неоценим   его  вклад  в  химический   качественный  и  количественный   анализ, минералогическую   химию,   в   учение   о   катализе.   Этот   перечень,   далеко   не полный, очень внушителен. Вклад Берцелиуса в органическую химию Нас   интересует,   прежде   всего,   вклад   Берцелиуса   в   органическую   химию. Начнем с того, что самый термин органическая химия ввел в науку именно он. В своем учебнике «Лекции по животной химии» (1806­1808) он писал: «Рассматриваемое   с   химической   точки   зрения   живое   тело,— представляет   процессов, осуществляющихся   особыми,   приспособленными   к   свойствам производимых   продуктов,   инструментами,   каждый   из   которых   носит название органа. Отсюда живая природа получила название органической. Это название мы распространили также на остатки и продукты живых тел…».   мастерскую   собой химических   Природа, по представлению Берцелиуса, делится на два довольно различных класса   —   органический   и   неорганический,   между   которыми   нет   резкой границы   и   которые   «подчиняются   одинаковым   сродствам   и   через   них   … переходят друг в друга». И если неорганическая природа образована большим числом «основных веществ» (Берцелиус имеет в виду химические элементы), то «первородные вещества» органической природы менее разнообразны, но они «входят в каждое органическое тело, и их различные виды соединений бесконечны». «Та часть физиологии,— пишет Берцелиус, ­которая описываетсостав   живых   тел   с   протекающими   в   них   химическими   процессами, называется органической химией». Берцелиус — преподаватель Титульный лист учебника химии Я. Берцелиуса, 1823 г. Берцелиус   был   прекрасным   популяризатором   химии.  Он   автор   нескольких учебников и множества обзоров по разным областям химии и близких ей наук. Эта сторона его деятельности способствовала распространению химических знаний   и   подготовке   новых   химиков.   Знаменитый   «Учебник   химии» Берцелиуса   переиздавался   несколько   раз,   был   переведен   на   многие европейские   языки.   По   нему   обучались   многие   поколения   студентов. Последнее   издание   (1843­1848)   вышло   в   пяти   томах.   В   первом   томе освещались   теоретические   вопросы,   во   втором   излагались   сведения   о металлах, в третьем — о солях, в четвертом — общие вопросы органической химии; в пятом описывались отдельные органические вещества. Начиная с 1821 г., Берцелиус опубликовал 27 томов «Ежегодных сообщений», в которых помещались обзоры (как правило, критические) исследований по физике   и   химии,   выполненных   в   различных   странах.   Эти   ежегодники пользовались огромной популярностью среди ученых. Берцелиус   много   путешествовал.   Он   посетил   Германию,   Францию, Швейцарию,   и   всюду,   где   бы   он   ни   был,   его   прежде   всего   интересовали достижения науки. Он познакомился с крупнейшими учеными своего времени­ Г.   Дэви,   К.   Бертолле,   Ж.   Гей­Люссаком,   Л.   Тенаром,   слушал   их   лекции, интересовался   не   только   исследовательской   работой,   но   и   постановкой преподавания; многое из того, что узнавал, Берцелиус затем использовал в своей работе. Так, он первым в Швеции ввел демонстрацию опытов во время лекций. Берцелиус переписывался со многими учеными из разных стран. Он был   прекрасным   преподавателем,   у   него   было   немало   учеников,   и   среди них Фридрих Вёлер, один из основоположников органической химии.В   1810   г.   Берцелиус   был   избран   академиком,   а   два   года   спустя   стал президентом Шведской Академии наук. Он был признанным главой химиков на протяжении почти полувека, современники называли его «законодателем химии». Умер Берцелиус 7 августа 1848 года. Памятник Берцелиусу стоит в парке его имени в столице Швеции