В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать ученика своим непростым предметом и в дальнейшем удержать этот интерес на достаточно длительное время. В этом мне помогают различные нетрадиционные формы, методы и средства обучения химии. Среди них – «библиотечка юного химика», в которой накоплены за долгие годы работы разнообразные интересные факты, события, открытия в области химии и в смежных с ней науками. По прочитанным интересным статьям устраиваем дискуссии, обсуждения, соревнования. Материалы также можно использовать в качестве дополнительных источников информации по соответствующим темам. Вниманию коллег – учителей химии предлагаю наиболее интересные странички для чтения из библиотечки.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом.
Йёнс Якоб Берцелиус
Йенс Якоб Берцелиус родился в небольшом селе на юге Швеции 20 августа
1779 г. Четырнадцати лет его отдали в гимназию, но вскоре ему пришлось
начать самому зарабатывать на жизнь и учебу. В 1797 г. он поступил на
медицинский факультет Упсальского университета. Жизнь не баловала
юношу: днем занятия в университете, по вечерам тяжелая работа, чтобы
обеспечить более чем скромное существование. Чем только не занимался в
это время Берцелиус: давал частные уроки, помогал врачам в госпитале; и все
же он находил время, чтобы изучать иностранные языки — английский,
немецкий, французский.
Студенческие годы и начало серьёзных исследований
На первых курсах университета Якоб увлекался ботаникой и зоологией, позже
стал систематически заниматься химией. Преподавание химии в Упсальском
университете велось с позиций теории флогистона. Не удовлетворившись
этим, будущий ученый начал самостоятельно заниматься по книге X.
Гиртаннера «Начальные основания антифлогистической химии».
Практические занятия по химии в университете проводились трижды в
неделю, что не устраивало любознательного студента. Чтобы иметь
возможность чаще работать в лаборатории, Берцелиус договорился со
служителем — теперь он мог заходить туда с черного хода в любое время.
Однажды за «тайными» занятиями его застал профессор химии, металлургии
и фармации И. Афцелиус. Профессору понравилась такая настойчивость, и он
разрешил студенту «пользоваться парадным входом» в лабораторию. Но и
этого для Берцелиуса оказалось мало. Он подыскал небольшую комнатку с
чуланом и устроил домашнюю лабораторию. Вместе со своим младшим
братом Христофором Йенс изучал свойства жидкостей и газов, проводил
опыты с электрическим током. Результаты опытов по исследованию состава
соединений он объяснял на основе новой химической номенклатуры,
разработанной группой французских химиков под руководством А. Лавуазье
в 1787 г. В 1800 г. Берцелиус исследовал действие азотной кислоты на
этиловый спирт и изучал свойства «веселящего газа» (оксида азота N2O).
Афцелиус переслал результаты последней работы молодого химика в
Стокгольм, в Академию наук. Ответ пришел …через три года! Он был краток:
«Новая химическая номенклатура в Академии не употребляется!» Однако это
не обескуражило Берцелиуса. Он защищает диссертацию на соискание
степени доктора медицины и получает назначение на должность ассистентамедицинского факультета в Стокгольмской медикохирургической школе
(1802), а затем становится там же профессором медицины и фармации (1807).
Вместе с В. Хизингером, богатым владельцем рудников, он проводит серию
работ, результаты которых легли в основу его электрохимической теории.
Согласно этой теории каждое сложное вещество состоит из двух
противоположно заряженных частей, т. е. имеет двойственный (бинарный)
состав. Состав сульфата натрия, например, записывали таким образом:
Мы не будем останавливаться на исследованиях Берцелиуса в области
неорганической химии. Отметим только, что он определил относительные
атомные массы 45 элементов; установил процентный состав более двух тысяч
соединений; открыл элементы кремний, торий, селен, церий; впервые выделил
цирконий и тантал; он заложил основы современной химической символики;
неоценим его вклад в химический качественный и количественный анализ,
минералогическую химию, в учение о катализе. Этот перечень, далеко не
полный, очень внушителен.
Вклад Берцелиуса в органическую химию
Нас интересует, прежде всего, вклад Берцелиуса в органическую химию.
Начнем с того, что самый термин органическая химия ввел в науку именно он.
В своем учебнике «Лекции по животной химии» (18061808) он писал:
«Рассматриваемое с химической точки зрения живое тело,—
представляет
процессов,
осуществляющихся особыми,
приспособленными к свойствам
производимых продуктов, инструментами, каждый из которых носит
название органа. Отсюда живая природа получила название органической.
Это название мы распространили также на остатки и продукты живых
тел…».
мастерскую
собой
химических
Природа, по представлению Берцелиуса, делится на два довольно различных
класса — органический и неорганический, между которыми нет резкой
границы и которые «подчиняются одинаковым сродствам и через них …
переходят друг в друга». И если неорганическая природа образована большим
числом «основных веществ» (Берцелиус имеет в виду химические элементы),
то «первородные вещества» органической природы менее разнообразны, но
они «входят в каждое органическое тело, и их различные виды соединений
бесконечны». «Та часть физиологии,— пишет Берцелиус, которая описываетсостав живых тел с протекающими в них химическими процессами,
называется органической химией».
Берцелиус — преподаватель
Титульный лист учебника химии Я. Берцелиуса, 1823 г.
Берцелиус был прекрасным популяризатором химии. Он автор нескольких
учебников и множества обзоров по разным областям химии и близких ей наук.
Эта сторона его деятельности способствовала распространению химических
знаний и подготовке новых химиков. Знаменитый «Учебник химии»
Берцелиуса переиздавался несколько раз, был переведен на многие
европейские языки. По нему обучались многие поколения студентов.
Последнее издание (18431848) вышло в пяти томах. В первом томе
освещались теоретические вопросы, во втором излагались сведения о
металлах, в третьем — о солях, в четвертом — общие вопросы органической
химии; в пятом описывались отдельные органические вещества.
Начиная с 1821 г., Берцелиус опубликовал 27 томов «Ежегодных сообщений»,
в которых помещались обзоры (как правило, критические) исследований по
физике и химии, выполненных в различных странах. Эти ежегодники
пользовались огромной популярностью среди ученых.
Берцелиус много путешествовал. Он посетил Германию, Францию,
Швейцарию, и всюду, где бы он ни был, его прежде всего интересовали
достижения науки. Он познакомился с крупнейшими учеными своего времени
Г. Дэви, К. Бертолле, Ж. ГейЛюссаком, Л. Тенаром, слушал их лекции,
интересовался не только исследовательской работой, но и постановкой
преподавания; многое из того, что узнавал, Берцелиус затем использовал в
своей работе. Так, он первым в Швеции ввел демонстрацию опытов во время
лекций. Берцелиус переписывался со многими учеными из разных стран. Он
был прекрасным преподавателем, у него было немало учеников, и среди
них Фридрих Вёлер, один из основоположников органической химии.В 1810 г. Берцелиус был избран академиком, а два года спустя стал
президентом Шведской Академии наук. Он был признанным главой химиков
на протяжении почти полувека, современники называли его «законодателем
химии». Умер Берцелиус 7 августа 1848 года.
Памятник Берцелиусу стоит в парке его имени в столице Швеции