В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать ученика своим непростым предметом и в дальнейшем удержать этот интерес на достаточно длительное время. В этом мне помогают различные нетрадиционные формы, методы и средства обучения химии. Среди них – «библиотечка юного химика», в которой накоплены за долгие годы работы разнообразные интересные факты, события, открытия в области химии и в смежных с ней науками. По прочитанным интересным статьям устраиваем дискуссии, обсуждения, соревнования. Материалы также можно использовать в качестве дополнительных источников информации по соответствующим темам. Вниманию коллег – учителей химии предлагаю наиболее интересные странички для чтения из библиотечки.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом.
Какие они – химики?
Как много привносит в наше существование химия. Мы сталкиваемся с ней
абсолютно во всех сферах нашей жизни. Благодаря существованию этой науки
человечество движется вперёд и получает всё больше доступа к открытиям в
других естественных науках.
Основные виды деятельности химии:
исследование состава веществ, их химический анализ;
изучение свойств веществ;
прогнозы, связанные с применением веществ;
получение новых химических продуктов;
разработка новых технологий для синтеза веществ, подбор правильных
показателей (температура, давление, количественное соотношение и т.
д.);
проведение химических исследований;
введение химических веществ в разные области промышленного
производства;
описание характеристик вновь созданных веществ и создание их
технологических проектов, которые включают такие показатели как
тип, число, мощность, определение энергетических и материальных
затрат и другие.
А ведь профессия химик произошла от не совсем научной и даже гдето
сказочной профессии алхимик. Благодаря своеобразным играм с предметами
и веществами алхимики зародили такую упорядоченную и глубокую науку как
химия. Они, пытаясь превратить в золото всё, что попадалось им под руку,
заложили основы получения сплавов, эмалей, стёкол, лекарственных
препаратов, изобрели многие лабораторные приборы. А если говорить точнее,
то практическую химию человек начал применять ещё с древности, хоть и
неосознанно. Изготовление первых красок, ядов, дубление шкур,
приготовление пищи неотъемлемо связано с химическими опытами, хотятаковыми их тогда ещё не считали. Гниение, брожение – это биологические
процессы, связанные непосредственно с химическими реакциями, которые
использовал первый человек разумный. А затем и нагревание, кипячение,
плавление, благодаря освоению огня.
Как самостоятельная наука химия стала выделяться в XVIXVII веках
благодаря нескольким выдающимся открытиям (определившим общее
представление о механическом мире), созданию фабрик, промышленности,
появлению буржуазного общества. А уже в XIX веке стали выделяться
основные направления в области химии – органическую, неорганическую и
аналитическую. За ними последовали и более узкие специализации химии:
биохимия, электрохимия, коллоидная химия, гидрохимия, агрохимия и
другие.
Сейчас химик – это не волшебник, смешивающий землю с высушенными
внутренностями лягушек и произносящий при этом заклинания, как в своё
время делали алхимики.
Эта профессия требует определённых
профессиональных качеств, знаний, осторожности и несёт большую
ответственность.
Человек, занимающийся такой наукой как химия должен быть внимателен и
терпелив. Ведь наблюдения, опыты, исследования требуют особой
концентрации внимания на длительное время. Требуется способность
сосредотачиваться и добиваться результата, опираясь на многократные, порой
неудачные опыты. Химик в своей голове проводит непрерывный анализ,
пользуется большим количеством накопленной в памяти информации. В ходе
какоголибо исследования химику приходится преодолевать множество
препятствий, связанных как с неудачами в предположениях, так и с
возможными нехватками оборудования и реактивов. Это не мешает ему
добиваться поставленных целей и получать желаемые результаты. Малейшие
различия по цвету реактивов в опытах говорят о разных течениях реакции или
определении разных концентраций веществ. Здесь требуется уделять особое
внимание цветам и оттенкам. Мелкая моторика рук, способность к
кропотливой работе – также являются неотъемлемыми профессиональными
качествами химика.
Личные качества человека также очень важны для занятия химией. Химик
должен быть аккуратным, терпеливым, усидчивым. Важна чёткость,
скоординированность действий, самоконтроль, организованность. Упорный и
любознательный химик способен довести любой эксперимент до конца и
добиться значимых результатов. Отсутствие этих качеств не только не даёт
возможности эффективно заниматься подобной наукой, но и может привести
к тяжёлым последствиям. Ведь химические реактивы взрывоопасные и
пожароопасные, а едкие щелочи и кислоты при неосторожном использовании
могут нанести травмы и материальный ущерб.В настоящее время люди, получившие профессию химика, могут применить
свои знания в таких областях как пищевая промышленность, на химических
заводах, комбинатах по производству пластмасс, целлюлозы и бумаги,
волокон, удобрений, гербицидов и пестицидов, в образовательных
учреждениях,
а также в
исследовательских институтах и биохимических лабораториях.
Химия – это интересная и полезная наука, без которой наше цивилизованное
существование невозможно, а химик – это человек, которому дано знать
гораздо больше о природе жизни, чем обычному человеку.
в фармацевтической промышленности,