В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать ученика своим непростым предметом и в дальнейшем удержать этот интерес на достаточно длительное время. В этом мне помогают различные нетрадиционные формы, методы и средства обучения химии. Среди них – «библиотечка юного химика», в которой накоплены за долгие годы работы разнообразные интересные факты, события, открытия в области химии и в смежных с ней науками. По прочитанным интересным статьям устраиваем дискуссии, обсуждения, соревнования. Материалы также можно использовать в качестве дополнительных источников информации по соответствующим темам. Вниманию коллег – учителей химии предлагаю наиболее интересные странички для чтения из библиотечки.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом.
Перспективы использования водородного двигателя
Последний энергетический кризис прокатился по миру в далеком 2008 году, и
может показаться, что проблем с количеством нефти уже не возникает: нормы
выработки становятся больше, а цена – ниже. Но несмотря на это, никто не
может отрицать того, что запасы топлива на планете уменьшаются.
Автомобильные концерны оплачивают исследования и разработки
альтернативных видов топлива. Двигатель Риваза, работающий на воде,
появился еще в начале XIX века. Изобретение было представлено в 1806 году
и являлось первым двигателем внутреннего сгорания, обогнав бензиновые и
газовые двигатели. Разработчики долгое время пытались продолжить
разработку в этом направлении, но для того, чтобы провести электролиз и
получить необходимое количество энергии требовалось много электричества,
что делало такой вид топлива нерентабельным. В конце концов, это в
сочетании с взрывоопасностью и поставило точку на исследованиях.
Возврат к водороду произошел в конце 50х гг. прошлого века: топливный
элемент был установлен на тракторы в США. Через три года – в 1962 году –
водородный двигатель появился в маленьких автомобилях для гольфа, еще
через пять – в мотоциклах. Водородв двигателях внутреннего сгорания
(ДВС) может использоваться в двух вариантах: как гибридный двигатель и
как топливный элемент.
Гибридный водородный двигатель
Гибридный водородный двигатель используется в качестве присадки в
двигателях внутреннего сгорания к бензину или газу. При использовании
водорода улучшается воспламеняемость топлива, но изза высокой степени
летучести газа повышается риск воспламенения. Но несмотря на этот
недостаток, уменьшается коррозия металлов и вибрация. Для применения
водорода нет необходимости в устройстве дополнительного топливного бака,
водород вырабатывается из дистиллированной воды. При использовании
водорода расстояние, которое можно проехать, увеличивается на 30
процентов. Безопасное использование газа возможно при низких температурах
до 30⁰С и при относительно высоких до +30⁰С.
Топливный элемент
Двигатели с топливным элементом самостоятельно производят
электроэнергию путем расщепления водорода на отрицательные электроны иположительные протоны. Использование таких двигателей приносит пользу
при больших объемах, поэтому чаще всего применяются в большегрузах. На
данный момент в Дании, США и Японии тестируют железнодорожные
составы, которые работают на двигателях с топливным элементом. Это
перспективный путь развития альтернативного топлива, потому что расход
водорода меньше расхода бензина на единицу расстояния.
Еще одним направлением для разработки таких двигателей является авиация.
В самолете ТУ154 как раз таки и использовался такой топливный элемент,
конечно же, после распада СССР все разработки в этом направлении были
заморожены. Тем не менее над проектом пассажирского самолета, который
будет работать на водороде, работают ученые Европейского Союза и Китая.
Для того чтобы двигатель мог работать, такой самолет должен развить
гиперскорость, что будет возможно сделать только при наличии
дополнительного двигателя. Преимущества ДВС на водороде связаны с его
воздействием на окружающую среду и высоким КПД.
Высокий уровень экологичности
Конечно, невысокая степень загрязнения присутствует, но изза наличия в
механизме автомобиля масла. Даже при добавлении водорода в обычное
топливо производительность повышается на 20%. На 5 кг водородного
топлива автомобиль проезжает до 500 км. Ученые считают водород
единственным возобновляемым источником энергии.
При его неоспоримых преимуществах на сегодняшний день недостатков
намного больше, которые в основном связаны с конструктивом двигателя:
Летучесть водорода. Заправить автомобиль с ДВС на водороде
возможно только на заправке. Дозаправиться от другого автомобиля
или из канистры по дороге не получится.
Взрывоопасность и пожароопасность. Всем известна катастрофа
дирижабля «Гинденбург», который от одной искры загорелся в полете:
из 97 человек, находящихся на борту, погибла треть.
Высокая стоимость топливных элементов и водородного двигателя, что,
в свою очередь, увеличивает стоимость автомобиля. Аналог с
водородным двигателем стоит в два раза дороже. Автомобиль на базе
водородного двигателя обслуживать в 100 раз дороже, чем обычный
двигатель.
Водородный двигатель занимает большой объем. В грузовиках и
автобусах это не создает никаких неудобств, но в легковых
автомобилях уменьшается объем багажного отделения.Водородный двигатель – это не фантастика. Например, Honda, Toyota и
Hyndai наладили линию по производству автомобилей с двигателями на базе
водорода и плотно оккупировали рынок: Toyota Mirai (2015), Honda FCX
Clarity (2008), Hyundai ix35 Fuel Cell. В середине декабря прошлого года Audi
объявило о своем решении выпустить новый концепт на водороде – Q6 H
Tron.
Несмотря на все недостатки, водород – это единственный возобновляемый и
неограниченный ресурс на планете. Для того чтобы автомобили с таким ДВС
получили широкое распространение, ученым и разработчикам надо будет
решить, как устранить негативные характеристики и уменьшить стоимость
механизма, а государствам наладить инфраструктуру, чтобы машины на
водороде перестали быть редкостью на дорогах.