Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом. Юстус фон Либих

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать ученика своим непростым предметом и в дальнейшем удержать этот интерес на достаточно длительное время. В этом мне помогают различные нетрадиционные формы, методы и средства обучения химии. Среди них – «библиотечка юного химика», в которой накоплены за долгие годы работы разнообразные интересные факты, события, открытия в области химии и в смежных с ней науками. По прочитанным интересным статьям устраиваем дискуссии, обсуждения, соревнования. Материалы также можно использовать в качестве дополнительных источников информации по соответствующим темам. Вниманию коллег – учителей химии предлагаю наиболее интересные странички для чтения из библиотечки.
Иконка файла материала 43.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом.  Юстус фон Либих Шел обычный урок в Дармштадтской гимназии. В классе стояла тишина. И вдруг над партой, за которой сидел Юстус Либих, взметнулось пламя. Можно представить, какая возникла паника! Виновнику такого «опыта» пришлось в скором времени покинуть гимназию. Отец отдал его в обучение к аптекарю. Но   и   на   новом   месте   юный   химик   не   прекращал   экспериментов   со взрывчатыми   веществами:   во   время   одного   из   них   даже   сорвало   крышу   с мансарды. Либиха   интересовали   не   только   эксперименты:   он   с   увлечением   читал сочинения великих химиков и физиков прошлого — Василия Валентина, Г. Шталя, П. Макёра, Г. Кавендиша и других. Краткая биография Юстуса фон Либиха Родился Либих в 1803 г. в Дармштадте в семье аптекаря. Учился в Боннском и   Эрлангенском   университетах,   затем   уехал   в   Париж,   где   работал   у прославленных   химиков   Л.   Тенара   и   Ж.  Гей­Люссака.  В  Германию   Либих вернулся известным  химиком. В 21 год он стал профессором Гиссенского университета. С 1860 г. Либих — президент Баварской Академии наук. Либих, как и его друг Фридрих Вёлер, был прекрасным преподавателем; его лекции привлекали не только химиков, но и студентов других специальностей. Он ввел в практику высшей школы лабораторные занятия и широко поощрял интерес   к   научным   исследованиям.   Особо   отличившимся   студентам   в торжественной обстановке Либих вручал нож с платиновым клинком. У него учились и работали такие впоследствии известные химики, как А. Гофман, А. Кекуле, Э. Эрленмейер, А. Вюрц, Ш. Жерар, Г. Копп, А. А. Воскресенский, Н.Н. Зинин и другие. Творческая деятельностьЛибих   был   отличным   популяризатором   науки,   свидетельство   тому   —   его «Письма   о   химии»   (1844).   Он   создал   журнал   «Анналы   фармации»   (1832), переименованный в 1839 г. в «Анналы химии и фармации», а после смерти ученого   —   в   «Либиховские   анналы   химии».   Печататься   в   этом   журнале считается большой честью. Творческая деятельность Либиха чрезвычайно многогранна (это открытие и синтезы   новых   веществ,   усовершенствование   методики   органического анализа, организация производства  жидкого стекла; он по праву считается основоположником   агрохимии…).   Мы   остановимся   лишь   на   созданной Либихом теории радикалов, сыгравшей важную роль в развитии органической химии. Теория этерина Первой   общей   теорией   органической   химии   стала,   по   существу,   теория этерина, выдвинутая в конце 20­х годов французами Ж. Дюма и П. Булеем (этерином в то время называли этилен, иначе — «двууглеродистый водород», «маслородный   газ»).   Они   полагали,   что   этилен   является   общей   составной частью   спирта   и   эфира   и   в   этом   отношении   напоминает   аммиак   в   солях аммония. Таким   образом,   теория   этерина   позволяла   рассматривать   с   единой   точки зрения различные органические вещества (эфиры и спирты). Кроме того, она показывала, что состав органических соединений, как и неорганических, тоже подчиняется определенным закономерностям. Теория   этерина   не   получила   экспериментального   подтверждения   и просуществовала недолго. Уже в 1832 г. была опубликована статья Ю. Либиха и Ф. Вёлера «Исследования радикала бензойной кислоты», которая положила начало новой теории — теории радикалов. Теория радикалов Понятие   о   радикале   как   о   группе   атомов   ввел   в   химию   Лавуазье. Применительно   к   органической   химии   этим   понятием   пользовались   (и углубили его) Берцелиус и особенно Либих и Вёлер.Изучая   «горькоминдальное   масло»   (как   тогда   называли   бензальдегид С6Н5СНО), немецкие химики установили, что в присутствии водного раствора щелочи это соединение переходит в бензойную кислоту, а при действии на него галогенами (хлором или бромом) получается хлористый или бромистый бензоил.   При   этом   было   обнаружено,   что   во   всех   реакциях   группа   С7Н50 переходит из одного вещества в другое без изменения:  С7Н5ОН ­бензальдегид,  C7H5OCl­хлористый бензоил,  C7H5OBr­бромистый бензоил,  C7H5ONH2 ­бензамид. Берцелиус считал, что открытие немецких химиков «можно рассматривать как начало новой эпохи в растительной химии». Открытый   радикал­группу   атомов,   остающуюся   при   реакциях   неизменной, Либих  и Вёлер  назвали бензоилом. Тогда  же Берцелиус  предположил,  что основой этилового спирта должен быть радикал С2Н6, а основой эфира — радикал С4Н10. Через   два   года   Либих   выступил   со   статьей   «О   строении   эфира   и   его соединений». В ней он распространил теорию радикалов и на эфиры. «Этот взгляд не является лишь мнением,— писал Либих в заключении статьи, — это неопровержимый   факт,   и   нельзя   остановиться   на   другой   теории   без   того, чтобы не впасть в ошибки и в ложные выводы». В   1835   г.   Ж.   Дюма   и   Е.   Пелиго   установили,   что   в   состав   метилового   и этилового спиртов и их эфиров входит группа СН2. Общую для всех этих соединений группу они предложили назвать метилен. Результаты этой работы, казалось, укладывались в рамки теории радикалов. Что же понимали в то время под радикалом? Вот как пояснял это сам Либих на примере радикала циана: «…он является неизменяющейся составной частью в ряде соединений; … замещается другими простыми телами; …в его соединениях с простым телом   последнее   может   быть   выделено   и   замещено   эквивалентами других простых тел…». Вместе   с   тем   уже   были   известны   факты,   опровергавшие   представление   о радикалах как о группах, переходящих без изменения из одного соединения в другое. В 1821 г. М. Фарадей, действуя на хлористый этилен (дихлорэтан С2Н4Cl2) хлором, получил гексахлорэтан (С2Cl6)­соединение, в котором всеатомы   водорода   были   замещены   хлором,   т.   е.   равные   объемы   водорода уступили   место   равным   объемам   хлора.   Еще   раньше   Ж.   Гей­Люссак обнаружил, что водород в синильной кислоте полностью вытесняется хлором; при этом образуется хлористый циан (CNCl). В 1822 г. французский химик Г. Серюллас получил йодоформ (CHI3)­производное метана, в котором водород почти   полностью   замещен   йодом.   Теория   радикалов   не   объясняла   и   того факта, что 1 объем хлора замещает 1 объем водорода в бензальдегиде, как это наблюдали Либих и Вёлер (1832). Все эти факты, противоречащие теории радикалов, не были объяснены пока ими не занялся Жан Батист Дюма.