БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АССИМИЛЯЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ, ВЫРАБОТКИ УЧЕБНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Матушкина Марина Фёдоровна, заведующий библиотекой
МБОУ «Средняя школа № 60 города Макеевки»
Краткая аннотация. В статье актуализированы возможности и особенности
библиотечного урока как образовательного события с целью развития читательских компетенций школьников. Школьная библиотека должна способствовать образовательной деятельности: не просто поддерживать образовательный процесс, а выполнять педагогические функции, обучая работе с информацией, формируя информационную культуру пользователей.
Ключевые слова: библиотека, библиотечные уроки, ассимиляция межпредметных знаний, инновация, культура чтения.
«Ни искусство, ни мудрость
не могут быть достигнуты,
если им не учиться».
Демокрит
Школьная библиотека сегодня – это необходимое звено образовательной среды. Она является социальным пространством, открытым для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков, способный активизировать творческую деятельность детей и взрослых.
Школьная библиотека – как первый учитель, от которого зависит очень многое. Какого читателя мы воспитаем, таким он и будет в публичных и вузовских библиотеках. Все закладывается с детства.
В современной системе образования библиотека постепенно становится центром внеурочной жизни всего школьного сообщества, обеспечивая не только доступ к книге и информации на различных носителях, но и развивая навыки информационно-поисковой деятельности учащихся и сотрудников образовательного учреждения.
Одним из эффективных приемов формирования культуры чтения у учащихся являются библиотечные уроки. Библиотечные уроки по чтению являются частью программы «Информационная культура личности». Формы проведения библиотечного урока разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия, литературные гостиные.
Главная задача библиотечного урока - выработать способность учащихся самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, словарем, научить детей систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.
Моя задача - ориентировать библиотечные мероприятия на развитие заинтересованности учеников в использовании книги как источника знаний, чтобы максимально приблизить к читателю – ученику, сделать так, чтобы у детей были знания, опыт и познание работы информационной деятельности.
Эффективный библиотечный урок – это ключевой смысловой компонент педагогической и просветительской работы школы по формированию качественной образовательной среды развития чтения обучающихся.
Особенности библиотечного урока, в отличие от традиционного урочного занятия, заключаются в том, что он позволяет, как «неформальное событие», расширить смысловые рамки содержания занятия и общения участников, используя в педагогических целях всесторонние глубинные связи явлений и фактов действительности, усилив воздействие на мировоззрение обучающихся. В современном библиотечном уроке пересекаются области географии, физики, химии, биологии, математики, экологии, литературы, истории и др. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами и библиотекой. Основная характеристика библиотечного урока во внеурочной деятельности – это нестандартность, интегративность, потенциал духовно-нравственного наполнения, открытость диалога и многообразие творческих проявлений субъектов. Феномен урока в различных форматах его реализации обеспечен также возможностью включения и соединения библиотекарем различных образовательных технологий: эвристических, театральных, проблемного обучения, приемов литературного развития и креативности, рефлексивности, творческих практик, информационных и других технологий в многофункциональной образовательной среде современной школы.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Обобщенный характер познавательной деятельности позволяет шире применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни учащихся.
Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения, самая эффективная в настоящее время форма реализации - интегрированные уроки. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание дисциплин.
Библиотечный урок может быть использован при проведении интегрированных уроков совместно с учителями-предметниками. Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного.
Внедрение в образовательный процесс литературных викторин, логических игр, виртуальных экскурсий дает очень хорошие результаты. Детям очень нравятся такого рода занятия, они активно вовлечены в познавательный процесс.
Хороший результат показало применение библиотечных уроков, в том числе интерактивных, в организации летнего досуга детей на базе школьного летнего лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей.
Каждый библиотечный урок должен соответствовать задачам и целям урока: образовательной, воспитательной, развивающей.
При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определенные требования:
· принцип системного подхода, иначе, несмотря даже на большой объем сведений, предоставляемый учащимся на этих занятиях, практический результат не будет удовлетворительным, знания будут носить хаотичный и разрозненный характер;
· принцип преемственности;
· последовательное усложнение при подаче материала уроков;
· ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.
Библиотечная деятельность меняется. Все эти изменения могут привести к снижению спроса на книгопечатную продукцию и услуги специалиста по поиску информации, если ее можно найти с помощью простого программного обеспечения. Происходит устаревание профессии библиотекаря в его традиционной форме. Что может предложить эта профессия сегодня, и как ей лучше адаптироваться к новым условиям, чтобы занять свою нишу в жизни современного общества? Прогресс возможен при внедрении новой модели повышения качества обслуживания на основе использования инновационных ресурсов школьной библиотеки. Необходимо обучать школьников читательской и информационной культуре, самостоятельному осмыслению печатной и виртуальной продукции, формировать ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Таким образом, роль школьных библиотек в модернизации образования значительно возрастает, изменяются их функции, задачи. Необходимо обеспечить новый, качественный, уровень библиотеки общеобразовательного учреждения на основе компетентностного подхода при обучении и повышении квалификации, переподготовке кадров специалистов библиотек общеобразовательных учреждений. Это позволит реализовать потенциал школьной библиотеки в формировании образовательных компетентностей школьника, в частности – метапредметных компетентностей, а компетентность библиотекаря современной школьной библиотеки является интегральным свойством личности, характеризует его стремление и способность реализовать свой потенциал – знания, умения, опыт, личностные качества для успешной профессиональной деятельности.
Новое - это не вытеснение старого, а иное качество деятельности. Только компетентный библиотекарь сможет создать развивающуюся школьную библиотеку, соответствующую современным требованиям, концепциям, стратегиям развития образования. Основные компоненты компетентности библиотекаря: достаточный уровень профессионального образования, профессиональный опыт, мотивированное стремление к непрерывному самообразованию, творческое отношение к делу. Хороший библиотекарь должен постоянно учиться, быть интерактивным, любознательным, слегка голодным без информации. Только постоянно ищущий библиотекарь может стать лидером.
Итак, можно сделать следующий вывод: формирование направленности читательского интереса у учащихся зависит от нескольких факторов. Самое главное - это совместная работа в данном направлении, как библиотекаря, учителя, так и родителей. Наша задача-вызвать интерес у ребёнка, увлечь его книгой, заставить сопереживать, сочувствовать героям произведения. Привитый с детства интерес к книге никогда не исчезнет, а со временем будет становиться только сильней, таким образом, оказывая влияние на формирование ребёнка как целостной личности, ответственного и честного гражданина своей страны.
Список использованной литературы:
1.Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. – М: Книжная
палата, 1987. – 256 с.
2.Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Метод. рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145с.
3. Библиотечные уроки [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://novichokprostobiblioblog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.