Библиотечный час: «Путешествие в поэтический мир А.С. Пушкина» 5 «А» класс слабослышащее отделение Автор: Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов, педагог-психолог rimoiseeva@list.ru

  • docx
  • 26.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЧАС.docx

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

Библиотечный час:

«Путешествие в поэтический мир А.С. Пушкина»


5 «А» класс слабослышащее отделение

 

Автор:

Моисеева Раиса Ивановна –

учитель начальных классов, педагог-психолог

rimoiseeva@list.ru

                                                        Томск               

Цель: обобщение и закрепление знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

 

Задачи:

Образовательная – формировать культуру общения, учить воспринимать и понимать творчество А.С. Пушкина, излагая речевой материал чётко, внятно, лексически верно. Закрепить факты биографии, творчество  А.С. Пушкина.

Воспитательная – воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина, воспитывать культуру читателя, развивать потребность в чтении произведений великого поэта.

Коррекционно-развивающая – развивать речь, память, мышление, воображение, творческо-художественные и  артистические способности, формировать личностные универсальные учебные действия посредством слухоречевого развития. Активизировать слуховое восприятие.

 

Оборудование: выставка детских рисунков по сказкам А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение», индивидуальные слуховые аппараты, речевые карточки.

 

Место проведения: читальный зал, 1-ый этаж.

 

Ход мероприятия. Организационный момент.

 

Раиса Ивановна:

–С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

Не лениться,  не зевать,

А работать и читать.

 

Мария Анатольевна: (Обращает внимание на портрет А.С. Пушкина).

-Ребята, чей портрет вы видите?

Дети:

-Александра Сергеевича Пушкина.

Мария Анатольевна:

-Где висит этот портрет в школе? (В школьной библиотеке).

-Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы.

Давным-давно, двести лет назад, жил-был мальчик. Рос он ребёнком озорным, был непоседой. Но в доме у него было одно место, где он успокаивался и уходил от суеты жизненной. Это была домашняя библиотека.

Мальчик читал книги запоем, они уносили его в далёкий неведомый мир. И была у этого мальчика няня Арина Родионовна. Она знала очень много сказок и  любила их рассказывать. Долгими зимними вечерами в комнате звучал тихий голос няни, в печи пощёлкивали дрова, за окном ветер свистал, а дома хозяйничала сказка. Вырос мальчик в мире сказок и стал писателем-сказочником. Как вы думаете, о ком идёт речь? О каком великом поэте?

Дети:

-О великом поэте –  Александре Сергеевиче Пушкине.

Мария Анатольевна:

-Правильно,  Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Родился Александр Сергеевич Пушкин 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе.

-Отец – Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду.

-Мать – Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала – «арапа Петра Великого».

-Воспитанный французскими гувернёрами, Саша Пушкин из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского языка и большую любовь к чтению.

-Ещё в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского.  Любимое время года Пушкина была осень. Любовь к природе, родному языку ему привили бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна Яковлева.

-В год рождения Александра его отец дал Арине Родионовне вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца – маленького Сашеньки. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.

 

Раиса Ивановна:

-Ребята, сегодня наша встреча  посвящена творчеству Александра Сергеевича Пушкина. На уроках литературного чтения мы знакомились с творчеством великого поэта, читали замечательные отрывки из его произведений, стихи о временах года, даже заучили некоторые его произведения наизусть. Сегодня вы их вспомните, эмоционально и выразительно расскажите, а Мария Анатольевна послушает вас, проверит, что вы запомнили из прошлых уроков о творчестве поэта.

-Сейчас я задам вопросы, чтобы убедиться, внимательно ли вы слушали Марию Анатольевну? Слушайте внимательно, отвечайте полными ответами, говорите чётко, внятно, проговаривая правильно все звуки.

- В каком городе родился А.С. Пушкин?

- Какое любимое время года поэта?

- Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)

-Сколько лет прошло со дня рождения? (математически дети высчитывают на доске, произвольные ответы детей).

 -По опорным словам вспомните, как называется сказка.

«… Дурачина ты, простофиля, не сумел ты взять выкупа с рыбки, взял бы хоть новое корыто, наше то совсем развалилось…».

Дети:

-Сказка о рыбаке и рыбки.

Раиса Ивановна:

-Ребята, кому вы показывали театральное представление по этой сказке?

Дети:

-Дошколятам.

 

Физкультминутка:

«Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире»

Цель. Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Раиса Ивановна:

-Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире.

-Все вы знаете считалочку: «Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире. Чай пили, чашки били, по-турецки говорили: «Чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».

• Раз (хлопок в ладоши).

• Два (левая рука — перед лицом, ладонь смотрит вправо;  правая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь левой руки; локоть правой руки на уровне плеча).

• Три (хлопок в ладоши).

• Четыре (правая   рука   —   перед лицом,  ладонь  смотрит влево; левая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь   правой   руки;   локоть   левой руки на уровне плеча).

• Жили (хлопок в ладоши).

• Мыши (кулачок правой руки упирается в ладонь левой).

• На (хлопок в ладоши).

• Квартире (кулачок   левой   руки упирается в ладонь правой).

• Чай    пили (кисти    обеих    рук соединены боковыми  сторонами,  со­браны в чашечку).

• Чашки били (ладони резко расходятся    в    разные    стороны,    лицевая сторона смотрит вниз).

• По-турецки говорили (руки скрещиваются до локтя плавными, волнообразными движениями кистей).

• Чаби (соприкасаются   подушечки больших и указательных пальцев обеих рук один раз).

• Чиляби (встречаются   подушечки больших и средних пальцев один раз).

• Челяби (встречаются   подушечки больших и безымянных пальцев один раз).

• Чаби-чаби (встречаются подушечки больших пальцев и мизинцев обеих кистей рук два раза).

Примечание. Движения руками выполнять в достаточном напряжении. Во время соединения подушечек пальцев четко проговаривать слова «чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».

 

Пальчиковая гимнастика

См.: Моисеева Р. Пальчиковые игры-упражнения

Дошкольное воспитание, 2000. № 10.

http://doshkolniki.org/doshkolnaya-psixologiya/156-palchikovye-igry-uprazhnesniya-20-razvitie-melkoj-motoriki.html

 

 

Мария Анатольевна: 

-Ребята, а какие стихи поэта Александра Сергеевича Пушкина вы хорошо знаете? Какие стихи вы помните? Прочитайте и объясните, чем они привлекают вас, что вы больше всего в них цените? Я с удовольствием послушаю.

 

Читает: Екатерина Багаева:

«Уж небо осенью дышало ....»

(Из романа «Евгений Онегин»)

Автор: Александр Пушкин

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

 

Читает Иванова Валерия:

«В тот год осенняя погода...» (Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)

Автор: Александр Пушкин

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

 

Читает Морозов Семён:

«Зимний вечер», автор: Александр Пушкин

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

 

Читает Виолетта Каличкина:

«Зима!... Крестьянин торжествуя...» (Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)

Автор: Александр Пушкин

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

 

Мария Анатольевна:

-Ребята, вы – молодцы! Почему вам нравятся творчество поэта? (произвольные ответы детей)

-Я очень рада была с вами сотрудничать. Мне приятно слушать вашу речь. Читаете выразительно, эмоционально. Спасибо!

 

 Итог урока. Рефлексия.

 

-Вам понравился библиотечный час?

-Что нового узнали на уроке?

-Было ли вам трудно отвечать на вопросы?

-Что больше всего запомнилось?

-Хотели бы вы ещё встретиться?

 (произвольные ответы детей)

 

Домашнее задание.

 

1.Нарисовать иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

2.Выучить стихотворение по желанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 


 

Скачано с www.znanio.ru