Библиотечный урок "Сказка о добром сказочнике"
Оценка 4.7

Библиотечный урок "Сказка о добром сказочнике"

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
doc
воспитательная работа
5 кл—6 кл
15.02.2023
Библиотечный урок "Сказка о добром сказочнике"
Библиотечный урок рассказывает о Г.Х.Андерсене, авторе сказок, так любимых детьми во всем мире. Его удивительная судьба, тяжелая и полная испытаний, научит детей сопереживать, а герои сказок предстанут в новом свете. Библиотечный урок расчитан на учащихся 5-6 классов.
Библиотечный урок Сказка о добром Сказочнике.doc

Сказка о добром сказочнике:

Биографический калейдоскоп о жизни Г.Х.Андерсена

Действующие лица:

Библиотекарь, Ведущий 1, Ведущий 2

Сопроводительные материалы: Презентация с музыкальным сопровождением (любое произведение Ф.Листа, Россини, Шумана)

Библиотекарь

«Моя жизнь - это прекрасная сказка... Если бы в детстве, когда я бедным мальчиком один пустился по белу свету, меня встретила могущественная фея и сказала бы мне: «Выбери себе дорогу и цель, и я буду охранять и направлять тебя!» - и тогда моя судьба не сложилась бы счастливее, мудрее и лучше. История моей жизни поведает миру то, что она говорит мне: Господь милостив и все творит к лучшему».

                                                                                                                Г.Х.Андерсен

Ведущий 1

Сегодня без сказок Андерсена немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого... Пожалуй, и сама судьба этого удивительного человека была похожа на сказку. На сказку с добрыми и злыми персонажами, испытаниями и горестями, которые пришлось пережить главному герою, и, конечно, со счастливым концом. Итак, мы начинаем «Сказку о добром сказочнике»…

Ведущий 2

Маленький Ганс родился в бедной семье в городке Оденсе. Его родители ничего не могли дать малышу, кроме своей безграничной любви и фамилии с окончанием на "сен", указывающей на низкое происхождение. В сказке "Ребячья болтовня" писатель передаст потом презрительное отношение знати к беднякам: "Из тех, чье имя кончается на "сен", никогда ничего не выйдет путного", — говорили представители богатых сословий.  Разве мог кто-то знать, что этот мальчик когда-нибудь станет великим и непревзойденным Королем сказки!

Ведущий 1

Но в этой бедной жизни были свои радости, свой особый мир, полный простых и
вместе с тем необыкновенных вещей. Навсегда врезалась в память Андерсена
чистая, тщательно прибранная комнатка в два окна, книжная полка, сапожный
верстак. Еще маленькая кухня, ящик с петрушкой, и луком за окошком, куст
бузины во дворе… 

Библиотекарь

Будущий король сказки был  не слишком хорош собой. Наружность и поведение Андерсена часто вызывали смех. У него был очень высокий рост, худые и длинные, почти до колен руки, большой нос, близко посаженные друг к другу раскосые глаза, огненно-рыжая копна нечесаных волос. При этом, несмотря на высокий рост, - тонкий женский голос, неуклюжие  движения, и  вычурная речь. Эта странная внешность была одной из причин его болезненной мнительности. Помните, как в сказке «Гадкий утенок» утка учила утят держать лапки вместе? Когда-то и Андерсена мать учила держать ноги носками наружу, а не внутрь - «так только дураки и неудачники ходят». Только советы матери мало помогали сыну.

Ведущий 2

Ганс подрастал, но оставался все таким же нескладным и неуверенным в себе. Он часто болел и обычно не участвовал в играх соседских мальчишек. Самым любимым увлечением юного Андерсена были сказки, которые рассказывали ему старухи - соседки и отец. Отец мальчика тоже был мечтателем и, работая в сапожной мастерской, мечтал о дальних странах и путешествиях. Очень часто вместе с сыном он гулял по тихим окрестностям родного Оденсе. Во время этих прогулок он и рассказывал мальчугану сказки. А вскоре и сам Ганс начал сочинять сказки о маленьком китайском принце, который должен был прорыть подземный ход, ведущий в Оденсе, и забрать Ганса с собой в Китай.

Ведущий 1

Мама Ганса работала прачкой от зари до зари. Однажды она получила за работу хорошие деньги и решила порадовать сына -  разрешила купить билет в театр на спектакль "Дунайская дева". Это событие перевернуло всю жизнь мальчика. Придя домой, он тут же бросился сочинять свою пьесу. Называлась она "Карас и Эльвира". Герои были неслыханными красавцами и красавицами, а диалоги вели длинными и сложными стихами. Ему казалось, что благородные люди не могут говорить как обычные ремесленники. Он раздобыл иностранные словари и вставлял в королевские роли непонятные, но очень красивые слова.

 

Ведущий 2

В то время отец Ханса ушел на войну в наполеоновскую армию. Семья стала совсем бедной, денег не хватало даже на еду. Ханс подружился с расклейщиком афиш, он помогал ему в работе, а расклейщик за это дарил долговязому пареньку афиши новых спектаклей. А воображение мальчика по одному только названию позволяло ему придумать театральное действие.

 

Ведущий 1

Семью Андерсена не обошло горе — отец вернулся с войны весь израненный и вскоре умер. После смерти отца Андерсен простился с матерью и отправился в Копенгаген, чтобы стать артистом. Он собрал все свое мужество и упросил одну знаменитую артистку посмотреть, на что он способен. Актриса внимательно наблюдала за неуклюжими стараниями нескладного мальчугана. Потом, вытирая набежавшие от смеха слезы, подвела итог: "Артиста из тебя не получится. Но я поговорю с директором гимназии, и ты будешь учиться в лучшей школе Копенгагена".

Андерсену было шестнадцать. Единственное, что он умел — читать и немного писать, только этому его научили в школе для бедняков. Теперь он оказался за партой с детьми из  знатных семей. Отношение к Гансу было не просто плохое: его унижали, оскорбляли, придумывали злые шутки, чтобы позабавиться над чудным учеником. "Я чувствовал себя тонущей собакой, — вспоминал он позднее, — в которую дети ради забавы кидают камни". Из этого страшного быта родилась не обида, а сказка — "Гадкий утенок". Ведь Андерсен был волшебником.

Ведущий 1

В эти трудные студенческие годы он напишет смешную и щедрую на выдумки   книгу —
«Прогулка   на Амагерз», напишет также водевиль «Любовь на башне св. Николая».

Первый сборник сказок Андерсена был опубликован, когда писателю исполнилось 30 лет, и назывался он "Сказки, рассказанные детям". Сам Андерсен считал издательство сказок делом не очень серьёзным. И лишь позднее, когда появился сборник "Новые сказки", Андерсен понял, что это очень серьёзное дело.

Библиотекарь

На первые гонорары с помощью друзей Андерсен отправляется в путешествие за границу. Гюго, Гейне, Диккенс, Гете, братья Гримм, Бальзак, Дюма, Вагнер, Шуман, Мендельсон, Россини, Лист — со всеми этими людьми Андерсен познакомился и подружился во время поездки. Все они были очарованы его сказками и преклонялись перед его талантом.

Сказки были переведены не несколько языков, в том числе и на русский. Андерсен  даже получил в подарок том своих сказок на русском языке. А Лев Николаевич Толстой, прочитав сказку "Пятеро из одного стручка", отозвался о ней так: "Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы".

К середине 30-х годов Андерсен стал европейски известным и признанным
писателем. Но ни самозабвенный труд, ни слава не принесли ему освобождения от
нужды. Андерсен так много и так быстро работал, что ему почти невозможно было самому трезво и как бы со стороны судить о результатах своего труда. Нужда лишала
его возможности, написав новую вещь, положить ее в стол, чтобы спустя
некоторое время подойти к ней как бы заново, взглянуть на нее свежими
глазами... Когда на Андерсена находило вдохновение, он писал много. Большинство его гениальных сказок написаны одна за другой.
 

Ведущий 2

Андерсен много читал, встречался с разными людьми, путешествовал. И, куда бы
ни шел, вглядывался и вслушивался во все новое. Он не надеялся на память
(кстати великолепную). Поэтому еще в юности приучил себя вести дневник. В его
сказках есть детали, которые обнаружены в записях двадцати-тридцатилетней
давности. Гениальный сказочник был не только творцом по вдохновению, но и
усердным тружеником.

Ведущий 1

Андерсена, как никакого другого писателя, обкрадывали издатели, не платя ему авторских. Если же и платили, то совершенно мизерные суммы. Земляки Андерсена проявляли к нему крайнюю несправедливость: они просто не понимали его и мешали ему когда могли и в чем могли. И признали они его только потому, что его признали чужие - народы других стран. Опомнившись и удивившись, датчане загладили свою вину перед ним, поставив писателю (при жизни!)  в центре столицы бронзовый монумент...

Ведущий 2

Удивительно, но сказочник очень обиделся на скульптора — он был изображен в толпе детей. А великий сказочник всю жизнь считал себя писателем для взрослых! Сегодня отдать память гению приезжает королева и самые высокопоставленные лица Дании.  Долг каждого просвещённого человека, посетившего Данию, - прийти в музей Андерсена, возложить цветы к памятнику и на могилу писателя. На кладбище Оденсе захоронено немало известных людей, но существует только один указатель – «к  Андерсену». Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ханса-Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

Библиотекарь

      «Песенка никогда не кончается, вот что самое чудесное!» - так говорил великий сказочник. И сегодня мы вспомним сказки Г.Х. Андерсена, которые помогают понять, что такое  Справедливость, Правда, Красота и Любовь, учат ненавидеть ложь и несправедливость. 
     
    Игра "Вопрос - ответ"

1.    В какой стране жил великий сказочник Х.К.Андерсен?

а) Швеция

б) Германия

в)  Дания

2.    Из трёх произведений одно не принадлежит перу Андерсена.
Назовите его?

а)  «Гадкий утёнок»

б)  «Дикие лебеди»

в)  «Золотой гусь» (Братья Гримм)

3.    Из трёх предложенных предметов два взяты из сказки «Огниво».
Определите лишний предмет?

а)  Монеты

б)  Сабля

в)  Оловянный солдатик

4.    Из какой сказки эта песенка: «Ах, мой милый Августин, всё

прошло, всё!»

а)  «Русалочка»

б)  «Свинопас»

в)  «Оле-Лукойе»

5.    Кто из героев Андерсена мог сказать о себе такое: «Это было
тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили
дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала
троллей, и я всё стал видеть злым и безобразным».

а)  Кай

б)  Герда

в)  Солдат

6.    Выбери ответ: Главного героя сказки «Золотой мальчик» зовут:

а)     Петер

б)  Иоганнес

в)  Кай

 

"Портреты героев"  Угадай сказку и героя.

1.            В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развивались блестящие крылышки. («Дюймовочка» король эльфов)

2.     Они уже ходили в школу, писали на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы. У них была сестрица, (братья-принцы «Дикие лебеди»

3.     Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, и все-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира. (Снежная королева)

4.     Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая... (принцесса на горошине)

5.          Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку, он шёл домой. (солдат «Огниво)

6.     «Другие сестры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие как солнце цветы да прекрасного мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то корабля» (О Русалочке)

7.     «В одних чулках он тихо-тихо поднимется по лестнице, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнёт в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком» (Об Оле-Лукойе)

8.                 «Бедняжка стояла в крестьянской избе и играла зелёным листом - других игрушек у неё не было; она проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь неё на солнышко и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев... (Об Элизе «Дикие лебеди)

9.                  Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, который отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря потому, в какую сторону повернётся. Под мышкой у него по зонту. (Оле-Лукойе)


10.           

Сказка о добром сказочнике: Биографический калейдоскоп о жизни

Сказка о добром сказочнике: Биографический калейдоскоп о жизни

При этом, несмотря на высокий рост, - тонкий женский голос, неуклюжие движения, и вычурная речь

При этом, несмотря на высокий рост, - тонкий женский голос, неуклюжие движения, и вычурная речь

Андерсену было шестнадцать. Единственное, что он умел — читать и немного писать, только этому его научили в школе для бедняков

Андерсену было шестнадцать. Единственное, что он умел — читать и немного писать, только этому его научили в школе для бедняков

Андерсена, как никакого другого писателя, обкрадывали издатели, не платя ему авторских

Андерсена, как никакого другого писателя, обкрадывали издатели, не платя ему авторских

Кай б) Герда в) Солдат 6

Кай б) Герда в) Солдат 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2023