Библиотечный проект "Непрерывное чтение из класса в класс"
Оценка 4.9
Культурные мероприятия
doc
библиотека
5 кл
06.11.2017
Библиотечный проект «Непрерывное чтение из класса в класс» разработан и готов к реализации школьной библиотекой МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат в 2017-18 учебном году. В рамках проекта к сотрудничеству приглашаются учащиеся пятых классов и их родители, педагоги, психолог и библиотекарь городского филиала №2 МБУ «МЦБ». Данное сотрудничество даёт надежду на более эффективный результат в воспитании у школьников системных читательских качеств. Мы хотим привить детям больше, чем умение, больше, чем привычку, - любовь к чтению.
Для того, чтобы школьники 5 классов пользовались библиотекой так же активно, как в начальной школе, необходимо сохранить связь детей с библиотекой и библиотекарем. Проект начинает работать в пятом классе, но получит своё продолжение в 6,7,8 классах.
В проекте используются библиотечные и педагогические формы мероприятий: викторины, библиотечно-библиографические уроки, уроки у книжной выставки, беседы, бинарные уроки, путешествия, презентации, конкурсы и т.д. Предусмотрена совместная творческая деятельность родителей и детей. Родители призваны участвовать в руководстве чтением детей.
Все формы работы направлены на повышение уровня информационной грамотности, расширение кругозора школьников, на развитие и поддержание их читательской активности и культуры чтения, на раскрытие возможностей библиотечного фонда.
Принимая во внимание то, что в понятии многих нынешних школьников компьютер и Интернет - это актуально и современно, а библиотека и книга – это «прошлый век», необходимо найти пути примирение двух составляющих образования: книги и компьютера. Для этого в проекте используются Интернет - технологии и ресурсы Сети, которые позволяет вовлечь большее количество учащихся в активное чтение и творчество.Проект школьного библиотекаря по поддержанию и укреплению позиций печатной книги, воспитанию у школьников любви к чтению
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение.doc
1 Содержание:
1. Информационная карта проекта С. 3
2. Предпосылки проекта С. 4
3. Актуальность проекта С. 45
4. Описание проекта С. 56
5. Участники проекта С. 6
6. Целевая группа проекта С. 6
7. Цель и задачи проекта С. 7
8. Этапы реализации С. 78
9. Эффективность проекта С. 89
10. Ожидаемые результаты С. 9
11. Риски реализации проекта С. 910
12. Дальнейшее развитие проекта С. 10
13. Заключение С.11
14. Литература и Интернет – ресурсы С. 12
15. Приложения С.13…
2 1. Информационная карта проекта
Полное название проекта: Библиотечный проект: «Непрерывное
чтение из класса в класс»
Цель проекта: «Создание в библиотеке МАОУ «СОШ
№3» г. Нурлат, воспитательного
пространства, обеспечивающего
условия для поддержания уровня
читательской активности школьников
начальных классов при переходе в 5
класс основной школы»
Тип проекта: авторский
Целевое назначение: учащиеся 5 классов
Сроки реализации: 201718 учебный год
Организация, реализующая проект: МАОУ «СОШ №3» г. Нурлат РТ
Место реализации проекта: библиотека МАОУ «СОШ №3»
г.Нурлат РТ
Адрес организации: 423041, г.Нурлат, Нурлатский район,
ул.Заводская , д.1.
Рабочий телефон: 8(84345)25802
email: shkola32005@yandex.ru
Автор проекта: Маслова Светлана Владимировна,
заведующий библиотекой
Домашний адрес: 423041, г.Нурлат, Нурлатский район,
ул.Заводская , д.4 кв.4
Телефон: 8(84345)25290
3 email: svetulka
64@
mail
. ru
2. Предпосылки проекта:
1. Профессиональная заинтересованность школьного библиотекаря в формировании
у учащихся системных читательских качеств;
2. Социальная потребность поддержания и укрепления позиций печатной книги;
3. Необходимость содействия педагогам в воспитании культуры чтения, повышении
уровня информационной культуры учащихся;
4. Необходимость раскрытия возможностей фонда школьной библиотеки в помощь
самообразованию учащихся;
5. Социальная необходимость повышения престижа школьной библиотеки и её
деятельности в социуме.
3. Актуальность проекта:
« Библиотека должна быть сердцем и мозгом школы,
местом, где ученик, учитель и библиотекарь
встречаются ежедневно для совместной работы,
где исподволь воспитывается потребность
в знаниях, в поиске, в самообразовании».
( Андерсон Я.А.).
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют высокие
требования к образовательному и воспитательному процессам в школах. В связи с этим
повысились требования и к школьной библиотеке, как к структурному подразделению
школы. Она перестала быть «пунктом выдачи учебников и книг» и является
полноценным участником образовательной деятельности школы, помощником
педагогов в реализации учебных и воспитательных программ.
Современная библиотека – это место, где аккумулируются школьные источники
информации, базы данных, где участники образовательного процесса встречаются для
самообразования и общения. Условия для этого в школьных библиотеках имеются и
сейчас главная задача привлечь в стены библиотеки школьников.
Странствуя по просторам Интернета, нынешние школьники исключают из своей
жизни традиционные формы информации книги на печатной основе. Если учащиеся 1
– 4 классов регулярно пользуются школьными библиотеками, то с 5 класса происходит
спад интереса к книге. В рамках данного проекта хочется помочь пятиклассникам
найти в своём жизненном расписании место традиционной книге.
4 Почему при переходе учеников из начальной школы в основную школу, снижается
их читательская активность? Для ответа на заданный вопрос, в сентябре 2016 года был
проведён опрос учащихся 68 классов.
По результатам опроса было выявлено несколько причин:
* Мало современной литературы для среднего школьного возраста – 19% ;
* Нет интересных журналов – 14%;
* Нет ИКТ и копировальной техники для самостоятельной деятельности – 11%;
* Библиотека не привлекает эстетически – устаревший интерьер – 1%;
* Нет времени на чтение изза высокой загруженности уроками – 24%;
* Читаю в городской библиотеке, имею домашнюю библиотеку 9%;
* Читаю электронные книги – 10 %
* Покупаю книги – 5%
* Не хочу, не люблю – 5%.
* Затрудняюсь ответить – 2%
Актуальность проекта подтверждают результаты ежегодного мониторинга
читательской активности. При проведении анализа читательских формуляров
выяснилось, что самые мало читающие школьники – это обучающиеся 68 классов. В
5х классах более 50% детей ещё пользуются библиотекой. Необходимо сохранить и
приумножить их интерес к книге. Поэтому аудитория проекта именно 5 классы.
Данный проект актуален ещё и потому, что это дополнительная возможность
общения с одноклассниками. На массовых мероприятиях дети работают в группах,
обсуждают различные темы, обмениваются мнениями. Возможно и виртуальное
общение с участниками проекта в сети Интернет. Мероприятия проекта призваны
содействовать расширению кругозора, образного мышления и словарного запаса
школьников. Некоторые задания на дом требуют участия родителей. Это способствует
более тесному общению в семье.
Данный проект – это попытка школьной библиотеки объединить вокруг себя всех,
кто заинтересован в воспитании настоящего читателя.
4. Описание проекта
Библиотечный проект «Непрерывное чтение из класса в класс» разработан и
готов к реализации школьной библиотекой МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат в 201718
учебном году. В рамках проекта к сотрудничеству приглашаются учащиеся пятых
классов и их родители, педагоги, психолог и библиотекарь городского филиала №2
МБУ «МЦБ». Данное сотрудничество даёт надежду на более эффективный результат
в воспитании у школьников системных читательских качеств. Мы хотим привить
детям больше, чем умение, больше, чем привычку, любовь к чтению.
Для того, чтобы школьники 5 классов пользовались библиотекой так же активно,
как в начальной школе, необходимо сохранить связь детей с библиотекой и
библиотекарем. Проект начинает работать в пятом классе, но получит своё
продолжение в 6,7,8 классах.
5 В проекте используются библиотечные и педагогические формы мероприятий:
викторины, библиотечнобиблиографические уроки, уроки у книжной выставки,
беседы, бинарные уроки, путешествия, презентации, конкурсы и т.д. Предусмотрена
совместная творческая деятельность родителей и детей. Родители призваны
участвовать в руководстве чтением детей.
Все формы работы направлены на повышение уровня информационной
грамотности, расширение кругозора школьников, на развитие и поддержание их
читательской активности и культуры чтения, на раскрытие возможностей
библиотечного фонда.
Принимая во внимание то, что в понятии многих нынешних школьников
компьютер и Интернет это актуально и современно, а библиотека и книга – это
«прошлый век», необходимо
найти пути примирение двух составляющих
образования: книги и компьютера. Для этого в проекте используются Интернет
технологии и ресурсы Сети, которые позволяет вовлечь большее количество
учащихся в активное чтение и творчество.
Сочетание традиционных и инновационных форм библиотечной работы
способствует привлечению читателей в стены школьной библиотеки.
Информационная поддержка библиотекой проектной и исследовательской
деятельности школьников поможет учащимся составить правильное впечатление о
роли библиотеки в образовательном процессе школы.
Проект «Непрерывное чтение из класса в класс» требует от всех его участников
постоянного самообразования и практического применения полученных знаний.
Библиотекарь становится инициатором интересных начинаний, стимулирует
самостоятельную активность читателей.
Интересно – это слово должно стать ключевым при посещении читателями школьной
библиотеки в рамках проекта «Непрерывное чтение из класса в класс».
5 .Участники проекта:
обучающиеся 5 «А» и 5 «Б» классов МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат;
педагоги МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат;
заведующий библиотекой МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат;
педагог психолог;
родители обучающихся 5 классов МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат;
библиотекарь городского филиала №2 МБУ «МЦБ» Нурлатского
муниципального района РТ.
Обучающиеся 5 «А» и 5 «Б» классов МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат
6. Целевая группа проекта:
7. Цель и задачи проекта:
6 Цель: «Создание в библиотеке МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат, воспитательного
пространства, обеспечивающего условия для поддержания уровня читательской
активности школьников начальных классов при переходе в 5 класс основной школы»
Задачи:
1. Построение системы воспитательной работы, направленной на повышение
познавательного интереса обучающихся 5х классов к книге и чтению;
2. Подготовка цикла мероприятий, для совершенствования
интеллектуальных, коммуникативных и читательских навыков школьников;
3. Организация условий для информационной поддержки учебноисследовательской
деятельности учащихся;
4. Вовлечение родителей в руководство чтением школьников;
5. Разработка плана профессионального сотрудничества школьного библиотекаря и
библиотекаря филиала №2 ЦРБ;
6. Расширение «библиотечных границ» для учащихся 5х классов через взаимодействие
библиотек двух систем: школьной и массовой;
7. Реклама деятельности школьной библиотеки в социуме через публикации в СМИ и
сети Интернет.
8. Этапы реализации проекта:
Подготовительный: 201617 учебный год
Изучить литературу и Интернетресурсы по теме проекта;
Разработать дидактические материалы для реализации проекта: анкеты, тесты,
буклеты, рекомендательные указатели литературы, памятки;
Изучить результаты мониторинга основных показаний библиотеки с 2010 по 2016
годы;
Сделать качественный анализ читательской активности учащихся 4 классов за
2016 – 17 учебный год, выявить проблемы и разработать план по их решению;
Разработать цикл родительских собраний о ценности семейного чтения;
Изучить динамику популярности школьной библиотеки в социуме, подготовить
рекламные мероприятия для продвижения проекта;
Разработать план массовых мероприятий;
Провести анкетирование родителей и учащихся 4 классов;
Закупить детскую литературу, оформить подписку на журналы;
Закупить компьютерную и множительную технику;
Решить вопрос с обеспечением библиотеки качественным подключением к сети
Интернет.
Основной 201718 учебный год
7 Организация и проведение мероприятий, направленных на развитие читательской
активности и информационной грамотности обучающихся МАОУ «СОШ №3»
г.Нурлат РТ;
Защита конкурсных исследовательских и творческих работ участников проекта;
Поощрение и награждение участников проекта;
Проведение акций « Белый журавлик», «Доброе дело два века живёт», «Читаем
малышам»;
Проведение родительских собраний на тем: «Роль книги в семейном
воспитании», «Читающая мама – читающий малыш», «Чтение – вот лучшее
учение», «Использование Интернет – ресурсов для повышения уровня
грамотности детей»;
Ведение «Дневника проекта» на сайте библиотеки МАОУ «СОШ №3»;
Выпуск печатной продукции: сборник авторских стихотворений победителей
конкурса «Золотое пёрышко», сборник исследовательских работ читателей
библиотеки.
Заключительный майиюнь 2018 года
Итоговое анкетирование родителей и учащихся, сравнительный анализ
результатов анкетирования 2017 г. и 2018 г.;
Анализ читательских формуляров, качественный и количественны анализ
результативности проекта;
Обобщение результатов реализации проекта на педагогическом совете,
родительском собрании, семинаре РМО школьных библиотекарей;
Публикация исследовательских работ читателей библиотеки в школьном
сборнике и на сайте библиотеки;
Публикация информации о результатах реализации проекта в СМИ, на сайте
школы, библиотеки.
9. Эффективность проекта:
1. Повышение основных количественных и качественных показателей обучающихся 5
классов в школьной библиотеке за 201718 учебный год;
2. Повышение активности школьников на внеклассных мероприятиях;
3. Приобретение учащимися 5 класса привычки регулярного чтения для души и
самообразования;
4. Сохранение у мало читающей группы пятиклассников читательской
активности на уровне 201617 учебного года;
5. Развитие индивидуальных способностей школьников посредством участия
в конкурсах исследовательских и творческих работ;
6. Более тесное взаимодействие учащихся 5 классов с родителями,
одноклассниками;
8 7. Дальнейшее участие родителей в руководстве чтением детей.
9.1 Эффективность мероприятий проекта отслеживается:
По количеству участников в мероприятиях, акциях, конкурсах;
По количественным результатам анализа читательских формуляров в школьной и
массовой библиотеках (посещение, книговыдача);
По количеству награждённых грамотами, благодарственными письмами;
По количеству конкурсных и творческих работ школьников и родителей;
По результатам анкетирования школьников, родителей и педагогов в начале и
конце 201718 учебного года.
10. Ожидаемые результаты:
1. Приобретение учащимися 5 классов навыков систематического чтения;
2. Выработка привычки посещать библиотеку в течение всего
образовательного процесса;
3. Приобретение учащимися навыка самостоятельного пользования фондами
школьной библиотеки;
4. Повышение уровня информационной культуры учащихся, расширение
кругозора и словарного запаса;
5. Постоянное сотрудничество с родителями в руководстве детским
чтением;
11. Риски реализации проекта и пути их преодоления
Риски
Нежелание
школьников
участвовать в
мероприятиях
проекта
Условия возникновения
1. Недостаток времени;
2. Отсутствие навыков
систематического чтения и
регулярного посещения
библиотеки.
Пути преодоления
1. Проведение викторин
и опросов в социальных
сетях, через сайт библиоте
ки, проведение виртуаль
ных мероприятий с
согласия родителей;
2. Индивидуальная
работа с пассивными
детьми, с привлечением
родителей и классного
руководителя;
3. Составление индивидуаль
ного плана чтения,
рекомендательных списков
литературы и Интернет
9 Нежелание
родителей
сотрудничать в
рамках проекта
1. Недостаток времени;
2. Равнодушное отношение
к вопросам руководства
чтением детей и
недооценка роли
чтения в жизни школьника
Нежелание детей
читать
предложенные
книги и журналы
1. Отсутствие навыка
чтения литературы,
выходящей за рамки
школьной программы;
2. Слабая техника чтения.
ресурсов и т.д.).
1. Беседы библиотекаря на
родительских собраниях о
ценности чтения в воспита
нии школьников;
2. Беседы психолога и
классного руководителя о
необходимости соучастия
родителей в развитии и
воспитании школьников.
1. Громкие чтения небольших
произведений библиоте
карем, учителем, родителя
ми;
2. Чтение по ролям;
3. Показ буктрейлеров к
книгам с целью рекламы;
4. Реклама электронных
версий книг с трансляцией
в социальной сети;
5. Реклама фильмов,
поставленных по данным
книгам.
12. Дальнейшее развитие проекта
1. Продолжение взаимодействия школьной и массовой библиотек
для мотивации учащихся школы №3 к регулярному использованию библиотечных
фондов и услуг;
2. Разработка и реализация следующих этапов проекта «Непрерывное чтение
из класса в класс» для учащихся 6,7,8 классов (201821 учебные годы);
3. При достижении положительной динамики по основным показателям библиотеки и
эффективных результатов реализации проекта в 201718 году, цикл мероприятий
проекта будет включен в ежегодный план работы библиотеки МАОУ «СОШ №3»
г.Нурлат;
4. Авторские мероприятия проекта будут опубликованы в свободном доступе
на сайте школьной библиотеки МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат и в электронном
журнале «Педагогический мир»;
5. Дальнейшая реклама деятельности школьной библиотеки МАОУ «СОШ №3»
г.Нурлат в социуме через опубликование хода и результатов реализации проекта;
6. Продолжение взаимодействия библиотекаря, педагогов, родителей для развития
10 в детях качеств активного читателя и пользователя библиотеки.
13. Заключение
Чтобы ребенок взял в руки книгу, ему нужна помощь взрослых. Это, в первую
очередь, родители. Но русская пословица гласит: «Один в поле не воин», поэтому для
воспитания у ребёнка читательских качеств необходимо привлекать к данному
процессу всех заинтересованных людей. Родители обязаны с дошкольного возраста
прививать детям любовь к чтению и книге. В школе учитель и библиотекарь должны
помочь им сохранить эту любовь и через библиотечные ресурсы развить интерес к
обучению и самообразованию. Читать или не читать каждый решает для себя
индивидуально. Но все понимают, что без чтенья нет ученья. Читать книги по
школьной программе необходимо, но изза недостатка времени дети могут опоздать на
встречу с авторами и их книгами, которых просто нет в школьных учебниках.
Расширить литературный кругозор школьников, познакомить их с лучшими
произведениями российской детской литературы, научить их пользоваться
библиотекой и читать для души – вот основная миссия проекта «Непрерывное чтение
из класса в класс».
14. Список использованных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. /
Редактор Казакова А.А.. М.: Просвещение, 2016, 53с. (Стандарты второго
поколения);
«Национальная программа поддержки и развития чтения в России на 20072020
годы» (утверждён Федеральным агенством по печати и массовым коммуникациям
и Российским книжным союзом» 24.11.2002г.);
Конвенция о правах ребенка ;
Закон Республики Татарстан "О библиотеках и библиотечном деле"
Федеральный Закон Российской Федерации "О библиотечном деле".
11
Библиотечный проект "Непрерывное чтение из класса в класс"
Библиотечный проект "Непрерывное чтение из класса в класс"
Библиотечный проект "Непрерывное чтение из класса в класс"
Библиотечный проект "Непрерывное чтение из класса в класс"
Библиотечный проект "Непрерывное чтение из класса в класс"
Библиотечный проект "Непрерывное чтение из класса в класс"
Библиотечный проект "Непрерывное чтение из класса в класс"
Библиотечный проект "Непрерывное чтение из класса в класс"
Библиотечный проект "Непрерывное чтение из класса в класс"
Библиотечный проект "Непрерывное чтение из класса в класс"
Библиотечный проект "Непрерывное чтение из класса в класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.