БИЛЕТЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

  • docx
  • 30.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Билеты к зачету по родной литературе.docx

Билет 1

Вопрос 1. Строгановская летопись как одно из самых ранних литературных произведений Урала и Сибири.

Вопрос 2. Что такое метафора? Дайте определение, приведите примеры.

Практическое задание. Определить стиль речи в каждом тексте.

ТЕКСТ 1. О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.

ТЕКСТ 2. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

ТЕКСТ 3. Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону – это диалог, то телефонограмма – это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием должности; время передачи и приема.

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 2

Вопрос 1. Назовите авторов летописаний 17-18 веков/не менее трех/, расскажите об одном из них подробней.

Вопрос 2. Что такое олицетворение? Дайте определение, приведите примеры.

Практическое задание. Определить стиль речи в каждом тексте.

ТЕКСТ 1. Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, – концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

– Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.

ТЕКСТ 2. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

Билет 3

Вопрос 1. Что такое Синодика? Какое значение имел поход Ермака в Сибирь?

Вопрос 2. Дайте сравнительную характеристику героям повести Ф.М. Решетникова «Подлиповцы» Гавриле Пилине и Степану Сысоеву.

Практическое задание. Сделайте анализ текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 4

Вопрос 1. Расскажите о творчестве и жизни П.П. Бажова.

Вопрос 2. Что такое анафора и синекдоха? Дайте определение, приведите примеры.

Практическое задание. Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся.


а) Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась.


б) Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 5

Вопрос 1. Дайте характеристику Гаврилы Пилина из повести Ф. М. Решетникова «Подлиповцы».

Вопрос 2.  Расскажите о родах литературы. Назовите жанры эпоса, приведите примеры.

Практическое задание. Сделайте анализ стихотворения.

Билет 6

Вопрос 1.  Расскажите биографию Ф. М. Решетникова.

Вопрос 2. Дайте характеристику главным героям повести С. Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь».

Практическое задание. Внимательно прочитайте текст и найдите верные утверждения. Укажите номера ответов.

1. В предложениях 3–4 представлено описание.

2. Предложение 2 содержит элемент описания.

3. В предложении 5 представлено повествование.

4. В предложениях 1–2 содержится рассуждение.

(1) Лес по обеим сторонам был вековой давности, а через такой легче пробираться, чем сквозь густую поросль кустарника, поэтому наша поклажа не причиняла нам особых неудобств. (2) Мне никогда не забыть ощущения торжественной тайны, которое я испытал в этих лесах. (3) Нас окружали могучие деревья, почти на недосягаемой для взора высоте сплетающих готические стрелы ветвей в сплошной зеленый шатер, сквозь который лишь кое-где, пронизывая на миг золотом эту торжественную тьму, пробивается солнечный  луч. (4) Густой ковер прошлогодней листвы заглушал наши шаги. (5) На темных стволах пламенели яркие орхидеи и поражающие своей окраской лишайники. (Конан Дойл А. Затерянный мир).

 

 

 

 

 

 

Билет 7

Вопрос 1. Какова основная мысль романа "Приваловские миллионы" Мамина-Сибиряка?

Вопрос 2.  Почему повесть «Подлиповцы» автор назвал этнографическим очерком?

Практическое задание.

Прочитайте тексты и укажите, в каких речевых ситуациях могут быть использованы эти высказывания. Затем сравните содержание высказываний. В каком из них мы находим точные сведения о Тимуре? Каковы задачи речи в том и другом случае? (Вспомните, Жене действительно нужны сведения об исторической личности или ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с незнакомым мальчиком?) Сравните высказывания по языку: найдите в одном из них непринужденные (разговорные) слова и обороты, а в другом —официальные (книжные).

а) Женя помолчала и опять спросила:
— Оля, а кто такой Тимур?
— Это один царь такой,— намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга,— злой, хромой, из средней истории. (А. Гайдар.)


б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336—1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран. (Энциклопедический словарь.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 8

Вопрос 1. Функциональные стили речи. Дать определение, привести примеры.

Вопрос 2. Система образов в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы».

Практическое задание. Напишите эссе на тему «Моя будущая профессия» /не менее 70 слов/.

 

Билет 9

Вопрос 1. Творческий и жизненный путь С. А. Лавровой.

Вопрос 2. Документально-художественная повесть В. К. Очеретина «Я твой, Родина!». Анализ VII главы романа.

Практическое задание. Сделайте анализ стихотворения.

 

 

Билет 10

Вопрос 1.  Особенности творчества В. Дулепова.

Вопрос 2. Типы текста. Дать определение, назвать примеры.

Практическое задание.

Подчеркните в текстах слова, несущие основную смысловую нагрузку. К какой части речи они принадлежат? Можно ли по этим словам сделать вывод о функционально-смысловом типе речи предложенных текстов?

1. Однажды, в неуютный дождливый вечер, задумчивый кот взобрался на радиоприемник! Лег и стал слушать музыку. Он медленно приоткрывал и закрывал свои прекрасные громадные глаза, а на его морде с точеным носом и пышными бакенбардами расплывалась блаженная улыбка.

2. Есть у меня кот – серый в черных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пять кривых когтей. Да зубы, как иголки, острые. Это очень красивый кот.

3. Коты появились в доме человека давным-давно. Для современного человека кот – любимое домашнее животное. Мы выбираем котов, руководствуясь различными соображениями: кто-то ищет котенка обязательно породистого, а кто-то подбирает питомца на улице, понимая, что без заботы человека он может погибнуть. Лучше всего выбирать котенка сердцем, того, которого сразу полюбил.

Билет 11

Вопрос 1. Какова основная мысль творчества В. Дулепова в цикле произведений «Афганская тетрадь»?

Вопрос 2.  Дайте определение понятию роды литературы. Назовите жанры эпоса.

Практическое задание. Напишите эссе на тему «Хотят ли русские войны?» /не менее 70 слов/.

 

Билет 12

Вопрос 1. Расскажите о жизненном и творческом пути В. Очеретина. Назовите его произведения.

Вопрос 2.  Дайте определение понятию роды литературы. Назовите жанры лирики.

 

Практическое задание.

Внимательно прочитайте тексты и предположите, с какой целью они написаны автором. Задайте вопросы к тексту и определите тип речи. Можно ли утверждать, что выбор типа речи связан с целью создания текста? Ответ обоснуйте.

1. «Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу,

превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу, улыбались и подставляли лица ледяным каплям…».

2. «Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.».

3. «Итак, пройдет ночь и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать».

 

Билет 13

Вопрос 1. Дайте определение понятию «документальный очерк», назовите его отличительные черты.

Вопрос 2.  Почему повесть «Подлиповцы» автор назвал этнографическим очерком?

Практическое задание. Продекламируйте стихотворение Бориса Рыжего.

 

Билет 14

Вопрос 1. Расскажите об одном из уральских поэтов, пишущих стихи о Великой Отечественной войне.   

Вопрос 2. Дайте определение градации и приведите пример градации из сказки «О рыбаке и рыбке».

Практическое задание. Найдите и назовите черты документального  очерка в произведении В. Дулепова «Остров Грозный». 

 

Билет 15

Вопрос 1. Расскажите о жизни и творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка?

Вопрос 2. Стихотворный метр. Дайте определение, назовите 5 основных видов, приведите примеры.

Практическое задание. Продекламируйте стихотворение о Великой Отечественной войне.

 

Билет 16

Вопрос 1. Расскажите о жизненном и творческом пути Бориса Рыжего.

Вопрос 2. Назовите отличия сказки от сказа /не менее 5/.

Практическое задание. Внимательно прочитайте текст. С какой целью он написан? О каких действиях говорится в тексте – сменяющих друг друга или происходящих одновременно? Определите тип речи.

Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном, высоком небе видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звезды.

Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка – это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот чтото ухнуло и захохотало: где-то закричал филин. Завыли и замолчали волки. (И. Соколов-Микитов)

Билет 17

Вопрос 1. Какова основная мысль романа "Приваловские миллионы" Мамина-Сибиряка?

Вопрос 2.  Рифмовка. Дать определение, назвать виды, привести примеры.

Практическое задание. Напишите эссе «Есть ли на войне место любви?» /не менее 70 слов/.

 

Билет 18

Вопрос 1. Составьте словарь диалектных слов из произведения «Подлиповцы» Ф. М. Решетникова. / не менее 20 слов/

Вопрос 2. Расскажите о творческом и жизненном пути В. Крапивина. Назовите не менее трёх произведений автора.  

Практическое задание. Напишите письмо другу, расскажите о своей учёбе в колледже и о том, что делаете в свободное время.

 

Билет 19

Вопрос 1. В чем заключается новаторство автора произведения «Приваловские миллионы»? 

Вопрос 2. Жизненный и  творческий путь Вадима Дулепова.

Практическое задание. Расскажите наизусть своё любимое стихотворение.

 

Билет 20

Вопрос 1. О каком уральском военном соединении идет речь в произведении В. Очеретина «Я твой, Родина»? Расскажите о нем подробней.

Вопрос 2.  Назовите функциональные стили речи. Укажите отличительные черты научного и художественного стилей.

Практическое задание. Напишите эссе на тему «Моя малая родина» / не менее 70 слов/.