Бинарный урок по истории и ИЗО на тему «Что стояло на столе в разные времена. Твоя посуда»
Оценка 4.6

Бинарный урок по истории и ИЗО на тему «Что стояло на столе в разные времена. Твоя посуда»

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
история
17.01.2024
Бинарный урок по истории и ИЗО на тему «Что стояло на столе в разные времена. Твоя посуда»
Бинарный урок по истории и ИЗО на тему «Что стояло на столе в разные времена. Твоя посуда»
урок Посуда.docx

Интегрированный урок по истории и изо на тему

«Что стояло на столе в разные времена. Твоя посуда»

учитель начальных классов

Кожемякина Е.Ю.

 

 

Тема: «Что стояло на столе в разные времена. Твоя посуда»

Интеграция предметов: история и ИЗО.

Цель: ознакомить с историей появления и изменения посуды; развивать художественный вкус, творческое мышление, речь.

Оборудование: презентация «Посуда», посуда с хохломской росписью, пластилин, гуашь, заготовка для росписи.

Методы:

1.      Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).

2.      Наглядный (показ презентации).

3.      Практические.

Ход урока:

I. Организационный момент, сообщение целей урока.

- Поставьте буквы в порядке убывания.

О А У Д П С

- Какое слово получилось?

(Посуда.)

- Дайте определение понятия «посуда»

(Хозяйственная утварь, предназначенная для еды, питья, хранения продуктов.)

1.      Решите кроссворд. Ключевое слово поможет вам назвать тему урока.

2.      Главный вход в храм. (Портал.)

3.      Первое жилище человека. (Пещера.)

4.      Полукруглое перекрытие между двумя опорами. (Арка.)

5.      Зрелищное сооружение с лошадьми. (Ипподром.)

6.      Культовое сооружение на Руси. (Церковь.)

7.      Крестьянский дом.  (Изба.)

8.      Египетская пирамида как культовое сооружение. (Гробница.)

Ключевое слово: трапеза.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что стояло на столе во время трапезы в Древних Греции и Риме, в русских избах.

II. Новая тема.

1. Вступительная беседа.

- Как вы думаете, давно ли появилась посуда?

- Что было первой посудой?

         Действительно, посуда появилась очень давно. Самую старую керамическую тарелку, которая тогда и тарелкой не была в нашем сегодняшнем понимании, а больше походила на плошку, нашли на территории современного Китая. Она была вручную изготовлена в 7900 г. до н.э. Затем на долгое время про тарелку забыли. В Средневековье не знали тарелок. Их с успехом заменяли большие ломти хлеба. На хлеб клали мясо. Пропитанный мясным соком хлеб бросали после трапезы собакам. Жидкую пищу черпали из общего котла или миски.

         В обиход европейских народов тарелки пришли в ХII- ХIIIвв. Простой народ довольствовался глиняной и деревянной посудой, а у состоятельных людей она была из олова и серебра.

 

 

 

         Дерево и глина впитывали жир и потому всегда имели прогорклый запах, оловянная и серебряная посуда быстро темнела и покрывалась царапинами.

         С начала ХVIв. предпочтение отдают фаянсовым тарелкам из керамики, покрытой глазурью.

        На Руси тарелки (тарели) появились – и то среди утвари царской и боярской – не раньше ХVI в. За время трапезы их не меняли. А в русских деревнях ещё в начале ХХв.. даже собрав гостей, тарелок к столу не подавали: древний обычай обязывал есть из общей миски.

Чтение рассказа «Печной горшок».

- Что общее у горшка, фарфоровой чашки и кирпича?

(Они сделаны из глины.)

- Как делали первую глиняную посуду?

(Глину вымешивали, катали валики, укладывали спиралями, заравнивали швы, а потом приделывали дно и украшали.)

Практическая работа.

- Перед вами лежит пластилин.  Давайте представим, что это хорошо вымешанная глина.

1.      Скатайте валик.

2.      Укладывая спиралью, создайте форму посуды, которую хотите сделать.

3.      Заровняйте швы.

4.      Вылепите и приделайте дно.

Древняя посуда готова.

- Ровная ли получилась ваша посуда?

- Какое приспособление помогло человеку делать посуду правильной формы? (Гончарный круг.)

Но всё это появилось намного позже.

2. Что стояло на столе в Древних Греции и Риме?

- Знакомство с посудой мы начнём с Древнего Рима и Греции. Как вы думаете, почему?

(Богатая культура, древние традиции...)

- По большей части сосуды были керамические, из обожженной (при 900 градусах С) глины и расписанные, как правило, чёрными фигурами по красному фону или красными фигурами по чёрному фону (цвета обожжённой глины).

         Иногда мастера и художники подписывали сделанные ими сосуды – как бы от имени самих сосудов: «Эрготим сделал меня, Клитий расписал».

         Специалисты насчитывали 350 видов античных сосудов. Мы познакомимся с некоторыми из них.

Амфора

         Амфору не спутаешь с другими сосудами: как правило, у неё вытянутое тулово с заострённым дном, довольно узкое горло и две ручки по сторонам. Высотой он был от 40 см до 1,5 м. Греки и римляне хранили и перевозили в амфорах масло, вино, зерно.

         Неустойчивость амфор возмещалась тем, что они занимали мало места, а в погреба и трюмы кораблей их загружали в несколько ярусов. Заострённым концом амфору зарывали в песок или вставляли в особые гнёзда.

          Античные народы не погнушались превратить её в траурную урну (для пепла умерших).

          Классическая форма, совершенные пропорции сделали амфору достойным символом памяти. Вот почему мы часто видим её мраморную или бронзовую – на надгробиях и памятниках. Художники античности расписывали амфоры, изображая на них сцены из жизни, мифических героев и многочисленных богов.

           Чернофигурные амфоры, наполненные оливковым маслом, вручали в качестве приза победителям.

 

 

 

 

Килик

           Рюмок и бокалов тогда не знали, вино пили из киликов – вино пили из киликов – плоских чаш с ручками по сторонам и на ножках.

           Но пьянство решительно пресекалось. У греков и римлян был разумный закон: под страхом наказания или штрафа даже взрослые мужчины пили вино, только разбавленное водой (молодёжи пить вино запрещалось).

           Вино с водой смешивали в большом пузатом сосуде – кратере.

           Для хранения воды древним грекам служила гидрия из керамики или (реже) из металла.

           В домах аристократов держали серебряные гидрии, сделанные ювелирами на заказ. Они были украшением в доме.

            Мы считаем, что самовар - чисто русское изобретение. Но оказывается это совсем не так. Прародительница нашего самовара – автепса. Её использовали древние греки, а потом и римляне больше 2 тысяч лет назад. Это сосуд, в котором кипятили воду. Автепса состояла из кувшина со встроенной трубой – жаровней, которую заправляли древесным углём и разводили огонь. За несколько минут в автепсе можно было вскипятить 2-3 литра воды.

             Бутылок (знакомого нам вида) тогда ещё не изобрели, пользовались стеклянными или глиняными ампулами с шарообразным туловом и высоким узким горлом. Ампулы в кожаном чехле брали с собой на охоту и в дорогу.

- Из какого материала чаще всего делали эту посуду?  (Из керамики).

- Что такое керамика? (Керамика – обожжённая глина)

    Своё название керамическая посуда получила по району Древней Греции – Керамик, где жили ремесленники, изготовлявшие посуду из глины. С тех пор посуду из глины называют керамика.

2. Что стояло на столе русского крестьянина.

- Как вы думаете, из какого материала была сделана самая доступная посуда на Руси? (Из дерева).

   Русские просторы, леса бескрайны, поэтому самым дешёвым материалом была древесина. Не только русская изба была деревянной, но и всё, что в ней находилось.

- Какой ещё материал использовали для посуды? (Глину).

        Посуду делали не только из древесины, но из коры. Особое место занимала берёста – кора берёзы.

         Берёста – наружный слой берёзовый коры, не пропускающий влагу и воздух. Лишь весной в ней открываются «чечевички» - узкие коричневатые черточки, своеобразные окошки, через которое дерево дышит. Берёста состоит из множества тончайших слоёв разного цвета – от золотисто-жёлтого до розовато-коричневого.

          Мастера делали из неё массу полезных, необходимых вещей. Люди заметили долговечность берёсты и её способность не поддаваться гниению. Умельцы Урала и Сибири мастерили знаменитые берестяные туеса.

           Эти сосуды обладали удивительными свойствами – в них даже в жару оставались холодными молоко и квас, подолгу не скисала сметана. А солёные огурцы и грибы не только хранились в них гораздо дольше, чем в обычных деревянных бочках, но и приобретали ни с чем не сравнимый особый пряный вкус. Туеса повсюду сопровождали и пахаря, и охотника, и рыболова. Берёста прекрасно сохраняла рыбу – зимой она не замерзала, а летом не портилась.

 

 

 

 

            Такой посудой пользовались в хозяйстве.  А что ставили на стол в русских избах?

4.      Рассказ подготовленных учащихся.

              Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина. Так, например, в числе крупного помещика перечислены блюда, миски, братины (старинная посуда, в которой приносились напитки к праздничному столу), ставцы (старинная посуда из двух равновеликих частей – крышки и тулова – для двух блюд), кружки и всё – из дерева.

               Требовалась такая посуда в большом количестве, ведь дерево быстро изнашивалось, а есть и пить нужно было каждый день, да не один раз. Поэтому уже в XVI в. посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и тысячами штук на нескольких возах сразу.

            Сколь велика была потребность в такой посуде, говорит тот факт, что весь северный край и Поволжье стали как бы единой мастерской по её выделке.

             Больше всего требовалось ложек: миски и чашки могли быть общей посудой, без своей же персональной ложки не мог обойтись ни один человек. Поэтому их выделывали десятками тысяч.

             Заготовки для деревянной ложки назывались «баклуши». Разбить полено на баклуши считалось делом необременительным, простым. Отсюда и пошло выражение «бить баклуши» – ничего не делать.

              В народе существовало много примет, связанных с ложкой. Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку. Считалось, что так по ложке, как по мосту в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешали стучать ложкой по столу, так как могут на обед собраться существа, олицетворяющие бедность и несчастье.

III. Физкультминутка

IV. Продолжение темы.

            Самой почётной посудой была солоница. В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно целое. «Хлеб соль ешь, а правду режь» - говорит одна. «Без соли, без хлеба – худая беседа» - говорит другая. Вместе с караваем хлеба соль в солонице участвовала в торжественных ритуалах, Хлебом-солью встречали гостей, молодых со свадьбы.

               На Севере солоницы делали в форме плывущей уточки, в Поволжье – в виде стульчика. Народный мастер не скупился на её отделку.

               Нарядно расписанная деревянная посуда не уступала по красоте царской. Но даже простую посуду нельзя было употреблять неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой – варёным льняным маслом.

               Расписанная посуда, да ещё золотом, была для крестьянина недоступна, ведь при ежедневном употреблении, даже окрашенная. Она долго служить не могла. Вот и встала перед мастерами задача сделать посуду такой, чтоб она была не хуже боярской – золотой, но чтоб пользоваться ей могли и крестьяне. Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили. Так появилась посуда с хохломской росписью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. ИЗО

- Как же началось это удивительное хохломское чудо?

                  Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол и лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. Птица Жар задела золотым крылышком чашку с кашей, и чашка стала золотой.

                  Это конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду по такому способу стали золотить.

-  Какие цвета используют хохломские мастера для росписи? (Золотой, красный и чёрный, редко встречается зелень).

- Что изображали на посуде? (Ягоды, цветы, листья, траву, Жар-птиц).

- Существует два основных вида росписи: «травкой» и «кудриной»

- Возьмите заготовки, продумайте и нарисуйте орнамент.

VI. Закрепление изученного.

- Что общего в сосудах Древних Рима и Греции?

- Для чего служит амфора?

- Какой сосуд был предком самовара?

- Старинная посуда, в которой на Руси приносили к столу напитки?

- На Севере их делали в виде плывущей птицы, в Поволжье – в виде стульчика?

VII. Итог урока.

-  Для чего человеку нужна посуда? (Он из посуды ест).

-  Какую ещё функцию она выполняет?  (Эстетическую. Она украшает жилище человека).

- Что может рассказать о хозяине посуда? (Какой у него достаток, вкус, привязанности и даже характер).

            

 Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы ещё раз убедились, что в каждой вещи, в каждом предмете, который наполняет наш дом, живёт история и заложен труд художника.


 

Интегрированный урок по истории и изо на тему «Что стояло на столе в разные времена

Интегрированный урок по истории и изо на тему «Что стояло на столе в разные времена

Дерево и глина впитывали жир и потому всегда имели прогорклый запах, оловянная и серебряная посуда быстро темнела и покрывалась царапинами

Дерево и глина впитывали жир и потому всегда имели прогорклый запах, оловянная и серебряная посуда быстро темнела и покрывалась царапинами

Килик Рюмок и бокалов тогда не знали, вино пили из киликов – вино пили из киликов – плоских чаш с ручками по сторонам и на…

Килик Рюмок и бокалов тогда не знали, вино пили из киликов – вино пили из киликов – плоских чаш с ручками по сторонам и на…

Такой посудой пользовались в хозяйстве

Такой посудой пользовались в хозяйстве

V . ИЗО - Как же началось это удивительное хохломское чудо?

V . ИЗО - Как же началось это удивительное хохломское чудо?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2024