Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования
Оценка 4.7

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Оценка 4.7
Лекции +2
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
17.04.2018
Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования
Уроки начальной школы → Библиотека → Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования. Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования. 21. Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования. Часть I. Проблема преемственности начального и общего образования. Слово «преемственность» часто можно услышать на педсоветах, различных совещаниях
Бинарный урок .docx
Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования Слово   «преемственность»   часто   можно   услышать   на   педсоветах, различных   совещаниях.   Одни   педагоги,   работающие   в   5–11   классах, благодарят   учителей   начальной   школы   за   хорошую   подготовку   детей   к обучению в среднем и старшем звене, другие же, наоборот, ругают за плохую подготовку,   третьи   же,   справедливо   отличая   трудности   объективного   и субъективного характера, с которыми сталкиваются и учащиеся, и учителя в 5–11 классах, советуются с педагогами начальных классов, подсказывают им на   какие   разделы   учебных   программ   начальных   классов   следует   обратить особое внимание. Преемственность   –   это   последовательная,   непрерывная   связь   между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования. Суть   преемственности   в   обучении   заключается   в   установлении необходимой   связи   и   правильного   соотношения   между   частями   учебного предмета   на   разных   ступенях   его   изучения,   т.е.   в   последовательности, систематичности   расположения   материала,   в   опоре   на   изученное   и   на достигнутый   учащимися   уровень   развития,   в   перспективности   изучения материала,   в   согласованности   ступеней   и   этапов   учебно­воспитательной работы.  Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом   сохранения   самоценности   каждого   возрастного   периода   развития учащегося;   сформированности   умения   учиться   как   фундаментального новообразования;   направленности   на   сохранение   здоровья,   эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.  Некоторые   педагоги   считают,   что   преемственность   касается   лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело,   поэтому   необходимо   выстраивать   преемственность   не   только   на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально­типологическими   их  развития,  работоспособностью, познавательного   особенностями     спецификой   детей, преобладающим   неодинаковым  интересом  к  различным  учебным предметам и т.д. восприятия   и   переработки   информации,  типом   Препятствием  созданию   благоприятных   условий   для   обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса ­ и работать в ее   контексте   над   созданием   единой   образовательной   среды,   что   учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого­педагогические принципы, общие   методические   приемы   и   в   рамках   общего   психологического пространства — ведь у них общие учащиеся. Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться   в   средней   школе.   Фактически   так   и   случается,   когда   отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания. Переходя из четвёртого класса в пятый, учащийся попадает в новый мир. В   средней   школе   коренным   образом   меняются   условия   обучения:   дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя­предметники.   В   это   время   происходит   переход   к новому   образу жизни,   к новым   условиям   деятельности,   к новому   положению   в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Он ориентирован на то, чтобы максимально   развести   во   времени   кризис   подросткового   возраста и переходность   в школьном   обучении,   то   есть   осуществить   плавный и постепенный   переход   на   новую   ступень   образования   до   манифестации подросткового   кризиса.   Четвертый   год   обучения   в начальных   классах завершает   первый   этап  школьной   жизни   ребенка.  Четвероклассники —  это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста.   Перспектива   перехода   в среднюю   школу   заставляет   взрослых обращать сформированность у четвероклассников универсальных учебных действий (УУД).  первостепенное внимание на         Пятый   класс   –   трудный   и   ответственный   этап   в   жизни   каждого школьника.   Учебная   и   социальная   ситуация   пятого   класса   ставит   перед ребенком   задачи   качественно   нового   уровня   по   сравнению   с   начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь. Рассмотрим   основные   трудности,   которые   испытывают   учащиеся   при переходе из 4­го в 5­й класс. Кроме того, что появляется система классный руководитель – учителя­предметники, в 5­м классе увеличивается количество предметов   до   8–12,   но   самое   главное   –   учителей   будет   столько   же,   и у каждого   свои   требования.   Причем   все   уроки   будут   вестись   в разных кабинетах, что  вызывает   стресс  у каждого  ребенка.  Многие  дети  довольно долгое время не понимают, куда и к какому учителю они должны идти. К тому   же   ребенок   вынужден   приспосабливаться   к своеобразному   темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.    Одной из важнейших причин  трудностей, обуславливающих  переход  в  среднюю  школу, является  дезадаптация  детей  в  новых  условиях  учебной  деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе.   Однако,   кроме объективной новизны ситуации   обучения, характерной   для 1 и 5 классов,   в   данном   случае добавляется еще так называемый  субъективный  фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и   школой. В частности, по следующим аспектам: средней   1.   взаимодействие   программ   обучения   (зачастую,   класс,   который обучался в начальной школе по одной из развивающих программ, переходя в среднюю   школу,   возвращается   к   традиционной   и   учится   по   учебникам, изданным еще до того, как дети поступили в начальную школу); 2.  преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения   предметного   материала,   а   также   требований   к   качеству   его оформления.   Уровень   изложения   знаний   в   средней       школе,   конечно, значительно отличается (по различным параметрам) от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать, что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю   учителя,   к   более   быстрому   темпу   работы,   к   правилам   выполнения новых заданий и т. д. 3. единство (точнее, его отсутствие) подхода к критериально – оценочной деятельности   в   начальных   классах   и   средних.   Не   секрет,   что   многие «отличники»   и   «хорошисты»   начальной   школы   при   переходе   в   среднюю меняют свой «статус» на более низкий.   И это далеко не всегда связано с объективными трудностями обучения. Таким образом, основные причины возникновения проблемы:   неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;  недостаточное   изучение   учителями   основного   звена   данных   о выпускниках начальной школы, их возможностях;  несоответствие   оценок   выпускников   начальной   школы   реальным результатам обучения;  неподготовленность   учителей   к   работе   с   детьми   младшего школьного возраста;  неадаптивность   методики   преподавания   к   возможностям   детей данного возраста;  скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;  непонимание   учащимися   учебного   материала   вследствие   его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;  рассогласование   в   сложности   содержания   образовательных программ;  неподготовленность     к   восприятию   усложненного   содержания учебных курсов в 5­м классе;  неспособность   учеников   справиться   с   возросшим   объёмом домашнего задания;  неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей­предметников;   невладение   методикой   активизации   учебно­познавательной деятельности пятиклассников;  недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;  недостаток   самостоятельной   работы   учащихся   на   учебных занятиях в начальной школе;  низкая   сформированность   общеучебных   умений   и   навыков учащихся выпускных классов начальной школы. Резкие   изменения   условий   обучения,   разнообразие   и   качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, –  все  это   является   довольно   серьезным   испытанием   для  психики школьника.  Это   проявляется   в  понижении   работоспособности,  возрастании тревожности,   робости   или,   напротив,   развязности,   неорганизованности, забывчивости. Что касается оценивания, то учителя – предметники подчас не имеют возможности (или желания) учесть индивидуальные особенности учащегося (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т.д.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальной школы реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности. Поэтому учителя   средней   школы   при   оценивании   ориентируются,   прежде   всего,   на результат   его   деятельности,   без   учета   тех   индивидуальных   особенностей, которые могли к нему привести, в то время как в начальных классах (как правило)   оценивание   строится   с   учетом   и   процессуальных   характеристик достижения результата. Любой   учитель   понимает,   что   инертный,   медлительный   ребенок   не должен слышать   приговор учителя: «Ты не успел, значит, не сделал». Тем не менее ориентация учителя только на результат исключает другую позицию. Не хочется думать,  что личностно –  гуманный  подход  является прерогативой только   начального   звена   обучения,   а   средняя   школа   не   имеет   к   этому никакого отношения. Вот почему учет индивидуальных особенностей обучаемости ребенка и соответственный подход к оцениванию его деятельности в начальной школе иногда ставится под сомнение как необъективный («мягкий») при переходе ребенка   в   среднюю   школу.   Критерии   «объективности»   в   данном   случае различны. Естественно,   что   относительная   обособленность   отдельных   звеньев школьной   системы   образования   сложилась   исторически   и   существует   на протяжении нескольких лет. Однако общественная необходимость   развития образования, ставшая особенно актуальной в последнее десятилетие, выявила дисбаланс, рассогласование требований   и   содержательной преемственности между   различными   ступенями   общеобразовательной   системы,   особенно начального и среднего звена. Преемственность   предполагает   принятие   общих   для   всех   ступеней основной   идеи,   содержания   образования,   методов,   организационных   форм обучения   и воспитания,   методики   определения   результативности. Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать   и оценивать   свои   достижения.   Научить   учиться.   Путь достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает   возможность   самостоятельного   успешного   усвоения   новых   знаний, умений   и компетентностей,   включая   организацию   усвоения,   т. е.   умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная   школа),   а затем   развитие   личностных   и метапредметных   УУД в основной   школе.   Вывод:   преемственность —   это   двухсторонний   процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.   Преемственность   предполагает   плавный   переход   на   среднюю ступень   обучения.   Такой,   чтобы   под   натиском   новых   впечатлений, непривычных   приемов   работы   не   растерять   все   хорошие   приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению. Какие же задачи должен решать   педагогический   коллектив   по   обеспечению   благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах?  На   современном   этапе   для   успешного   решения   проблемы преемственности необходимо начинать работу как можно раньше. В связи, с чем   возникает   необходимость   четкого   планирования   работы   по преемственности. Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:  совместная   методическая   работа   учителей   начальной   школы   и учителей­предметников в среднем звене;   работа с учащимися;   работа с родителями. Преемственность между начальной школой и 5­м классом предполагает следующие направления:  образовательные программы;   организация учебного процесса;   единые требования к учащимся;   структура уроков. Существуют   общепринятые   правила   или   рекомендации   для бесконфликтного   протекания   адаптационного   периода   в   5   классах. Рассмотрим их.  В   первую   очередь,   учителя­предметники   и учителя   начальной   школы должны   выдвигать   единые   требования   к оформлению   письменных   работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание учителя необходимо  обращать  на  выставление  отметок.  Далее,  коллектив   учителей среднего звена и начальной школы может обмениваться своими программами обучения.   Учителя   начальной   школы   должны   знать   программу   средней школы, а учителя среднего звена должны знать программу начального звена. Учителя­предметники   изучают   методику   обучения   конкретного   учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Для этого учителя­предметники в течение II полугодия могут посещать уроки учителей начального   звена.   В свою   очередь   учителя   начальных   классов   узнают требования учителей — предметников. Учителя начальной школы знакомятся с требованиями, предъявляемыми к учащимся 5 классов, и выстраивают свою программу «на опережение» изучаемого материала. Могут посещать уроки учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности. Учителям,   выпустившим   4   классы,   необходимо   постоянно   поддерживать контакт   с классными   руководителями   и учителями­предметниками,   с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся   и микроклимата   в семьях.   Обязательно   в конце   года   учителя начальной   школы   должны   дать   подробную   письменную   характеристику   на каждого ученика класса. Также, на первых порах регулярно можно проводить мини педсоветы (консилиумы), на которых учителя­предметники и учителя начальных   классов   находят   пути   решения   для   преодоления   дезадаптации пятиклассников. Переход из начальной школы в основную волнует не только учителей, но и родителей. За 4 года обучения в начальной школе родители привыкают к методам работы учителя, к его требованиям, для них все ясно и понятно. При переходе в основную школу у родителей возникают вопросы: как их ребенок будет адаптироваться к новым учителям, к их требованиям, к методам   оценивания,   да   и в   целом,   к системе   классный   руководитель — учителя­предметники, какие трудности будут возникать. Для решения этих проблем   учителя­предметники   могут   посещать   праздники   учащихся начальной   школы,   на   которых   присутствуют   родители   детей.   Учителя и родители   принимают   непосредственное   участие   в организованных праздниках,   что   способствует   постепенному   знакомству   двух   сторон. Последнее родительское собрание в 4 классе следует проводить совместно с будущим   классным   руководителем   и учителями­предметниками,   где родителей можно познакомить с требованиями, предъявляемыми в основной школе,   с психологическими   особенностями   подросткового   возраста,   дать рекомендации.   В   целом   внедрение   данной   модели   в учебный   процесс способствует стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную   школу   и как   следствие —   рост   уровня   удовлетворённости школьной   жизнью   и успешной   адаптации   выпускников   начальной   школы в пятых   классах.   Чтобы   ученикам   было   легче   адаптироваться   к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь   если   посмотреть   на   материал,   который   изучается   в пятом   классе,   то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы. Проблемы преемственности продолжают волновать руководителей школ, управление   образования,   учителей   среднего   и   начального   звена,   родителей выпускников   начальной   школы.   Решение   вопросов   преемственности представляется   возможным   при   целенаправленной,   продуманной   системе совместной работы всех участников учебного процесса.  Необходимо   помнить   ­   несоблюдение   правила   преемственности   при переходе   учащихся   с   одной   ступени   обучения   на   другую   может неблагоприятно   отразиться   на   прохождении   периода   адаптации   ребёнка   в новых условиях, что в конечном итоге может даже неблагоприятно отразиться на его здоровье.

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования
Скачать файл