Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования
Оценка 4.7
Лекции +2
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
17.04.2018
Уроки начальной школы → Библиотека → Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования. Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования. 21. Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования. Часть I. Проблема преемственности начального и общего образования. Слово «преемственность» часто можно услышать на педсоветах, различных совещаниях
Бинарный урок .docx
Бинарный урок как средство обеспечения преемственности
начального и основного общего образования
Слово «преемственность» часто можно услышать на педсоветах,
различных совещаниях. Одни педагоги, работающие в 5–11 классах,
благодарят учителей начальной школы за хорошую подготовку детей к
обучению в среднем и старшем звене, другие же, наоборот, ругают за плохую
подготовку, третьи же, справедливо отличая трудности объективного и
субъективного характера, с которыми сталкиваются и учащиеся, и учителя в
5–11 классах, советуются с педагогами начальных классов, подсказывают им
на какие разделы учебных программ начальных классов следует обратить
особое внимание.
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между
различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его
нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в
последующие годы образования.
Суть преемственности в обучении заключается в установлении
необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного
предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности,
систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на
достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения
материала, в согласованности ступеней и этапов учебновоспитательной
работы.
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном
обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с
учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития
учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального
новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального
благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.
Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь
содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается
тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на
уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом
уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с
индивидуальнотипологическими
их
развития,
работоспособностью,
познавательного
особенностями
спецификой
детей, преобладающим
неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
восприятия
и переработки информации,
типом
Препятствием созданию благоприятных условий для обеспечения
преемственности является непонимание того, что образовательную систему
должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса и работать в
ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя
математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все
должны действовать, опираясь на общие психологопедагогические принципы,
общие методические приемы и в рамках общего психологического
пространства — ведь у них общие учащиеся.
Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает
свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать
учиться в средней школе. Фактически так и случается, когда отличники
начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их
старания.
Переходя из четвёртого класса в пятый, учащийся попадает в новый мир.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети
переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель –
учителяпредметники. В это время происходит переход к новому образу
жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе,
к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это
интересный и сложный этап в жизни школьника. Он ориентирован на то, чтобы
максимально развести во времени кризис подросткового возраста
и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный
и постепенный переход на новую ступень образования до манифестации
подросткового кризиса. Четвертый год обучения в начальных классах
завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники — это
выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те
акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного
возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых
обращать
сформированность
у четвероклассников универсальных учебных действий (УУД).
первостепенное
внимание
на
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого
школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед
ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной
школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую
школьную жизнь. Рассмотрим основные трудности, которые испытывают учащиеся при
переходе из 4го в 5й класс. Кроме того, что появляется система классный
руководитель – учителяпредметники, в 5м классе увеличивается количество
предметов до 8–12, но самое главное – учителей будет столько же, и у
каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных
кабинетах, что вызывает стресс у каждого ребенка. Многие дети довольно
долгое время не понимают, куда и к какому учителю они должны идти. К
тому же ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу,
особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Одной из важнейших причин трудностей, обуславливающих переход в
среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной
деятельности.
Ее можно сравнить со сложностями адаптационного
периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения,
характерной для 1 и 5 классов, в данном
случае добавляется еще так
называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим
вопросам учебной деятельности между начальной и
школой.
В частности, по следующим аспектам:
средней
1. взаимодействие программ обучения (зачастую, класс, который
обучался в начальной школе по одной из развивающих программ, переходя в
среднюю школу, возвращается к традиционной и учится по учебникам,
изданным еще до того, как дети поступили в начальную школу);
2. преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня
изложения предметного материала, а также требований к качеству его
оформления. Уровень изложения знаний в средней школе, конечно,
значительно отличается (по различным параметрам) от того, который принят
в начальной школе. Поэтому нельзя забывать, что дети, перешедшие в 5 класс,
должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному
стилю учителя, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения
новых заданий и т. д.
3. единство (точнее, его отсутствие) подхода к критериально – оценочной
деятельности в начальных классах и средних. Не секрет, что многие
«отличники» и «хорошисты» начальной школы при переходе в среднюю
меняют свой «статус» на более низкий. И это далеко не всегда связано с
объективными трудностями обучения.
Таким образом, основные причины возникновения проблемы:
неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы; недостаточное изучение учителями основного звена данных о
выпускниках начальной школы, их возможностях;
несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным
результатам обучения;
неподготовленность учителей к работе с детьми младшего
школьного возраста;
неадаптивность методики преподавания к возможностям детей
данного возраста;
скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой
методам обучения;
непонимание учащимися учебного материала вследствие его
вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
рассогласование в сложности содержания образовательных
программ;
неподготовленность к восприятию усложненного содержания
учебных курсов в 5м классе;
неспособность учеников справиться с возросшим объёмом
домашнего задания;
неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям
учителейпредметников;
невладение методикой активизации учебнопознавательной
деятельности пятиклассников;
недостаток дифференцированного дидактического материала для
организации самостоятельной работы учащихся;
недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных
занятиях в начальной школе;
низкая сформированность общеучебных умений и навыков
учащихся выпускных классов начальной школы.
Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное
усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и
даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в
средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики
школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании
тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности,
забывчивости.
Что касается оценивания, то учителя – предметники подчас не имеют
возможности (или желания) учесть индивидуальные особенности учащегося
(темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т.д.), которые
влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальной школы реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности. Поэтому
учителя средней школы при оценивании ориентируются, прежде всего, на
результат его деятельности, без учета тех индивидуальных особенностей,
которые могли к нему привести, в то время как в начальных классах (как
правило) оценивание строится с учетом и процессуальных характеристик
достижения результата.
Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не
должен слышать приговор учителя: «Ты не успел, значит, не сделал». Тем не
менее ориентация учителя только на результат исключает другую позицию. Не
хочется думать, что личностно – гуманный подход является прерогативой
только начального звена обучения, а средняя школа не имеет к этому
никакого отношения.
Вот почему учет индивидуальных особенностей обучаемости ребенка и
соответственный подход к оцениванию его деятельности в начальной школе
иногда ставится под сомнение как необъективный («мягкий») при переходе
ребенка в среднюю школу. Критерии «объективности» в данном случае
различны.
Естественно, что относительная обособленность отдельных звеньев
школьной системы образования сложилась исторически и существует на
протяжении нескольких лет. Однако общественная необходимость развития
образования, ставшая особенно актуальной в последнее десятилетие, выявила
дисбаланс, рассогласование требований и содержательной преемственности
между различными ступенями общеобразовательной системы, особенно
начального и среднего звена.
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней
основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм
обучения и воспитания,
методики определения результативности.
Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности
самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации,
контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться. Путь
достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих компетенцию
«научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных
знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД
создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,
умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения
учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование
(начальная школа), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе. Вывод: преемственность — это двухсторонний процесс.
С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые
для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная
школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе
потенциал. Преемственность предполагает плавный переход на среднюю
ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений,
непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения
начальной школы, не утратить интерес к обучению. Какие же задачи должен
решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного
бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах?
На современном этапе для успешного решения проблемы
преемственности необходимо начинать работу как можно раньше. В связи, с
чем возникает необходимость четкого планирования работы по
преемственности. Решая проблему преемственности, работа должна вестись
по трем направлениям:
совместная методическая работа учителей начальной школы и
учителейпредметников в среднем звене;
работа с учащимися;
работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5м классом предполагает
следующие направления:
образовательные программы;
организация учебного процесса;
единые требования к учащимся;
структура уроков.
Существуют общепринятые правила или рекомендации для
бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах.
Рассмотрим их.
В первую очередь, учителяпредметники и учителя начальной школы
должны выдвигать единые требования к оформлению письменных работ
и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание учителя
необходимо обращать на выставление отметок. Далее, коллектив учителей
среднего звена и начальной школы может обмениваться своими программами
обучения. Учителя начальной школы должны знать программу средней
школы, а учителя среднего звена должны знать программу начального звена.
Учителяпредметники изучают методику обучения конкретного учителя
начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Для этого
учителяпредметники в течение II полугодия могут посещать уроки учителей начального звена. В свою очередь учителя начальных классов узнают
требования учителей — предметников. Учителя начальной школы знакомятся
с требованиями, предъявляемыми к учащимся 5 классов, и выстраивают свою
программу «на опережение» изучаемого материала. Могут посещать уроки
учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности.
Учителям, выпустившим 4 классы, необходимо постоянно поддерживать
контакт с классными руководителями и учителямипредметниками, с целью
оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей
учащихся и микроклимата в семьях. Обязательно в конце года учителя
начальной школы должны дать подробную письменную характеристику на
каждого ученика класса. Также, на первых порах регулярно можно проводить
мини педсоветы (консилиумы), на которых учителяпредметники и учителя
начальных классов находят пути решения для преодоления дезадаптации
пятиклассников. Переход из начальной школы в основную волнует не только
учителей, но и родителей. За 4 года обучения в начальной школе родители
привыкают к методам работы учителя, к его требованиям, для них все ясно
и понятно. При переходе в основную школу у родителей возникают вопросы:
как их ребенок будет адаптироваться к новым учителям, к их требованиям,
к методам оценивания, да и в целом, к системе классный руководитель —
учителяпредметники, какие трудности будут возникать. Для решения этих
проблем учителяпредметники могут посещать праздники учащихся
начальной школы, на которых присутствуют родители детей. Учителя
и родители принимают непосредственное участие в организованных
праздниках, что способствует постепенному знакомству двух сторон.
Последнее родительское собрание в 4 классе следует проводить совместно
с будущим классным руководителем и учителямипредметниками, где
родителей можно познакомить с требованиями, предъявляемыми в основной
школе, с психологическими особенностями подросткового возраста, дать
рекомендации. В целом внедрение данной модели в учебный процесс
способствует стабилизации качественных показателей при переходе учащихся
в основную школу и как следствие — рост уровня удовлетворённости
школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы
в пятых классах. Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым
условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием
тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы.
Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми
учащиеся пришли из начальной школы.
Проблемы преемственности продолжают волновать руководителей школ,
управление образования, учителей среднего и начального звена, родителей
выпускников начальной школы. Решение вопросов преемственности
представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе
совместной работы всех участников учебного процесса.
Необходимо помнить несоблюдение правила преемственности при
переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может
неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в
новых условиях, что в конечном итоге может даже неблагоприятно отразиться
на его здоровье.
Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования
Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования
Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования
Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования
Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования
Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования
Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования
Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.