Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс
Оценка 5

Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка +1
7 кл
29.03.2018
Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс
Цели: • учить сопоставлять разные по настроению стихотворения и музыкальные картины, находить образы этих произведений; • развивать творческое воображение, эмоциональную сферу; • воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе, родине. Музыкальный материал: С. Рахманинов "Островок", "Весенние воды", "Мир зелёный"муз. В. Голикова, сл. В. Семернина. Литературный материал: тексты стихотворений И. Бунина Оборудование: • экран, мультимедиапроектор, музыкальный центр; • презентация; • карточки с музыкальными терминами, словами романсов "Островок", "Весенние воды", текст песни "Мир зелёный". • тексты стихотворений И. Бунина.
Бинарный урок Образы природы.doc
Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс Цели:    учить сопоставлять разные по настроению стихотворения и музыкальные картины, находить образы этих произведений; развивать творческое воображение, эмоциональную сферу; воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе, родине. Музыкальный материал: С. Рахманинов "Островок", "Весенние воды", "Мир зелёный"муз. В. Голикова, сл. В.  Семернина. Литературный материал: тексты стихотворений И. Бунина Оборудование:     экран, мультимедиапроектор, музыкальный центр; презентация; карточки с музыкальными терминами, словами романсов "Островок", "Весенние воды", текст песни "Мир  зелёный". тексты стихотворений И. Бунина. Слайд№1. У. Л. ­ Ход урока Мир полон звуков, мир чуда ждёт.  С листа берёзы капля упадёт Почти без стука в мягкий плащ травы.  Мир полон звуков и ещё любви. Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает, в той или иной степени, "душу природы", её "язык", как выразился замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством  люди творческие ­ художники, поэты, композиторы. Именно в изображении природы особенно близко сходятся два вида искусства: литература и музыка. На фоне "Вокализа" С. Рахманинова ученица читает стихотворение И. Ивенсен "Музыка" Послушай: музыка вокруг: Она во всём ­ в самой природе, И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук.  Ей служат ветер, плеск волны.  Раскаты грома, звон капели.  Птиц несмолкаемые трели Среди зелёной тишины.  И дятла дробь, и поездов Гудки, чуть слышные в дремоте, И ливень песенкой без слов ­  Всё на одной звенящей ноте ­  И снега хруст, и треск костра! И металлическое пенье, И звон пилы и топора! И проводов степных гуденье! (продолжает читать учитель музыки) :Вот почему­то иногда Почудится в концертном зале, Что нам о солнце рассказали.  О том, как плещется вода, Как ветер шелестит листвою.  Как, заскрипев, качнулись ели.  А это арфы нам напели, Рояль, и скрипка, и гобой. Слайд№2. У. М. ­ Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об образах природы в музыке и поэзии. И обратимся мы к  творчеству вам уже известного русского композитора С. В. Рахманинова. Слайд №3. Давайте вспомним немного биографию композитора. Слайд №4. Родился С. В. Рахманинов 1 апреля 1873 г. в имении Онега Новгородской губернии, Русский композитор, пианист­виртуоз, дирижёр. Музыке он обучался с 4­х лет под руководством матери.  Успешно окончил Московскую консерваторию. Революцию 1917 года горячо поддерживал, но не понял её и уехал за границу. Жил во Франции, Швейцарии,  Америке. С 1935 года окончательно поселился в США. Слайд №5. В 1943г. Умер в Америке в Беверли­Хилз. Но, несмотря на это, считал себя русским композитором, и все его произведения пронизаны интонациями  русской народной музыки, любовью к природе, к родине. Слайд №6. ":он пел Россию от земли до неба, он пел Россию трепетом всех пальцев: Её дожди, крыльцо под белым снегом, и осень рыжую с кочующим багрянцем:" М. Румянцев. Сейчас мы послушаем романс "Островок" С. В. Рахманинова для голоса с фортепиано. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно: Слайд №7. Слушание романс "Островок"С. В. Рахманинов. У. М. ­ Что характерно для музыкального языка этого произведения? (ответы детей: фортепианное сопровождение непрерывно движется, но создаётся лишь иллюзия движения, оно никуда не ведёт, всё время возвращается к исходному, самому устойчивому звуку . Всё это подчёркивает  ощущение полной неподвижности.) У. М. ­ На каких словах заметно небольшое, едва заметное колебание в музыке? (на словах: "Здесь еле дышит ветерок, гроза сюда не долетает"; отголосок ветерка слышен и в последних тактах  музыке романса.) У. М. ­ Какое построение романса? (одночастное) У. М. ­ Сколько образов? (один ­ образ тишины и покоя) У. М. ­ Какие слова романса говорят о стремлении к полному покою, к абсолютной тишине? (":безмятежный островок всё дремлет, засыпает") У. М. ­ Необычайно простыми музыкальными средствами нарисовал С. Рахманинов картину такого островка и  выразил соответствующие этой картине чувства. М Горький говорил про С. Рахманинова: "Как хорошо он слышит тишину". Вы согласны с его высказыванием? (ответы детей) У. М. ­ Итак в этом произведении С. Рахманинов создал образ "тишины в природе, неподвижности и покоя". А  сейчас мне хочется обратиться к ещё одному произведению С. Рахманинова. Вам оно известно с 5 класса, это  романс "Весенние воды". Послушаем и вспомним его. Слайд №8. Слушание романс "Весенние воды" С. Рахманинов. У. М. ­ Какую природу показал в этом произведении композитор? (­ природа весной, всё проснулось от зимнего сна; ­ всё тянется навстречу солнцу, новому дню, воды бурлят, бегут, хлопочут) У. М. ­ В чём вы это услышали? (в фортепианном сопровождении) У. М. Какое настроение в музыке? (­ радостное, приподнятое, торжествующее, ликующее; ­ звучание детского хора придаёт музыке особенно приподнятое, радостное, светлое звучание) У. М. ­ Какой, по­вашему, музыкальный образ в этом произведении? (образ стремительных безудержных юных сил весны) У. Л. ­ Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Звуки,  движения, образы возникают под пером известных поэтов, но поэтический язык ­ особенный, таинственный. Не  каждому дано понимать язык стиха, а мы с вами попробуем угадать , что таится за волшебными строками стиха.  Какие образы вам представятся, какие строки придут на ум, какие чувства возникнут? 1. Рассыпался чертог из янтаря ­ Из края в край сквозит аллея к дому.  Холодное дыханье сентября Разносит ветер по саду пустому Слайд №9. 2. У берегов в воде застыли скалы, Под ними светит жидкий изумруд. Слайд №10. 3. А белые березы роняют тихий дождь Своих алмазных слез и улыбаются сквозь слезы. Слайд №11. 4. Мрамор белый с синими разводами. Слайд №12. 5. И фосфором дымится он, И видно, как мерцает нежно, Как ледяной душистый мех, На плечи кинутый небрежно. Слайд №13. 6. Как меч, блеснувший на мгновенье. Слайд №14. 7. Разлил свой пышный пламень небосвод. Слайд №15 8. И под ветвистыми дубами стеклом расплавленным бежит Слайд №16. У. Л. ­ Эти необыкновенные поэтические образы, поражающие нас своей красотой, музыкальностью были  созданы русским поэтом ­ Иваном Алексеевичем Буниным. Слайд№ 17. У. Л. ­ Судьбы этих великих людей ­ Сергея Рахманинова и Ивана Бунина ­ в чем­то похожи. Сходно их  восприятие природы и красоты, оба пронзительно и беззаветно любили Родину, тяжело переживали разлуку с  ней. "Малая родина" Бунина ­ орловская земля, хуторок Бутырки, затерявшийся в степи. Слайд №18. У. Л. ­ Здесь, среди моря хлебов, трав и цветов, в вечной тишине полей провел свое детство будущий писатель.  Здесь он учился видеть и слышать мир, понимать природу. Судьба Бунина сложилась трагически: около 30 лет он провел на чужбине, во Франции. В Россию писатель так  и не вернулся, хотя очень хотел этого. Мысль о Родине была главной в его жизни. У Бунина много стихотворений о природе; тепло, задушевно он пишет о всех временах года. Пейзажная лирика  Бунина музыкальна, живописна, неповторима. Постараемся увидеть мир природы его глазами, почувствовать  гармонию этого мира, услышать музыку поэтического слова. Слайд №19. Чтение учащимся стихотворения "Бушует полая вода:". Беседа о стихотворении. : У. Л. ­ Какое настроение вызывает стихотворение? Почему? ­Как создается красота весеннего пейзажа? ­Какие краски присутствуют в стихотворении? ­С помощью каких слов поэт передает движение природы, ее изменения, бурление? ­Какие поэтические образы вы увидели в этом стихотворении? Какие средства художественной  изобразительности помогают нарисовать незабываемые образы природы? ­ Попробуйте словесно нарисовать картину бунинской весны. Слайд №20. Чтение учащимся стихотворения "Родина". Беседа о стихотворении: У. Л. ­ Нетрудно понять, какова тема стихотворения, хотя данное поэтическое произведение лаконично и, на  первый взгляд незамысловато. Задумывались вы над тем, почему обыкновенные простые слова в  стихотворениях становятся многозначными, весомыми, а строки автора очень емкими, создающими почти  зрительные образы? ­ Что же видится вам за этими строками? ­Какое настроение создается? Меняется ли оно? ­ Какие краски вы увидели? ­ Появляется ли человек в стихотворении? ­ Стихотворение очень музыкально. Как вы думаете почему? ­ У Бунина возник такой образ Родины: свинцовое небо, бескрайние сосновые леса, снежная пустыня, сумрак. А  у вас? Продолжите ассоциативный ряд: Родина: (ответы учащихся) Слайд №21. У. Л. ­ Попробуем сравнить настроения, звуки, краски, образы двух стихотворений Бунина. Поделитесь впечатлениями. ­ Какой вы увидели природу в стихах Бунина? (ответы учащихся) У Л. ­ Союз слова и музыкальных интонаций составляет неразрывное единство в создании образов природы. Как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом! Почувствовали ли вы это?  Что вам хочется сказать об услышанном, чем поделиться? (ответы детей) Домашнее задание учащимся. Исполнение песни "Мир зелёный" сл. В. Голикова, муз. В. Семернина.

Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс

Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс

Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс

Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс

Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс

Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс

Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс

Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс

Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс

Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018