Бинарный урок (литература + музыка) "Подвиг во славу Отечества". 7-й класс
Оценка 5

Бинарный урок (литература + музыка) "Подвиг во славу Отечества". 7-й класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка +1
7 кл
26.03.2018
Бинарный урок (литература + музыка) "Подвиг во славу Отечества". 7-й класс
Цели урока: помочь понять содержание "Оды генералу Раевскому" Ю. Н. Куранова, значение подвига во имя Отечества; воспитывать любовь к славным страницам нашей Родины, к творчеству Ю.Н. Куранова; закрепить понятие о программной музыке, увертюре оперной и концертной, о группах музыкальных инструментов. Словарь. • Честь - достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности • Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми, обществом. • Достоинство - сознание своих человеческих прав, моральных ценностей и уважение их в себе. • Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. • Подвиг - героический, самоотверженный поступок.
Бинарный урок Подвиг во славу Отечества.doc
Бинарный урок (литература + музыка) "Подвиг во славу Отечества". 7-й класс Цели урока: помочь понять содержание "Оды генералу Раевскому" Ю. Н. Куранова, значение подвига во имя  Отечества; воспитывать любовь к славным страницам нашей Родины, к творчеству Ю.Н. Куранова; закрепить  понятие о программной музыке, увертюре оперной и концертной, о группах музыкальных инструментов. Словарь. Честь ­ достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности   Совесть ­ чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.  Достоинство ­ сознание своих человеческих прав, моральных ценностей и уважение их в себе.  Нравственность ­ правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые  человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.  Подвиг ­ героический, самоотверженный поступок. Теория музыки. Увертюра ­ от лат. ­ начало ­ вступительная часть крупного музыкального произведения. Часто является  самостоятельным произведением. Программная музыка ­ инструментальная или симфоническая музыка, основанная на конкретном сюжете.  Программу музыкального сочинения раскрывает или его название, или специальный литературный комментарий. Ударные инструменты ­ музыкальные инструменты, звук из которых извлекается с помощью удара. Духовые инструменты ­ класс музыкальных инструментов, источником звука в которых служат колебания  воздуха. Оборудование. 1. Портрет Ю.Н. Куранова. 2. Портрет П.И. Чайковского, фотографии Храма Христа Спасителя ХIX в и современного, "Салют Победы",  медных духовых и ударных инструментов. 3. Магнитофон, кассеты с записями музыки "Звуки и запахи реют в вечернем воздухе" К. Дебюсси и Финал  симфонической увертюры "1812 год" П.И. Чайковского. 4. тексты и ноты песен А.Н. Пахмутовой "Поклонимся великим тем годам", Б.Ш. Окуджавы "По Смоленской  дороге", Д. Тухманова "День Победы". Литература. 1. Куранов Ю.Н. Ода генералу Раевскому // Тепло родного очага ­ Калининград, 2003. Домашнее задание классу: прочитать "Оду генералу Раевскому" Ю.Н. Куранова. Задание группам по тексту  "Оды:" 1­я группа. Исследовательское задание "Значение битвы за Смоленск". Подвиг генерала Раевского. 2­я группа. Исследовательское задание: подготовить рассказ, что представлял собой Смоленск перед  сражением. 3­я группа. Выразительное чтение эпизода "Битва за Смоленск". Словарь урока: честь, совесть,  достоинство, подвиг. Исполнение песни: "Поклонимся великим тем годам" ­ 1 куплет ­ исполняют все ребята. Ход урока 1. Определение темы урока. Постановка целей и задач. 2. Актуализация знаний учащихся. ­ Какую дату мы будем отмечать в 2012 году? ­ Что вы помните об этом историческом событии? ­ Почему войну 1812 года называли Отечественной? ­ Вспомните решающие сражения этой войны. (Среди них ­ битва под Смоленском, Бородинское сражение,  оставление Москвы). ­ В каких произведениях литературы и искусства рассказывается об этом? ­ Кто выстоял в войне и спас Отечество? (Русские солдаты, офицеры, генералы) ­ Что вы помните об их подвиге? Назовите героев Отечественной войны 1812 года. ­ К теме подвига в 1812 году обращался и Ю.Н. Куранов. Этому посвящена "Ода генералу Раевскому". ­ Почему Ю.Н. Куранов ставит в один ряд с легендарными героями Отечественной войны 1812 года генерала  Раевского? ("Жизнь генерала от кавалерии Николая Николаевича Раевского с первых и до последних его шагов  служит примером боевой доблести и не менее достойна признания, чем слава его боевых современников ­  Багратиона, Ермолова, Милорадовича, Коновницына:") 3. Реализация домашнего задания 1­й группы. Значение битвы за Смоленск. Подвиг генерала Раевского. Словарь: честь, совесть, достоинство, подвиг. "Стояла тёплая лунная ночь с 15 на 16 августа 1812 года. Наступил день рождения императора французов  Наполеона Бонапарта. Великому полководцу исполнилось сорок три года, и верные сподвижники готовили ему  величественный подарок ­ древний русский город Смоленск". ­ Почему именно Смоленск имел важное значение для французов? В чём суть подвига генерала Раевского? Значение битвы за Смоленск Французы Русские Цели: "Отрезать русские армии от столицы и обречь на  уничтожение", т. к. Смоленск ­"ключ к Москве". Силы: 185 тысяч пехотного корпуса Даву и Нея. Моральная обстановка накануне: Гениальный маневр Наполеона ­ переправа через  Днепр, через Красное на Смоленск. Полководец: Покорил пол­Европы, уверен в победе.   Реализация замысла: Крах планов Наполеона. Цели: Удержать город до прихода главных сил.   Силы: 15 тысяч корпуса Раевского. Моральная обстановка накануне: "Самый страшный для русской армии момент за всю  войну 1812 года, грозивший гибелью армии". Полководец: "Не сомневался в себе", "твёрдо верил в свою волю и  неиссякаемую силу духа, которая питала его  мужество:" Реализация замысла: Русские армии вторично спасены от смертельной  опасности. Вывод: Подвиг генерала Раевского заключался в спасении армии, в спасении Отечества. Не зря Наполеон на острове Святой Елены скажет: "Этот генерал сделан из материала, из которого делают  маршалов". Музыкальный фон: "Звуки и запахи реют в вечернем воздухе" К. Дебюсси. 4. Реализация домашнего задания 2­й группы. Смоленск перед сражением (рассказ). План рассказа Смоленск перед сражением Наблюдения 1.  Характеристика города.     2. Город ночью: 1) звуки;   2) цвета.   3. Рассвет над  Смоленском: 1) цвета;   2) звуки. Древний величественный русский город, ":издавна  считался ключом к Москве". Высокие стены "в  течение веков" видели "не одно вражеское  сражение". Шумный, богатый, замер в тревожном  ожидании.   Тишина и спокойствие. Слышен весёлый треск  кузнечиков. Окрики офицеров приглушённые, но слышатся  далеко.   "Луна светила густо, и матовые склоны холмов,  длинные стены и высокие башни городской крепости  казались вылитыми из серебра"   ":на востоке голубовато вступал в ясное небо  рассвет. Словно :над:башнями и куполами пробили  небосвод и неслышно начали растекаться чистые  светоносные ключи". "Запели петухи". Им "отозвались боевые трубы.  Приближался час атаки". Красота, величие древнего  города завораживают.  Вместе с тем ощущается  чувство тревоги. Гармония в природе, но люди вносят тревожные нотки.     Красота и гармония.       Красота, гармония.     Предчувствие дисгармонии,  разрушений, которые несёт  человек. Вывод: В памяти нашего народа сохранился подвиг городов, это города легендарные, заслужившие славу за  свои ратные заслуги. В различные времена на подступах к ним, под их стенами и на их улицах решалась судьба  Отечества. Среди них ­ Смоленск, древний, величественный и прекрасный. Смоленск должен был быть уничтожен врагом. Разрушение нес человек. Не случайно, там, где рассказывается о городе, о природе ­ царит гармония, там, где о людях ­ дисгармония. Сколько таких городов было разрушено врагом на нашей земле! И в 1812 году. И в 1941 ­ 45: 5. Реализация домашнего задания 3­й группы. Выразительное чтение эпизода "Битва за Смоленск". Песня Б.Ш. Окуджавы "По Смоленской дороге" ­ исполняет группа ребят. 6. Слово учителя. Следующая драматическая страница Отечественной войны 1812 года ­ Бородино. Ю.Н. Куранов пишет о генерале Раевском, как под Смоленском он не мог и "предположить, что тремя неделями  позднее вокруг подмосковной деревушки Бородино грянет сражение, которому доселе не было равных и не  будет, а батарея в центре русских позиций навсегда получит наименование батареи Раевского и под этим  именем войдёт в историю славы русского оружия. Раевский не мог и подумать, что Москву придётся оставить и  сам он на Военном совете в другой, пока безвестной подмосковной деревушке, Фили, скажет: "Не от Москвы  зависит спасение России, и, следовательно, более всего должно сберечь войска, и моё мнение: оставить Москву без сражения, это я говорю как солдат". ­ Итак, драматические страницы Отечественной войны 1812 года отражены и в Музыке. 7. Актуализация знаний. "Исторические события 1812 года в музыке". Исторические события 1812 года волновали души не только писателей, но и композиторов. Среди них и великий  русский композитор ­ балетный сказочник. Назовите его. (Пётр Ильич Чайковский ­ портрет). В 1880 году сорокалетнему П. Чайковскому предложили написать музыку к юбилею, который должен отмечаться через 2 года. Что это за юбилей? (70 лет Бородинской битвы). В это же время в Москве велось строительство кафедрального собора, возведение которого было посвящено  разгрому Наполеона в 1812 году. Что это за храм? (Храм Христа Спасителя ­ фото XIX века и современное). П.И. Чайковский решил написать нечто значительное: "Вещь будет громкая", ­ пообещал он. Сдержал ли он свое  слово, мы с вами попробуем понять, прослушав Финал симфонической увертюры "1812 год". Но сначала вспомним, что такое увертюра? (В опере это вступление, исполняемое оркестром). Увертюры звучат только в операх? (Нет, есть и концертные). Большинство концертных увертюр программные. Что такое программная музыка? (В основе её определённая  программа или сюжет. Программные увертюры обычно имеют название). Можете вспомнить примеры программных концертных увертюр из тех, что мы слушали на уроках музыки?  ("Арагонская хота" М.И. Глинки, "Эгмонт" Л. Бетховена). В симфонической увертюре Петра Ильича Чайковского какой сюжет? (Он заложен в самом названии ­ "1812  год"). Мы будем слушать Финал, а что это такое? (Конец, заключительная часть). Итак, звучит Финал симфонической увертюры "1812 год" П.И. Чайковского. Вопрос перед слушанием: Какой состав оркестра исполняет это произведение? 9. Слушание: Финал симфонической увертюры "1812 год" П.И. Чайковского. Композитор сказал, что вещь будет громкой. Сдержал он слово? (Да, музыка очень громкая и могучая). С помощью каких выразительных средств композитор передает мощь и силу звука? (Динамика, ритм  торжественный, в музыке можно услышать звучание ударных инструментов и духовых). Духовые медные или деревянные? (Медные ­ учитель показывает инструменты). Какие медные духовые инструменты усиливают звучание и подчеркивают монументальность? (Трубы,  тромбоны). (А ещё мы слышим барабаны, они звучат мощно и сильно). Барабан ­ какой инструмент? (ударный шумовой). Но кроме барабанов звучат и литавры (показ инструментов). Какой оркестр исполнял увертюру? Каков характер  произведения? (Сильный, грозный, могучий от начала до конца). А что мы слышим в начале увертюры ? (Звон колоколов). Как звучат колокола? (Тревожно, как бы предупреждая об опасности и приближении беды). Как вы думаете, какой эпизод Отечественной войны изобразил в увертюре П.И. Чайковский? (Можно подумать,  что композитор показал Смоленское сражение, а может быть ­ Бородино. Оно самое главное). А почему вы так думаете? Как звучит самый конец произведения? В каком ладу? (Конец сочинения особенно  яркий, мажорный, жизнеутверждающий и могучий, как сама Россия и русские солдаты). Какой же оркестр может передать эту радость и силу? (Симфонический. Большой симфонический оркестр). И всё? (Может быть ещё духовой?) П. Чайковский включил в исполнение этой увертюры симфонический и духовой оркестры, дополнил колоколами.  А в самом конце для усиления звучания он использует даже артиллерийский салют! (Здорово! Можно подумать,  что звучит пушка). Сравните звучание колоколов в начале и в конце звучания.(Сначала звучат­ глухо, тревожно, вконце ­ ярко,  победно, как трезвон ­ праздничный звон колоколов). А когда звучит трезвон и артиллерийский салют в наше время? (Во время праздников и всегда, когда славят  героев! В День Победы!). Демонстрация фото "Салют Победы". Давайте споём песню о нашей Победе. 10. Песня "День Победы" Д. Тухманова и В. Харитонова ­ исполняют все ребята. Домашнее задание. Написать отзыв об уроке.

Бинарный урок (литература + музыка) "Подвиг во славу Отечества". 7-й класс

Бинарный урок (литература + музыка) "Подвиг во славу Отечества". 7-й класс

Бинарный урок (литература + музыка) "Подвиг во славу Отечества". 7-й класс

Бинарный урок (литература + музыка) "Подвиг во славу Отечества". 7-й класс

Бинарный урок (литература + музыка) "Подвиг во славу Отечества". 7-й класс

Бинарный урок (литература + музыка) "Подвиг во славу Отечества". 7-й класс

Бинарный урок (литература + музыка) "Подвиг во славу Отечества". 7-й класс

Бинарный урок (литература + музыка) "Подвиг во славу Отечества". 7-й класс

Бинарный урок (литература + музыка) "Подвиг во славу Отечества". 7-й класс

Бинарный урок (литература + музыка) "Подвиг во славу Отечества". 7-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018