Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
29.03.2018
Цель: формирование представления о былине как жанре русского фольклора.
Задачи:
• познакомить обучающихся с тематикой и проблематикой былин;
• развивать устную речь учащихся, выразительное чтение былинного жанра;
• воспитывать бережное отношение к русским народным традициям.
Оборудование: компьютерная презентация, творческие работы учащихся по фольклору, выставка рисунков "Былины", выставка книг с былинами.
Методические приемы: выразительное чтение, рассказ учителя с элементами беседы, игра-викторина, инсценировка былины.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Звучит музыка. Тема. Цель и задачи урока. (первый слайд презентации)
Былина как жанр устного народного творчества.doc
Былина как жанр устного народного творчества (7-й
класс)
Цель: формирование представления о былине как жанре русского фольклора.
Задачи:
познакомить обучающихся с тематикой и проблематикой былин;
развивать устную речь учащихся, выразительное чтение былинного жанра;
воспитывать бережное отношение к русским народным традициям.
Оборудование: компьютерная презентация, творческие работы учащихся по фольклору, выставка рисунков
"Былины", выставка книг с былинами.
Методические приемы: выразительное чтение, рассказ учителя с элементами беседы, игравикторина,
инсценировка былины.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Звучит музыка. Тема. Цель и задачи урока. (первый слайд презентации)
Вступительное слово учителя.
Термин "фольклор", который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж.Томс, в переводе
означает "народная мудрость" История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. У всех народов
существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и
скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны: Ещё в 16 веке на Руси даже при царском дворе
держали сказочников. Хороший сказочник, исполнитель знал на память до десяти произведений. По характеру
связи с народным бытом различают фольклор обрядовый и необрядовый, по соотнесённости с различными
социальными слоями рекрутский, солдатский, бурлацкий, рабочий, школьный: Разные жанры фольклора мы с
вами сегодня и вспомним.(Обращается внимание учащихся на выставку книг с разными видами жанров
фольклора).
3. Беседа с учащимися.
Какие произведения фольклора вам знакомы?
Когда и как происходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?
Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, ещё гдето?
Работа с презентацией (2 слайд)
Сказка как жанр фольклора. (3 слайд)
а) Ребята, а когда сказка вошла в вашу жизнь?
Есть ли у вас любимые сказки?
Как сказки дошли до нас?
(сказочники: Ф.Н.Зыков, А.К.Барышникова, Н.О.Винокурова и другие)
б). Определение сказки и её приметы.
Работа в тетрадях и с презентацией (слайды 4567). Викторина.
Жанры фольклора. Песня (слайд 8) ПЕСНЯ стихотворное произведение, предназначенное для пения. Это словесное и музыкальное творчество.
Песня сопровождала человека на всём протяжении жизни.
Виды песен :
Исторические
Лирические
Солдатские
Бытовые
А знаете ли вы песни?
Частушка (слайд 9)
Частушка
темпе.
короткая лирическая песенка, обычно 4строчная, рифмованная припевка исполняется в быстром
Знаешь ли ты частушки?
Сочини частушку на школьную тему.
Пословицы (слайд 10) Краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской
мудрости. Пословицы активно обогащают нашу речь. (О труде, о Родине, об учёбе, о природе, о семье) Приведи
примеры.
4. Работа по теме урока
Былина как жанр фольклора. (слайд 11 )
А). Рассказ учителя об истории создания былин.
БЫЛИНА песнясказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Их
произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Исполнителей былин называли сказителями.
Какие вы знаете былины? (ответы учащихся)
Само название *былина* показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет
былины *старинами*, то есть песнями о старине. Все былины можно условно разделить на две большие
категории:
героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национальноосвободительной
войны);
социальнобытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).
Большинство учёных пришло к заключению, что
былины стали складываться еще в древний период нашей истории. То, что первые былины сложились в
Киевской Руси, подтверждается и их содержанием: в большинстве былин действие происходит в Киеве и
связывается с именем князя Владимира. Русские былины народ поет, точнее сказывает торжественным,
мерным речитативом.
Композиция (построение) былины:
зачин (начальная, вводная часть произведения) здесь указываются время и место действия,
называются герои, о которых идет речь в былине;
основная часть
ответственном поручении, которое ему дается;
заключение
героя былины. Медленно и плавно развёртывается в былине действие.
дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об
подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного
Былины, созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять огромное значение в духовной жизни народа:
они передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к другому.(слайд 12) Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский сложились во время расцвета Киева и
Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей:
действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема защита русских
земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и
Алеши Поповича; князь Вольга, оратай Микула и др.
К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это
обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.
Б) Художественные особенности былин. (слайд 13)
Составление таблицы:
Гипербола (преувеличение)
Приём троичности
Повторы
Постоянные эпитеты
Использование речитативов
Рифма отсутствует
В) Знакомство с текстом былины "Вольга и Микула Селянинович". (слайд 14)
Беседа с учащимися.
Прочитайте выразительно начало былины.
Определите, что в былине относится к зачину. (Вводная часть.)
Как описывает народ Вольту?
На какие черты князя обращает внимание?
(Народ описывает Вольту как молодого, сильного князя.)
Г) Игравикторина. Звучит музыка. (обучающиеся набирают жетоныгусли).
Выигравшему вручается приз, книга "Былины"
5. Инсценировка былины.(заранее подготовленные обучающиеся)
6. Итог урока. (слайд15)
Чем отличается сказка от былины?
Перечислите общие и отличительные признаки былины и сказки.
7. Домашнее задание.(дифференцированное)
1. Прочитать былину "Вольга и Микула Селянинович"
2. Подготовить рассказ о Киевском, Новгородском циклах былин.
3. Проиллюстрируйте любую былину.
Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс)
Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс)
Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.