Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс)
Оценка 4.7

Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
29.03.2018
Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс)
Цель: формирование представления о былине как жанре русского фольклора. Задачи: • познакомить обучающихся с тематикой и проблематикой былин; • развивать устную речь учащихся, выразительное чтение былинного жанра; • воспитывать бережное отношение к русским народным традициям. Оборудование: компьютерная презентация, творческие работы учащихся по фольклору, выставка рисунков "Былины", выставка книг с былинами. Методические приемы: выразительное чтение, рассказ учителя с элементами беседы, игра-викторина, инсценировка былины. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока. Звучит музыка. Тема. Цель и задачи урока. (первый слайд презентации)
Былина как жанр устного народного творчества.doc
Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс) Цель: формирование представления о былине как жанре русского фольклора. Задачи:    познакомить обучающихся с тематикой и проблематикой былин; развивать устную речь учащихся, выразительное чтение былинного жанра; воспитывать бережное отношение к русским народным традициям. Оборудование: компьютерная презентация, творческие работы учащихся по фольклору, выставка рисунков  "Былины", выставка книг с былинами. Методические приемы: выразительное чтение, рассказ учителя с элементами беседы, игра­викторина,  инсценировка былины. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока. Звучит музыка. Тема. Цель и задачи урока. (первый слайд презентации) Вступительное слово учителя. Термин "фольклор", который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж.Томс, в переводе  означает "народная мудрость" История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. У всех народов  существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и  скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны: Ещё в 16 веке на Руси даже при царском дворе  держали сказочников. Хороший сказочник, исполнитель знал на память до десяти произведений. По характеру  связи с народным бытом различают фольклор обрядовый и необрядовый, по соотнесённости с различными  социальными слоями ­ рекрутский, солдатский, бурлацкий, рабочий, школьный: Разные жанры фольклора мы с  вами сегодня и вспомним.(Обращается внимание учащихся на выставку книг с разными видами жанров  фольклора). 3. Беседа с учащимися. ­Какие произведения фольклора вам знакомы? ­Когда и как происходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества? ­ Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, ещё где­то? Работа с презентацией (2 слайд) Сказка как жанр фольклора. (3 слайд) а)­ Ребята, а когда сказка вошла в вашу жизнь? ­Есть ли у вас любимые сказки? ­ Как сказки дошли до нас? (сказочники: Ф.Н.Зыков, А.К.Барышникова, Н.О.Винокурова и другие) б). Определение сказки и её приметы. Работа в тетрадях и с презентацией (слайды 4­­5­6­7). Викторина. Жанры фольклора. Песня (слайд 8) ПЕСНЯ ­ стихотворное произведение, предназначенное для пения. Это словесное и музыкальное творчество.  Песня сопровождала человека на всём протяжении жизни. Виды песен : Исторические Лирические Солдатские Бытовые А знаете ли вы песни? Частушка (слайд 9) Частушка   темпе.   ­ короткая лирическая песенка, обычно 4­строчная, рифмованная припевка исполняется в быстром  Знаешь ли ты частушки? Сочини частушку на школьную тему. Пословицы (слайд 10) Краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской  мудрости. Пословицы активно обогащают нашу речь. (О труде, о Родине, об учёбе, о природе, о семье) Приведи  примеры. 4. Работа по теме урока Былина как жанр фольклора. (слайд 11 ) А). Рассказ учителя об истории создания былин. БЫЛИНА ­ песня­сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Их  произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Исполнителей былин называли сказителями. ­ Какие вы знаете былины? (ответы учащихся) Само название *былина* показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет  былины *старинами*, то есть песнями о старине. Все былины можно условно разделить на две большие  категории: ­героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально­освободительной  войны); ­ социально­бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране). Большинство учёных пришло к заключению, что былины стали складываться еще в древний период нашей истории. То, что первые былины сложились в  Киевской Руси, подтверждается и их содержанием: в большинстве былин действие происходит в Киеве и  связывается с именем князя Владимира. Русские былины народ поет, точнее ­ сказывает торжественным,  мерным речитативом. Композиция (построение) былины:    зачин (начальная, вводная часть произведения) ­ здесь указываются время и место действия,  называются герои, о которых идет речь в былине; основная часть   ответственном поручении, которое ему дается; заключение   героя былины. Медленно и плавно развёртывается в былине действие.   ­ дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об    ­ подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного  Былины, созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять огромное значение в духовной жизни народа:  они передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к другому.(слайд 12) Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский ­ сложились во время расцвета Киева и  Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема ­ защита русских  земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и  Алеши Поповича; князь Вольга, оратай Микула и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это  обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода. Б) Художественные особенности былин. (слайд 13) Составление таблицы: Гипербола (преувеличение) Приём троичности Повторы Постоянные эпитеты Использование речитативов Рифма отсутствует В) Знакомство с текстом былины "Вольга и Микула Селянинович". (слайд 14) Беседа с учащимися. ­ Прочитайте выразительно начало былины. ­ Определите, что в былине относится к зачину. (Вводная часть.) ­ Как описывает народ Вольту? ­ На какие черты князя обращает внимание? (Народ описывает Вольту как молодого, сильного князя.) Г) Игра­викторина. Звучит музыка. (обучающиеся набирают жетоны­гусли). Выигравшему вручается приз, книга "Былины" 5. Инсценировка былины.(заранее подготовленные обучающиеся) 6. Итог урока. (слайд15) ­ Чем отличается сказка от былины? Перечислите общие и отличительные признаки былины и сказки. 7. Домашнее задание.(дифференцированное) 1. Прочитать былину "Вольга и Микула Селянинович" 2. Подготовить рассказ о Киевском, Новгородском циклах былин. 3. Проиллюстрируйте любую былину.

Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс)

Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс)

Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс)

Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс)

Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс)

Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018