Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Центр образования «Развитие»
РАССМОТРЕНО:
На заседании МО_________________ _________________________________ Протокол от__________202___ г. №______
(Ф.И.О. руководителя)
|
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по НМР МБОУ СОШ № 82_______О.А.Голик «_______» _____________ 202__ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Биофизика»
уровень образования основного среднего образования
срок освоения 1 год
|
Составитель: Полежаева А.В. Учитель физики
|
Новосибирск, 2022
Пояснительная записка
Цели и задачи курса внеурочной деятельности
«Биофизика»
Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основное общее образование является необходимым уровнем образования. Оно направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению).
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы предусматривает решение следующих основных задач: обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования; обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; реализацию программы воспитания, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений; взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Обучающиеся, не освоившие программу основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях образования.
Основная образовательная программа основного общего образования, создаваемая образовательной организацией, является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
—приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
—развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
—формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
—формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
—развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, химией, географией и подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:
—приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных явлениях;
—приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;
—освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практико-ориентированных задач;
—развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
—освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации.
Место курса внеурочной деятельности
«Решение физических задач с элементами матанализа»
в учебном плане
Годы обучения |
Кол-во часов в неделю |
Количество учебных недель |
Всего часов |
8 «М» кл |
1 |
35 |
35 |
Всего часов |
35 |
Учебники, используемые при изучении предмета
Автор/Авторский коллектив |
Название учебника |
Класс |
Издатель учебника |
Нормативный документ |
Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В.; под редакцией Орлова В.А. |
физика |
8 |
ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО «Издательство Просвещение» |
1.1.2.5.1.2.2 |
В соответствии со ст. 16. ФЗ№ 273 «Об образовании в Российской Федерации» реализация образовательной программы возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение (2ч)
Биофизика как наука, ее предмет и методы исследования. Основные направления взаимосвязи физики и биологии. История развития биофизики. Место биофизики среди других естественных наук.
Раздел 2. Термодинамика биологических систем (5ч).
Термометрия. Перенос тепла в живом организме. Явления переноса: диффузия, теплопроводность, внутреннее трение, электропроводность. Физические свойства нагретых и холодных сред, используемых для лечения. Использование низких температур в медицине. Диффузия в легких, обмен веществ.
Раздел 3. Электродинамика (7 ч).
Электрическое поле. Физические основы электрокардиографии. Эл. поле у животных. Первичное действие постоянного тока на ткани организма. Гальванизация. Электрофорез лекарственных веществ. Воздействие переменными (импульсными) токами. Биофизика поражения электричеством. Физиологические механизмы действия переменного тока. Понятия дефибриляции сердечной деятельности. Электронаркоз. Воздействие переменным магнитным полем. Воздействие переменным электрическим полем. Воздействие электромагнитными волнами. Электричество и магнетизм в бионике.
Раздел 4. Оптическая система глаза (4 ч).
Геометрическая оптика. Оптическая система глаза и некоторые её особенности. Недостатки оптической системы глаза и их компенсация. Оптические системы глаз у животных.
Раздел 5. Оптика. (9ч)
Понятие о голографии и её возможном применении в медицине. Поляризация света. Исследование биологических тканей в поляризованном свете. Лупа. Оптическая система и устройство микроскопа. Волоконная оптика и её использование в оптических устройствах. Тепловое излучение. Излучение Солнца. Источники теплового излучения, применяемые для лечебных целей Теплоотдача организма. Понятие о термографии. ИК и УФ излучения и применение их в медицине. Организм как источник физических полей. ИК и УФ излучения в мире животных.
Раздел 6. Элементы квантовой биофизики.(5ч)
Электронный микроскоп. Понятие об электронной оптике. Излучение и поглощение энергии атомами и молекулами. Фото- и хемилюминесценция в растительном и животном мире. Лазеры и их применение в медицине. Фотобиологические процессы. Понятие о фотобиологии и фотомедицине.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Патриотическое воспитание:
—проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
—ценностное отношение к достижениям российских учёных
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
—готовность к активному участию в обсуждении общественно- значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
—осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Эстетическое воспитание:
—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
—осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
—интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой, химией, биологией, географией.
Экологическое воспитание:
—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики, географии, биологии;
—планирование своего развития в приобретении новых естественно-научных знаний;
—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;
—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
—устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
—выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин; —самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
—использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
—проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование физического явления;
—оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
—прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
—анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
—в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
—сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
—выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
—публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
—понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;
—принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;
—выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
—выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
—ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
—самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
—давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
—объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
—вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
—ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.
Принятие себя и других:
—признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
Темы |
Основные виды деятельности обучающихся |
1 |
Введение |
2 |
Биофизика как наука, ее предмет и методы исследования.
|
Формировать умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, развивать способности ясно и точно излагать свои мысли. |
История развития биофизики. |
||||
Механические свойства твёрдых тел и биологических тканей. |
||||
Некоторые вопросы гемодинамики. |
||||
Давление крови в сосудистой системе человека. Методы измерения давления крови. |
||||
Зачет по теме «Биомеханика» |
||||
2 |
Термодинамика биологических систем |
5 |
Термометрия и калориметрия |
Знать основы преобразования энергии в живом организме, уметь проводить энергетический анализ некоторых биологических процессов. Знать основы теории проницаемости, особенности протекания явлений диффузии, теплопроводности, электропроводности в живом организме, влияние изменений температур на организм. |
Аккумулирование энергии в молекулах АТФ. Изменение энтропии в биологических системах |
||||
Перенос тепла в живом организме. |
||||
Диффузия в легких, обмен веществ |
||||
Физические свойства нагретых и холодных сред, используемых для лечения. |
||||
3 |
Электродинамика |
7 |
Электрическое поле. Физические основы электрокардиографии. |
Знать особенности поведения живого организма при протекании по нему постоянного и переменного тока. Знать методы воздействия электрическим током на живые организмы, уметь рассчитывать процедуры лечения и профилактики электрическим током. Знать основы воздействия электромагнитного поля различного диапазона на живой организм, уметь рассчитывать процедуры лечения и профилактики электромагнитным полем.
|
Первичное действие постоянного тока на ткани организма. Гальванизация. |
||||
Электрофорез лекарственных веществ. |
||||
Воздействие переменными (импульсными) токами. |
||||
Биофизика поражения электричеством. |
||||
Понятия дефибриляции сердечной деятельности. Электронаркоз Воздействие переменным электрическим полем. Воздействие электромагнитными волнами. |
||||
Электричество и магнетизм в бионике |
||||
4 |
Оптическая система глаза |
4 |
Геометрическая оптика. Оптическая система глаза и некоторые её особенности. |
Знать биофизические основы зрительного восприятия различных живых существ, уметь строить изображение в приведенном глазе, оценивать параметры зрительного анализатора. |
Недостатки оптической системы глаза и их компенсация. |
||||
Оптические системы глаз у животных. |
||||
Зачет по теме «Медицинская электроника и оптическая система глаза» |
||||
5 |
Оптика. |
9 |
Понятие о голографии и её возможном применении в медицине. |
Иметь представление о фотометрических величинах, об использовании их в оценке санитарно-гигиенических норм помещения. Уметь проводить оценку освещенности помещений. Знать биологическое действие ультрафиолетового, инфракрасного и видимого излучения.
|
Поляризация света. Исследование биологических тканей в поляризованном свете. |
||||
Лупа. Оптическая система и устройство микроскопа. |
||||
Волоконная оптика и её использование в оптических устройствах. |
||||
Источники теплового излучения, применяемые для лечебных целей |
||||
Теплоотдача организма. Понятие о термографии. |
||||
ИК и УФ излучения и применение их в медицине. |
||||
ИК и УФ излучения в мире животных. |
||||
Зачет по теме «Оптика» |
||||
6 |
Элементы квантовой биофизики |
6 |
Электронный микроскоп. Понятие об электронной оптике |
Знать основные направления применения лазерной технологии в медицине |
Излучение и поглощение энергии атомами и молекулами. |
||||
Фото- и хемилюминесценция в растительном и животном мире. |
||||
Лазеры и их применение в медицине. |
||||
Фотобиологические процессы. Понятие о фотобиологии и фотомедицине. |
||||
Зачет по теме «Элементы квантовой биофизики» |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.