Биологическая игра " Охрана окружающей среды"
Оценка 4.6

Биологическая игра " Охрана окружающей среды"

Оценка 4.6
docx
01.06.2022
Биологическая игра " Охрана окружающей среды"
Игра.docx

Игра  по теме "Охрана окружающей среды"

Природу нужно беречь, как мы бережем человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву. К. Паустовский

Цели игры:

Формировать основы экологической грамоты; способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром.

Расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях; дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы.

Развивать мышление, память, речь, навыки общения.

Воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром.

Воспитывать готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям.

Оборудование и реквизит:

 Плакаты с названиями туров, изображение трех дорожек (красная, желтая, зеленая), орденов «Умник» и «Умница», плакаты с вопросами.

Экран, компьютер, проектор.

Ход игры

Ведущий: Обратите внимание на эпиграф к нашей игре. (слайд 1, презентация)

 Сегодня мы будем говорить об охране окружающей среды. (слайд 2-11)

 

1-й чтец.  Посмотри, мой юный друг! Что находится вокруг?

Небо светло – голубое, солнце светит золотое, ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава, горы, воздух и листва, птицы, звери и леса, гром, туманы и роса, человек и время года – это все вокруг природа!

2-й чтец.  Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят, птиц  скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой, и стрекозы только тут в речку смотрят удивленно. Береги свою планету, ведь другой на свете нету.

3 - й чтец. На земле исчезают цветы. С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых нами понято было едва ли, беззаботно топтали мы их и безщумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумие: « Стой!» нам казалось все мало и мало, а потом в толчее городской мы охапки тащили устало. И не видели, как из-под ног, молчаливо дыша еле-еле, обреченно глядел василек, безнадежно гвоздики глядели.

4 чтец. С целым миром спорить я готов. Я готов поклясться головою в том, что есть глаза у всех цветов, и  они глядят на нас с тобою. В час раздумий наших и тревог, в горький час беды и неудачи видел я: цветы, как люди, плачут и росу роняют на песок.

Ведущий.  Смотрю на глобус, шар земной,

и вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: « Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза,

и тихо шепчут родники: « Ты береги нас, береги:»

Грустит глубокая река, свои теряя берега.

 И слышу голос я реки « Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег, будь человеком, человек!

 В тебя мы верим – не солги: «Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной, такой прекрасный и родной,

и шепчут губы – не солгу: « Я сберегу вас, сберегу»

Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь его – дом, в котором мы живем.

Нет такого человека, которого бы совершенно не волновала судьба окружающей природы и соответственно его собственная судьба. Глобальный экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставляет задумываться над этой проблемой и прозревать. Мы долго жили иллюзорными представлениями о том, что природа вечна, бесконечна, неисчерпаема, щедра и всегда будет осыпать бесплатными дарами свое любимое детище – человека. И безоглядно брали, черпали, расточительно использовали природные ресурсы.

Нам нужно научиться пользоваться ими предельно рационально, так, чтобы они не исчерпывались и не разрушались до конца, а могли восстанавливаться для будущих поколений. Чтобы воздух, вода, земля на нашей планете всегда оставались чистыми, а человек в этом мире был бы всегда здоровым, спокойным и мудрым.

3-й чтец.

Мы речь свою ведем о том,

 Что вся Земля – наш общий дом –

 Наш добрый дом, просторный дом –

 Мы все с рожденья в нем живем.

 Еще о том ведем мы речь,

 Что мы наш дом должны беречь.

 Давай докажем, что не зря

 На нас надеется Земля.

Ведущий. Решению мелких, но зато насущных экологических задач посвящена наша игра, которая называется «Умники и умницы». Это игра для всех вас – в ней нет зрителей, вы все ее участники, которых мы назовем «теоретиками». (Это слово произошло от гречей слова «цеория» – «исследование, рассмотрение».) За верный ответ «теоретик» получает «орден». А наши судьи будут наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку. Представляем наших судей...

Первый агон

Ведущий. Тема первого агона «Какое небо голубое». (слайд 12.)

Отборочные вопросы первого агона:

1.       Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания живых существ. (Кислород.)

2.       А этот газ – основной компонент воздуха – занимает 78% его объема. (Азот.)

3.       Летательный аппарат легче воздуха. (Аэростат.)

4.       Почему в тесном закрытом помещении, где скопилось много людей, через некоторое время становится трудно дышать? (Уменьшается количество кислорода.)

5.       Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему? (В лесу, так как растения выделяют кислород.)

6.       Почему в помещении теплее наверху, чем внизу? (Теплый воздух легче холодного, он поднимается наверх.)

7.       Почему шерстяная одежда теплая? (Шерсть состоит из волокон, задерживающих много воздуха.)

8.       Почему ласточки перед дождем летают низко? (Холодный воздух прибивает насекомых, которыми они кормятся, к земле.)

Представление первой тройки участников.

Ведущий. Перед началом агона мы разыгрываем дорожки. Кто быстрее отгадает загадку, тот и получит прав выбора дорожки. Прежде чем вы выберете дорожки, напомним их свойства. Красная дорожка – самая короткая, на ней нельзя ошибаться. На желтой – можно ошибиться один раз. Зеленая – самая длинная, но на ней можно ошибаться два раза..

Летит без крыльев и поет, прохожих задирает: одним проходу не дает, других он подгоняет. (Ветер.)

 Что за чудо-красота: расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти. (Радуга.)

 Помрачнела, почернела, потом плакать начала, огороды полила (туча)

Вопрос игроку на красной дорожке.

1.       Имеет ли какое-либо отношение этот баллончик (демонстрирует баллончик с освежителем воздуха, дезодорантом и проч.) к охране окружающей среды? (Газ фреон, которым наполняют баллончики, разъедает озоновый слой.)

 

Вопросы игроку на желтой дорожке:

1.       Почему леса называют «легкими» планеты? (Лес – источник кислорода на нашей планете.)

2.       Как правильно разместить завод, чтобы в атмосфере города как можно меньше было вредных веществ? (слайд 13.)

Вопросы игроку на зеленой дорожке:

1.       Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет мотор включенным? (Нет. За сутки автомобиль способен выбросить до 20 килограммов вредных выхлопных газов.)

2.       Недавно появился праздник, который отмечается очень широко почти во всех странах мира. В этот день жители высаживают молодые деревца. Что это за праздник? (Всемирный день Земли – 22 апреля).

3.       Где будете собирать лекарственные растения – возле дороги или в лесу? (Возле дороги лекарственные растения собирать нельзя, так как они впитали в себя все вредные выбросы.)

Жюри подводит итоги первого агона.

Вопросы зрителям "По страницам Красной книги"

1.       Как называется и где находится единственный заповедник Ленинградской области?

2.       Эти животные в беге на короткие дистанции показывали скорость более110 км/ч. Это единственное животное, совмещающее в себе признаки кошек и собак, хотя относится к кошачьим. (Гепард)

3.       Эта громадина длиной 7,5 метра, а весом в 3,5 т напоминала тюленя, а с хвоста – рыбу. Водилась она на командорских островах. Всего 27 лет потребовалось людям, чтобы уничтожить это животное. (Морская или стеллерова корова)

4.       Когда появилась первая "Красная книга"? (1966 г.)

5.       Когда была издана Красная книга РСФСР? (1985-животные, 1988-растения)

6.       Какие особо охраняемые природные территории вы знаете? (Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы)

Второй агон

Ведущий. Представьте, что мы раскрутили глобус быстро, что все цвета его слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? (Синего, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода). О воде и пойдет речь в первом агоне, который называется «Peки, речки и моря по земле текут не зря». (слайд 14.)

Отборочные вопросы второго агона:

1.       Сколько на нашей планете океанов и как они называются? (На Земле четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.)

2.       Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море.)

3.       Как называются начало и конец реки? (Исток и устье)

4.       У какого водоема бывают рукава? (У реки – притоки)

5.       В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (Озеро Байкал.)

6.       Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)

7.       В роднике вода – всегда. А откуда в нем она? (Родники питают подземные воды.)

8.       Какое казахское озеро, единственное в мире, является наполовину пресным, наполовину соленым? (Балхаш).

Представление второй тройки участников.

Ведущий. Первый, кто отгадает загадку, имеет право выбора дорожки

Загадки:

Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман.)

Пушистая вата плывет куда-то. (Облака.)

На дворе переполох – с неба сыплется горох. (Град)

Вопрос игроку на красной дорожке.

Это болотное растение – главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. Оно способно поглощать вредные химические вещества. (Камыш.)

Вопросы игроку на желтой дорожке:

Объясните понятие «мыльные воды». (Это воды водоемов, загрязненные моющими средствами.)

Для получения тонны стали необходимо 150 тонн воды. Что нужно делать на предприятиях, чтобы загрязненная вода не попала в водоем? (Ставить очистные сооружения и использовать ту же воду много раз.)

Вопросы игроку на зеленой дорожке:

 Назовите самое распространенное дерево речных берегов нашей  местности, которое их укрепляет. Оно очень гибкое, низко наклоняется на ветру, не ломается. (Ива.)

Всего 12 граммов нефти необходимо на 1000 литров воды, чтобы ее сделать непригодной. В Мировой океан попадает каждый год 3-4 миллиона тонн нефти. К чему это ведет? (Нефть затягивает пленкой водоем, так как она легче воды, что затрудняет поглощение водой атмосферного кислорода и приводит к гибели живых организмов.)

Пресная вода составляет только 3% всей воды на Земле. Как ты можешь беречь воду? (Не расходовать воду попусту, всегда плотно закрывать кран.)

Жюри подводит итоги второго агона.

4-й чтец.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на земле – вода!

 Экономь ее и береги!

 Мы ведь на планете не одни.

Третий агон

5-й чтец.

Есть у ребят зеленый друг,

 Веселый друг, хороший.

 Он им протянет сотни рук.

Ведущий. Этому зеленому другу – лесу – и будет посвящен наш третий агон, который так и называется «Про зеленые леса и лесные чудеса». (слайд 15.)

Отборочные вопросы третьего агона:

1.       С какой стороны на дереве растут мхи и лишайники (с южной)

2.       Почему сломанная ветка засыхает? (Прекращается ее питание.)

3.        Почему дятла называют лесным лекарем? (За один день уничтожает до 100 тысяч короедов.)

4.       Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива.)

5.       Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна светолюбивое растение.)

6.       Название какого растения связано со звоном (Колокольчик.)

7.       Символ Египта, водное растение. Редко встречается на юге Амурской области. (Лотос.)

8.        Если вам на пути в лесу попадается подорожник, что это значит (Где-то рядом тропа.)

Представление третьей тройки участников.

 

Ведущий. Кто отгадает название лекарственного растения, тот и будет первым выбирать себе дорожку.

Трава от 99 болезней. (Зверобой.)

Какое растение «говорит», где оно живет? (Подорожник.)

Это травянистое растение весной зацветает первым. (Мать-и-мачеха.)

 

Вопрос игроку на красной дорожке:

Косить траву надо от середины к краям луга. Почему? (Чтобы звери и птицы могли убежать).

Вопросы игроку на желтой дорожке:

Почему (особенно весной и в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных жителей, которые покидают свои норы и гнезда. Лес – дом для животных. Уровень шума измеряется в децибелах: шелест травы – 10 децибелов, громкая речь – 60-70 децибелов.)

Чем опасен лесу неубранный туристами мусор: бумага, склянки, банки, бутылки? (Из-за непотушенной сигареты может возникнуть пожар. А мусор загрязняет лес: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, полиэтиленовый пакет – 100 лет.)

Вопросы игроку на зеленой дорожке:

Вы увидели гнездо птицы. Как правильно вести себя? (Не вытаптывать траву у гнезда, не трогать яйца, не брать птенцов в руки.)

Почему многие растения не дадут плодов, если ребята будут ловить бабочек? (Бабочки опыляют растения.)

В весенний день мальчишка злой

 Пронзил ножом кору березы,-

 И капли сока, точно слезы,

 Текли прозрачною струей

– Подумайте, какой вред наносится дереву при сборе березового сока? (Повреждается кора, нарушается защитная функция.) Сбор березового сока проводят только со старых деревьев, которые подлежат вырубке.

Жюри подводит итоги третьего агона.

6-й чтец.

Дерево, цветок и птица

 Не всегда умеют защититься.

 Если будут уничтожены они,

 На планете мы останемся одни.

Ведущий. Быстро летит время. Вы окончите школу, станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить? А повод для беспокойства есть...

Ведущий. Земля – всего лишь очень маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно ученым, есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше.

7-й чтец (слайд 16.)

Есть просто храм,

 Есть храм науки,

 А есть еще природы храм —

 С лесами, тянущими руки

 Навстречу солнцу и ветрам.

 Он свят в любое время суток,

 Открыт для нас в жару и стынь.

 Входи сюда, будь сердцем чуток,

 Не оскверняй его святынь.

(слайд 17.)

 

Ведущий. Вот и определились финалисты – победители сегодняшней игры «Умницы и умники». Мы их поздравляем. Они сегодня лучшие из лучших. Это...

Жюри подводит итоги всей игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-й чтец.  Посмотри, мой юный друг! Что находится вокруг?

Небо светло – голубое, солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса,

Человек и время года – это все вокруг природа!

 

2-й чтец.  Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят, птиц  скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно.

Береги свою планету, ведь другой на свете нету.

3 - й чтец. На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

 Меньше радости и красоты оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых нами понято было едва ли,

беззаботно топтали мы их и безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумие: « Стой!»

Нам казалось все мало и мало,

А потом в толчее городской

 мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног,

Молчаливо дыша еле-еле,

 Обреченно глядел василек, безнадежно гвоздики глядели.

4 чтец. С целым миром спорить я готов.

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И  они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут и росу роняют на песок.

 

5-й чтец.

Мы речь свою ведем о том,

 Что вся Земля – наш общий дом –

 Наш добрый дом, просторный дом –

 Мы все с рожденья в нем живем.

 Еще о том ведем мы речь,

 Что мы наш дом должны беречь.

 Давай докажем, что не зря

 На нас надеется Земля.

 

6-й чтец.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на земле – вода!

 Экономь ее и береги!

 Мы ведь на планете не одни.

 

 

7-й чтец.

Есть у ребят зеленый друг,

 Веселый друг, хороший.

 Он им протянет сотни рук.

 

 

8-й чтец.

Дерево, цветок и птица

 Не всегда умеют защититься.

 Если будут уничтожены они,

 На планете мы останемся одни.

 

9-й чтец 

Есть просто храм,

 Есть храм науки,

 А есть еще природы храм —

 С лесами, тянущими руки

 Навстречу солнцу и ветрам.

 Он свят в любое время суток,

 Открыт для нас в жару и стынь.

 Входи сюда, будь сердцем чуток,

 Не оскверняй его святынь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Ясвин В. Я. Мир природы в мире игр// Экологическое образование №4, 2000. – С. 45-52.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология.; – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1999 – 432.: ил

Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/ глав. Ред. В.А Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448с.

Шульман Н. К. Охрана природы Амурской области. – Амурское отд. Хабаровского кн. Изд-ва, 1989. – 144с.,ил

Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия. –М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 256 с.,ил

Чижова В.П. Как вести себя наедине с природой // Заповедные территории и люди. Формы и методы работы. Вып. Ш. – М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2001. – С. 33-34.

Сзабова С. Экойгры в школе и вне школы. – Владивосток, 1996 – 46 с.

Махлин М. Д. Амурский аквариум. – Хабаровск: Кн. Изд-во, 1984. – 128с., ил

Поделиться…

 

 

 

 

 

 

 © 2013 Издательский дом «Первое сентября»

 Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Эл. адрес: festival@1september.ru     Телефон: +7 (499) 249-52-53


 

Игра по теме "Охрана окружающей среды"

Игра по теме "Охрана окружающей среды"

С целым миром спорить я готов.

С целым миром спорить я готов.

На нас надеется Земля. Ведущий

На нас надеется Земля. Ведущий

Как правильно разместить завод, чтобы в атмосфере города как можно меньше было вредных веществ? (слайд 13

Как правильно разместить завод, чтобы в атмосфере города как можно меньше было вредных веществ? (слайд 13

Представление второй тройки участников

Представление второй тройки участников

Он им протянет сотни рук. Ведущий

Он им протянет сотни рук. Ведущий

И капли сока, точно слезы,

И капли сока, точно слезы,

Посмотри, мой юный друг! Что находится вокруг?

Посмотри, мой юный друг! Что находится вокруг?

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных

Мы речь свою ведем о том,

Мы речь свою ведем о том,

Не всегда умеют защититься.

Не всегда умеют защититься.

Литература: Ясвин В. Я. Мир природы в мире игр//

Литература: Ясвин В. Я. Мир природы в мире игр//
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2022