7 класс Биология
15 ноября
Тема: Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. Практическая работа «Изучение внешнего строения
папоротника или хвоща»
Задание 1. Дайте определения понятий
Вайя – ___________________.
Заросток – _________.
Спороносный колосок – ________.
Задание 2. Изучив текст параграфа и рисунок 21 учебника, укажите цифрами на представленном ниже рисунке «Жизненный цикл папоротника» его составляющие
Жизненный цикл папоротника его составляющие
1 — половое поколение (гаметофит);
2 — бесполое поколение (спорофит);
3 — спорангий со спорами;
4 — заросток;
5 — спермий;
6 — яйцеклетка;
7 — зигота;
8 — новый папоротник.
Задание 3. Сравните мхи и папоротники. Какие усложнения можно выявить в строении папоротников по сравнению со строением мхов?
Какова биологическая роль бесполого и полового поколений у плаунов, хвощей и папоротников?
Чем отличается жизненный цикл мхов от жизненного цикла плаунов, хвощей и папоротников?
Задание 4. Прочитайте текст и выскажите своё мнение.
Несмотря на широкое распространение и большое количество видов, даже самые крупные виды мхов не достигают высоты более 80 см. Папоротники тоже повсеместно встречаются на нашей планете и достаточно многочисленны. В отличие от мхов есть виды папоротников, высота которых всего несколько миллиметров, и есть виды, которые могут достигать 20 м.
Чем это можно объяснить? ___________________.
У папоротников сперматозоиды и яйцеклетки образуются на одном заростке, но созревают в разное время. Подумайте и объясните, в чём биологический смысл этого явления.
Задание 5. Заполните таблицу «Многообразие споровых растений»
Отдел растений |
Среда обитания |
Особенности строения и размножения |
Представители |
Моховидные |
|
|
|
Плауновидные |
|
|
|
Хвощевидные |
|
|
|
Папоротниковидные |
|
|
|
Задание 6. Заполните схему «Значение плаунов, хвощей, папоротников»
Значение плаунов, хвощей, папоротников |
|
В природе |
В жизни человека |
|
|
Практическая работа «Изучение внешнего строения папоротника или хвоща»
Цель работы: изучить особенности внешнего строения папоротника.
Оборудование и материалы: растения папоротника и мха (гербарные материалы).
Выполнение работы:
1. Изучим внешнее строение папоротника. Рассмотрим форму и окраску корневища; форму, размеры и окраску вайи.
2. Рассмотрим бурые бугорки на нижней стороне вайи под лупой. Бурые бугорки на нижней стороны вайи называются сорусы. В них развиваются споры. С помощью спор происходит размножение папоротников.
3. Сравним папоротники с мхами. Найдём признаки сходства и различия. Мхи и папоротники имеют побеги и размножаются спорами. У мхов листья очень маленькие, а у папоротников крупные и имеют сложное строение.
4. Обоснуем принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.
Папоротники размножаются спорами и их тело расчленено на стебель, лист и корень. Поэтому их относят к высшим споровым растениям.
5. Укажем цифрами на рисунке папоротника щитовника его органы.
Вывод: мы выяснили особенности строения папоротников. Особенностями папоротникообразных растений являются крупные, рассечённые листья, называемые вайями. Лист растёт долго, несколько лет. Также папоротники имеют крупные корневища (видоизменённые побеги), от которых отходят придаточные корни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.