7 класс Биология
15 ноября
Тема: Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. Практическая работа «Изучение внешнего строения
папоротника или хвоща»
Задание 1. Дайте определения понятий
Вайя – ___________________.
Заросток – _________.
Спороносный колосок – ________.
Задание 2. Изучив текст параграфа и рисунок 21 учебника, укажите цифрами на представленном ниже рисунке «Жизненный цикл папоротника» его составляющие
Жизненный цикл папоротника его составляющие
1 — половое поколение (гаметофит);
2 — бесполое поколение (спорофит);
3 — спорангий со спорами;
4 — заросток;
5 — спермий;
6 — яйцеклетка;
7 — зигота;
8 — новый папоротник.
Задание 3. Сравните мхи и папоротники. Какие усложнения можно выявить в строении папоротников по сравнению со строением мхов?
Какова биологическая роль бесполого и полового поколений у плаунов, хвощей и папоротников?
Чем отличается жизненный цикл мхов от жизненного цикла плаунов, хвощей и папоротников?
Задание 4. Прочитайте текст и выскажите своё мнение.
Несмотря на широкое распространение и большое количество видов, даже самые крупные виды мхов не достигают высоты более 80 см. Папоротники тоже повсеместно встречаются на нашей планете и достаточно многочисленны. В отличие от мхов есть виды папоротников, высота которых всего несколько миллиметров, и есть виды, которые могут достигать 20 м.
Чем это можно объяснить? ___________________.
У папоротников сперматозоиды и яйцеклетки образуются на одном заростке, но созревают в разное время. Подумайте и объясните, в чём биологический смысл этого явления.
Задание 5. Заполните таблицу «Многообразие споровых растений»
Отдел растений |
Среда обитания |
Особенности строения и размножения |
Представители |
Моховидные |
|
|
|
Плауновидные |
|
|
|
Хвощевидные |
|
|
|
Папоротниковидные |
|
|
|
Задание 6. Заполните схему «Значение плаунов, хвощей, папоротников»
Значение плаунов, хвощей, папоротников |
|
В природе |
В жизни человека |
|
|
Практическая работа «Изучение внешнего строения папоротника или хвоща»
Цель работы: изучить особенности внешнего строения папоротника.
Оборудование и материалы: растения папоротника и мха (гербарные материалы).
Выполнение работы:
1. Изучим внешнее строение папоротника. Рассмотрим форму и окраску корневища; форму, размеры и окраску вайи.
2. Рассмотрим бурые бугорки на нижней стороне вайи под лупой. Бурые бугорки на нижней стороны вайи называются сорусы. В них развиваются споры. С помощью спор происходит размножение папоротников.
3. Сравним папоротники с мхами. Найдём признаки сходства и различия. Мхи и папоротники имеют побеги и размножаются спорами. У мхов листья очень маленькие, а у папоротников крупные и имеют сложное строение.
4. Обоснуем принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.
Папоротники размножаются спорами и их тело расчленено на стебель, лист и корень. Поэтому их относят к высшим споровым растениям.
5. Укажем цифрами на рисунке папоротника щитовника его органы.
Вывод: мы выяснили особенности строения папоротников. Особенностями папоротникообразных растений являются крупные, рассечённые листья, называемые вайями. Лист растёт долго, несколько лет. Также папоротники имеют крупные корневища (видоизменённые побеги), от которых отходят придаточные корни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.