Биология. 7 класс. Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. Практическая работа «Изучение внешнего строения папоротника или хвоща»

  • Работа в классе
  • pdf
  • 20.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация
Иконка файла материала 7 класс. Биология. 15.11.2024.pdf

7 класс Биология

15 ноября

Тема: Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. Практическая работа «Изучение внешнего строения

папоротника или хвоща»

Задание 1. Дайте определения понятий

Вайя – ___________________.

Заросток – _________.

Спороносный колосок – ________.

Задание 2. Изучив текст параграфа и рисунок 21 учебника, укажите цифрами на представленном ниже рисунке «Жизненный цикл папоротника» его составляющие

Жизненный цикл папоротника его составляющие

1    — половое поколение (гаметофит);

2    — бесполое поколение (спорофит);

3    — спорангий со спорами;

4    — заросток;

5    — спермий;

6    — яйцеклетка;

7    — зигота;

8    — новый папоротник.

Задание 3. Сравните мхи и папоротники. Какие усложнения можно выявить в строении папоротников по сравнению со строением мхов?

Какова биологическая роль бесполого и полового поколений у плаунов, хвощей и папоротников?

Чем отличается жизненный цикл мхов от жизненного цикла плаунов, хвощей и папоротников?

Задание    4.    Прочитайте    текст    и    выскажите    своё мнение.

Несмотря на широкое распространение и большое количество видов, даже самые крупные виды мхов не достигают высоты более 80 см. Папоротники тоже повсеместно встречаются на нашей планете и достаточно многочисленны. В отличие от мхов есть виды папоротников, высота которых всего несколько миллиметров, и есть виды, которые могут достигать 20 м.

Чем        это        можно        объяснить? ___________________.

У папоротников сперматозоиды и яйцеклетки образуются на одном заростке, но созревают в разное время. Подумайте и объясните, в чём биологический смысл этого явления.

Задание 5. Заполните таблицу «Многообразие споровых растений»

Отдел растений

Среда обитания

Особенности строения и размножения

Представители

Моховидные

 

 

 

Плауновидные

 

 

 

Хвощевидные

 

 

 

Папоротниковидные

 

 

 

Задание 6. Заполните схему «Значение плаунов, хвощей, папоротников»

Значение плаунов, хвощей, папоротников

В природе

В жизни человека

 

 

Практическая работа «Изучение внешнего строения папоротника или хвоща»

Цель работы: изучить особенности внешнего строения папоротника.

Оборудование и материалы: растения папоротника и мха (гербарные материалы).

Выполнение работы:

1.    Изучим внешнее строение папоротника. Рассмотрим форму и окраску корневища; форму, размеры и окраску вайи.

2.    Рассмотрим бурые бугорки на нижней стороне вайи под лупой. Бурые бугорки на нижней стороны вайи называются сорусы. В них развиваются споры. С помощью спор происходит размножение папоротников.

3.    Сравним папоротники с мхами. Найдём признаки сходства и различия. Мхи и папоротники имеют побеги и размножаются спорами. У мхов листья очень маленькие, а у папоротников крупные и имеют сложное строение.

4.    Обоснуем принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.

Папоротники размножаются спорами и их тело расчленено на стебель, лист и корень. Поэтому их относят к высшим споровым растениям.

5.    Укажем цифрами на рисунке папоротника щитовника его органы.



Вывод: мы выяснили особенности строения папоротников. Особенностями папоротникообразных растений являются крупные, рассечённые листья, называемые вайями. Лист растёт долго, несколько лет. Также папоротники имеют крупные корневища (видоизменённые побеги), от которых отходят придаточные корни.