«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных
Оценка 4.8

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

Оценка 4.8
docx
20.01.2020
«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных
. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.docx

17.12                                                   Урок №28     Лит.7 кл.

Тема:  И.С. Тургенев. «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

Методическая цель : расширить знания учащихся о личной и творческой биографии Тургенева, познакомить с произведением "Бирюк"; развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ; формировать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героя; развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос; способствовать развитию у обучающихся культуры речи, отстаивания собственной позиции; воспитывать чувство сострадания, прививать интерес к творчеству И.С. Тургенева.

Планируемые результаты: знать  содержание, уметь отбирать материал для характеристики героя, оценивать  поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 Оборудование урока: учебник под редакцией В.Я. Коровиной; иллюстрации, презентация.

                                                     Что можно сказать... о произведениях Тургенева? — что

                                             после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло       

                                                                                                                         чувствуется.

                                                                                             М. Е. Салтыков-Шедрин

                                                                 Ход урока

I.Организационный момент.

II. Мотивация УД:обращение к эпиграфу.

III.Тема и целеполагание.

IV.Актуализация опорных знаний.

-Что вы знаете об И С Тургеневе?

-С каким его произвед.знакомы? -О чём оно?-Какие чувства вызывает?

V.Работа по теме урока.

1.Рассказ учителя о детстве и юности И. С. Тур­генева. Показ презентации.

И. С. Тургенев родился в 1818 г. в дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в родовом имении матери Спасское-Лутовиново Орловской губернии. Взаимоотношения в семье между родителя­ми были сложными, и это, безусловно, отражалось на впечатлительном мальчике. Отец Тургенева — Сергей Николаевич — женился с единственной целью: попра­вить свое материальное положение, но делами семьи занимался мало. Мать будущего писателя — Варвара Петровна — была жестокой и капризной женщиной, вымещавшей свои обиды на окружающих. Маленький Тургенев любил уходить из дома, гулять по спасскому саду, общаться с людьми из народа. Родители И. С. Тур­генева понимали необходимость образования, и поэто­му с детских лет он свободно владел тремя иностран­ными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных пред­ставлениях, которые устраивались в имении. В 1837 г. И. С. Тургенев успешно закончил философский факуль­тет Петербургского университета. Для продолжения образования Иван Сергеевич едет в Берлинский уни­верситет. Вернувшись в Россию и попробовав свои си­лы на государственной службе, в 1845 г. И. С. Турге­нев решил полностью посвятить себя литературной де­ятельности, и в 1847 г. выходит его первое серьезное литературное произведение — первые рассказы из бу­дущего сборника «Записки охотника».

2. Анализ статей учебника: «Вся моя биография в моих сочинениях...», «В творческой лаборатории Тур­генева». Беседа с учащимися по вопросам:

1) Как относились люди к самому И. С. Тургеневу при его жизни? (С большим уважением.)

2) Кого считал И. С. Тургенев своим учителем?   (А. С. Пушкина и критика В. Г. Белинского.)                                                                                                                                                                                                    

3) Как вы понимаете смысл фразы: «Вся моя биография в моих сочинениях...»? (Чтобы понять как    можно лучше И. С. Тургенева, нужно как можно больше прочитать его произведений.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

5) Откуда берет И. С. Тургенев сюжеты для своих произведений? (Из жизни.)

3.Слово учителя: О книге «Записки охотника».

Тургенев страстно любил охоту и, написав книгу «Записки охотника», очень

мало в ней говорит о самой охоте: скитаясь с ружьем, писатель накапливал наблюдения за

окружающей жизнью.!Рассказы, события, которые произошли в Орловской губернии, познакомят нас с миром русской деревни середины XIX века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» -спрашивал В. Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, наклонности, - словом, все то же, что и в образованном». Слова великого русского критика, были своеобразной программой тех лет, подсказывали прогрессивным русским писателем путь их творчества. По этому пути и пошел Тургенев.

4.Работа над рассказом.

1) Словарная работа: бирюк

Словарь С.Ожегова:

1. Волк-одиночка (обл.)

2. (Перен.) нелюдимый, угрюмый человек

верста — примерно 1060 м;

взыскать - заставить уплатить или подвергнуть наказанию. дрожки - легкий открытый рессорный экипаж; замашная (рубашка) - домашняя рубаха из грубого холста; засов —дверной запор в виде задвижки; лозники — ивовый кустарник; лучина - тонкая сухая щепка для освещения или для растопки; люлька — подвесная колыбель; мещанин   —   лицо   податного   сословия,   состоящего   из ремесленников, торговцев, мелких землевладельцев; не видеть ни зги - ничего не видеть;

не давать спуску - не уступать власть, держать под контролем; плетень - изгородь из сплетенных прутьев и ветвей; подле— возле; покромка - обрезанный кусок ткани вдоль долевой нити - пкромке, по краю; полати - в деревенской избе; нары для спанья, устроенные под потолком;  полка (ружья) - часть кремневого замка (пускового механизма) ружья, куда насыпался порох, необходимый для воспламенения по­рохового заряда в стволе;понурить — уныло склонить плечи или голову; ракиты - ивы; вожжа (вожжи) ~ часть упряжи: ремни, веревки, |с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью; рогожа - грубый плетеный материал для упаковки; рожок — соска для кормления младенца; рысистая - обладающая хорошей, резвой рысью (аллюр лошади, при котором выносятся вперед одновременно передняя левая и задняя правая ноги);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     челнок - (здесь) выдолбленная из дерева лодка;

2.Аналитическая беседа.

-  При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лес­ником?

-  Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка, в грозовую ночь?

-  Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?

-А было ли у него имя? Фома (называет себя) – самохарактеристика. Фома Кузьмин

(называет мужик в глаза). Бирюк (прозвали крестьяне за глаза) – взаимохарактеристика. Прозвище многое говорит о человеке.

-  Каковы условия жизни Бирюка?

-  В чем особенность портретной характеристики героя (на какие детали обращает внимание автор)? Портрет.

Бирюк-

Лесник//отец

Ответственный

Красивый

Богатырь

Сильный

Добрый

Патриот

(Речь) сдержанный

Радушный

Внешние и внутренние качества         положительные

– Положительно относится к Бирюку…(кто?) автор…или …рассказчик? Портрет дан

глазами рассказчика, который видит его впервые (“вдруг” стр.    ), встретил впервые “по одежке”.

Автор свой взгляд, отношение выразил через образ рассказчика(героя художественного произведения)

– он очевидец происходящего. Его образ дает неоспоримую достоверность происходящего.

– Бирюк – радушный хозяин, пригласил заплутавшего куда?

– Как рассказчик отнесся к увиденному?

Изба: Закоптелая, Низкая, Пустая, Грязная, Душная, Условия жизни нищенские (социальное  положение).

- Не будьте и вы равнодушными никогда – учит нас И.С. Тургенев.

Описание интерьера – средство создания образа.

– Что еще описывает Тургенев, не относящееся к сюжету напрямую? Пейзаж. И.С.

Тургенев – мастер пейзажа. Человек един с природой. Он её охраняет. Она его понимает. Пейзаж – средство создания образа.

- Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков?

3.Работа с текстом.

-Найти в тексте и прочитать описание столкновения Бирюка с мужиком.

4.Аналитическая беседа.

- В чем причина конфликта мужика с Бирюком?

- На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются со­бытия?

- Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене?

- Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, обра­зы лесника и мужика?

5.Вывод И.С.Тургенев показал нам внутреннюю духовную сторону русского мужика: она сильна и  красива умением сострадать, понимать, прощать.

Идея произведения: Прекрасен русский человек духовным величием. Крепостное право (как государственное устройство) уничтожает человеческое достоинство иделает взаимоотношения конфликтными. Крепостное право делает человека несчастным, одиноким –бирюком.

VI. Итоги урока . Рефлексия.

- Почему рассказ так называется?

VII. Домашнее задание: 1)характеристика Бирюка, 2)пересказ (зад.3 «Совершенствуем свою речь»,стр.249)

VIII. Выставление оценок за урок.

 

 

 

 

 

 

 

Бирюк появляется неожиданно «при блеске молнии», автор сра­зу отмечает его высокую фигуру и звучный голос. Поведение героя в эту ночь раскрывает ряд ведущих черт его характера: внутреннюю силу, спокойствие, сдержанность, контрастирующие с описанием грозы. «Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остано­вился. «Вот мы и дома, барин», — промолвил он спокойным голо­сом». Несмотря на то, что первое появление Бирюка сопровождает некий романтический ореол: «Белая молния озарила лесника с го­ловы до ног», — в описываемой далее жизни героя нет ничего ро­мантичного, напротив, она обыденна и даже трагична. «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в му­жицкую избу».

     Описание обстановки избы, «закоптелой, низкой и пустой», го­ворит о бедности и убожестве. Но среди этого печального и безот­радного существования теплится жизнь двух маленьких детей героя, изображение которых как бы усугубляет общую безрадостную кар­тину и настраивает читателя на жалость по отношению к Бирюку.

Если в описании избы зашифрована социальная характеристика героя, то художественный портрет помогает выразить его индиви­дуальные черты: высокий рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, суровое мужественное лицо, широкие брови и небольшие карие глаза. В восприятии читателя рассказ о леснике как о «грозе» мужиков связывается с картиной грозы.

     Для создания характеристики героя автор использует высказы­вания о нем мужиков: «Вязанки хворосту не даст утащить», «нагря­нет, как снег на голову», «силен ... и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». Автор подчеркивает, что лесник грозен и непреклонен не по­тому, что чужд своему брату-мужику, а просто Бирюк — человек долга и считает себя обязанным беречь ему доверенное. «Должность свою справляю <...> даром господский хлеб есть не приходится». Безжалостный по долгу службы, он охраняет лес хозяина наподобие солдата. «Он, обладающий слухом достаточно тонким, чтобы ус­лышать как где-то в отдалении падает на папоротник береза, он бы­вает глух к самым отчаянным мольбам» .

 

       Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Сцена борьбы — сначала физической, потом моральной — не толь­ко выявляет взгляды, чувства, интересы, волю героев, но и углубля­ет психологически их образы. Автор подчеркивает, что физически мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, одна­ко в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоинству они становятся равными друг другу.

       Создавая образ мужика, Тургенев запечатлел черты нищего кре­стьянина, изможденного барщиной, полуголодным существовани­ем. «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза...». Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам.

Тургенев при помощи ярких художественных деталей пока­зывает, как меняется внешний облик и внутреннее состояние кре­стьянина. Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разби­тым», обращаясь к леснику по имени-отчеству «Фома Кузьмич», просит отпустить. Но когда чаша его терпения переполнена, мужик «внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступи­ла краска». Голос мужика стал свирепым, и речь стала иной: вместо обрывистых фраз — «Отпусти... приказчик... разорены, во как... от­пусти!» — зазвучали ясные грозные слова: «А мне что? Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай всё: жена, дети — околевай всё.. Адо тебя, погоди, доберемся!» .

 

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020