Биржи труда в советский период
Оценка 4.6

Биржи труда в советский период

Оценка 4.6
docx
22.12.2021
Биржи труда в советский период
Биржи труда в советский период.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Уральский институт управления

 

Факультет _______________________________________________________

Направление подготовки ____________________________________________

Направленность (профиль) ___________________________________________

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Биржи труда в советский период»

 

 

 

Автор работы:

студент _ курса

 __________ формы обучения

Ф.И.О._______________________

Подпись _____________________

 

Научный руководитель курсовой работы:

Должность, звание____________

Ф.И.О.______________________

Подпись ____________________

 

«___»____________________20__г.

 

 

 

г. Екатеринбург, 2021г.

Оглавление

Введение. 3

 

Глава 1. Теоретические основы исследования состояния советского рынка труда  6

 

1.1 Появление государственных бирж труда: начальный этап (1917-1919 гг.) 6

 

1.2 Восстановление деятельности бирж труда и их структурное оформление  10

 

Глава 2 Исследование деятельности Верхнеудинской биржи труда в 1920-е годы XX в. 20

 

2.1 Основные направления и результаты деятельности Верхнеудинской биржи труда. 20

 

2.2 Основные проблемы трудового посредничества Верхнеудинской биржи труда  24

 

Заключение. 32

 

Библиографический список. 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Решение социально-экономических проблем – важное направление внутренней политики каждого государства. Контроль за состоянием рынка труда был и остается одним из приоритетов в этой сфере. Обеспечение реализации права на труд для всех граждан является ключом к стабильности общества и государства.

В современной России проблема безработицы стоит не так остро, как в 1920-е годы. Однако это очень серьезная проблема. Несмотря на то, что в условиях господства капиталистических отношений безработица является неотъемлемой частью экономики, ее уровень в нашей стране превышает допустимый уровень. Полный или естественный уровень безработицы возникает, когда рынок труда сбалансирован, то есть когда количество ищущих работу равно количеству вакантных рабочих мест. Сейчас экономисты считают, что уровень естественной безработицы составляет около 5-6%.

Обращение к истории посредничества в сфере труда связано с тем, что сегодня, в период экономического кризиса, вопросы совершенствования государственной политики в сфере занятости и эффективного функционирования рынка труда приобретают особую актуальность. Понимание проблем, противоречий, новых тенденций, сопровождающих формирование современного рынка труда, требует комплексного изучения этой проблемы на разных этапах исторического развития, что еще раз подчеркивает важность изучения опыта 1920-х годов XX века.

Степень разработанности темы. Анализом безработицы и трудового посредничества в те годы занимались научные деятели и сотрудники Народного Комиссариата Труда (НКТ), в частности, Я.И. Гиндин, Л.Е. Минц, П. Заводовский, Аристов, А.И. Исаев, A.M. Аникс и др. Их книги и статьи – это не только обзоры, но также глубокий монографический анализ структуры и генезиса российской безработицы, разработка прикладных методов управления ею [2-16]. Работы так называемых практиков – это отчеты, заметки, репортажи с мест, их делали внештатные корреспонденты и рядовые регистраторы бирж труда, материалы публиковались на страницах журналов "Голос работника", "Вопросы труда", газеты "Трудовой посредник". Накоплен огромный фактологический массив данных. Так, в библиографии по рынку труда, составленной А. Исаевым в 1925 г., указано более 120 работ, посвященных вопросам организации и реорганизации бирж в 20-е годы, и более 100 работ об их деятельности [2].

В 1930-1940-е гг. научный интерес к проблеме борьбы с безработицей в СССР снизился, т.к. государственной властью был продекларировано, что в стране она ликвидирована, а значит её изучение неактуально.

С конца 1950-х гг. и до середины 1970-х гг. выделяется второй период в историографии исследуемой проблемы. Основной акцент был сделан на анализе мероприятий Советской власти в области труда и рассмотрении вопроса о ликвидации безработицы. Особо выделяются работы З.А. Астапович и М.И. Зиминой. Третий период в историографии деятельности бирж труда в России получил своё развитие с началом перестройки и гласности в СССР в конце 1980-х гг. и длится по настоящее время. Он охарактеризован в работах А.И. Черных, И.Е. Золина, Э.К. Хижный, А.А. Рацлафа, М.В. Костомарова, И.Б. Королева и др.

Объект исследования – биржи труда в советский период.

Предметом исследования является деятельность бирж труда, а также их роль в борьбе с безработицей в советский период.

Цель работы состоит в исследовании истории формирования сети бирж труда в советский период, рассмотрении их деятельности и методов борьбы с безработицей. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

– рассмотреть появление государственных бирж труда на начальном этапе (1917-1919 гг.);

– охарактеризовать восстановление деятельности бирж труда и их структурное оформление;

– рассмотреть основные направления и результаты деятельности Верхнеудинской биржи труда в 1920-е годы XX в.;

– выделить основные проблемы трудового посредничества Верхнеудинской биржи труда.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы при написании обобщающих и специально-тематических работ по отечественной истории, в учебном процессе при чтении спецкурсов, проведении спецсеминаров, в краеведческой работе. Кроме этого практический опыт накопленный биржами труда в исследуемый период может быть использован государственными структурами в борьбе с безработицей в настоящее время.

Структура работы. Работа содержит введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список литературы, включающий 31 источник.

В первой главе «Теоретические основы исследования состояния советского рынка труда» рассматривается начальная деятельность бирж труда в советский период. Во второй главе рассматриваются основные направления, результаты деятельности и проблемы Верхнеудинской биржи труда в 1920-е годы XX в.

Работа изложена на 37 страницах машинописного текста, библиография включает 31 наименование.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы исследования состояния советского рынка труда

 

1.1 Появление государственных бирж труда: начальный этап (1917-1919 гг.)

 

После Февральской революции 1917 г. в России наблюдался кризис социального и экономического характера. Одним из основных последствий этого явления явилось резкое увеличение количества безработных. Главными причинами роста безработицы в этот период стали начавшаяся демобилизация армии, а также, из-за сокращения производства, уменьшение общего числа рабочих мест на промышленных предприятиях[1]. Сложившаяся ситуация не осталась незамеченной Временным правительством, и в стране началась кардинальная перестройка в сфере трудовых отношений. Было создано Министерство труда, которое 5 мая 1917 г. возглавил М.И. Скобелев[2].

19 августа 1917 г. министром труда был издан Закон «О биржах труда». Данный закон предписывал обязанность для городских и сельских самоуправлений в местностях с населением не менее 50 тыс. человек создавать муниципальные биржи труда. В их функции входили следующие направления деятельности: во-первых, регистрация спроса и предложения труда; во-вторых, посреднические услуги по найму; в-третьих, ведение текущей статистики, а также сбор сведений о местном рынке труда[3]. Вместе с тем, закон защищал права не только безработных, но и действующих рабочих. Правительством предусматривалось создание не только бирж труда, но и корреспондентских пунктов, которые должны были взаимодействовать не только между собой, но и с другими учреждениями, действующими в данной сфере. И только частные бюро по трудоустройству были лишены права работать в сфере посредничества по найму, в результате чего они были закрыты по решению органов местного самоуправления. Все это позволяет сделать вывод о том, что в период правления Временного правительства биржа труда не обладала правом монополии в области трудового посредничества. В результате стремительного развития политической конъюнктуры в Российской империи функционирование бирж труда было лимитировано всего несколькими месяцами. Необходимо отметить, что и при Советской власти вопрос незанятости части экономически активного населения в хозяйственной деятельности оставался острым. Для его решения ставки были сделаны на аналогичные посреднические конторы в области труда, результатом деятельности которых должно было стать полное искоренение безработицы.

Придя к власти в октябре 1917 г., большевики полностью изменили политику в области труда. Россия была провозглашена Республикой Труда. В жизнь немедленно стали претворяться марксистские идеи, которые нашли свое воплощение в первых декретах советской власти1. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР (СНК) «О биржах труда» от 31 января 1918 г. устанавливалось право государства в лице отдела рынка труда народного комиссариата труда (НКТ) либо рабочих организаций на открытие посреднических бирж труда в регионах, население которых составляло не менее 20 тыс. человек. Но уже в ноябре 1918 г., в соответствии с декретом, данные посреднические организации должны были организовываться в областях, население которых составляло менее 10 тыс. человек2.

Дополнительным постановлением СНК РСФСР «О воспрещении безработным отказываться от работы» от 3 сентября 1918 г., а также специальным положением было введено сверхжесткое правило, в соответствии с которым трудоустройство рабочей силы должно было осуществляться только лишь через биржи труда. Наем на работу минуя биржи труда являлся уголовным преступлением в соответствии со статьей 7 Кодекса законов о труде1. Так оформилось исключительное право государства в лице бирж труда на дистрибуцию рабочих рук, взамен добровольных посреднических функций по трудоустройству. В период проведения политики «военного коммунизма» на смену биржам труда пришли органы перераспределения рабочей силы. Также были учреждены специальные отделы труда, подведомственные городским, уездным и губернским Народным революционным комитетам2. В данных отделах труда необходимо было создать так называемые биржи труда на основании «Положения об органах учёта и распределения рабочей силы» от 3 мая 1919 г. При этом изменялись их назначение и функции: теперь они должны были регистрировать всех безработных, независимо от наличия или желания последних трудиться. Такое положение объяснялось нехваткой рабочих рук на производстве, а главной задачей правительства являлось скорейшее восстановление фабрик и заводов, вышедших из строя во время войны. Поэтому была введена всеобщая трудовая повинность, которая распространялась на городское население в возрасте с 16 до 50 лет3. С введением трудовой повинности изменился и характер работы биржи, теперь она должна была удовлетворять спрос на рабочие руки. А регистрация на бирже труда всех безработных и дальнейшее трудоустройство стали обязательными по закону4.

Необходимо отметить, что в области государственного регулирования вопросов обеспечения работой населения важную роль сыграло принятие такого нормативно-правового документа, как Кодекс законов о труде РСФСР, изданного в 1918 г. В Кодексе было впервые дано определение понятия «безработный», четко определены основные критерии и признаки данной категории людей. Вместе с тем, ограничивались права работодателей. Теперь принимать на работу они могли лишь при наличии у претендента на рабочее место направления, выданного отделом распределения рабочей силы.

Труд в Советской республике был обязанностью всех граждан, и это положение было закреплено в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и Конституции 1918 г. В ст. 18 был закреплен лозунг «Не трудящийся, да не ест»1. Вместе с тем, специальным декретом Советом народных комиссаров РСФСР была введена всеобщая трудовая повинность. Право на труд заменялось обязанностью трудиться, а советская политика в области труда приобрела принудительный характер. Особенно ярко элементы этой политики утвердились в период расцвета военного коммунизма2. В 1919 г. были учреждены дисциплинарные суды. Декрет СНК о дисциплинарных судах от 14 ноября 1919 г. определил его структуру, в него входили три представителя: от заводоуправления, от профсоюзов и от общего собрания рабочих. Также за нарушение внутреннего распорядка, дисциплины и несоблюдения тарифов декретом предусматривались еще более жесткие санкции. Вместе с тем, ужесточалась борьба с прогулами. На IX съезде РКП(б) были предусмотрены меры по борьбе с «дезертирами трудового фронта», т.е. с рабочими, самовольно покидавшими рабочее место. За данное нарушение предусматривался ряд наказаний: публиковали списки дезертиров, создавали штрафные батальоны, а также заключали в концентрационные лагеря3. В 1920 г. были созданы трудовые армии из числа призванных на трудовой фронт. Для управления трудовыми армиями был образован главный комитет по всеобщей трудовой повинности – специальный орган, в задачи которого входило ведение учета безработных, организация принудительной мобилизации и обеспечение равномерного распределения рабочей силы.

Таким образом, появление государственных бирж труда проходило в сложных социальных, экономических и политических обстоятельствах. Оно ознаменовалось проведением политики трудовой мобилизации и организационным оформлением бирж труда. В результате произошел переход к плановому распределению рабочих рук и закреплению человека за рабочим местом. Такая политика принуждения привела к неэффективному использованию рабочей силы и являлась результатом сложившейся к началу 20-х гг. XX в. социально-экономической модели военного коммунизма.

 

1.2 Восстановление деятельности бирж труда и их структурное оформление

 

В начале 1920-х гг. для преодоления системного кризиса в стране советское руководство ввело новую экономическую политику (далее – НЭП), которая повлекла за собой реорганизацию и изменение методов работы различных учреждений и ведомств. Был реформирован Народный комиссариат труда (далее – НКТ), в его структуре появилось управление рынка труда. В провинциальных отделах труда упразднили отделы учета и распределения труда, а вместо них открыли биржи труда.

Правительство заменяет принудительное распределение труда и трудовую повинность добровольным трудоустройством через биржи труда. Планировалось, что биржи труда станут единым центром концентрации всего спроса и предложения на рабочую силу, осуществляя организованное предложение рабочей силы в экономику.

Принципы работы бирж в 1920-е годы изменились. В 1921-1924 гг. все операции по найму рабочей силы в обязательном порядке должны были осуществляться через биржу труда. Работа в обход фондовых бирж была запрещена. Эта мера имела экономическое и социальное обоснование. Так, по мнению известного тогдашнего экономиста и социолога А. Исаева: «Необходимо в корне изменить существующий порядок приема на работу, чтобы работа предоставлялась не в порядке родства, кумовства, протекционизма и за взятку, а на начале справедливости. Этот порядок отвечает потребностям производства и интересам рабочего класса»1. Кроме того, набор персонала через фондовые биржи помог усилить контроль за условиями труда на предприятиях и в учреждениях, а фондовые биржи были хорошо известным местом концентрации соискателей работы.

Услуги по обмену труда были бесплатными как для ищущих работу, так и для работодателей. Заявления предприятий и учреждений о приеме на работу должны были быть удовлетворены биржей в течение трех дней, в противном случае набор персонала разрешался в дополнение к обменам. Когда было несколько кандидатов, одинаково соответствующих запросу, время регистрации и очередь учитывались, предпочтение отдавалось членам профсоюзов2.

Работа бирж труда во время нэпа осложнялась быстрым ростом безработицы. Разрешение частной собственности и введение самофинансирования на основе коммерческих выгод с точным учетом всех затрат оказали прямое влияние на количество занятой рабочей силы. Структурные изменения в экономике сопровождались массовыми увольнениями, в результате чего большое количество людей оставалось без работы. В начале 1922 года было зарегистрировано 160 тыс. безработных, на 1 января 1923 — 641 тыс., а к 1 января 1924 года их число достигло 1 млн 240 тыс. человек3 4.

Негативными явлениями на рынке труда того времени были многочисленные случаи обхода бирж труда при приеме на работу, протекционизм и несвоевременные обращения работодателей. Был организован специальный штат агентов и инспекторов бирж труда, который проверял предприятия и организации с целью установления фактов нелегального трудоустройства. Нарушениями при приеме на работу разбирались биржевые комитеты, организации и суды. В случае необоснованного отказа в приеме работника, направленного биржей, работодатель привлекался к ответственности. Однако нередки случаи, когда руководители предприятий недовольны отправкой к ним работников, не удовлетворяющих заявленный спрос. Дело осложнялось отсутствием на биржах труда постоянных экспертных комиссий по определению квалификации потенциальных сотрудников.

Внутренняя организация бирж была крайне неэффективной: помещения с низкой пропускной способностью, очередями, скоплением людей, нехваткой персонала, большими объемами работы и т. д.1.

Учитывая этот опыт, в 1923-1924 гг. приняты меры по улучшению работы бирж труда. Для борьбы с очередями постановлением НКТ «О порядке постановки на учет и маркировки соискателей» от 13 августа 1923 года граждан стали делить на две группы:

1) фактически безработный, не имеющий заработка или дохода;

2) имеющий какое-либо занятие или заработок, но желающий устроиться на другую работу.

Лица, принадлежащие ко второй группе, были освобождены от личного присутствия на выставку оценок и получили право письменно уведомить биржу о своем желании продолжить регистрацию. Эта мера спасла помещения биржи от большого скопления безработных2.

Следующим шагом по повышению качества работы бирж стало установление для высококвалифицированных работников, а также на должности, требующие политического доверия или материальной ответственности, процедуры прямого приема на работу с последующей регистрацией на бирже труда. Эта мера позволила снять довольно большую ответственность бирж за подбор административно-управленческого персонала.

В 1923-1924 гг. вводится экспертиза, которая должна предшествовать приему на работу. Положение НКТ от 11 июня 1921 г. «Об экспертных комиссиях» было издано еще в 1921 г. Однако в 1921 и 1922 гг. организация экспертизы не получила должного распространения. Нигде не было постоянно действующих экспертных комиссий. Экспертиза была чисто поверхностной. Новая инструкция по экспертизе 1923 г. предусматривала, что место проведения экспертных комиссий определялось в зависимости от количества людей, подавших заявления на биржу труда. В случаях преобладания одной или нескольких групп профессий, ищущих работу, над остальными группами профессий, экспертиза преобладающей группы проводилась в помещении биржи труда, а остальные подвергались экспертизе на месте профсоюзов.

В 1924 году больше внимания уделялось практическим испытаниям. Постановление НКТ труда от 4 июля 1924 г. «О практическом испытании безработных» для проведения правильного отбора в соответствии со спросом предусматривало практическое испытание безработных в тех случаях, когда профессия и специальность не могли быть определены и достаточно подтверждено документальными данными. Гражданам, сдавшим практический экзамен, был выдан сертификат о проделанной работе.

Но провести практические испытания в массовом масштабе не удалось. Основным препятствием в этом плане было нежелание предприятий загромождать себя работой, связанной со значительной тратой времени, простоями и повреждением материалов1.

Чтобы изменить характер всей массы зарегистрированной рабочей силы на бирже труда в направлении отсеивания малоценных для производства элементов, исключая из списка тех, кто зарегистрирован, ищущих льготы, пособия и концентрируя наиболее ценные квалифицированные группы рабочих на бирже труда было решено сузить круг лиц, имеющих право зарегистрироваться на бирже труда. Опыт работы и квалификация стали важнейшими показателями при приеме на работу. Из реестра бирж труда были исключены лица, которые вообще не работали по найму, неквалифицированные рабочие, проработавшие менее 3 лет, советские работники, проработавшие менее 5 лет, если перечисленные категории не были членами профсоюзов или демобилизованы из Красной Армии и Флота. Биржи труда были освобождены от выдачи каких-либо справок, связанных с пособиями. Лица, имеющие право на получение пособия, должны обращаться непосредственно в соответствующие учреждения.

 Постановлением Нацкома СССР от 21 августа 1924 г. при бирже труда были образованы посреднические кадровые бюро, что в определенной степени облегчило работу бирж. Созданы посреднические бюро для обслуживания безработных, имеющих право претендовать на работу в порядке последующей регистрации: граждан с высокой квалификацией и специальными знаниями (например, лиц с техническим или агрономическим образованием, медицинских работников и т. д.); сотрудники, приглашенные на должности, требующие личного доверия и материальной ответственности (кассиры, кладовщики, лица, приглашенные для ухода за детьми); рабочие приглашаются на временные работы неквалифицированного характера1.

В целом 1923-1924 гг. были периодом активной преобразовательной работы бирж труда. После принятых мер рынок труда становится более организованным, упорядоченным и мобильным. При отборе кандидатов на работу больше внимания уделялось стажу и квалификации. Организован сбор квалифицированных кадров.

Эта систематическая работа помогла поднять авторитет бирж труда. Однако следует отметить, что основные изменения в политике в области регулирования рынка труда (организация посреднических бюро, расширение категорий лиц, допущенных к приему на работу помимо бирж с последующей регистрацией) были сфокусированными в первую очередь на высококвалифицированных специалистов. Условия занятости для остальной части большинства участников рынка труда остались без изменений. Перегрузка бирж не позволила провести тщательный отбор рабочих. Требования к увеличению участия руководителей предприятий в подборе рабочей силы росли.

Всероссийское собрание рабочих бирж труда, проходившее в Москве с 26 по 30 октября 1924 г., высказалось за необходимость перевода работы бирж труда на новое начало. На встрече констатировалось, что система обеспечения промышленности рабочей силой, основанная на принципе принудительного найма через биржи труда, вступила в противоречие с тенденцией развития национальной экономики и компании к повышению производительности труда. В постановлении собрания говорилось о целесообразности отмены обязанности приема на работу через биржи труда для всех категорий безработных1.

Народный комиссар труда РСФСР В. Шмидт в своем докладе на VI съезде профсоюзов СССР отметил: «... если мы продолжим работать теми методами, которые применялись до сих пор, то есть, установление принципа обязательного найма только через биржи труда и установление такого порядка внутри бирж, что в первую очередь на работу отправляются те, кто стоит или ранее зарегистрировался на бирже труда, тогда, конечно, мы никогда не сможем правильно регулировать ... рынок труда, и мы не получим ... реальной картины безработицы»2.

Новый закон о занятости 1925 г. отменил обязанность обращаться на биржу труда. Все договоры о найме работников, заключенные с работодателями, подлежали только обязательной последующей регистрации. Отмена обязательного приема на работу через биржи облегчила их работу и позволила уделять больше внимания качеству при подборе сотрудников.

В связи с переходом работы бирж труда на новое начало постановлением НКТ СССР от 13 февраля 1925 г. стали допускаться к регистрации все граждане, кроме лиц моложе 16 лет, не прошедших регистрацию предоставить разрешение от органов охраны труда на работу.

Особенность рынка труда того времени заключалась в том, что при постоянном количественном росте безработицы уже с 1924 г. ощущалась нехватка определенных категорий специалистов. Не хватало фрезеровщиков, токарей, текстильщиков, механиков, специалистов бумажной промышленности и др. Отмечалась нехватка инженерно-технических сил и специалистов сельского хозяйства. Среди безработных того времени более 50% составляла группа неквалифицированных рабочих, которая постоянно пополнялась за счет притока соискателей из сельской местности. Требовалось кардинально изменить конъюнктуру рынка труда. Предполагалось сформировать промышленных рабочих из малоквалифицированной и неквалифицированной массы безработных.

На широкую основу ставится курсовой метод обучения. Для безработных, зарегистрированных на биржах, в Центральном институте труда (ЦИТ) организуются курсы по подготовке кадров для металлургической, кожевенной, полиграфической и других отраслей. Были приняты меры по расширению сети заводских школ, бригадных и индивидуальных производств.

Переход к индустриализации потребовал изменения правил занятости. Отмена обязательного приема на работу через фондовые биржи и минимизация государственного вмешательства в регулирование рынка труда поставили под вопрос осуществление индустриализации, поэтому необходимо было усилить государственный контроль в сфере привлечения и распределения рабочих.

В целях адаптации рынка труда к задачам индустриализации 4 марта 1927 г. вышло постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах по регулированию рынка труда». Набор рабочей силы на все государственные, общественные и частные предприятия должен производиться на основе тех, которые были заранее заключены с соглашениями НКТ. Другими словами, прием на работу должен осуществляться только через биржи труда. Контрактная система имела широкую основу и оказала положительное влияние на рационализацию управления персоналом. В 1926-1927 гг. контракты на подбор персонала заключены с такими крупными предприятиями, как Сахаротрест, Днепрострой, Донуголь, Главсельмаш и др.

Повышено внимание к такой категории безработных, как крестьяне, приехавшим в города на заработки. 10 марта 1926 г. НКТ утвердил «Положение о корреспондентских пунктах для регулирования выездов на промыслы». Корреспондентские пункты были созданы в местах прибытия крестьян-переселенцев и выполняли функции бирж труда. Целью их деятельности было содействие сельскому населению в поиске работы.

Препятствием для дальнейшего улучшения работы было отсутствие ряда бирж труда. Итак, в 1924-1925 гг. при общем количестве зарегистрированных безработных 970 тыс. человек по всему Союзу действовало 384 биржи труда. Сеть бирж труда сократилась согласно госбюджету в 1926-1927 гг. до 250 единиц с общей численностью безработных 1.041.167 человек. Эта сеть органов посредничества в сфере труда не охватывала не только многие уездные города, но и не все промышленные центры. В целях максимального охвата рынка труда Всесоюзный центральный совет профсоюзов своим решением от 26 июля 1927 г. приказал открывать биржи труда везде, где есть не менее 300 безработных членов профсоюзов1.

Промышленность стала более организованно снабжаться рабочей силой. Процент членов профсоюзов в общем найме значительно увеличился, а набор тех, кто прибывает из сельскохозяйственных районов, стабилизировался. Формируется кадровый состав сезонных рабочих, закрепленных за производством. Также улучшилось качество работы бирж труда. Об этом свидетельствует тот факт, что количество отказов работодателей от присланной им рабочей силы из-за несоответствия в квалификации за 1926/1927 гг. стало незначительным:2 1,98% к общему количеству посылок и 3,05% к количеству отправленных квалифицированных рабочих.

Целью пятилетнего плана 1928/29—1932/33 гг. стал лозунг «Догнать и перегнать передовые капиталистические страны в техническом и экономическом отношении». Планировалось: увеличение производительности труда за пять лет на 110%, увеличение основных фондов страны на 82%, рост промышленности в 2,5 раза и т. д. Проблема трудовых ресурсов становится одной из самых серьезных проблем пятилетки1. Основной целью в работе бирж была переподготовка зарегистрированных безработных и своевременное обеспечение работниками пятилетки.

На рынок труда серьезно повлияла массовая коллективизация, начавшаяся в 1929 году. Большое количество рабочих было вынуждено работать в колхозах и совхозах. В связи с тем, что каждый житель села нашел применение своему труду в колхозе, снизился и приток людей из сельской местности в города.

Широкомасштабная индустриализация и коллективизация создали условия для вовлечения большого количества рабочих в трудовую жизнь. В работе бирж в конце 1920-х гг. наступил переломный момент, когда они не смогли удовлетворить все потребности предприятий в рабочей силе. В стране в 1925/26 году на 100 предложений рабочей силы приходилось 68,3 места, в 1926/27 году – 98,1 места, в 1927/28 году – 125,2 места2.

В стране фактически решена проблема безработицы. Если на 1 октября 1929 г. безработными на бирже труда было 1 млн 741 тыс. человек, то на 1 апреля 1930 г. – 1 млн 81 тыс. человек, а на 1 октября 1930 г. – всего 240 тыс. человек3.

В целом к ​​концу НЭПа биржам труда удалось наладить достаточно эффективный механизм занятости в соответствии с новым советским законодательством. Однако структурные изменения в условиях плановой экономики в конце 1920-х гг. привело к тому, что биржи потеряли свое значение. Во-первых, из-за резко возросшего спроса на рабочую силу биржи не могли своевременно удовлетворить спрос на рабочую силу, в связи с чем было целесообразнее делегировать решение кадровых вопросов самим предприятиям; во-вторых, была устранена безработица и прямая потребность в биржах труда.

Летом 1930 года биржи труда были закрыты. Оставшихся безработных отправили на переподготовку с обязательным распределением по предприятиям. Функции по подбору и обучению кадров постепенно были переданы непосредственно предприятиям и ведомствам, в структуре которых открылись отделы кадров.

Подводя итоги, отметим, что активность бирж труда в 1920-е гг. дала возможность провести исследование количественного и социально-профессионального состава рынка труда, обратить внимание на такие проблемы, как безработица, аграрное перенаселенность городов, нехватка квалифицированных кадров. Введение практических испытаний при приеме на работу, работа экспертных комиссий, повышенное внимание к сезонному рынку труда, переподготовка недостающих специальностей, несомненно, были верными ориентирами регулирования рынка труда.

В 1921-1924 гг. обращение на биржу труда было обязательным. Обоснованием этого положения было то, что эта мера отвечала революционным требованиям борьбы с протекционизмом и кумовством и обеспечения справедливой занятости. В 1925 году из-за роста безработицы, перегрузки работы бирж труда и отсутствия четкого механизма отбора высококвалифицированных рабочих обращение на биржу стало делом добровольным. Возврат к принципу обязательного приема на работу через биржу произошел в 1927 году, что было вызвано необходимостью четкого, полного и своевременного обеспечения рабочими новых строительных и хозяйственных объектов. В 1930 году с ликвидацией безработицы биржи труда были упразднены, их функции стали выполнять отделы кадров.

Глава 2 Исследование деятельности Верхнеудинской биржи труда в 1920-е годы XX в.

 

2.1 Основные направления и результаты деятельности Верхнеудинской биржи труда

 

В Бурятии в соответствии с Приказом Аймачного революционного комитета № 119 от 28 октября 1922 г. для регулирования рынка труда была организована Верхнеудинская биржа труда вместо мобилизационно-распределительного отдела труда1.

Основным видом деятельности Верхнеудинской биржи труда было посредничество между спросом и предложением на рабочую силу. Основными функциями были: регистрация спроса и предложения на рабочую силу, выполнение заявленного спроса, текущая переписка с предприятиями и учреждениями по вопросам рынка труда, а также выдача различных видов справок безработным.

Структурное оформление Верхнеудинской биржи труда началось с утверждения её руководящего органа – Комитета биржи труда (далее Комитет)2. К его ведению относились следующие вопросы: установление внутреннего распорядка биржи труда; разработка смет и выдача ссуд, выданных по ним; создание профессиональных секций в рамках обмена; организация общежитий, столовых, чайных, библиотек, читальных залов и других культурных и образовательных учреждений для безработных; утверждение биржевых отчетов; разработка и реализация различного рода мер по борьбе с безработицей, организация производственных артелей, содействие в организации общественных работ. Таким образом, государство заложило определенную независимость в деятельности Комитета, который охватывал широкий круг вопросов.

Все текущие вопросы обсуждались и решались на заседаниях Комитета, которые были разделены на очередные, проводимые не реже двух раз в месяц, и внеочередные, которые могли созываться председателем по собственной инициативе или по требованию двух членов Комитета. Все вопросы решались простым большинством голосов. В случае равенства голос председателя давал перевес. Следует отметить, что не все решения комитета могли быть выполнены – провинциальный департамент труда имел право отменить любое свое решение. Это должно было заставить Комитет действовать независимо, но в определенных рамках. Следует отметить, что на первых порах заседания комитета Верхнеудинской биржи труда были недостаточно продуктивными, так как многие его члены часто отсутствовали. В результате комитет не мог принять какое-либо решение по тому или иному вопросу, а зачастую заседания вообще срывались1. Таким образом, несмотря на мероприятия, направленные на организацию Комитета, на январь 1924 г. он фактически не проявлял полноценной деятельности. Данное положение дел объясняется тем, что те органы, которые должны были выдвинуть в Комитет своих представителей, находились еще на стадии организационного оформления2.

Неотъемлемым структурным элементом любого учреждения является штат работников. Предполагаемое количество работников Верхнеудинской биржи труда должно было составлять девять человек3. Однако, несмотря на это, на первое полугодие 1926 г. штат биржи труда состоял из трех человек: заведующего биржей труда, регистратора-статистика и переписчика4. В сравнении с объемом разносторонней работы и масштабами движения безработной массы, данное количество сотрудников являлось крайне недостаточным. Нагрузка на каждого сотрудника была более чем полная. Об этом говорят следующие данные: в среднем в день регистрировались 35 человек, посылалось на работу – 27 человек, принималось телефонограмм спроса на труд – 16 , производилось отметок возвратившихся с работ – 12 человек. Кроме этого, требовались еще выдача разных справок, как безработным, так и нанимателям, касающихся трудового посредничества; разработка карточных каталогов к заполнению профлистов; разного рода переписка; составление статистической отчетности и сводок по рынку труда; подбор безработных для удовлетворения поступившего спроса и запись адресов для вызова таковых1. Таким образом, существующий штат Верхнеудинской биржи труда не справлялся с возложенной на него работой, что в свою очередь значительно тормозило деятельность всей биржи труда. И, несмотря на постоянные просьбы об увеличении штата, положение оставалось неизменным.

Структурной основой всех бирж труда в СССР являлось их деление на секции, которые организовывались для того, чтобы регистрация безработных производилась по профессиональному и производственному признаку2. В октябре 1923 г. было разработано и утверждено положение о работе профессиональных секций, организуемых при Верхнеудинской бирже труда3. По положению, секция могла быть организована в самостоятельную трудовую единицу, если в ней насчитывалось не менее 10 человек, если же меньше, то данная секция могла быть объединена с другой, родственной по профессии. Ввиду отсутствия при бирже труда Бюро подростков, и учитывая необходимость подготовки квалифицированной рабочей силы, было необходимо создание секции подростков без подразделения на отдельные профессии, принимая во внимание то, что среди подростков квалифицированных работников почти не было4.

Для наиболее планомерной работы отдельных секций в 1924 г. при бирже труда учреждалась должность заведующего профессиональными секциями. Но вскоре эта должность была опять упразднена в связи с сокращением штатов1. Соответственно, за отсутствием заведующего, на январь 1924 г. секции при бирже труда организованы не были, и вся работа по урегулированию велась заведующим биржей труда с профсоюзами. А так как многие союзы находились в разных частях города, эта работа была не совсем продуктивной2. Поэтому с 23 мая 1928 г. была проведена переорганизация секций при бирже труда. Для этого все существующие мелкие секции упразднялись, а все безработные делились на три основные группы: физического труда, производственного и умственного. Также существовала Юнсекция, которая осуществляла учет и регистрацию подростков до 18 лет, желающих трудоустроиться3.

Корреспондентские офисы являлись структурным подразделением биржи труда. Они были филиалами местных бирж труда и служили только местом для регистрации спроса и предложения рабочей силы в данной области, в противном случае они полностью подчинялись местной бирже труда, к которой принадлежали. На 1 февраля 1924 года на Верхнеудинской бирже труда по всей республике было три отделения: Петрозаводское, Баргузинское и Троицкосавское.

Понятно, что деятельность трех пунктов не могла удовлетворить всех, кто хотел зарегистрироваться в качестве безработного. А организационная незавершенность, недостаток средств, удаленность некоторых населенных пунктов еще больше усложнили сложившуюся ситуацию на рынке труда.

Ситуация еще более обострилась, когда корреспондентский пункт Петровского завода в результате нового административного деления был переведен на Читинскую биржу труда, а бюро Баргузинского района – в связи с сокращением штата Наркомата труда, был ликвидирован. Функционировал только один – в Троицкосавске, связь с которым оставалась очень слабой4.

2.2 Основные проблемы трудового посредничества Верхнеудинской биржи труда

 

Существенной проблемой для Верхнеудинской биржи труда на протяжении всей ее деятельности было неудовлетворительное состояние материальной базы. Если до 1927 года по занимаемой площади она более-менее соответствовала количеству безработных, то уже с 1 октября 1927 года помещения, занимаемые биржей труда, совершенно не отвечали никаким требованиям, как по площади. и санитарно-гигиенические условия. В проспектах НКТ и НКЗ на каждого безработного была предусмотрена площадь не менее 2 квадратных метров. На самом деле площади всей биржи труда было недостаточно даже для 1/3 безработных, особенно зимой, когда было много людей. Здание было ветхое и холодное, зал ожидания и комната для работы сотрудников биржи были очень маленькими. Таким образом, неудовлетворительное состояние здания биржи также осложняло работу сотрудников, которые к тому же находились под постоянной угрозой инфекционных заболеваний3. И, несмотря на неоднократное составление актов органов санитарной инспекции о непригодности помещения биржи труда и заявок на предоставление других помещений, они так и не были удовлетворены. Биржа труда продолжала находиться в помещении, не соответствующем требованиям общих гигиенических и санитарных норм4.

Другой важной проблемой Верхнеудинской биржи труда было недостаточное финансирование. Местный бюджет не принимал участия в расходах на содержание биржи труда, корреспондентских отделений и секций1. Они содержались за счет государства и местных органов самоуправления2. Не выделялись средства на содержание биржи, на хозяйственные и офисные расходы, дезинфекцию помещений, ремонт, а также на обследование безработных. Такая финансовая несостоятельность биржи не давала возможности подписываться на необходимые газеты, журналы и приобретать канцелярские товары. Средства, выделенные НКТ, были очень небольшими и не могли исправить ситуацию в целом. Комитет биржи труда неоднократно констатировал крайне некорректное отношение НКТ РСФСР к финансированию Верхнеудинской биржи труда3.

Несмотря на все проблемы, с которыми столкнулись отделы труда, за период с 1 апреля 1920 г. по 1 января 1921 г. ими был зарегистрирован спрос на рабочие руки, который составил 20208 человек; предложение выражалось в размере 10988 человек, 2080 из которых были отправлены на работу, остальные 8908 – оказались либо «освобождены по разным причинам», либо не явились после записи и были объявлены дезертирами. Выявление дезертиров стало результатом деятельности специальной комиссии по борьбе с дезертирством, которая периодически устраивала облавы по городу. Среди дезертиров встречались как представители буржуазии и интеллигенции, которые «не желая покидать удобные комнаты», всячески избегали несения повинности4, так и представители рабочего класса.

По существу деятельность биржи труда по проведению трудмобилизации уже к августу 1920 г. была сведена к нулю. Трудоустройство 976 человек не могло соответствовать колоссальному спросу на рабочие руки, который составлял свыше 4000 человек5. От комиссии по проведению трудовой повинности, изначально состоявшей из пяти человек, остался только один, который совмещал должность заведующего биржей труда, что не могло не отразиться на продуктивности работы1. Безработных, по сведению биржи труда, за март 1921 г. не было, но если принять во внимание граждан, уклонившихся от трудовой повинности, то их насчитывалось около 1000 человек2.

Таким образом, несмотря на то, что мобилизация рабочей силы проходила в сложных условиях и проводилась параллельно с процессом становления самой Верхнеудинской биржи труда и преодоления проблем, возникших с началом ее деятельности, политические ориентиры государства как тем не менее в целом были выполнены. С введением трудовой повинности произошел закономерный переход к плановому обеспечению предприятий трудовыми ресурсами, с присущим ему всеобщим, но неэффективным трудоустройством, принудительным назначением человека на рабочее место. Такая политика в сфере труда была естественным следствием господствовавшей в начале 1920-х годов политики. Социально-экономическая модель военного коммунизма XX века.

 Введение со второй половины 1921 г. Новой экономической политики (далее – НЭП) улучшило экономическое положение, и деятельность предприятий в условиях, близких к рыночным, потребовала более тщательного и качественного отбора рабочих. Изменение методов управления привело к закрытию убыточных предприятий и сокращению штата. Это привело к тому, что предложение рабочей силы стало превышать спрос на нее. Так, на Верхнеудинской бирже труда в период с 1 ноября по 1 декабря 1921 г. предложение рабочей силы составило 269 человек, а спрос на рабочую силу – всего 90 человек3. Таким образом, ситуация на рынке труда, которая еще до недавнего времени характеризовалась нехваткой рабочих рук, резко сменилась на противоположную.

В то же время такая система регистрации безработных оказалась далекой от совершенства. Из недостатков можно отметить, что предоставление льгот при регистрации на бирже увеличивало поток якобы безработных, которые, пользуясь правом отказа от работы, усугубляли работу бирж, делали невозможным подсчет истинной суммы безработицы. Итак, на 1922-1923 гг. на бирже труда часто наблюдался феномен регистрации безработных с целью получения справки об освобождении от госпошлины. Получив это свидетельство, некоторые из них впоследствии не явились на биржу труда. Поэтому биржам было поручено работать над избавлением от таких элементов путем очистки каталогов, перерегистрации и установления таких процедур, в соответствии с которыми только те, кто нуждается в работе, могли быть перечислены на бирже труда1.

Обмен затруднял существование подпольного рынка труда. Надо сказать, что не все, особенно квалифицированные рабочие, стремились зарегистрироваться на бирже труда, а практика приостановления регистрации различных категорий лиц, например, приезжих, способствовала пополнению «черного рынка труда».

Кроме этого, вокруг бирж переплетался целый узел общественных интересов. Профсоюзы практиковали увольнение с работы не члена профсоюза с заменой его членом профсоюза. Поскольку достаточно было проработать где-нибудь 1 месяц по найму, чтобы вступить в профсоюз и стать «пролетарским элементом», в числе безработных к 1924 г. оказалось 42,1 % членов профсоюзов, требовавших внеочередного трудоустройства2.

Таким образом, Верхнеудинская биржа труда до 1924 г. только осуществляла монополию трудового посредничества, так и не приступив к регулированию рынка труда. Она просто не могла разобраться со всей массой безработных, взятых на учет. Вместо экономических мероприятий государство субсидировало мероприятия трудовой помощи. Преобразования подавляли последствия, не устраняя причины – отсутствие трудовой мотивации при регистрации на бирже. Меры были неэффективны и к середине 1923 г. себя исчерпали.

Следует отметить, что руководители предприятий, недовольные качеством рабочей силы, предоставляемой биржами труда, начали рассматривать государственное регулирование как тормоз для развития промышленности. Заявки на рабочую силу поступали нерегулярно, заявки отменялись, особенно по отбору работников на «ответственные должности»: кассиры, начальники отделов, подразделений. В результате экономические агентства как в центре, так и на местах подняли вопрос об отмене обязательной занятости через биржи труда и превращении последней в орган добровольного посредничества1.

Первым шагом в этом направлении стал указ НКТ 1924 г. «О прекращении выдачи билетов безработным, зарегистрированным на Бирже труда». С отменой пособий поток безработных на биржу труда уменьшился, и единственным мотивом обращения на биржу было получение работы.

Однако число безработных, зарегистрированных на Верхнеудинской бирже труда, не сокращалось2. В связи с этим, безработные, состоящие на учете Верхнеудинской биржи труда, были подвергнуты чистке. На 11 августа 1924 г. на Верхнеудинской бирже труда было зарегистрировано 1976 человек: 1075 мужчин и 901 женщина. По итогам чистки, было снято с учета 1108 человек: 477 мужчин и 631 женщина, что составило 58,8 % всех безработных, состоящих на учете Верхнеудинской биржи труда. Причиной снятия послужило то, что большинство из них не имели опыта работы и занимались ведением собственного хозяйства3.

Данное мероприятие привело к уменьшению числа безработных. Однако результат носил временный характер. На 1 декабря 1925 г. безработных на Верхнеудинской бирже труда числилось 1026 человек, в апреле 1926 г. – 1208 человек, и к 1 января 1927 г. их количество составляло уже 1507 человек1. В результате рост безработицы привел к установлению новых правил при регистрации, которые вновь определялись тенденцией ограничения круга регистрирующихся. На основании постановления НКТ РСФСР от 28 февраля 1927 г. № 61 на биржу труда не принимались безработные, не имеющие трудового стажа и не являющиеся членами профсоюзов2. В связи с этим была предпринята очередная чистка. Безработные при явке на биржу труда должны были предъявить документы о работе по найму. В результате, 36 человек не явились на проверку, 236 были сняты с учета, из них не работавших с 1925 г. – 9 мужчин, 14 женщин, 16 подростков, 8 прибывших из сельской местности. Все снятые с учета были отнесены к категории «неквалифицированных»3. Таким образом, введение нового метода регистрации безработных позволило освободить Верхнеудинскую биржу труда от массы неквалифицированных безработных, что внесло некоторую упорядоченность в ее деятельность, так как данные лица все равно не могли быть трудоустроены, и только засоряли биржу труда.

На 1 января 1928 г. количество безработных, зарегистрированных на Верхнеудинской бирже труда, составило 1658 человек, на 1 февраля 1928 г. на учете состояло уже 1776 безработных, что лишний раз свидетельствует о том, что, несмотря на ограничение круга регистрирующихся, количество безработных увеличивалось4.

Ситуация на Верхнеудинской бирже труда показала, что принятые в годы НЭПа меры по борьбе с безработицей несколько упростили работу биржи труда, но не повлияли на ее эффективность. Стало ясно, что в рамках новой экономической политики избавиться от безработицы невозможно. Сочетание рыночных механизмов и политики государственного регулирования выявило несостоятельность этой формы медиации и ее организационную несостоятельность.

Принудительное строительство социализма в СССР, пришедшее на смену НЭПу, поставило перед биржами труда новые задачи – профессиональную переподготовку безработных, а в перспективе – планомерное распределение рабочей силы. Это было началом планомерного регулирования рынка труда. Регулирующие органы рынка труда были обязаны обеспечивать государство необходимым количеством рабочей силы, а не удовлетворять спрос на рабочую силу в зависимости от ее предложения1.

Несмотря на огромную нужду народного хозяйства в специалистах, на учете бирже труда имелись квалифицированные безработные, не используемые на производстве. Так, на 16 января 1929 г. на Верхнеудинской бирже труда было зарегистрировано 1786 безработных, квалифицированные среди них составляли 23 %, полуквалифицированные – 28 %, неквалифицированные – 49 %2. Это можно объяснить тем, что на практике в Бурят-Монгольской АССР продолжали наблюдаться случаи обучения профессиям, не отвечающим потребностям народного хозяйства. Ряд организаций открыли различные курсы, совершенно не согласовывая выбор специальностей с состоянием рынка труда по той или иной профессии, что привело к искусственному росту безработицы среди квалифицированной рабочей силы.

В 1929-1930 гг. в Бурятии началось форсированное развитие промышленности. Но в валовой продукции всего народного хозяйства республики она занимала лишь 14 %. Тем не менее, немногочисленные предприятия легкой промышленности (добывающей и пищевой отраслей) смогли поглотить значительное количество безработных. Дело в том, что резко упали требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному уровню. Там, где раньше работал один квалифицированный рабочий, создавались 3-4 новых рабочих места. Чтобы расширить «фронт работ», трудовые операции искусственно разбивались на частные функции, вводилось «полумануфактурное» разделение труда. Депрофессионализация в свою очередь обусловила дальнейший рост потребности в количестве рабочей силы. Также, чтобы искусственно увеличить количество рабочих мест, на промышленных предприятиях были введены неполная рабочая неделя и трехсменный режим. Однако вместе с расширением сферы занятости воспроизводились и условия, порождавшие высокую текучесть кадров, уход работников с предприятий в надежде улучшить свое материальное и бытовое положение. Сверхтекучесть порождала «безработицу» создаваемых форсированным темпом рабочих мест1.

Исключив рынок труда и безработицу из системы регулирования общественно-трудовых отношений, органы по труду так и не сумели выполнить возложенную на них задачу – организовать прямое распределение и перераспределение трудовых ресурсов. Поэтому они были повсеместно упразднены за ненадобностью. И, в связи с упразднением Наркомата труда в 1933 г., Верхнеудинская биржа труда была ликвидирована2.

Таким образом, в своем развитии Верхнеудинская биржа труда прошла четыре этапа:

1) как отдел распределения рабочей силы в годы «военного коммунизма» (1920-1921 гг.);

2) попытка адаптации к нуждам рынка труда (1922-1924 гг.);

3) частичная демонополизация деятельности бирж труда (1924-1928 гг.)

4) реорганизация бирж труда в связи с набиравшей обороты индустриализацией и ликвидацией безработицы в СССР (1929-1933 гг.).

 

 

 

 

Заключение

 

На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы: массовая безработица в советском государстве 20-х годов прошлого века была уникальным историческим явлением. Исследование социальных источников безработицы показало, что она была вызвана в первую очередь общим экономическим кризисом и политикой рационализации производства. Большинство зарегистрированных безработных составляли городские жители. Аграрное перенаселение повлияло на скрытую безработицу, поскольку регистрация на биржах труда была значительно ограничена для людей из сельской местности. Высокий уровень и продолжительность безработицы, а также социальный состав безработных определили принципы государственного регулирования рынка труда.

Советские исследователи воспринимали безработицу как следствие аграрного перенаселения. Однако государственная политика в этой сфере была направлена ​​на устранение безработицы среди горожан. Такая ситуация была вызвана необходимостью увязать кризис рынка труда 1920-х годов с предыдущим развитием страны, а не с нынешней политикой. В первой половине 1920-х гг. повлияли на рост безработицы: демобилизация Красной Армии, голод в Поволжье, а также возвращение горожан из деревень, уехавших туда в предыдущие голодные годы.

Разработка и реализация мероприятий по борьбе с безработицей и помощи безработным была возложена на Наркомат труда, его подразделения и местные биржи труда. Государственная политика на рынке труда включала два направления: ликвидация безработицы и организация помощи временно безработному населению. Ликвидация безработицы была связана с посреднической деятельностью бирж труда, которая за исследуемый период прошла два этапа.

На первом этапе большая часть сделок по найму рабочей силы проводилась под контролем бирж труда. Анализ правовой базы показал, что в 1922 – первой половине 1924 гг. биржи были практически монопольным органом, осуществлявшим посреднические операции на рынке труда. При этом хозяйственные органы сохранили некоторую самостоятельность в подборе специалистов и ответственных за труд. Для них введена практика последующей регистрации трудовой сделки. То есть органы по труду, осуществляя жесткий контроль за состоянием рынка труда, не полностью поглотили право на самостоятельную деятельность по поиску рабочей силы.

Второй этап характеризуется частичной демонополизацией посреднической деятельности бирж. Введена практика бесплатного найма с последующей регистрацией сделки в органах по труду. Хозяйственным органам предоставлено право самостоятельно нанимать работников необходимой квалификации с последующей регистрацией сделок в органах по труду. А безработные получили право на индивидуальный поиск работы. С одной стороны, эта мера активизировала советский рынок труда, ввела свободную конкуренцию при выполнении трудовых операций. Но в то же время местные биржи труда и НКТ в целом потеряли контроль над этой важной государственной сферой. Резко увеличилось количество найма «у ворот», то есть помимо бирж труда.

Переход к плановой экономике определил необходимость государственного контроля над рынком труда. Результатом стал переход к «государственному протекционизму» на рынке труда с 1927 года, что привело к монополии бирж труда. Биржи труда были регулирующим механизмом на рынке труда. Теперь полезно учесть опыт бирж труда 1920-х годов учитывая положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Во второй главе курсовой работы дано описание работы Верхнеудинской биржи труда. Структура Верхнеудинской биржи труда складывалась на протяжении 1920-х годов. Следует отметить, что этот процесс постоянно сдерживался проблемами, возникающими с самого начала деятельности биржи, поэтому за все время существования этого государственного посреднического органа он так и не завершился полностью. В своем развитии Верхнеудинская биржа труда прошла четыре этапа: 1) как отдел по распределению труда в годы «военного коммунизма» (1920-1921); 2) попытка приспособиться к потребностям рынка труда (1922-1924); 3) частичная демонополизация деятельности бирж труда (1924-1928 гг.) и 4) реорганизация бирж труда в связи с набирающим силу индустриализацией и ликвидацией безработицы в СССР (1929-1933 гг.).

В ходе исследования были выявлены положительные и отрицательные стороны государственной политики по устранению безработицы. Существенным недостатком политики государственного регулирования рынка труда и борьбы с безработицей было слабое финансирование, что не позволяло в некоторых регионах применить весь комплекс этих мер. Политика поддержки безработных была мерой не для большинства, а для наиболее ценного меньшинства. К негативным моментам в политике ликвидации безработицы относятся эксцессы и злоупотребления со стороны работников бирж труда, представителей профсоюзов и самих безработных. Следует отметить, что на протяжении всего рассматриваемого периода шла постоянная борьба с подобными эксцессами.

Преимущества рассмотренной политики: стремление совместить государственный контроль с предоставлением права активности всем участникам трудовых отношений; тенденция к привлечению общественных организаций к решению проблемы безработицы. Государственная политика в области труда не была застойным образованием; она развивалась и изменялась в соответствии с социально-экономическими и политическими условиями и потребностями общества. Некоторые из проводившихся в 1920-х гг. меры с учетом современных условий могут быть применены на практике.

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Нормативные правовые акты

1. Постановления Советской власти. Т. 1.М .: Госполитиздат, 1957.

2. Сборник узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства (СУ). Пг., 1918. № 16.

 

2. Другие источники

3. Известия Наркомата труда СССР. 1924. № 32, с. 3.

4. Индустриализация СССР в 1926-1928 гг. Документы и материалы. М .: Наука, 1969. С. 355-359.

5. КПСС в постановлениях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). М .: Политиздат, 1982. Т. 2.

6. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). F. 56. Op. 1.D. 25. Л. 70; НАРБ. Ф. 56, 191, 192.

7. Пятилетка и вопросы труда // Вопросы труда. 1929. № 3-4. С. 4.

8. Справочник бирж труда в России. М., 1918.

9. Труд в СССР. Статистический сборник. М .: Финансы и статистика, 1988. С. 11.

 

3. Литература

10. Атаян И. М. Биржи труда в 1920-е гг .: опыт государственного трудового посредничества // Социс. - 2017. - №4. - С. 117-122.

11. Атаян И. М. Биржи труда в 20-е годы: опыт государственного трудового посредничества // Социологические исследования. 2000. № 4. С. 117-122.

12. Борисова Л.В. Военный коммунизм: принуждение как элемент хозяйственного механизма. М .: Московский общественный научный фонд, 2000.

13. Бахутов А. Итоги собрания работников бирж труда // Вопросы труда. 1924. № 11.П. 27.

14. Гиндин Ю. К новым формам работы бирж труда // Вопросы труда. 1924. № 7-8. С. 3.

15. История политических партий в России. М .: Высшее. шк., 1994.

16. Исаев А. Об основных принципах биржи труда // Вопросы труда. 1923. № 5-6. С. 19.

17. Золин И.Е. Рынок труда и регулирование занятости. Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2019, с. 98.

18. Заводский П. Внимание биржам // Вопросы труда. 1923. № 7-8. С. 11.

19. Клейнборт Л. М. История безработицы в России 1857-1919 гг. Москва: Вопросы труда, 1925.

20. Ленин В.И. Полный состав сочинений. Т. 39.М .: Полит. лит., 1981.

21. Мохов З. Наш опыт подбора и обучения рабочей силы // Вопросы труда. 1925. № 5-6. С. 22.

22. Марыганова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. / Е.А. Марыганова. - М .: КноРус, 2015. - 300 с.

23. Рогачевская Л.С. Ликвидация безработицы в СССР 1917-1930 гг. Москва: АН СССР, 1973, с. 75.

24. Тарасов С. Состояние рынка труда и меры по его регулированию в 1926/27 экономическом году // Вопросы труда. 1928. № 5. С. 22–28.

25. Тармаханов Е. Е. Развитие промышленности Бурятской АССР в годы построения социализма (1917-1941 гг.) // Из истории развития промышленности и становления рабочего класса СССР. - Улан-Удэ, 1968. - С. 75-110.

26. Федоров В.Д. Классовый распад и государственная политика. Очерки истории занятости и пополнения рабочего класса в России. 1917-1940 Арзамас: А.Г. Гайдар, 2006. С. 87.

27. Шмидт В. Доклад на VI съезде профсоюзов СССР // Проблемы труда. 1924. № 11.П. 12.

4. Статьи

28. Королев И.Б. Макроэкономические проблемы занятости и рынка труда в России. // Проблемы прогнозирования. - 2018. - №6. - С.76-77.

29. Костомаров М.В. Особенности функционирования рынка труда в России. // 2018. - Ученые записки ИЭИ. - Номер 3. - с. 18-24

30. Рацлаф А.А. Монопсония на рынке труда // Молодой ученый. - 2018. - №1. - с. 177–180

31. Хижный Е.К. Общая характеристика проблем рынка труда в странах-лидерах. // Актуальные проблемы Европы. - 2017. - №3. - с. 18-25


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Клейнборт Л.М. История безработицы в России, 1857-1919. М.: Вопросы труда, 1925., с.229.

[2] История политических партий России. М.: Высш. шк., 1994, с.255.

[3] Справочник по биржам труда в России. M., 1918., с.4.

1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 39. М.: Полит. лит., 1981., с.21.

2 16. Королев И.Б. Макроэкономические проблемы занятости и рынка труда Росси. // Проблемы прогнозирования. - 2018. - №6. - С.76-77

1 Декреты Советской власти. Т. 1. М.: госполитиздат, 1957., с.420.

2 Национальный Архив Республики Бурятия (НАРБ). Фр. 56. Оп. 1. Д. 1. Л. 108.

3 НАРБ. Фр. 56. Оп. 1 Д. 26 Л. 29 об.

4 НАРБ. Фр. 56. Оп. 1. Д. 25. Л. 70.

1 Борисова Л.В. Военный коммунизм: принуждение как элемент хозяйственного механизма. М.: Московский научный общественный фонд, 2000.

2 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ). Пг., 1918. № 16., с.242.

3 КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). М.: Политиздат, 1982. Т. 2., с.251-252.

1 Исаев А. Об основных принципах работы бирж труда // Вопросы труда. 1923. № 5-6. С. 19.

2 Золин И.Е. Рынок труда и регулирование занятости. Н.Новгород: Издательство ВВАГС, 2019. С. 98.

3 Рогачевская Л.С. Ликвидация безработицы в СССР 1917—1930. М.: Академия наук СССР, 1973. С. 75.

4 Гиндин Я. К новым формам работы бирж труда // Вопросы труда. 1924. № 7-8. С. 3.

1 Атаян И.М. Биржи труда в 20-е гг.: опыт государственного трудового посредничества // Социологические исследования. 2000. № 4. С. 117-122.

2 Заводский П. Внимание биржам // Вопросы труда. 1923. № 7-8. С. 11.

1 Мохов З. Наш опыт в области подбора и подготовки рабочей силы // Вопросы труда. 1925. № 5-6. С. 22.

1 Известия Народного комиссариата труда СССР. 1924. № 32. С. 3.

1 Бахутов А. Итоги совещания работников бирж труда // Вопросы труда. 1924. № 11. С. 27.

2 Шмидт В. Доклад на VI съезде профессиональных союзов СССР // Вопросы труда. 1924. № 11. С. 12.

1 Индустриализация СССР 1926—1928 гг. Документы и материалы. М.: Наука, 1969. С. 355-359.

2 Тарасов С. Состояние рынка труда и меры по его регулированию в 1926/27 хозяйственном году // Вопросы труда. 1928. № 5. С. 22-28.

 

1 Пятилетний план и вопросы труда // Вопросы труда. 1929. № 3-4. С. 4.

2 Федоров В.Д. Классовая ломка и политика управления. Очерки по истории трудоустройства и пополнения рабочего класса России. 1917—1940 гг. Арзамас: АГПИ им. А.П.Гайдара, 2006. С. 87.

3 Труд в СССР. Статистический сборник. М.: Финансы и статистика, 1988. С. 11.

1 НАРБ. Ф. 192. Оп. 1. Д. 23. Л. 85

2 НАРБ. Ф. 191. Оп. 1. Д. 10. Л. 23

1 НАРБ.Ф. 191 Оп. 1 Д. 10 Л. 7.

2 НАРБ.Ф. 191. Оп. 1. Д.20 Л. 29

3 НАРБ.Ф. 56 Оп. 1 Д. 44 Л.54

4 НАРБ. Ф. 191. Оп. 1. Д. 64. Л. 59.

1 НАРБ. Ф. 192. Оп. 1. Д. 103. Л. 30.

2 Костомаров М.В. Особенности функционирования рынка труда в России. // 2018. - Научные записки ИЭИ. - №3. - с.18-24
3 НАРБ. Ф. 191. Оп. 1. Д. 11. Л. 53 об.

4 НАРБ. Ф. 191. Оп. 1. Д. 10. Л. 83.

 

1 НАРБ. Ф. 192. Оп. 1. Д. 103. Л. 30.

2 НАРБ.Ф. 191. Оп. 1. Д. 20 Л. 29.

3 НАРБ Ф. 192. Оп. 1. Д. 11. Л. 12.

4 НАРБ.Ф. 191 Оп. 1 Д. 30 Л. 65 об.

3 НАРБ. Ф.191. Оп. 1. Д. 30. Л. 70.

4 НАРБ. Ф. 192. Оп. 1. Д. 103. Л. 31.

1 НАРБ. Ф. 191. Оп. 1. Д. 64. Л. 13.

2 НАРБ. Ф. 191. Оп.1. Д. 64. Л.1.

3 НАРБ. Ф. 191. Оп. 1. Д. 42. Л. 19

4 НАРБ. Ф. 56. Оп. 1. Д. 26.

5 НАРБ. Ф. 56. Оп. 1. Д. 25.

1 НАРБ. Ф. 56. Оп. 1. Д. 25.

2 НАРБ. Ф. 56. Оп. 1. Д. 26.

3 НАРБ. Ф. 56. Оп. 1. Д. 37.

1 Хижный Э.К. Общая характеристика проблем рынка труда в ведущих странах. // Актуальные проблемы Европы. - 2017. - №3. - с.18-25
2 Марыганова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. / Е.А. Марыганова. - М.: КноРус, 2015. - с.118

 

1 Атаян И.М. Биржи труда в 20-е гг.: опыт государственного трудового посредничества // Социс. – 2017. – № 4. – С. 119.

2 НАРБ. Ф. 191. Оп. 1. Д. 90.

3 НАРБ. Ф. 191. Оп. 1. Д. 20.

1 НАРБ. Ф. 191. Оп. 1. Д. 42. Л. 36 об.

2 НАРБ. Ф. 191. Оп. 1. Д. 118.

3 НАРБ. Ф. 191. Оп. 1 Д. 64.

4 НАРБ. Ф. 191. Оп. 1. Д. 84. Л. 27.

1 Рацлаф А.А. Монопсония на рынке труда // Молодой ученый. - 2018. - №1. - с.177-180
2 НАРБ. Ф. 191. Оп. 1. Д. 84. Л. 31.

 

1 Тармаханов Е.Е. Развитие промышленности Бурятской АССР за годы строительства социализма (1917-1941 гг.) // Из истории развития промышленности и формирования рабочего класса СССР. – Улан-Удэ, 1968. – С. 81, 103.

2 НАРБ. Ф. 56. Оп. 1. (текст описи).

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ

Биржи труда в советский период

Биржи труда в советский период

Введение Решение социально-экономических проблем – важное направление внутренней политики каждого государства

Введение Решение социально-экономических проблем – важное направление внутренней политики каждого государства

Работы так называемых практиков – это отчеты, заметки, репортажи с мест, их делали внештатные корреспонденты и рядовые регистраторы бирж труда, материалы публиковались на страницах журналов…

Работы так называемых практиков – это отчеты, заметки, репортажи с мест, их делали внештатные корреспонденты и рядовые регистраторы бирж труда, материалы публиковались на страницах журналов…

Верхнеудинской биржи труда в 1920-е годы

Верхнеудинской биржи труда в 1920-е годы

Глава 1. Теоретические основы исследования состояния советского рынка труда 1

Глава 1. Теоретические основы исследования состояния советского рынка труда 1

Все это позволяет сделать вывод о том, что в период правления

Все это позволяет сделать вывод о том, что в период правления

Кодекса законов о труде 1 . Так оформилось исключительное право государства в лице бирж труда на дистрибуцию рабочих рук, взамен добровольных посреднических функций по трудоустройству

Кодекса законов о труде 1 . Так оформилось исключительное право государства в лице бирж труда на дистрибуцию рабочих рук, взамен добровольных посреднических функций по трудоустройству

Труд в Советской республике был обязанностью всех граждан, и это положение было закреплено в

Труд в Советской республике был обязанностью всех граждан, и это положение было закреплено в

В результате произошел переход к плановому распределению рабочих рук и закреплению человека за рабочим местом

В результате произошел переход к плановому распределению рабочих рук и закреплению человека за рабочим местом

Кроме того, набор персонала через фондовые биржи помог усилить контроль за условиями труда на предприятиях и в учреждениях, а фондовые биржи были хорошо известным местом…

Кроме того, набор персонала через фондовые биржи помог усилить контроль за условиями труда на предприятиях и в учреждениях, а фондовые биржи были хорошо известным местом…

Однако нередки случаи, когда руководители предприятий недовольны отправкой к ним работников, не удовлетворяющих заявленный спрос

Однако нередки случаи, когда руководители предприятий недовольны отправкой к ним работников, не удовлетворяющих заявленный спрос

В 1923-1924 гг. вводится экспертиза, которая должна предшествовать приему на работу

В 1923-1924 гг. вводится экспертиза, которая должна предшествовать приему на работу

Красной Армии и Флота. Биржи труда были освобождены от выдачи каких-либо справок, связанных с пособиями

Красной Армии и Флота. Биржи труда были освобождены от выдачи каких-либо справок, связанных с пособиями

Перегрузка бирж не позволила провести тщательный отбор рабочих

Перегрузка бирж не позволила провести тщательный отбор рабочих

Особенность рынка труда того времени заключалась в том, что при постоянном количественном росте безработицы уже с 1924 г

Особенность рынка труда того времени заключалась в том, что при постоянном количественном росте безработицы уже с 1924 г

В 1926-1927 гг. контракты на подбор персонала заключены с такими крупными предприятиями, как

В 1926-1927 гг. контракты на подбор персонала заключены с такими крупными предприятиями, как

Целью пятилетнего плана 1928/29—1932/33 гг

Целью пятилетнего плана 1928/29—1932/33 гг

Во-первых, из-за резко возросшего спроса на рабочую силу биржи не могли своевременно удовлетворить спрос на рабочую силу, в связи с чем было целесообразнее делегировать решение…

Во-первых, из-за резко возросшего спроса на рабочую силу биржи не могли своевременно удовлетворить спрос на рабочую силу, в связи с чем было целесообразнее делегировать решение…

Глава 2 Исследование деятельности

Глава 2 Исследование деятельности

Все текущие вопросы обсуждались и решались на заседаниях

Все текущие вопросы обсуждались и решались на заседаниях

Кроме этого, требовались еще выдача разных справок, как безработным, так и нанимателям, касающихся трудового посредничества; разработка карточных каталогов к заполнению профлистов; разного рода переписка; составление…

Кроме этого, требовались еще выдача разных справок, как безработным, так и нанимателям, касающихся трудового посредничества; разработка карточных каталогов к заполнению профлистов; разного рода переписка; составление…

Но вскоре эта должность была опять упразднена в связи с сокращением штатов 1

Но вскоре эта должность была опять упразднена в связи с сокращением штатов 1

Основные проблемы трудового посредничества

Основные проблемы трудового посредничества

Такая финансовая несостоятельность биржи не давала возможности подписываться на необходимые газеты, журналы и приобретать канцелярские товары

Такая финансовая несостоятельность биржи не давала возможности подписываться на необходимые газеты, журналы и приобретать канцелярские товары

Таким образом, несмотря на то, что мобилизация рабочей силы проходила в сложных условиях и проводилась параллельно с процессом становления самой

Таким образом, несмотря на то, что мобилизация рабочей силы проходила в сложных условиях и проводилась параллельно с процессом становления самой

Итак, на 1922-1923 гг. на бирже труда часто наблюдался феномен регистрации безработных с целью получения справки об освобождении от госпошлины

Итак, на 1922-1923 гг. на бирже труда часто наблюдался феномен регистрации безработных с целью получения справки об освобождении от госпошлины

Следует отметить, что руководители предприятий, недовольные качеством рабочей силы, предоставляемой биржами труда, начали рассматривать государственное регулирование как тормоз для развития промышленности

Следует отметить, что руководители предприятий, недовольные качеством рабочей силы, предоставляемой биржами труда, начали рассматривать государственное регулирование как тормоз для развития промышленности

На основании постановления НКТ

На основании постановления НКТ

Это было началом планомерного регулирования рынка труда

Это было началом планомерного регулирования рынка труда

Также, чтобы искусственно увеличить количество рабочих мест, на промышленных предприятиях были введены неполная рабочая неделя и трехсменный режим

Также, чтобы искусственно увеличить количество рабочих мест, на промышленных предприятиях были введены неполная рабочая неделя и трехсменный режим

Заключение На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы: массовая безработица в советском государстве 20-х годов прошлого века была уникальным историческим явлением

Заключение На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы: массовая безработица в советском государстве 20-х годов прошлого века была уникальным историческим явлением

При этом хозяйственные органы сохранили некоторую самостоятельность в подборе специалистов и ответственных за труд

При этом хозяйственные органы сохранили некоторую самостоятельность в подборе специалистов и ответственных за труд

В своем развитии Верхнеудинская биржа труда прошла четыре этапа: 1) как отдел по распределению труда в годы «военного коммунизма» (1920-1921); 2) попытка приспособиться к потребностям…

В своем развитии Верхнеудинская биржа труда прошла четыре этапа: 1) как отдел по распределению труда в годы «военного коммунизма» (1920-1921); 2) попытка приспособиться к потребностям…

Библиографический список 1

Библиографический список 1

Бахутов А. Итоги собрания работников бирж труда //

Бахутов А. Итоги собрания работников бирж труда //

Статьи 28. Королев И.Б. Макроэкономические проблемы занятости и рынка труда в

Статьи 28. Королев И.Б. Макроэкономические проблемы занятости и рынка труда в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2021