Ближайшее социальное окружение

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за пределами квартиры, которая рассматривается в первую очередь в социальном аспекте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке – контакты с детьми; в магазине – общение с продавцом и покупателями. Кроме возможностей общения, «ближайшее социальное окружение» – это территория, где ребенок знакомится с окружающим миром – миром людей и предметов, природой.
Иконка файла материала Ближайшее социальное окружение.doc
Ближайшее социальное окружение Под   «ближайшим   социальным   окружением»   подразумевается   территория   за пределами квартиры, которая рассматривается в первую очередь в социальном аспекте:   так,   на   лестничной   площадке   для   нас   важны   встречи   и   общение   с соседями; на детской площадке – контакты с детьми; в магазине – общение с продавцом   и   покупателями.   Кроме   возможностей   общения,   «ближайшее социальное   окружение»   –   это   территория,   где   ребенок   знакомится   с окружающим   миром   –   миром   людей   и   предметов,   природой. Помните, что, покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается «на вражеской   территории»,   зачастую   остро   ощущая   враждебность   окружающего мира.   Необходимо   помочь   ему   шаг   за   шагом   осваивать   пространство   вокруг, постепенно   избавляясь   от   страхов   и   накапливая   позитивный   опыт. Чтобы   ребенок   «обжил»,   принял   в   свое   сознание   еще   «кусочек   мира», необходимо   прежде   всего   выявить   негативные   эмоции   и   страхи,  связанные   с определенными местами, предметами, людьми. Так, если ребенок боится машин, он   никогда   не   будет   чувствовать   себя   на   улице   безопасно   и   комфортно.   К сожалению, страхи аутичного ребенка часто глубоко скрыты и внешне никак не проявляются.   Ребенок   может   годами   чего­то   бояться,   испытывая   при   этом острейшие   эмоции,   а   близкие   даже   не   будут   догадываться   об   этом.   другом случае ребенок может постоянно говорить о своем страхе, нагнетая его, будет искать   повторения   травмирующей   ситуации,   однако   выйти   из   нее самостоятельно   не   умеет.   Он   зацикливается   на   своем   страхе,   и   это   мешает дальнейшему развитию (методику выявления скрытых страхов и избавления от них   см.   в   разделах   «Игровая   терапия»,   с.   79,   «Психодрама»,   с.   97). Когда страх выявлен и постепенно, в ходе специальной психотерапевтической работы,   теряет   свою   остроту,   можно   начинать   «обживать»   новый   участок пространства. Во­первых, постарайтесь связать с данным местом переживание разнообразных   положительных   эмоций.   Например,   если   знаете,   что   ребенок обожает кататься на велосипеде или самокате, не ленитесь брать их с собой на прогулку. Если ребенок испытывает особый интерес к бутылкам – не запрещайте играть   с   найденными   на   улице   бутылками,   даже   если   они   грязные. Во­вторых,   помогайте   ребенку   в   случаях   затруднений   во   взаимодействии   с другими   детьми   и   взрослыми.   Не   забывайте,  что   самые   серьезные   трудности аутичного ребенка находятся именно в сфере общения с людьми. Например, если он   решился   подойти   к   другому   малышу,   но   после   этого   застыл,   не   умея обратиться,   не   зная,   что   следует   делать   дальше,   не   упустите   этот   момент   – быстро подойдите и озвучьте его намерения: поприветствуйте другого малыша, спросите, как его зовут и представьте вашего, помогите своей рукой протянуть ручку новому знакомому, предложить ему игрушку. Делайте все это от имени вашего   ребенка,   словно   слившись   с   ним   в   единое   целое:   «Привет!   Как   тебя зовут?» (в этом месте попробуйте побудить вашего ребенка представиться, если не   получится   –   представьте   его   сами:   «А   это   Миша».)   Придумайте   варианты продолжения контакта: предложите поменяться игрушками и организуйте игру рядом, когда дети играют независимо, но могут наблюдать  за игрой другого, спойте вместе песенку, затейте игру в мяч и т. д. Конечно, варианты зависят от возраста   детей,   причем   надо   поддерживать   интерес   вашего   ребенка   и   к малышам,   и   к   ровесникам,   и   к   детям   постарше.   ыберите   занятие,   которое понравится всем; на основе общего интереса станет возможным взаимодействие. В­третьих, следует постоянно быть начеку, и в случае возникновения труднойили опасной для ребенка ситуации защитить и подстраховать его. Помните, что присутствие вокруг чужих детей и взрослых может привести к возникновению непредсказуемых ситуаций. Например, если на улице к ребенку обратился чужой взрослый, порицая за неправильное поведение, что случается довольно часто, подойдите, но  не  вступайте в дискуссию, не пытайтесь  объяснить  поведение ребенка и его особенности, а постарайтесь быстро закончить разговор и увести ребенка. Помните, что ребенок обязательно  отреагировал, даже  если внешне остался невозмутим. Всем видом выражая спокойствие, приобнимите ребенка, как   бы   показывая,   что   ничего   страшного   не   произошло,   а   затем   объясните, почему «тетя назвала хулиганом»: «Ты быстро бегаешь, а тут малыши – смотри. Если   случайно   заденешь,   маленький   может   упасть   и   будет   плакать».   таких случаях   перед   взрослым   стоят   две   задачи.   Первая   –   объясняя   причинно­ следственные связи, дать ребенку понять, что не он «плохой», а просто возникла сложная   ситуация.   А   уже   затем   предложить   ребенку   конкретные   пути   ее исправления. торая – дать ребенку почувствовать, что вы его любите, что вы вместе с ним и не дадите его в обиду ни в коем случае, что всегда придете на помощь. Если же реакция ребенка на замечание выражается бурно – например, он плачет или   топает   ногами   и   с   криками   пинает   велосипед,   катаясь   на   котором   «не смотрит,   куда   едет», –   не   мешайте   ему,   дайте   возможность   выплеснуть негативные эмоции и лишь после этого тактично объясните, что произошло и как возникновения   подобной   ситуации   можно   избежать   впредь. В   магазине   учите   ребенка   выбирать   необходимое   –   продукты,   хозяйственные товары,   организуйте   его   общение   с   продавцом   и   самостоятельные   мелкие покупки – дайте ребенку денежку, и пусть он сам купит конфету или пакетик сока   у   знакомого   продавца.   Это   станет   возможным,   когда   ребенок   вполне освоится в этой ситуации. Попросите вашего малыша помочь вам понести сумку с продуктами. А когда ситуация похода в магазин, где «тетя Оля­продавец», будет достаточно обжита, станет привычной и естественной, можно заглянуть в другой магазин, вместе отправиться на автобусе на ярмарку, чтобы выбрать пластилин и краски т. д. Гуляя, старайтесь разнообразить маршруты. Если ребенок противится выбору нового   маршрута  прогулки,  не  возражайте,  а  старайтесь   расширить   знания  о знакомом пути: обратите внимание на светофор на перекрестке, объясните, что следует   делать,   когда   горит   зеленый   свет,   красный   и   т. д.;   покажите,   где расположен детский садик, загляните туда и понаблюдайте вместе, как играет детвора   на   прогулке;   напомните:   «Смотри­ка   –   автобусная   остановка.   Мы садимся здесь на автобус, когда едем в бассейн». Описывайте все, что видите по дороге; причем делайте это многократно, даже если ребенок не обращает на эти описания   внимание   (стараясь   разнообразить   комментарий,   вводя   в   него интересные детали). А в следующий раз снова попытайтесь немного изменить маршрут,   постепенно   удаляясь   от   дома   на   большие   расстояния.   Для   этого постарайтесь создать у ребенка мотив – «Пойдем туда, чтобы краски купить», «Давай зайдем в парк, помнишь, как ты там познакомился с собачкой, а ее хозяин разрешил поводок?». Если ваш малыш достаточно подрос, берите его с собой, когда отправляетесь «по делам»: на почту, в банк, в аптеку и т. д. Часто мама оказывается вынуждена поступать так: ребенок не отпускает ее от себя надолго. Попутно рассказывайте ребенку, что такое почта, что делает почтальон, напишите вместе с ребенком и подержать тебе   за   ее         иотправьте   письмо   бабушке.   аптеке   купите   вместе   с   ребенком   для   кукольной аптечки   бинтик,   вату   и   пластырь,   с   помощью   которых   ребенок   дома   станет «лечить» кукол. Не   стесняйтесь   повторяться   и   говорить   само   собой   разумеющиеся   вещи. Помните, что это поможет ребенку усвоить многие аспекты социальной жизни. А главное   –   не   бойтесь   исследовать   мир   вместе   с   ребенком!   При   правильном подходе, требующем постоянного внимания и мудрой помощи взрослого, новые впечатления   обогатят   опыт   взаимодействия   аутичного   ребенка   с   другими людьми, научат жизни в социуме. Необходимость принимать решение в трудных ситуациях   закалит   ребенка,   поможет   стать   более   самостоятельным.   Однако следует набраться терпения, т. к. придется решать не только проблемы ребенка, но   и   преодолевать   людское   непонимание.   Но   при   благоприятном   развитии событий возможно заручиться поддержкой  окружающих, найти новых друзей, наладить доброжелательные отношения с соседями.