Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за пределами квартиры, которая рассматривается в первую очередь в социальном аспекте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке – контакты с детьми; в магазине – общение с продавцом и покупателями. Кроме возможностей общения, «ближайшее социальное окружение» – это территория, где ребенок знакомится с окружающим миром – миром людей и предметов, природой.
Ближайшее социальное окружение
Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за
пределами квартиры, которая рассматривается в первую очередь в социальном
аспекте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с
соседями; на детской площадке – контакты с детьми; в магазине – общение с
продавцом и покупателями. Кроме возможностей общения, «ближайшее
социальное окружение» – это территория, где ребенок знакомится с
окружающим миром – миром людей и предметов,
природой.
Помните, что, покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается «на
вражеской территории», зачастую остро ощущая враждебность окружающего
мира. Необходимо помочь ему шаг за шагом осваивать пространство вокруг,
постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт.
Чтобы ребенок «обжил», принял в свое сознание еще «кусочек мира»,
необходимо прежде всего выявить негативные эмоции и страхи, связанные с
определенными местами, предметами, людьми. Так, если ребенок боится машин,
он никогда не будет чувствовать себя на улице безопасно и комфортно. К
сожалению, страхи аутичного ребенка часто глубоко скрыты и внешне никак не
проявляются. Ребенок может годами чегото бояться, испытывая при этом
острейшие эмоции, а близкие даже не будут догадываться об этом. другом
случае ребенок может постоянно говорить о своем страхе, нагнетая его, будет
искать повторения травмирующей ситуации, однако выйти из нее
самостоятельно не умеет. Он зацикливается на своем страхе, и это мешает
дальнейшему развитию (методику выявления скрытых страхов и избавления от
них см. в разделах «Игровая терапия», с. 79, «Психодрама», с. 97).
Когда страх выявлен и постепенно, в ходе специальной психотерапевтической
работы, теряет свою остроту, можно начинать «обживать» новый участок
пространства. Вопервых, постарайтесь связать с данным местом переживание
разнообразных положительных эмоций. Например, если знаете, что ребенок
обожает кататься на велосипеде или самокате, не ленитесь брать их с собой на
прогулку. Если ребенок испытывает особый интерес к бутылкам – не запрещайте
играть с найденными на улице бутылками, даже если они грязные.
Вовторых, помогайте ребенку в случаях затруднений во взаимодействии с
другими детьми и взрослыми. Не забывайте, что самые серьезные трудности
аутичного ребенка находятся именно в сфере общения с людьми. Например, если
он решился подойти к другому малышу, но после этого застыл, не умея
обратиться, не зная, что следует делать дальше, не упустите этот момент –
быстро подойдите и озвучьте его намерения: поприветствуйте другого малыша,
спросите, как его зовут и представьте вашего, помогите своей рукой протянуть
ручку новому знакомому, предложить ему игрушку. Делайте все это от имени
вашего ребенка, словно слившись с ним в единое целое: «Привет! Как тебя
зовут?» (в этом месте попробуйте побудить вашего ребенка представиться, если
не получится – представьте его сами: «А это Миша».) Придумайте варианты
продолжения контакта: предложите поменяться игрушками и организуйте игру
рядом, когда дети играют независимо, но могут наблюдать за игрой другого,
спойте вместе песенку, затейте игру в мяч и т. д. Конечно, варианты зависят от
возраста детей, причем надо поддерживать интерес вашего ребенка и к
малышам, и к ровесникам, и к детям постарше. ыберите занятие, которое
понравится всем; на основе общего интереса станет возможным взаимодействие.
Втретьих, следует постоянно быть начеку, и в случае возникновения труднойили опасной для ребенка ситуации защитить и подстраховать его. Помните, что
присутствие вокруг чужих детей и взрослых может привести к возникновению
непредсказуемых ситуаций. Например, если на улице к ребенку обратился чужой
взрослый, порицая за неправильное поведение, что случается довольно часто,
подойдите, но не вступайте в дискуссию, не пытайтесь объяснить поведение
ребенка и его особенности, а постарайтесь быстро закончить разговор и увести
ребенка. Помните, что ребенок обязательно отреагировал, даже если внешне
остался невозмутим. Всем видом выражая спокойствие, приобнимите ребенка,
как бы показывая, что ничего страшного не произошло, а затем объясните,
почему «тетя назвала хулиганом»: «Ты быстро бегаешь, а тут малыши – смотри.
Если случайно заденешь, маленький может упасть и будет плакать». таких
случаях перед взрослым стоят две задачи. Первая – объясняя причинно
следственные связи, дать ребенку понять, что не он «плохой», а просто возникла
сложная ситуация. А уже затем предложить ребенку конкретные пути ее
исправления. торая – дать ребенку почувствовать, что вы его любите, что вы
вместе с ним и не дадите его в обиду ни в коем случае, что всегда придете на
помощь.
Если же реакция ребенка на замечание выражается бурно – например, он плачет
или топает ногами и с криками пинает велосипед, катаясь на котором «не
смотрит, куда едет», – не мешайте ему, дайте возможность выплеснуть
негативные эмоции и лишь после этого тактично объясните, что произошло и как
возникновения подобной
ситуации можно избежать впредь.
В магазине учите ребенка выбирать необходимое – продукты, хозяйственные
товары, организуйте его общение с продавцом и самостоятельные мелкие
покупки – дайте ребенку денежку, и пусть он сам купит конфету или пакетик
сока у знакомого продавца. Это станет возможным, когда ребенок вполне
освоится в этой ситуации. Попросите вашего малыша помочь вам понести сумку с
продуктами. А когда ситуация похода в магазин, где «тетя Оляпродавец», будет
достаточно обжита, станет привычной и естественной, можно заглянуть в другой
магазин, вместе отправиться на автобусе на ярмарку, чтобы выбрать пластилин и
краски
т. д.
Гуляя, старайтесь разнообразить маршруты. Если ребенок противится выбору
нового маршрута прогулки, не возражайте, а старайтесь расширить знания о
знакомом пути: обратите внимание на светофор на перекрестке, объясните, что
следует делать, когда горит зеленый свет, красный и т. д.; покажите, где
расположен детский садик, загляните туда и понаблюдайте вместе, как играет
детвора на прогулке; напомните: «Смотрика – автобусная остановка. Мы
садимся здесь на автобус, когда едем в бассейн». Описывайте все, что видите по
дороге; причем делайте это многократно, даже если ребенок не обращает на эти
описания внимание (стараясь разнообразить комментарий, вводя в него
интересные детали). А в следующий раз снова попытайтесь немного изменить
маршрут, постепенно удаляясь от дома на большие расстояния. Для этого
постарайтесь создать у ребенка мотив – «Пойдем туда, чтобы краски купить»,
«Давай зайдем в парк, помнишь, как ты там познакомился с собачкой, а ее хозяин
разрешил
поводок?».
Если ваш малыш достаточно подрос, берите его с собой, когда отправляетесь «по
делам»: на почту, в банк, в аптеку и т. д. Часто мама оказывается вынуждена
поступать так: ребенок не отпускает ее от себя надолго. Попутно рассказывайте
ребенку, что такое почта, что делает почтальон, напишите вместе с ребенком и
подержать
тебе
за
ее
иотправьте письмо бабушке. аптеке купите вместе с ребенком для кукольной
аптечки бинтик, вату и пластырь, с помощью которых ребенок дома станет
«лечить»
кукол.
Не стесняйтесь повторяться и говорить само собой разумеющиеся вещи.
Помните, что это поможет ребенку усвоить многие аспекты социальной жизни. А
главное – не бойтесь исследовать мир вместе с ребенком! При правильном
подходе, требующем постоянного внимания и мудрой помощи взрослого, новые
впечатления обогатят опыт взаимодействия аутичного ребенка с другими
людьми, научат жизни в социуме. Необходимость принимать решение в трудных
ситуациях закалит ребенка, поможет стать более самостоятельным. Однако
следует набраться терпения, т. к. придется решать не только проблемы ребенка,
но и преодолевать людское непонимание. Но при благоприятном развитии
событий возможно заручиться поддержкой окружающих, найти новых друзей,
наладить доброжелательные отношения с соседями.