Рамочная модель блочно-вовлекающего формата учебного занятия
ФИО преподавателя (полностью) Давиденко Татьяна Алексеевна
Предмет____Русский язык_____________ Общее количество уч. часов (за год) _170___ Класс __6____
Блок (тема)____Слово – основная единица языка___ Количество часов (отведенное событию) ___2___
1. Событие (название)_____Найди свою дорогу______________________________________________
2. Цели
2.1 Предметная (П)– (пишем только одну основную)
Дать комплексное представление о слове, развить умение анализировать слово на разных языковых уровнях, повторить различные виды языковых разборов_________________
2.2 Над предметные (цели 1 круга – показатели для роста учебных показателей - ИНВАРИАНТ):
а) развитие дивергентного мышления(ДМ).
Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.
б) эмпатии(Э).
Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — индивидуально-психологическое свойство человека, характеризующее его способность к сопереживанию, сочувствию, постижению эмоционального состояния других людей.
в) локус контроля(ЛК) – качество человека, характеризующее его склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.
2.3 Над предметные (цели 2 круга – ВАРИАТИВ): по желанию
В матрице отмечаем только ДМ,Э и ЛК
№ п/п |
Основные разделы |
Описание содержания |
Дивергентное мышление (ДМ) (отметитьфрагменты деятельности, направленной на формирование дивергентного мышления буквами ДМ и примерный процент вовлеченных в его выполнение) |
Эмпатия (Э) (отметить фрагменты деятельности, направленной на повышение уровня эмпатии буквой Э и примерный процент вовлеченных в его выполнение) |
Локус контроля (ЛК) (отметить фрагменты деятельности, направленной на развитие внутреннего ЛК и примерный процент вовлеченных в его выполнение) |
1. |
Стадия «вовлекающий контент». «Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся |
Оргмомент, приветствие.
- Ребята! Перед вами картинка:
- Что вы видите на картинке? (дорожные знаки). - Как вы думаете, зачем нам эти дорожные знаки? (ответы). - Какое ключевое слово их объединяет? (дорога). - Предположите: по какой дороге мы пойдём? где она находится? куда ведёт? с кем пойдём по этой дороге? зачем пойдём? что нас ждёт в конце пути? (ответы детей, отмечаем интересные гипотезы). - По пути следования мы сделаем остановки в пунктах ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО? - ЗРИ В КОРЕНЬ! - ПОПУТЧИКИ. -Перед началом движения надо заправить машины. Наполним баки горючим марки, которую надо определить по формуле: ВОЛК - К + рой жалящих насекомых, которые любят сладкое = ? (ВОЛОС). - Измените порядок букв так, чтобы «волос» превратился в главную единицу языка. Получаем СЛОВО. Слово – главная единица языка. Наша задача - доказать это разными способами.
|
20%
|
70%
|
|
2. |
Операционная стадия.Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность(интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной) Завершается предметной диагностикой по уровням А,В,С, где А- минимальный уровень |
- Распределяемся на экипажи: «Левостороннее движение» и «Правостороннее движение» (2 группы: слева и справа). - По машинам! Поехали! Задание А. 1. Как вы думаете, сколько значений у слова ДОРОГА? Докажите своё мнение подбором контекста в виде слова или словосочетания (ответы детей). Проверим по толковому словарю. (Анализ словарной статьи к слову ДОРОГА). Вывод: Как называются слова с несколькими значениями? (многозначные). Остановка в пункте ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО? Определите значения многозначного слова ДОРОГА в предложенных отрывках. Группа 1 «Левостороннее движение»: По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. Колокольчик однозвучный Утомительно звенит. (А.Пушкин).
Группа 2 «Правостороннее движение»: Вышел в дорогу, И - вольному воля, Должен вспахать ты Целинное поле, Где человека нога не ступала. Шаг твой – заветной дороги начало. (Ф.Васильев). 2.-Теперь «обменяйтесь значениями» и составьте словосочетания со словом ДОРОГА в значении, которое выявлено противоположной группой. (ДМ)
Задание В. 1. Как вы думаете, слова ДОРОГА и ДОРОЖКА имеют одинаковые или разные значения? (предположения групп). Проверим контекстом: рядом с каждым словосочетанием поставьте +, если слово ДОРОЖКА можно заменить словом ДОРОГА, и поставьте -, если нельзя: Ковровая дорожка Посыпанная песком дорожка Беговая дорожка Грунтовая дорожка Тканая дорожка Вышитая дорожка Разноцветная дорожка Рыболовная дорожка Обледеневшая дорожка. (Проверка по эталону (ЛК), вывод о различиях значений, вызванных контекстом).
Остановка в пункте ЗРИ В КОРЕНЬ! 2. «Кто больше?» - Подберите однокоренные слова к слову ДОРОГА, опираясь на контекст: 1. Маленькая дорога (дорожка) 2. Дорога, которая нам нравится (дороженька) 3. Отсутствие дороги (бездорожье) 4. Находящийся у дороги (придорожный) 5. Относящийся к дороге (дорожный) 6. Трава, часто растущая у дороги (подорожник) - Дополните список своими примерами однокоренных слов (проверка).
- Сделайте морфемный и морфологический разбор слова ПОДОРОЖНИК. Взаимопроверка разборов (одна группа проверяет разборы другой группы). Корректировка данных.
- Как вы считаете, слово ПОДОРОЖНИК имеет другие значения, кроме значения «трава»? (предположения). Проверим по этимологическому словарю. Анализ словарной статьи, выявление утраченного значения – еда, взятая в дорогу. 3. «Мы – лучшие!»: соревнование групп. - Составьте и запишите текст 4-6 предложений на тему «Помоги усталому путнику», употребляя слова ДОРОГА и ПОДОРОЖНИК (Эмпатия). Общее обсуждение работ. Движемся дальше. -Ребята, можно ли, на ваш взгляд, употребить сущ. ДОРОГА в сочетании с гл. ЗАБИНТОВАТЬ? (предположения). Оказывается, в переносном значении можно. Читаем отрывок ст. Я.Смелякова: Я ходил напролом. Я не слыл недотрогой. Если ранят меня в справедливых боях, Забинтуйте мне голову Горной дорогой И укройте меня Одеялом в осенних цветах. - Как называется такое средство языковой выразительности? (метафора).
Мы прибыли в пункт ПОПУТЧИКИ. Сейчас нам предстоит найти «попутчиков» слова ДОРОГА. Как вы думаете, что это за попутчики? (предположения). Задание С. Итак, находим «попутчиков» слова ДОРОГА и проверяем, всё ли мы заметили. 1.Упражнения из учебника на нахождение синонимов, фразеологизмов, тропов, распознавание данных языковых единиц. 2. Подберите в каждом предложении подходящего «попутчика» для слова ДОРОГА. Города соединила важная транспортная артерия. ( Метафора). Отправляемся в путь по маршруту Москва – Сочи. (Синонимы). Умный товарищ – половина дороги. (Фразеологизм в виде пословицы). - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (эмпатия).
- Мы нашли для слова ДОРОГА «попутчиков» лексического уровня, а какие «попутчики» появятся у слова на других языковых уровнях? Какие именно языковые уровни вы можете исследовать? Подсказки ищите в учебнике. (Предложения детей). - Из предложенных вариантов 1 группа для 2, а 2 группа для 1 выбирает языковой уровень, затем на этих уровнях ведётся поиск «попутчиков» для слова ДОРОГА. (Это может быть звук на уровне фонетики, буква на уровне орфографии, член предложения на уровне синтаксиса и т.п.) 3. - Представьте, что вы учите начинающего водителя. Придумайте для него (для другой группы) задания по нахождению «попутчика» слова ДОРОГА на языковых уровнях, которые не были использованы. (ДМ) Обмен заданиями, выполнение заданий. Итоги: докажите разными способами справедливость утверждения «Слово – основная единица языка». (ДМ)
|
….. ….. Задание «А» - ДМ, 20% |
….. ….. Задание «В» - Э, 20% |
….. ….. Задание «С» - ЛК |
3. |
Стадия «аналитическое завершение»: |
|
|
|
|
а) КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ конструирование ребёнком итоговой обобщающей опорной схемы всего блока в любом удобном для него формате |
- Мы достигли финиша! Прошли такие разные маршруты, исследуя слово ДОРОГА. Настало время отметить на дорожной карте особенности нашего движения. Заполните дорожные карты. Слово для анализа подберите самостоятельно. (ЛК) Варианты карт: «Моё любимое слово …». «Секреты слова… ». «Паспорт слова…». Эссе «Я нашёл/нашла свою дорогу», отражающее собственное видение и понимание слова ДОРОГА.
|
|
|
|
|
б) РЕФЛЕКСИЯ ребенком собственной деятельности |
1) После каждого «БВФ» каждым учеником проводится обязательная анонимная оценка собственного участия, активности по 10-бальной шкале. «Оцени собственное участие, активность в данном погружении по 10-бальной шкале____». Шкала активности или придумайте свое название. 2) Мини эссе - анализ трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся в ходе БСП, способы их преодоления или причины, почему не справился по вопросам: - нашёл ли ты свою дорогу к слову? - что было сложным? почему? как справился с затруднением? - какую помощь в преодолении затруднения ты хотел бы получить?
|
|
|
|
|
|
в) ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ от ребенка (его мнение о тематическом блоке). Минимально – насколько интересно было на уроке. Максимально – соотношение собственной оценки учителем урока с оценкой ребенком. Работа над разрывом в соотношении оценок. |
Требование общее! После каждого «БВФ» каждым учеником проводится обязательная анонимная оценка насколько им понравилось по 10-бальной шкале. «Оцени насколько тебе понравилось данное погружение по 10-бальной шкале____» ИЛИ: отметь, по какой дороге следовал ты: 1. По широкой, удобной, увлекательной; 2. По узкой, неудобной, утомительной; 3. По извилистой, ухабистой, непредсказуемой.
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.