БЛОЧНО-СИСТЕМНОЕ ПРЕДМЕТНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ (русский язык - 6 класс) "Найди свою дорогу"
Оценка 4.9

БЛОЧНО-СИСТЕМНОЕ ПРЕДМЕТНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ (русский язык - 6 класс) "Найди свою дорогу"

Оценка 4.9
docx
21.12.2023
БЛОЧНО-СИСТЕМНОЕ ПРЕДМЕТНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ (русский язык - 6 класс) "Найди свою дорогу"
погружение НАЙДИ СВОЮ ДОРОГУ.docx

Рамочная модель блочно-вовлекающего формата учебного занятия

ФИО преподавателя (полностью) Давиденко Татьяна Алексеевна

 

Предмет____Русский язык_____________ Общее количество уч. часов (за год) _170___ Класс __6____

 

Блок (тема)____Слово – основная единица языка___  Количество часов (отведенное событию) ___2___

 

 

1.      Событие (название)_____Найди свою дорогу______________________________________________

 

 

2.      Цели

 

2.1 Предметная (П)– (пишем только одну основную)

 

Дать комплексное представление о слове, развить умение анализировать слово на разных языковых уровнях, повторить различные виды языковых разборов_________________

 

 

2.2 Над предметные (цели 1 круга – показатели для роста учебных показателей - ИНВАРИАНТ):

 

а) развитие дивергентного мышления(ДМ).

Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

 

б) эмпатии(Э).

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — индивидуально-психологическое свойство человека, характеризующее его способность к сопереживанию, сочувствию, постижению эмоционального состояния других людей.

 

в) локус контроля(ЛК) – качество человека, характеризующее его склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

 

2.3 Над предметные (цели 2 круга – ВАРИАТИВ): по желанию

 

В матрице отмечаем только ДМ,Э и ЛК

№ п/п

Основные разделы

Описание содержания

Дивергентное мышление (ДМ) (отметитьфрагменты деятельности, направленной на формирование дивергентного мышления буквами ДМ и примерный процент вовлеченных в его выполнение)

Эмпатия (Э) (отметить фрагменты деятельности, направленной на повышение уровня эмпатии буквой Э и примерный процент вовлеченных в его выполнение)

Локус контроля

(ЛК)

(отметить фрагменты деятельности, направленной на развитие внутреннего ЛК и примерный процент вовлеченных в его выполнение)

1.

Стадия «вовлекающий контент».

«Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся

 

Оргмомент, приветствие.

 

- Ребята! Перед вами картинка:

 

- Что вы видите на картинке? (дорожные знаки).

-  Как вы думаете, зачем нам эти дорожные знаки? (ответы).

- Какое ключевое слово их объединяет? (дорога).

- Предположите: по какой дороге мы пойдём? где она находится? куда ведёт? с кем пойдём по этой дороге? зачем пойдём? что нас ждёт в конце пути?  (ответы детей, отмечаем интересные  гипотезы).

- По пути следования мы сделаем остановки в  пунктах ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО? - ЗРИ В КОРЕНЬ! - ПОПУТЧИКИ.

-Перед началом  движения  надо заправить машины. Наполним баки горючим марки, которую надо определить по формуле:

ВОЛК - К + рой жалящих насекомых, которые любят сладкое = ? (ВОЛОС).

- Измените порядок букв так, чтобы «волос» превратился в главную единицу языка. Получаем СЛОВО.

Слово – главная единица языка. Наша задача - доказать это разными способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70%

 

 

2.

Операционная стадия.Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность(интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной)

Завершается предметной диагностикой по уровням А,В,С, где А- минимальный уровень

- Распределяемся на экипажи: «Левостороннее движение» и «Правостороннее движение» (2 группы: слева и справа).

-  По машинам! Поехали!

Задание А.

1. Как вы думаете, сколько значений у слова ДОРОГА? Докажите своё мнение подбором контекста в виде слова или словосочетания (ответы детей). Проверим по толковому словарю. (Анализ словарной статьи к слову ДОРОГА).

Вывод: Как называются слова с несколькими значениями? (многозначные).

Остановка в пункте ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

Определите значения многозначного слова ДОРОГА в предложенных отрывках.

Группа 1 «Левостороннее движение»: По дороге зимней, скучной

                                                                     Тройка борзая бежит.

                                                                     Колокольчик однозвучный

                                                                     Утомительно звенит.

                                                                                                (А.Пушкин).

 

Группа 2 «Правостороннее движение»: Вышел в дорогу,

                                                                        И - вольному воля,

                                                                        Должен вспахать ты

                                                                        Целинное поле,

                                                                        Где человека нога не ступала.

                                                                    Шаг твой – заветной дороги начало.

                                                                                                  (Ф.Васильев).

2.-Теперь «обменяйтесь значениями» и составьте словосочетания со словом ДОРОГА в значении, которое выявлено противоположной группой. (ДМ)

 

Задание В.

1. Как вы думаете, слова ДОРОГА и ДОРОЖКА имеют одинаковые или разные значения? (предположения групп). Проверим контекстом: рядом с каждым словосочетанием поставьте +, если слово ДОРОЖКА можно заменить словом ДОРОГА, и поставьте -, если нельзя:

Ковровая дорожка

Посыпанная песком дорожка

Беговая дорожка

Грунтовая дорожка

Тканая дорожка

Вышитая дорожка

Разноцветная дорожка

Рыболовная дорожка

Обледеневшая дорожка.  (Проверка по эталону (ЛК), вывод о различиях  значений, вызванных контекстом).

 

Остановка в  пункте ЗРИ В КОРЕНЬ!

2. «Кто больше?»

- Подберите однокоренные слова к слову ДОРОГА, опираясь на контекст:

1. Маленькая дорога (дорожка)

2. Дорога, которая нам нравится (дороженька)

3. Отсутствие дороги (бездорожье)

4. Находящийся у дороги (придорожный)

5. Относящийся к дороге (дорожный)

6. Трава, часто растущая у дороги (подорожник)

- Дополните список своими примерами однокоренных слов (проверка).

 

- Сделайте морфемный и морфологический разбор слова ПОДОРОЖНИК.

Взаимопроверка разборов (одна группа проверяет разборы другой группы).

Корректировка данных.

 

- Как вы считаете, слово ПОДОРОЖНИК имеет другие значения, кроме значения «трава»? (предположения).

Проверим  по этимологическому словарю. Анализ словарной статьи, выявление утраченного значения – еда, взятая в дорогу.

3. «Мы – лучшие!»: соревнование групп.

- Составьте и запишите текст 4-6 предложений на тему «Помоги усталому путнику», употребляя  слова ДОРОГА и ПОДОРОЖНИК  (Эмпатия).

 Общее обсуждение работ.

Движемся дальше.

-Ребята, можно ли, на ваш взгляд, употребить сущ. ДОРОГА в сочетании с гл. ЗАБИНТОВАТЬ? (предположения). Оказывается, в переносном значении можно. Читаем отрывок ст. Я.Смелякова: Я ходил напролом.

                                                                                         Я не слыл недотрогой.

                                                              Если ранят меня в справедливых боях,

                                                                                        Забинтуйте мне голову

                                                                                        Горной дорогой

                                                                                        И укройте меня

                                                                                   Одеялом в осенних цветах.

  - Как называется такое средство языковой выразительности? (метафора).

 

Мы прибыли в пункт ПОПУТЧИКИ. Сейчас нам предстоит найти «попутчиков» слова ДОРОГА.  Как вы думаете, что  это за попутчики? (предположения).

Задание С.

 Итак, находим «попутчиков» слова ДОРОГА и проверяем, всё ли мы заметили.

1.Упражнения из учебника на нахождение синонимов, фразеологизмов, тропов, распознавание данных языковых единиц.

2. Подберите в каждом предложении подходящего «попутчика» для слова ДОРОГА.

Города соединила важная транспортная артерия. ( Метафора).

Отправляемся в путь по маршруту Москва – Сочи. (Синонимы).

Умный товарищ – половина дороги. (Фразеологизм в виде пословицы).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (эмпатия).

 

- Мы нашли для слова ДОРОГА «попутчиков» лексического уровня, а какие «попутчики» появятся у слова на других языковых уровнях? Какие именно языковые уровни вы можете исследовать? Подсказки ищите в учебнике. (Предложения детей).

- Из предложенных вариантов 1 группа для 2, а 2 группа для 1 выбирает языковой уровень,  затем на этих уровнях ведётся поиск «попутчиков» для слова ДОРОГА. (Это может быть звук на уровне фонетики, буква на уровне орфографии, член предложения на уровне синтаксиса и т.п.)

3. - Представьте, что вы учите начинающего водителя. Придумайте для него (для другой группы) задания по нахождению «попутчика»  слова ДОРОГА на языковых уровнях, которые не были использованы. (ДМ)

Обмен заданиями, выполнение заданий.

 Итоги: докажите разными способами справедливость утверждения «Слово – основная единица языка». (ДМ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…..

…..

Задание «А» - ДМ, 20%

…..

…..

Задание «В» - Э, 20%

…..

…..

Задание «С» - ЛК

3.

Стадия «аналитическое завершение»:

 

 

 

 

 

 

а) КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ

конструирование ребёнком итоговой обобщающей опорной схемы всего блока в любом удобном для него формате

- Мы достигли финиша! Прошли  такие разные маршруты,   исследуя слово ДОРОГА. Настало  время отметить на дорожной карте особенности нашего движения. Заполните дорожные карты. Слово для анализа  подберите самостоятельно. (ЛК)

Варианты карт:

«Моё любимое слово …».

«Секреты  слова… ».

«Паспорт слова…».

Эссе «Я нашёл/нашла свою дорогу», отражающее собственное видение и понимание слова ДОРОГА.

 

 

 

 

 

 

 

 

б) РЕФЛЕКСИЯ ребенком собственной деятельности

1)      После каждого «БВФ» каждым учеником проводится обязательная анонимная оценка собственного участия, активности по 10-бальной шкале.

«Оцени собственное участие, активность в данном погружении по 10-бальной шкале____».

Шкала активности или придумайте свое название.

2)      Мини эссе - анализ трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся в ходе БСП, способы их преодоления или  причины, почему не справился по вопросам:

- нашёл ли ты свою дорогу к слову?

- что было сложным? почему? как справился с затруднением?

- какую помощь в преодолении затруднения ты хотел бы получить?

 

 

 

 

 

 

 

в) ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ от ребенка (его мнение о тематическом блоке). Минимально –

насколько интересно было на уроке. Максимально – соотношение собственной оценки учителем урока с оценкой ребенком. Работа над разрывом в соотношении оценок.

Требование общее!

После каждого «БВФ» каждым учеником проводится обязательная анонимная оценка  насколько им понравилось по 10-бальной шкале.

«Оцени насколько тебе понравилось данное  погружение по 10-бальной шкале____»

ИЛИ:  отметь, по какой дороге следовал ты:

1. По широкой, удобной, увлекательной;

2. По узкой, неудобной, утомительной;

3. По извилистой, ухабистой, непредсказуемой.

 

 

 

 

 

 

 


 

Рамочная модель блочно-вовлекающего формата учебного занятия

Рамочная модель блочно-вовлекающего формата учебного занятия

В матрице отмечаем только ДМ,Э и

В матрице отмечаем только ДМ,Э и

Что вы видите на картинке? (дорожные знаки)

Что вы видите на картинке? (дорожные знаки)

Операционная стадия. Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность (интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной)

Операционная стадия. Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность (интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной)

Проверим контекстом: рядом с каждым словосочетанием поставьте +, если слово

Проверим контекстом: рядом с каждым словосочетанием поставьте +, если слово

Мы – лучшие!»: соревнование групп

Мы – лучшие!»: соревнование групп

Подсказки ищите в учебнике. (Предложения детей)

Подсказки ищите в учебнике. (Предложения детей)

Мы достигли финиша! Прошли такие разные маршруты, исследуя слово

Мы достигли финиша! Прошли такие разные маршруты, исследуя слово

Работа над разрывом в соотношении оценок

Работа над разрывом в соотношении оценок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2023