Блок-схема. Практические методы. Пример из учебника 3-4 кл. «Окружающий мир» |
|
Блок-схема |
Пример из учебника 3-4 кл. «Окружающий мир» |
Выявление свойств объектов. |
Этот метод можно отнести к исследовательским методам, он направлен на всестороннее изучение объекта и определения его внешних и конструктивных признаков (цвет, форма, особенности поверхности, запах и т.п.). Данные, полученные при исследовании, необходимо фиксировать, лучше всего заносить в таблицу. Методика работы по выявлению свойств: 1.Определение цели задания, его места в уроке. 2.Выбор и подготовка средств. Объекты передаются в руки учеников. 3.Выбор формы работы (коллективная, групповая, индивидуальная). 4.Составление инструктажа, его оформление. 5.Проведение работы, фиксация результатов. 6.Формулирование выводов, сравнение их с выводами в учебнике. Например, при изучении темы «Виды почв» дети могут выявлять цвет, плотность, состав разных видов почв. Сравнение. Эта работа также является исследовательской, направлена не только на выявление признаков, но и на сравнение данных признаков у однородных объектов. Например, можно соотнести внешний вид частей разных растений, сравнить форму и цвет осенних листьев и др. При сравнении важно не только фиксировать выделенные признаки, но и заносить данные в таблицу, в строках которой будут значиться сравниваемые свойства, а в столбцах - названия сравниваемых объектов. Методика применения сравнения может быть такой же, как и у предыдущего приема. |
Эксперимент (или опыт) |
Это выявление свойств исследуемых объектов в специально созданных для этого условиях. Эксперимент часто может требовать специального оборудования. Рассмотрим различные виды опытов, реализуемых в начальной школе при изучении окружающего мира. Виды опытов по времени проведения: кратковременный (выполняется за короткий промежуток времени и не выходит за рамки урока), средней продолжительности (от урока до урока) и длительный (может длиться несколько дней, недель). По содержанию могут быть следующие опыты: - опыты, связанные с изучением неживой природы (вода и ее состояния, почва, минералы, воздух); - опыты с объектами живой природы (растения). Например, проращивание семян; - опыты с предметами. Например, с опыты с термометром для определения температуры воды – опуская прибор в теплую и холодную воду. Опыты позволяют реализовать исследовательский подход в обучении, формировать УУД, исследовательские умения. При организации опытов на уроках в начальной школе необходимо позаботиться о технике безопасности. Методика проведения эксперимента: 1. Определение времени проведения на уроке. 2. Подготовка оборудования и необходимых материалов, а также места проведения опыта. 3.Повторение правил по технике безопасности. 4. Сообщение детям цели опыта. Инструктаж. 5. Выполнение действий, фиксация результатов. 6. Формулирование выводов. |
Моделирование |
Практический метод, подразумевающий создание материальных или идеальных моделей. К материальным моделям можно отнести такие как глобус, модель сердца, цветка и др. Идеальные модели – это модели, построенные в мыслях, образах. Идеальные модели можно условно разделить на знаковые (для создания модели используются условные обозначения) и образные модели (для их создания применяются образы). Ярким примером такого моделирования может служить модель круговорота воды природе. Педагог совместно с учащимися создает при помощи знаков или образов модель круговорота. Модели интересны тем, что позволяют отразить существенные стороны объекта и показать взаимосвязи между объектами. |
Наблюдение |
Непосредственное восприятие объекта изучения, процесса или явления. Чаще всего дети в начальной школе на занятиях по окружающему миру проводят наблюдения за природными явлениями. Сейчас авторы программ обязательно включают различные виды наблюдений, подробно описывая требования к ним и методику. Наиболее часто встречаются наблюдения за погодой, сезонными изменениями в неживой и живой природе. Результаты таких наблюдения удобно фиксировать рисунками или условными обозначениями в специальных календарях наблюдений или дневниках наблюдений. Детей необходимо учить наблюдать. Для этого важно, чтобы учащиеся усвоили этапы организации наблюдения: 1. Выбор объекта или процесса, за которым необходимо наблюдать. 2. Постановка цели наблюдения. 3. Определения времени наблюдения. 4. Выбор способа фиксации результатов наблюдения. 5.Формулирование выводов по результатам наблюдения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.