Блок-схема. Практические методы. Пример из учебника 3-4 кл. «Окружающий мир»
Оценка 4.7

Блок-схема. Практические методы. Пример из учебника 3-4 кл. «Окружающий мир»

Оценка 4.7
docx
09.11.2021
Блок-схема. Практические методы. Пример из учебника 3-4 кл. «Окружающий мир»
окр мир блок-сх — 6.docx

Блок-схема. Практические методы. Пример из учебника 3-4 кл. «Окружающий мир»

Блок-схема

Пример из учебника 3-4 кл. «Окружающий мир»

Выявление свойств объектов. 

Этот метод можно отнести к исследовательским методам, он направлен на всестороннее изучение объекта и определения его внешних и конструктивных признаков (цвет, форма, особенности поверхности, запах и т.п.). Данные, полученные при исследовании, необходимо фиксировать,  лучше всего заносить в таблицу.

Методика работы по выявлению свойств:

1.Определение цели задания, его места в уроке.

2.Выбор и подготовка средств. Объекты передаются в руки учеников.

3.Выбор формы работы (коллективная, групповая, индивидуальная).

4.Составление инструктажа, его оформление.

5.Проведение работы, фиксация результатов.

6.Формулирование выводов, сравнение их с выводами в учебнике.

Например, при изучении темы «Виды почв» дети могут выявлять цвет, плотность, состав разных видов почв.

Сравнение. Эта работа также является исследовательской, направлена не только на выявление признаков, но и на сравнение данных признаков у однородных объектов. Например, можно соотнести внешний вид частей разных растений, сравнить форму и цвет осенних листьев и др. При сравнении важно не только фиксировать выделенные признаки, но и заносить данные в таблицу, в строках которой будут значиться сравниваемые свойства, а в столбцах - названия сравниваемых объектов. Методика применения сравнения может быть такой же, как и у  предыдущего приема.

Эксперимент (или опыт)

Это выявление свойств исследуемых объектов в специально созданных для этого условиях. Эксперимент часто может требовать специального оборудования. Рассмотрим различные виды опытов, реализуемых в начальной школе при изучении окружающего мира.

Виды опытов по времени проведения: кратковременный (выполняется за короткий промежуток времени и не выходит за рамки урока), средней продолжительности (от урока до урока)  и длительный (может длиться несколько дней, недель).

По содержанию могут быть следующие опыты:

- опыты, связанные с изучением неживой природы (вода  и ее состояния, почва, минералы, воздух);

-  опыты с объектами живой природы (растения). Например, проращивание семян;

- опыты с предметами. Например, с опыты с термометром для определения температуры воды – опуская прибор  в теплую и холодную воду.

Опыты позволяют реализовать исследовательский подход в обучении, формировать УУД, исследовательские умения. При организации опытов на уроках в начальной школе необходимо позаботиться о технике безопасности.

Методика проведения эксперимента:

1. Определение времени проведения на уроке.

2. Подготовка оборудования и необходимых материалов, а также места проведения опыта.

3.Повторение правил по технике безопасности.

4. Сообщение детям цели опыта. Инструктаж.

5. Выполнение действий, фиксация результатов.

6. Формулирование выводов.

Моделирование

Практический метод, подразумевающий создание материальных или идеальных моделей. К материальным моделям можно отнести такие как глобус, модель сердца, цветка и др.  Идеальные модели – это модели, построенные в мыслях, образах.  Идеальные модели можно условно разделить на знаковые (для создания модели используются условные обозначения)  и образные модели (для их создания применяются образы). Ярким примером такого моделирования может служить модель круговорота воды  природе. Педагог совместно с учащимися создает при помощи знаков или образов модель круговорота.  Модели интересны тем, что позволяют отразить существенные стороны объекта и показать взаимосвязи между объектами.

Наблюдение

Непосредственное восприятие объекта изучения, процесса или явления. Чаще всего дети в начальной школе на занятиях по окружающему миру проводят наблюдения за природными явлениями. Сейчас авторы программ обязательно включают различные виды наблюдений, подробно описывая требования к ним и методику. Наиболее часто встречаются наблюдения за погодой, сезонными изменениями в неживой и живой природе. Результаты таких наблюдения удобно фиксировать рисунками или условными обозначениями в специальных календарях наблюдений или дневниках наблюдений.

      Детей необходимо учить наблюдать. Для этого важно, чтобы учащиеся усвоили этапы организации наблюдения:

1. Выбор объекта или процесса, за которым необходимо наблюдать.

2. Постановка цели наблюдения.

3. Определения времени наблюдения.

4. Выбор способа фиксации результатов наблюдения.

5.Формулирование выводов по результатам наблюдения.

 


 

Блок-схема. Практические методы

Блок-схема. Практические методы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2021