Цель: познакомить детей с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время; развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
Задачи: рассказать учащимся о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы;
воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, традициям нашего народа.
БЛОКАДА-ЛЕНИНГРАДА.ppt
Блокада ленинграда
Презентация «Блокада Ленинграда»
Данная презентация «Блокада Ленинграда» была использована мною на
классном часе, посвященном дню Победы в Великой Отечественной войне
для учащихся 5 класса.
• Повышение эффективности образовательного процесса происходит за
счет одновременного рассказа учителя и показа демонстрационного
материала с высокой степенью наглядности.
Цели: познакомить детей с историческими фактами времен Великой
Отечественной войны, с жизнью людей в это время; развивать способность
чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать
чувство патриотизма.
Задачи: рассказать учащимся о жизни взрослых и детей в тяжелые военные
годы;
воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего
народа, к ветеранам войны, традициям нашего народа.
Методические рекомендации: в данной презентации содержится материал,
который может быть использован на внеклассных мероприятиях, классных
часах, посвященных дню Победы в Великой Отечественной войне.
Оформление презентации оставляет впечатления, а содержание помогает
воспитывать в детях чувство патриотизма, гордость за людей, которые
сумели выжить в трудные годы Великой Отечественной войны, уважение к
участникам войны и труженикам тыла.
Эффективность и практическая значимость презентации.
Использование презентации на уроках и внеклассных мероприятиях
помогает повысить учебную мотивацию за счет привлекательности
компьютера и мультимедийных эффектов, развивать наглядно – образное
мышление и познавательный интерес
Блокада ленинграда
Войнова Галина Фёдоровна
МБОУ СОШ им. Н.Ф.Пономарёва
воспитатель гпд, учитель нач.кл.
С. Трубетчино Добровского р-на
Липецкой обл
Блокада ленинграда
Тема : «Блокада Ленинграда»
Цель: познакомить детей с историческими фактами времен
Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время;
развивать способность чувствовать, сопереживать, умение
слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
Задачи: рассказать учащимся о жизни взрослых и детей в
тяжелые военные годы;
воспитывать уважительные отношения к исторической памяти
своего народа, к ветеранам войны, традициям нашего народа.
Блокада ленинграда
•
Редела ночная мгла. Наступал
день, которому суждено было
сохраниться навеки в памяти
народной – воскресенье, 22 июня
1941 года.
• Стрелки часов приближались к
4-ём . В эти минуты пограничники
заметили быстро надвигающиеся
с запада тучи. Границу
пролетали сотни самолетов, на
крыльях которых были черные
кресты… (Звучит песня «Вставай
страна огромная!» )
• Началась Великая
Освободительная война
Советского народа . На защиту
Родины встала вся страна от
мала до велика.
• Миллионы людей рвались на
фронт сражаться с врагами.
Вчерашние школьники, студенты,
рабочие – все шли на фронт.
Блокада ленинграда
• Гитлеровская армия
рвалась к Москве, сметая
все на своем пути. Но наша
армия сражалась смело,
мужественно
• Захватить Ленинград
для фашистов – очень
важно.
• В сентябре 1941 года
гитлеровцы окружили
город, отрезали
Ленинград от всей
земли. Вокруг
Ленинграда
образовалось кольцо.
Казалось, чуть-чуть и
враг войдет в город,
ступит на исторические
камни своим кованным
сапогом.
Блокада ленинграда
• Но, нет! Все Ленинградцы поднялись на защиту города.
Стали строить оборонительные сооружения. Враг не мог
взять город.
• Но враг не унимался. Днем и ночью рвались снаряды,
полыхали пожары, раздавались стоны умирающих людей.
• Фашисты хотели сломить Ленинградцев, поставить их
на колени, но измученные, голодные горожане не
сдавались: выпускали оружие, шили одежду, вязали
теплые вещи. Все ленинградцы свято верили, что
победят.
Блокада ленинграда
Ольга Бергольц написала стихотворение . Это клятва ленинградцев
стране.
• …Я говорю с тобой под свист снарядов. Угрюмым
заревом озарена.
• Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя,
печальная страна.
• Крондштадтский злой, неукротимый ветер в мое
лицо закинутое бьет.
• В бомбоубежище уснули дети, ночная стража стала
у ворот.
• Над Ленинградом – смертная угроза…Бессонны
ночи, тяжек день любой.
• Но мы забыли, что такое слезы, что называют
страхом и мольбой.
• Я говорю: нас, граждан Ленинграда, не поколеблет
грохот канонад,
• И если завтра будут баррикады – мы не покинем
наших баррикад.
• И женщины с бойцами встанут рядом, и дети нам
патроны поднесут,
• И надо всеми нами зацветут старинные знамена
Петрограда.
•
Руками, сжав обугленное сердце, такое обещание
даю
• Я, горожанка, мать красноармейца, погибшего под
Стрельною в бою.
• Мы будем драться с беззаветной силой, мы одолеем
бешеных зверей,
• Мы победим, клянусь тебе, Россия, от имени
российских матерей.
Блокада ленинграда
Да, все защитники Ленинграда клялись не сдаваться.
И эту клятву жители свято выполняли 900 бесконечно
длинных дней и ночей.
Блокада ленинграда
•
•
•
Наступало чудесное время года – зима. Но не радовала она
ленинградцев. Из-за отсутствия топлива и электроэнергии
остановились многие предприятия, трамваи, троллейбусы, вышло
из строя отопление, замерз водопровод. В городе заканчивались
продукты, а привезти их было неоткуда. Люди стали ослабевать,
болеть.
В 1942 году норма хлеба , состоящего из пыли, опилок сосны и
нескольких граммов ржаной муки, составила 125 граммов. «125
блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - писала поэтесса О.
Бергольц.
В городе распространилась дистрофия, люди падали в голодные
обмороки. Ели все , что попадется: суп из травы, кисель из
столярного клея, мышей – все что было. Старались даже маленький
кусочек хлеба оставить надолго.
Блокада ленинграда
•Рассказ «Хлебные крошки»
• Это было во время войны , в осажденном фашистами Ленинграде. В магазине
холодно и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка.
Продавщица отпускала хлеб. У прилавка с одной стороны тянулась очередь.
• Люди подходили. Протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький ,
•но тяжелый и влажный, потому , что муки
•в нем было совсем мало., а больше воды и хлопкового жмыха. А с другой
стороны
•прилавка толпились дети. Даже при
•слабом свете коптилки было видно,
•какие у них худые, изнеможденные
•лица.
• Шубки не облегали ребят, а
• висели
•на них, как на палочках. Головы их
•поверх шапок были закутаны
•теплыми
•шарфами и платками.
•Ноги – в бурках и валенках, и только
•на руках не было варежек: руки
•были заняты делом.
Блокада ленинграда
•
Как только у продавца,
разрезавшего буханку, падала на
прилавок хлебная крошка , чей-
нибудь тоненький озябший палец
торопливо, но деликатно скользил
по прилавку, поддевал крошку и
бережно нес ее в рот.
прилавка, и каждый терпеливо ждал
своей крошки.
• Два пальца на прилавке не
встречались: ребята соблюдали
очередь. Продавщица
• не бранила, не покрикивала на
детей, не говорила :
• « Не мешайте работать! Уйдите!»
продавщица молча делала свое
дело: отпускала людям их
блокадный паек.
• Люди брали хлеб и отходили.
• А кучка Ленинградских ребят
• тихо стояла у другой стороны
Блокада ленинграда
•
•
•
•
•
•
Трудно было жить в то время и страшно...
очень страшно… Хоронили людей в братских
могилах. Ничто не могло сломить
Ленинградцев.
Даже в те страшные военные дни дети
ходили в школу и учились. Вот что пишет 12-
летний мальчик…
«Мы учимся в бомбоубежище. С утра до
вечера обстрелы, обстрелы… В наш дом
влетел и разорвался снаряд, выбило все
стекла. Мы загородили окно фанерой и
теперь дома совсем темно. Готовлюсь к
географическому сбору. Сегодня я ел кисель
из столярного клея».
«Где-то там, наверху свистели фугаски,
рвались снаряды, а у нас под землей было
тихо, тепло , светло. Радио приносило нам
под землю вой сирены. У нас шел урок.
Учитель объяснял нам новые темы. Нужно
было запоминать, записывать. Заниматься
стало трудно. Кочегарка не работала.
Холодно. Коченеют руки и ноги, застывают
чернила. В подземелье погас свет, мы
перебрались в класс, где только одно окно
застеклено, а остальные забиты фанерой»
В таких условиях учились дети и светло
верили, что наступит день победы.
После школы помогали фронту, работали в
госпитале, очищали улицы от снега.
Блокада ленинграда
• 900 дней и ночей длилась блокада.
• Страшная судьба постигла и семью
• которую вела двенадцатилетняя
Савичевых. Таня Савичева родилась в 1930
году, ей было всего 12 лет, когда шла война.
• Большая и дружная была семья Савичевых.
Отец, Николай Родионович работал пекарем,
пёк душистый и вкусный хлеб. Мать, Мария
Игнатьевна, работала белошвейкой на
фабрике. Началась война. Во время войны
Таня вела дневник. Это маленькая записная
книжка,
ленинградская девочка Таня Савичева. В
книжке девять страниц, на шести из них -
даты. Шесть страниц - шесть смертей.
• "28 декабря 1941 года Женя умерла...
• Бабушка умерла 25 января 1942-го.
• 17 марта - Лека умер.
• Дядя Вася умер 13 апреля.
• 10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.
• Савичевы умерли. Умерли все.
• Осталась одна Таня.
Блокада ленинграда
• Таню обнаружили служащие
специальных санитарных команд,
обходившие ленинградские дома.
Когда ее нашли, она была без
сознания от голода. Вместе со 140
другими ленинградскими детьми в
• августе 1942 года девочку
эвакуировали
• в село Красный Бор Горьковской
области. Врачи два года
• боролись за ее жизнь. Таню
перевели в расположенный
• в том же районе Понетаевский дом
инвалидов с более
квалифицированным медицинским
обслуживанием.
• Но болезнь уже была неизлечимой.
24 мая Таню перевезли в
Шатковскую районную больницу.
Там 1 июля 1944 года она и умерла.
Ее похоронили на поселковом
кладбище.
Блокада ленинграда
В Петербурге открыта мемориальная доска в
память о Тане Савичевой, написавшей блокадный
дневник
27 января 2005
Блокада ленинграда
• Дневник Тани Савичевой стал
одним из вещественных
свидетельств фашистских
зверств на Нюрнбергском
процессе, а сама девочка -
символом мужества
• блокадного Ленинграда. О ее
судьбе написаны десятки
• книг, сняты фильмы, Эдита
Пьеха исполняет "Балладу о
Тане Савичевой", есть звезда,
названная в ее честь.
• Но... немногие и сегодня
• знают, что Таня ошибалась, и
Савичевы умерли не все.
• В таких страшных условиях
выжила родная сестра
• Тани, Нина Николаевна,
• которая по сей день живёт
• под Петербургом.
Блокада ленинграда
• Каждый год бывшие
блокадники получают
открытки с
поздравлениями от
Президента России. На
обороте открыток
неизменно фотография
девочки с короткой
стрижкой и черным
бантом. Рядом -
странички жуткого
дневника, в котором
она отмечала даты
смерти самых близких
людей. Как и другие
пенсионеры, Нина
Николаевна бережно
хранит эти
президентские
открытки. В альбоме,
рядом с оригиналом той
самой, последней
фотографии Тани.
Блокада ленинграда
Единственным путём сообщения с блокадным
Ленинградом оставалось Ладожское озеро. Только по
озеру люди могли связаться с землёй. Эту дорогу и
назвали Дорогой жизни. Но эта дорога беспрестанно
обстреливалась. На этой дороге пролилось много крови.
Сегодня на дороге жизни стоит памятник «Цветок
жизни» На лепестках цветка изображены лицо
улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет
солнце». Рядом находится плита, на которой надпись:
«Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям
Ленинграда 1941—1944 годов».
Блокада ленинграда
В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое
большое Пискаревское , на котором похоронено
470 тысяч человек.
• Фамилия, имя, отчество: Войнова Галина
Фёдоровна
• Место работы: МБОУ сош им.
Н.Ф.Пономарёва
• Должность: воспитатель гпд, учитель нач.кл.
• Стаж: 28 лет
• Квалификационная категория: I (первая)
квалификационная категория,
• С. Трубетчино Добровского р-на Липецкой
обл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.