Борьба с курильщиками, зайцами и первые льготы на проезд: интересные факты о Николаевской железной дороге.
Железнодорожный мост с идущим по нему поездом. Автор А. Гаврилов. Начало XX века.
Из представленной подборки архивных документов можно узнать, как на железной дороге ловили безбилетников и боролись с курильщиками в конце XIX - начале XX века, о цене на проезд, льготах для военнообязанных и многом другом.
Октябрьская железная дорога - одна из старейших в России. Главархив Москвы собрал документы по истории ее строительства и эксплуатации.
Строительство железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом началось в июне 1843 года. Движение на отдельных участках открыли в 1846-м, а в ноябре 1851-го состоялось официальное открытие дороги длиной 604 версты (645 километров). В Москву отправился первый поезд с 192 пассажирами. Состав состоял из паровоза, двух мягких, трех жестких и одного багажного вагона. А в 1855 году дорога получила свое официальное название в честь императора Николая I - Николаевская.
Строительство магистрали стало настоящим прорывом для развития общественного транспорта. Она стала первой двухпутной государственной железной дорогой в Российской империи и положила начало созданию в стране железнодорожной сети общегосударственного значения. Линия проектировалась под колею шириной 1524 миллиметра, ставшую впоследствии стандартной на русских железных дорогах, в отличие от более узкой европейской колеи.
В архивном ведомстве хранятся документы о соблюдении порядка в поездах, в том числе о борьбе с безбилетными пассажирами. Зайцы, пытавшиеся тайком проехать на товарных поездах, были большой проблемой для железных дорог. В циркуляре начальникам казенных и управляющим частных железных дорог за февраль 1903 года и в приказе по Николаевской железной дороге от 22 мая 1903 года отмечалось, что лица, обнаруженные в товарных поездах, не могут считаться пассажирами, поэтому они подлежат высадке на первой станции для передачи полиции.
Приказ начальника дороги инженера генерал-майора Шауфуса по Николаевской железной дороге № 136 от 22 мая 1903 года о лицах, оказавшихся в товарных поездах, не предназначенных к перевозке пассажиров. Главархив Москвы.
Приказ по Николаевской железной дороге
С.-Петербург. Мая 22 дня, 1903 года.
№ 136.
О неприменении ст. 25 и 29 Общего Устава Российских железных дорог к лицам, оказавшимся в товарных поездах, не предназначенных к перевозке пассажиров.
Объявляя на обороте сего для сведения и руководства циркуляр Управления железных дорог, от 5 – 8 февраля сего года, за № 6745/33, о неприменении ст. 25 и 29 Общего Устава Российских железных дорог к лицам, оказавшимся в товарных поездах, не предназначенных к перевозке пассажиров, присовокупляю, что указанный в этом циркуляре порядок удаления из товарных поездов не касается лиц, имеющих удостоверения на право проезда по делам службы по льготному тарифу № 5 – 1900 года и последующим к нему дополнениям (Сб. Тар. № 1443). Что касается платы за безбилетный проезд, то как к этим лицам, так и к тем, кои будут удалены из поезда в качестве подозрительных лиц, должна быть применяема ст. 23 Общего Устава Российских железных дорог.
Циркуляр Начальникам Казённых и Управляющим частных железных дорог 5/8 февраля 1903 года, № 6745/33.
(Вестн. Мин. Пут. Сообщ. 1903 г. № 7).
Начальник Уссурийской железной дороги возбудил вопрос о том, распространяется ли действие ст. 29 Общего Устава на безбилетных пассажиров, обнаруживаемых в товарных поездах.
Признавая за этим вопросом общее значение для всей сети Управление железных дорог, по приказанию Господина Министра Путей Сообщения, приняв во внимание суждения по сему вопросу 87 – го Общего Съезда представителей русских железных дорог, по вопросу 7 – му его программы, разъясняет, что лица, обнаруживаемые в товарных поездах, в которых перевозка пассажиров не производится, не могут считаться пассажирами, а потому и постановления статей 25 и 29 Общего Устава к ним не относятся, и таковые лица, в качестве подозрительных, подлежат высадке из поезда на первой, по обнаружению их, станции, для передачи в распоряжение полицейской власти, по принадлежности.
Подписали: За Начальника Управления
П. Думитратко,
За Управляющего Отделом
А. Шабуневич,
Скрепил: Делопроизводитель Краснов.
До 1917 года активно велась и борьба с курением в вагонах и на территории железнодорожных объектов. Причем следовать правилам должны были не только пассажиры, но и сотрудники железной дороги. В приказе по Николаевской, Новоторжской и Ржево-Вяземской железным дорогам за 22 июня 1895 года обращалось внимание на то, что «служащие на железных дорогах, находясь в помещениях, в которых курение табаку воспрещено, подчиняются общим правилам».
Приказ замещающего начальника дороги Гноинского по Николаевской, Новоторжской и Ржево-Вяземской железным дорогам № 92 от 22 июня 1895 года «Об исполнении правил курения табаку в вагонах». Главархив Москвы.
Приказ
По Николаевской, Новоторжской и Ржево – Вяземской железным дорогам.
С. – Петербург, июня 22 дня 1895 года.
№ 92
Об исполнении правил курения табаку в вагонах.
Приказами по линии, объявленными в № 177 – 1886 г., № 32 – 1887 и №№ 5 и 69 – 1888 г. и кроме того приказами по Службе Движения № 27, 35 – 1890 г., а также и циркуляром № 37 – 1892 г. было вменено в обязанность как поездной прислуги, так и Ревизорам Движения и их помощникам строгого наблюдения за точным и неуклонным исполнением правил курения табаку в поездах, согласно распоряжений Министра Путей Сообщения от 27 Октября 1886 года № 9755 и 5 Октября 1888 года № 11151, изданных в развитие 155 ст. Общего Устава Российских железных дорог, в каковых правилах, между прочим, в примечании к параграфу 4 указано, что служащие на железных дорогах, находясь в помещениях, в которых курение табаку воспрещено, подчиняются общим правилам. Между тем одною из пассажирок было заявлено Господину Министру Путей Сообщения о нарушении правил о курении в вагонах, одним из железнодорожных служащих. Расследованием настоящего заявления выяснено, что подобное нарушение было допущено контролировавшим агентом поезд, закурившим папиросу в вагоне для не курящих.
Подтверждая вновь все, изданные по этому предмету приказы, предлагаю главным кондукторам и кондукторам, Ревизорам движения и их помощникам и вообще лицам, производящим контроль поездов, иметь строгое наблюдение за исполнением вышеуказанных правил, применения, в случаях нарушения таковых пассажирами, меры, указанные в приказе по линии № 5 1888 года; в случаях же отступления от правил со стороны железнодорожных служащих, в особенности тех, на коих возложено наблюдение за исполнением таковых, виновные будут подвергаемы строгим взысканиям.
За Начальника дорог Гноинский.
Начальник Службы Движения В. Антипов.
Уже в то время для пассажиров железной дороги был предусмотрен льготный проезд. В первую очередь это касалось военнослужащих. Например, в приказе по Николаевской, Новоторжской и Ржево-Вяземской железным дорогам за 30 июня 1895 года было указано, что лица военного ведомства обязаны предоставлять удостоверения на льготный проезд, которые и проверялись при контроле поездов.
Приказ начальника дороги по Николаевской, Новоторжской и Ржево-Вяземской железным дорогам № 96 от 30 июня 1895 года «Об обязательности при контроле поездов предъявления лицами военного ведомства удостоверений на льготный проезд». Главархив Москвы
Приказ
По Николаевской, Новоторжской и Ржево – Вяземской железным дорогам.
С. – Петербург, июня 30 дня 1895 года.
№ 96
Об обязательности при Контроле поездов предъявления лицами военного ведомства удостоверений на льготный проезд.
Объявляю по вверенным мне линиям, для надлежащего руководства и исполнения, изложенный на обороте сего приказа циркуляр Департамента железных дорог от 27/29 Апреля с. г. за № 7.107 с копией циркуляра Главного Штаба от 16 марта 1895 г. за № 62 об обязательности предъявления железнодорожным агентам, при контроле поездов, лицами военного ведомства удостоверений на льготный проезд, о чём было уже объявлено в Приказе по линии № 75 – 1885 г., подтверждено приказом № 79 того-же года и приказом по Службе Движения № 21 – 1888 года.
Начальник дорог П. Михальцев.
Начальник Службы Движения В. Антипов.
Николаевская железная дорога была национализирована в 1918 году, а в 1923-м ее переименовали в Октябрьскую железную дорогу. Впоследствии в ее состав были включены Северо-Западные (1929) и Кировская (1959) железные дороги, а трасса между Северной столицей и Москвой стала именоваться главным ходом.
В Архивном фонде Москвы хранятся документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений столицы, личные собрания, фото-, аудио- и видеоматериалы. Старейшие источники датируются концом XVII века. Архивные фотографии и документы используются в выставочных и образовательных проектах.
Источник:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.