3
США ЗАЯЫИЛИ О НАЧАЛЕ МИРОВОЙ ГОНКИ ЗА РЕСУРСЫ АРКТИКИ
ЗАПАСЫ НЕФТИ И ГАЗА В АРКТИКЕ
(мировых запасов)
13%
30%
ИНТЕРЕСЫ США
«Я хочу прямо заявить всем присутствующим здесь представителям иностранных государств: мы готовы сотрудничать с вашими странами в сферах, касающихся уникальных возможностей Арктики, а так же в решении проблем этого региона…»
«Экономические цели ведут к реализации военных интересов так как государства стремятся защищать свои права…»
Август 2015
Ноябрь 2015
Барак Обама
Джон Керри
ПРЕТЕНДЕНТЫ НА АРКТИКУ
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В АРКТИКЕ
При оценке масштаба и важность задач вооруженной защиты российской Арктики, нужно учесть факторы, определяющие национальные интересы Российской Федерации в этой зоне
Историко- географические факторы.
Российское государство осваивает эти территории с конца XVI века.
С конца XIX века начались активные исследования Северного Ледовитого океана.
Экономические факторы.
Освоение и рациональное использование природных ресурсов в арктических морях входит в сферу государственных интересов страны.
Природно-экологические факторы.
Долгое время эти кладовые полезных ископаемых не осваивались из-за крайне затрудненного доступа к ним.
Политические факторы.
В «Основах государственной политики Российской Федерации
в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» определены национальные интересы, цели, задачи и меры по реализации государственной политики…
Нормативно-правовые факторы.
Начало формированию российских владений здесь было положено договором 1867 г. между Россией и США. Договор неоднократно нарушался странами Запада.
10
18
Еще в 1920-х годах СССР, Норвегия, Дания, США и Канада выдвинули концепцию «полярных секторов». Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной — Северный полюс, а боковыми границами — меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы данного государства.
Такие внешние границы Арктической зоны РФ сегодня не признаны многими государствами и международными организациями, что порождает ряд территориальных споров и противоречий. На определенной стадии своего развития политические разногласия могут перерасти в фазу военного конфликта
КОНЦЕПЦИЯ «ПОЛЯРНЫХ СЕКТОРОВ»
Доступная зона плавания дизель-электрических ледоколов
Доступная зона плавания атомных ледоколов
19
Наиболее ощутимо в Арктике американское военное присутствие.
В доктринальных документах США среди интересов, преследуемых в Арктическом регионе, называются:
размещение систем ПРО и раннего предупреждения;
увеличение военной спутниковой группировки, нацеленной
на Арктику;
развертывание наземной и морской инфраструктуры для стратегической переброски сил
в регион;
стратегическое сдерживание вероятного противника;
присутствие военно-морских сил и проведение морских операций;
свобода навигации и перелетов для США.
АМЕРИКАНСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ В АРКТИКЕ
21
В наши дни воздушно-космические угрозы с Севера не исчезли.
Средства нападения, несущие эти угрозы, технически совершенствуются.
Атомные подводные лодки,
оснащенные баллистическими
ракетами (ПЛАРБ) из состава
стратегических наступательных
сил (СНС), «научились» плавать
подо льдом и запускать ракеты
из подводного положения. Кораб-
ли и стратегические бомбардиров-
щики оснащены высокоточными
крылатыми ракетами. Американ-
ская концепция быстрого гло-
бального удара предусматривает
применение гиперзвуковых ле-
тательных аппаратов (ГЗЛА). Их
рубежи пуска также могут распо-
лагаться над Арктикой.
УГРОЗЫ ДЛЯ РОССИИ А АРКТИКЕ
22
В случае конфронтации Запада с Россией северное стратегическое воздушно-космическое направление (с учетом подлетного времени средств поражения) может быть наиболее угрожающим национальной безопасности России.
Сама же Арктика превращается в потенциальный театр военных действий (ТВД).
УГРОЗЫ ДЛЯ РОССИИ В АРКТИКЕ
23
В связи с военной угрозой со стороны НАТО руководство Российской Федерации начало планомерную деятельность
по усилению военного присутствия в регионе с целью «демонстрации российского флага»:
В 2007 г. на дне Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса Артур Чилингаров установил титановый триколор на хребте Ломоносова.
Летом 2013 г. экспедиция гидрографического судна «Горизонт» и морского буксира МБ-56 Северного флота к архипелагу Земля Франца-Иосифа для изучения обстановки.
Лето 2013 г. группа из десяти боевых кораблей под флагманством атомного крейсера «Петр Великий» в сопровождении атомных ледоколов «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр» совершила 2000-мильный поход через Баренцево море, Карское море и море Лаптевых, покрытые льдами.
Соединение прибыло на Новосибирские острова в районе дельты реки Лены, доставив на остров Котельный более 40 единиц техники, крупногабаритные социально-быто-вые блоки и более одной тысячи тонн материальных средств, имущества и горюче-смазочных материалов.
В 2014–2015 годах в воздушном пространстве Арктики регулярно появляются российские стратегические бом-бардировщики.
Минобороны России начало активно размещать в этом регионе группировку войск, чьей основной задачей будет только одно — защита национальных интересов.
Для боевой и повседневной деятельности частей восстанавливается и создается военная инфраструктура. Работы ведутся в первую очередь с «привязкой» к Северному морскому пути.
Основу арктической группировки составит Северный флот.
Самой маневренной структурой, ответственной за выполнение задач в воздушно-космической сфере, будут соединения и части ВКС.
УСИЛЕНИЕ ВОЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ РОССИИ В АРКТИКЕ
25
Одним из важнейших приоритетов в укреплении российского военного присутствия в Арктике является восстановление радиолокационного поля. На боевое дежурство уже поставлены радиолокационные роты и пункты наведения авиации (остров Врангеля, мыс Шмидта). На вооружении группировки войск ВКС современные радиолокационные комплексы, маловысотные радиолокационные станции и загоризонтные РЛС.
УСИЛЕНИЕ ВОЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ РОССИИ В АРКТИКЕ
26
УСИЛЕНИЕ ВОЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ РОССИИ В АРКТИКЕ
Перечень задач, возлагаемых на формирования, которые войдут в состав группировки «Север» от Воздушно-космических сил:
мониторинг воздушно-космической обстановки;
несение боевого дежурства по ПВО и контроль соблюдения правил использования воздушного пространства;
управление воздушным движением в Арктической зоне;
своевременное предотвращение нарушений и провокаций, связанных с использованием воздушного пространства и воздушных судов;
вскрытие начала воздушно-космического нападения и своевременное оповещение об этом органов государственного и военного управления РФ;
отражение внезапного воздушно-космического нападения на Российскую Федерацию с северного направления;
поражение крылатых ракет в полете и их воздушных носителей до момента запуска КР;
прикрытие стратегических ядерных сил морского, наземного и воздушного базирования в границах ответственности группировки ПВО;
защита государственных, экономических и военных объектов Заполярья;
сопровождение силами ПВО морских судов и караванов вдоль Северного морского пути;
сопровождение силами ПВО самолетов СА и ВТА на маршрутах их боевых и специальных полетов;
поражение надводных, под-водных и наземных средств противника силами ударной авиации ВВС;
прикрытие войск, сил и средств ОСК «Север» в местах их дислокации (базирования) и районах выполнения боевых задач от воздушных ударов противника;
обеспечение поисково-спасательных мероприятий в мирное время и в ходе боевых действий.
27
УСИЛЕНИЕ ВОЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ РОССИИ В АРКТИКЕ
Способы решения боевых задач могут быть различными в зависимости от сценария развития военно-политической обстановки.
Первый — перерастание частного экономического противоречия в локальный вооруженный конфликт без его последующей эскалации.
Второй — перерастание экономического противоречия в локальный вооруженный конфликт с его последующей эскалацией вплоть до крупномасштабной войны.
Третий — внезапная крупномасштабная агрессия с применением обычных средств поражения.
Четвертый — внезапная крупномасштабная агрессия с применением ядерного оружия.
28
При первом сценарии:
мониторинг воздушного и космического пространства радиолокационными средствами, управление воздушным движением в зоне ответственности российских ВКС;
перехват силами ИА воздушных судов — нарушителей воздушного пространства с целью пресечения их незаконных действий, вплоть до принуждения к посадке на специально подготовленных аэродромах (в случае невыполнения требований — принятие силовых мер, включая исключительную — огонь на поражение);
прикрытие силами и средствами ПВО основных объектов, оказавшихся в зоне, охваченной военным конфликтом;
уничтожение силами штурмовой и бомбардировочной авиации ключевых военных объектов противника на территории и в акватории, охваченной военным конфликтом…
УСИЛЕНИЕ ВОЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ РОССИИ В АРКТИКЕ
29
При втором сценарии:
способы 1–4 первого сценария;
прикрытие силами и средствами ПВО всех объектов ОСК «Север»;
участие ВКС в операциях ОСК «Север» по единому замыслу и плану;
обеспечение устойчивости морских СЯС.
УСИЛЕНИЕ ВОЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ РОССИИ В АРКТИКЕ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ
30
При третьем сценарии:
вскрытие начала внезапного воздушно-космического нападения противника по объектам РФ;
оповещение военно-политического руководства РФ о начале
крупномасштабной воздушно-космической агрессии;
отражение крупномасштабной воздушно-космической агрессии по плану соответствующей стратегической операции ВС РФ.
УСИЛЕНИЕ ВОЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ РОССИИ В АРКТИКЕ
31
При четвертом сценарии:
способы 1–3 третьего сценария;
обеспечение устойчивости морских СЯС на время, необходимое для их применения (от момента обнаружения начала воздушно-космического нападения до старта последней БР с РПК СН);
участие ВКС в операциях и боевых действиях постядерного периода войны до ее полного завершения.
УСИЛЕНИЕ ВОЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ РОССИИ В АРКТИКЕ
2
ВЫВОДЫ
Способность ВКС реализовать перечисленные способы действий обеспечит гарантированную безопасность национальных интересов Российской Федерации при любом из возможных сценариев развития военно-политической обстановки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.