Брейн-ринг по русскому языку
Вступление.
Добрый день, дорогие учителя, ученики! Мы рады приветствовать вас на нашей игре, посвященной самому интересному, самому увлекательному и самому трудному предмету в школе-русскому языку.
Учитель. Ребята, сегодня мы вместе с вами будем открывать тайны русского языка. Мне очень хочется, чтобы вы с радостью и с интересом изучали язык, на котором мы разговариваем. Нелегко изучать орфограммы, но сегодня мы будем учиться весело и интересно.
- Я очень надеюсь, что после нашего Брейн- ринга вы будете чаще брать в руки учебник русского языка.
Девиз нашего мероприятия:
«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» (Р. Сеф)
А также у нас есть правила игры.
„ На обсуждение вопроса даётся определённое время.
„ До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять карточку с номером команды.
„ Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
„ Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть возможность дать верный ответ.
Итак, мы начинаем. Приглашаю наших участников.
1. Представление команд
Учитель. В нашей игре принимают участие 3 команды- учащиеся вторых классов.
У них есть свои названия и девизы. ( слово командам)
А оценивать вашу игру сегодня будет честное и доброжелательное жюри
в составе:
Представление Жюри:
Разминка.
1.Фразеологический зверинец
Вставить подходящие по смыслу слова:
Трещит как… (сорока) , нем как….(рыба), труслив как…(заяц), хитрый как… (лиса), голоден как…(волк),
упрямый как.. (осёл), здоров как…( бык), писать как…( курица лапой), надутый как…( индюк), грязный как….( свинья).
2. Глядя на картинку-подсказку назвать фразеологический оборот - и объяснить его значение.
ловить ворон- Быть невнимательным, ротозейничать
вставлять палки в колёса - Намеренно мешать кому-либо в достижении его целей.
живут как кошка с собакой – ссорится, конфликтовать
чучело гороховое- несуразно и безвкусно одетом, вызывающем общие насмешки.
надевать маску - проявлять неискренность
чёрная кошка пробежала- ссора, размолвка между кем-либо
льёт как из ведра- Проливной дождь, ливень
вертеться как белка в колесе- Быть в постоянных хлопотах, суетиться
Капитаны, передайте жетоны за разминку нашему жюри.
1 конкурс «Грибная полянка»
- Участники команд получают одинаковый набор слов. Нужно положить в корзинку только те грибы, названия которых начинаются со звонкого согласного звука.
(Опята, грузди, боровики, маслята, волнушки, подосиновики, рыжики,поганки, лисички, подберёзовики, сыроежки).
Игра с болельщиками.
Пока наши команды покажут знания русского языка, а мы в это время проверим знания наших болельщиков.
– Покажите часть тела:
Нашу корзинку передаём жюри!!!
2.конкурс «Доскажи пословицу»
- Команды получают карточки с заданием. Нужно соединить начало пословицы с её окончанием. После выполнения задания отдают жюри.
1. За двумя зайцами погонишься- не вынешь и рыбку из пруда
2. Не сиди сложа руки- ни одного не поймаешь
3. Без труда - а имей сто друзей
4. Не имей сто рублей- не будет скуки
5. Любишь кататься- коли делать нечего
6. Скучен день до вечера- люби и саночки возить
А мы поиграем с болельщиками
Игра со зрителями:
Я называю вам слово в единственном числе, а вы мне в ответ – во множественном. Отвечаем хором:
Нога - … (ноги)
Рука - … (руки)
Дуга - … (дуги)
Мука - … (нет мн.числа)
Вот и ошиблись. Слово МУКА не имеет множественного числа.
Продолжаем дальше:
Ведро - … (вёдра)
Бедро - … (бёдра)
Метро - … (нет мн.числа)
День - … (дни)
Пень - … (пни)
Лень - … (нет мн.чила)
Музыкальная пауза.
А наша игра продолжается
3 конкурс.
Внимание! Волшебный ящик! Отгадайте загадки и узнаете, что в нём лежит. Слово-отгадку надо записать на листочке ! Удачи!( Загадывают поочерёдно каждой команде ).
1. За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая, на вкус – как сахар сладкая. ( Морковь)
2. Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец).
3. Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста).
4. Круглое, румяное я расту на ветке.
Любят меня взрослые и любят меня детки. (Яблоко).
5. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук).
6. В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор).
-- Какое слово оказалось « лишним » среди всех названных вами слов?
4 конкурс «Найдите ошибки»
Сейчас мы проверим, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами письмо, написанное учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
«Дарагие рибята! Мой друк прислал мне писмо, но я в нём ничего не понял. Он пишет, что нашёл грип и доволен. Но ведь балеть – это плохо. А ещё он в лису нашёл лису. Кого же он нашёл? Жду вашего ответа.»
Пока наши команды показывают свои знания русского языка мы сделаем небольшую паузу
Ребята, а вы любите летать самолётом. Тогда полетели.
Физминутка «Самолёт»- Барбарики.
Конкурс 5. «Подбери слова, противоположные по значению (антонимы)»
1 команда
Верх – … Конец – … День – …. Утро – ….. Свет –… Друг - ….
2 команда
Лето – ….. Жара – …. Восход – …. Добро – ….. Храбрец –…. Хорошо - ….
3 команда
Зима – …. Враг – ….. Горе – …… Продавец – ….. Малыш-….. Война - …. Сила - …..
Конкурс с болельщиками
Попробуйте разобрать, что было написано.
Рыбу не скотина крыше съел. Рыбу нёс кот и на крыше съел.
Смекалка во всяком деле поможет.
Конкурс 6.
Каждая команда получает напечатанные слова , которые учащиеся должны разложить по группам ( предметы, признаки, действия ) и вставить буквы.
н. предметов н. признаков н. действий
б.льница интерес.ный б.жать
р.чушка ги.кий кр.чать
цв.тник прекрас.ный нак.рмить
скв.речник извес.ный св.зать
к.льцо отлич.ный т.кло
д.жди замеч.тельный ув.зла
зв.рёк х.рош.й выс.хла
пч.ла ч.дес.ный ул.тел
гн.здо бел.нький г.в.рили
Игра с болельщиками «Проделки Бабы Яги».
Баба Яга перепутала все буквы в именах сказочных героев. Восстанови их.
Вопросы- шутки для капитанов команд.
Заморочки из бочки
Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, т.е. говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова в приведённых выражениях являются «лишними», т.е. не содержат никакой информации?
Май месяц,
Апрель месяц,
Два рубля денег.
(Месяц, денег)
1. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (100 п- стоп).
2. В каком слове 40 гласных? (сорока)
3. В каком слове половина буквы? (полка)
• Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено.)
• Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон.)
• Какую ноту кладут в суп? (Соль.)
Задание для КАПИТАНОВ
Используя приемы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы:
|
1. Куры денег не клюют 2. Язык чешется 3. Галопом по Европе 4. Как рыба в воде 5. Делать из мухи слона |
ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ РЕБУСЫ по командам
(по 2 каждой команде)
Конкурс .
«Блиц – опрос».
(Команды по очереди отвечают на вопросы. За
каждый правильный ответ – 1 балл) 1 жетон.
1 команда
1.На странице букваря 33 богатыря
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит)
2. Сколько букв в русском алфавите?
3. Сколько звуков в слове «ель»?
4. На какие вопросы отвечают слова- признаки?
2 команда
5. Тридцать три сестрички
Ростом невелички
Если знаешь их секрет,
То на все найдешь ответ. (Буквы)
6.
Какие буквы звуков не обозначают?
7. Сколько слогов в слове «румяный»?
8. Как правильно переносить слова?
9. На какие вопросы отвечают слова- предметы?
10.Общая часть родственных слов это…
3 команда
11.Сколько гласных букв в русском алфавите?
12. Назовите последнюю букву в слове «водопад»?
13.Лексическое значение слова можно найти в …..
14. На какие вопросы отвечают слова -действия?
15. Как определить количество слогов в слове?
ИТОГ
Учитель. Со всеми заданиями вы справились блестяще! А помог вам в этом – русский язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное. Желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка!
Слово предоставляется жюри для подведения итога. Танец
(Награждение).
Молодцы! Вы настоящие знатоки русского языка.
Большое спасибо уважаемым членам жюри за работу.
Болельщикам – за их поддержку.
До новых встреч!
13.Подведение итогов.
Подсчитав очки, мы видим, кто победитель.
|
Название команд |
Размин-ка |
1к. |
2к |
4к |
5к |
6к |
Замо-рочки из Бочки
|
Кон-курс капита-нов |
Блиц-оп-рос. |
Итого |
|
1 ком. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 ком. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 ком. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.