Музыкальный брейн-ринг для учеников 8-го класса
«Знатоки музыки»
Цель: формировать у учащихся умение применять полученные знания; проверить, закрепить и продемонстрировать знания учащихся по музыкальному искусству; развивать наблюдательность, память, внимание, воображение, фантазию, образное, логическое и абстрактное мышление; обогащать эмоционально-эстетический опыт; способствовать самореализации учащихся в командной игре; воспитывать любовь к искусству, эстетический вкус, любознательность.
Оборудование: ПК; проектор; записи классических произведений (В. Моцарта, Л. Бетховена, Н. Лысенко, К. Сен - Санса, Ф. Шуберта, Й. Баха) и известных исполнителей (Луи Армстронг, Эдит Пиаф, квартета Тһе Веаtles); портреты композиторов; картинки с изображением музыкальных инструментов; колокольчики (для команд); таблицы оценивания (для жюри).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит музыка. Команды занимают свои места на сцене.
1-й ведущий. Приветствуем участников и уважаемых гостей на музыкальном брейн-ринге! Восточные мудрецы считали, что человек рождается с прекрасным бутоном внутри. От нее зависит, расцветет ли этот бутон пышным цветком и наполнит своим ароматом жизнь, или наоборот, останется незамеченным, увянет, засохнет. Силой музыкального искусства мы способны влиять на прекрасный бутон нашей души, пробуждая лепестки волшебного цветка. Сегодня мы погрузимся в волшебный мир музыки.
Позвольте представить команды, которые будут соревноваться за звание «Лучший знаток музыки». Это команды «Экспромт» и «Камертон».
2-й ведущий. Музыка так же, как другие виды искусства, передает переживания людей, их чувства и мечты, изображает сказочные образы, картины природы и тому подобное.
Вкусы людей чрезвычайно разнятся: кто-то обожает классическую музыку, кто-то не представляет своей жизни без популярных песен, у кого-то уравновешивает душевное состояние джазовая музыка, кому-то улучшает настроение рэп. Сегодня мы вспомним различные жанры музыки, Музыкальные инструменты, музыкальные произведения выдающихся композиторов. Приглашаем в мир музыки!
И ТУР
«ВИКТОРИНА»
Команды отвечают на вопросы. За правильный ответ команда получает по 5 баллов.
1. Этот инструмент называют "королевой". Без него не звучит симфонический оркестр. Многие композиторы писали для него сольные партии. Это был любимый инструмент Николо Паганини, Антонио Вивальди (Скрипка)
2. И. Гайдн создал 104 симфонии, В. Моцарт — примерно 50, а третий гений — только 9 симфоний. Однако каждая из них-это новое слово в симфоническом искусстве, новое содержание с воплощением идей революции, свободы личности, жизненной стойкости. Назовите фамилию композитора. (Л. Бетховен)
3. Этот танец исполняли на каждом придворном балу. Открывая бал, гости должны были принять участие в торжественном танцевальном шествии, грациозно приседая в конце фраз. Дамы демонстрировали свои прически и платья. (Полонез)
4. Предшественник этого известного танца — австрийский народный танец лендлер, в котором партнеры кружатся в объятиях друг друга. Но даже на его родине, в Вене, в начале XIX в. действовал официальный запрет выполнять его более 10 мин. Танец называли " чувственным и неприличным». Его запретил российский император Павел i. Сегодня его называют «королем танцев». (Вальс)
5. этот жанр музыки появился в начале XX в. его характерными чертами являются импровизация, ритмическая свобода, свободное дыхание мелодии. (Джаз)
6. В литературе, музыке и других видах искусства за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это — роман, повесть, рассказ; в изобразительном искусстве — пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке — опера, симфония, кантата, оратория... Направление произведений в рамках одного какого-то искусства называют французским словом... (Жанр).
7. Лучшие музыканты мира служили этому инструменту. История его создания восходит к древним временам. С XVIII в. он появился в опере. П. И. Чайковский использовал его в опере «Орлеанская дева» в сцене торжественной коронации Карла VII. Мы слышим этот инструмент в опере Ш. Гуно «Фауст» (сцена в соборе). Дж. Верди в опере "Отелло" с помощью этого инструмента имитирует шум морской бури. Для этого инструмента писал свои произведения И. С. Бах. (Орган)
8. В Древней Греции, во времена Пифагора, существовал м-зычный инструмент, который называли монохордом. Это был длинный и узкий ящик, изготовленный из специального дерева, с натянутой сверху струной. От него зависели тембр и сила звука. Со временем инструмент усовершенствовали. Он приобрел прямоугольную форму, на одной из его сторон — клавиатура. Этот инструмент называли клавикордом. Каково современное название этого инструмента? (Фортепьяно)
II ТУР
"МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
1-й ведущий. Уважаемые участники, Вы должны по фрагментам узнать музыкальные произведения. За правильное название музыкального произведения команда получает 5 баллов и еще 5-за фамилию композитора, автора этого произведения. Первой будет отвечать команда, которая сигнализирует с помощью колокольчика.
Командам предлагают фрагменты произведений:
И. С. Бах. Токата и фуга ре-минор
Тһе Веatles «Уesterday»
Ф. Шуберта «Аvе Магіа»
Эдит Пиаф «Нет, я не о чем не жалею»
Л. Бетховен. Соната № 14
М. Лысенко. Увертюра к опере»Тарас Бульба"
Луи Армстронг «Отпусти мой народ»
Л. Бетховен. Симфония № 5
В. Моцарт «Лакримоза»
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»
В. Моцарт. Симфония № 40
К. Сен-Санс «Лебедь»
III ТУР
»ХОЧУ СТАТЬ ЗНАТОКОМ МУЗЫКИ"
2-й ведущий. Перед вами-портреты композиторов. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Команда, которая готова дать ответ, должна подать звуковой сигнал.
Команды выполняют задачи.
Следующая задача: нужно расположить портреты композиторов по датам рождения. Свой ответ передайте жюри. Эту задачу вы должны выполнить за 3 мин. За правильный ответ команда получает 10 баллов.
Командам предлагают портреты композиторов:
А. Вивальди
И. С. Бах
В. Моцарт
Л. Бетховен
М. Лысенко
С. Рахманинов
Д. Шостакович
IV ТУР " ИНСТРУМЕНТАЛИСТ»
1-й ведущий. На ваших столах лежат три конверта с картами, на которых изображены музыкальные инструменты. Я буду задавать вопросы, а команда, которая готова дать ответ первой,— будет подавать сигнал. За правильный ответ - 1 балл.
1. Откройте первый конверт. Какой из этих инструментов не принадлежит к духовым? (Первый конверт: флейта, труба, скрипка, кларнет.)
2. Возьмите второй конверт. Какой из этих инструментов не является ударным? (Второй конверт: барабан, баян, бубен, литавры.)
3. Откройте третий конверт. Какой из этих инструментов относится к струнно-смычковым? (Третий конверт: виолончель, арфа, цимбалы, валторна.)
V ТУР
«БЛИЦТУРНИР»
2-й ведущий. Игрок, который первым даст правильный ответ,— принесет своей команде 1 балл. Для ответа воспользуйтесь колокольчиками.
1. Когда возник джаз? (Напр. XIX-в нач. XX в.)
2. Где родилась рок-музыка? (В США, Англии)
3. Этого композитора называли «королем вальса» . (Й. Штраус)
4. Эту выдающуюся певицу называли «маленьким воробышком». (Эдит Пиаф)
5. Композиторы — представители импрессионизма. (К. Дебюсси, М. Равель, К. Сен-Санс)
1-й ведущий. Сейчас уважаемое жюри подсчитает баллы и определит команду, которая завоевала звание «Лучшего знатока музыки». Для вас, уважаемые гости и участники, музыкальная пауза.
Жюри объявляет результаты и определяет победителя.
2-й ведущий. Наш музыкальный брейн-ринг подошел к концу. Благодарим всех участников и уважаемых гостей за активное участие, поздравляем команду, которая получила звание «лучшего знатока музыки»!
Звучит музыка. Участники и гости покидают зал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.