Тема: СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ
Цели:
- закрепить и углубить знания учащихся по теме « Синонимы» и « Антонимы»;
- расширять кругозор учащихся, совершенствовать умение использовать синонимы и антонимы в речи;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Ход кружка.
Участвуют команды: « Солнышко», « Улыбка», « Лучики».
Ведущий: В русском языке существуют не только одинаковые по звучанию слова, обозначающие разные предметы и явления, которые служат для обозначения одного и того же предмета ( лошадь- конь), признака ( старый- дряхлый), действие ( строить- сооружать- возводить).
Синонимы - слова близкие по значению. Использование синонимов делает нашу речь точной, выразительной и яркой.
1 тур. Слова- друзья.
Здесь 4 раунда. Первом туре какая команда набирает меньше очков, покидает нашу игру.
1 раунд. Попробуйте подобрать синонимы к словам, данным в скобках, в рифму. Это очень интересно.
· Я трудилась не напрасно
И запомню на всегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от ( работы)
· Золотистые копны соломы
Но токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу ( торопятся).
· Листья в поле по желтели,
И кружатся, и летят:
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную ( берегут).
( ответы: труд, спешат, хранят)
2 раунд. Найдите синонимы в пословицах.
§ Спеши – не спеши, а поторапливайся.
§ Приятель много, а друга- нет.
§ Переливает из пустого в порожнее.
( спеши- поторапливайся, приятель- друг, пустое- порожнее.)
3 раунд. К словам, записанным в левой колонке, подберите синонимыиз правой:
Алфавит |
Аккуратный |
Огонь |
Алый |
Чистый |
Скакать |
Прыгать |
Азбука |
Бросать |
Пламя |
Красный |
Кидать |
4 раунд. Исключите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.
ü Огонь, дым, пламя.
ü Алфавит, азбука, чистописание.
ü Лошадь, конница, кавалерия.
ü Бросать, кидать, ловить.
ü Ураган, дождь, буря.
ü Шалун, озорник, тихоня.
Посчитаем очки, покидает команда который собирал меньше очков.
2 тур. Слова- спорщики.
На улице было холодно. Клоуны Гошка и Кузя были одеты по- разному:
Гошка: Ну и жарко!
Кузя: Да ты что? Холодно!
Гошка: Я весь покраснел!
Кузя: А я побелел!
Гошка: Ты что такой кислый?
Кузя: А ты что- сладкий?
Гошка: Нет, я бодрый! А что мы всё спорим: жарко- холодно, покраснел- побелел, кислый- сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?
Кузя: Конечно, эти слова спорщики, как мы с тобой.
Антонимами называют разные по звучанию слова с противоположным значениям. Антонимы могут характеризовать состояние ( молодость- старость, труд- лень), деятельность ( работать- отдыхать), явления природы ( жара- холод) и т.п.
1раунд. Найдите в стихотворение антоним.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что низко.
А мышонок- высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка- далеко.
А теленок- озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок- тем, что очень
Велико и тяжело.
А коту всё равно:
Кислое и зачем оно?
- что вы!-
Шепчет червячок, -
Сладкий у него бочок.
2 раунд. Вставьте пропущенные слова в пословицы.
ü Больше думай, … говори.
ü Большому уму и в … голове не тесно.
ü Будет зима- будет и … .
ü Говорит …, делает черно.
ü В мороз заснуть легко, проснуться … .
ü Горькая правда лучше … лжи.
ü Добро помни, а зло … .
ü За добрым находишься, … само найдёт.
ü Новых друзей наживай, а … не теряй.
3 раунд. Третий лишний.
Исключите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.
Ø Холодный, теплый ,старый
Ø Старый, молодой, живой.
Ø Большой, маленький, чистый,
Ø Новый, мягкий, старый.
Ø Чистый, аккуратный , грязный.
Ø Мягкий, твёрдый, деревянный.
4 раунд. Я буду читать стихотворение, а вы вместо паузы произносите антонимы.
Скажу я слово ВЫСОКО,
Ты ответишь … (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь … (БЛИЗКО).
Скажу я тебе слово ТРУС,
Ответишь ты … (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу-
Ответишь ты …(КОНЕЦ).
Итог брейн- ринга. Посчитаем очки. У какой команды больше очков, та команда станут победителями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.