Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области
Брейн-ринг
«Природа вокруг нас»
(воспитательное мероприятие)
Автор:
Касаткина Оксана Николаевна
педагог дополнительного образования
Бирюч, 13.01.2016 г.
Объединение «Природная мастерская»
Название разработки: воспитательное мероприятие.
Название и форма проведения: «Природа вокруг нас» брейн-ринг.
Пояснительная записка
Цель: формирование у учащихся представление взаимосвязи человека с окружающей средой.
Задачи: расширять и систематизировать знания учащихся о природоохранной деятельности, об окружающем их мире, природных объектах.
Развивать у учащихся логическое мышление, самостоятельность.
Воспитывать у учащихся экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Форма проведения: игровая программа.
Метод проведения: проектно-конструкторский, словесный, наглядный, метод игры.
Возраст детей: 11 – 12 лет.
Условия для проведения: конференц-зал с экраном и проектором.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация игры, выставка рисунков «Природа вокруг нас», конверты с картинками для команд, красными карточками, жетоны с баллами.
Методические советы на подготовительный период: дети делают рисунки для выставки, оформляют выставку рисунков «Природа вокруг нас», педагог готовит презентацию к мероприятию.
План мероприятия
I. Организационный момент.
II. Основные этапы мероприятия.
1. Определение команд.
2. Представление команд.
3. 1 тур «Животный мир».
4. 2 тур «Растительный мир».
5. 3 тур «Вода».
6. 4 тур «Времена года».
7. 5 тур «Экологический».
8. Подведение итогов игры.
III. Итог мероприятия.
Оформление плаката «Природа вокруг нас».
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Педагог:
Мы собрались здесь не зря,
Поиграть хочу, друзья.
Победитель будет тот,
Кто брейн-ринг пройдет весь, вот.
Я желаем всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
А сейчас пора, друзья,
Сделать выбор и ай – да.
II. Основные этапы мероприятия.
1. Определение команд.
Педагог: Итак, я приглашаю вас на игру брейн-ринг, а посвящена она будет природе, которая нас окружает, которую мы видим каждый день.
Правила игры таковы: вначале нам нужно разделиться на две команды, название команд я взяла на себя смелость и придумала сама, а вам нужно будет представить свои команды.
Далее начнется игра, которая будет состоять из 5 туров. Каждый тур будет иметь свое название и содержать задания и вопросы, которые относятся к природе.
Отвечая правильно на вопросы, команда будет получать по 10 баллов, если ответ будет не полным, то команда получает 5 баллов, если ответ не верный – 0 баллов. В итоге игры мы подведем итоги, и команда победитель получит призы, но и проигравшая команда не останется без подарков, они получать поощрительные призы.
Все задания и вопросы будут высвечиваться на экране, и вам будет даваться время продумать ответ.
Итак, нам нужно разделиться на команды, одна команда будет называться «Волки – санитары леса», а вторая – «Роза – царица цветов».
Когда вы вошли в зал, я вам вручила конвертики, можете сейчас их открыть и по картинке, которая там находится, вы узнаете, в какой вы команде.
Прошу команды занять свои места.
2. Представление команд.
Педагог: Сейчас вам нужно представить свои команды. Для подготовки даю вам 3 минуты. Представить свою команду вы можете как угодно, это может быть стихотворение, песня, короткая сценка и т.д., главное, чтобы это было запоминающее представление, и оно должно четко раскрыть название команды. За лучшее представление команда получит 10 баллов.
Учащиеся представляют свои команды
3. 1 тур «Животный мир».
Педагог: Итак, команда «Волки» и «Роза» мы начинаем игру.
Внимание на экран. Первый тур игры посвящен животным. На экране будут появляться вопросы, команда, у которой готов ответ должна поднять красную карточку, которые находятся у вас в конвертах.
1. Какие из животных наиболее приспособлены к жизни в природе: растительноядные, хищные или всеядные? (Всеядные, так как им легче найти подходящую пищу. Зимой они питаются растительной пищей, а летом становятся насекомоядными).
2. Охотится ли белый медведь на пингвинов? (Нет, они живут на разных полюсах).
3. Самый крупный из зайцев в наших лесах. (Русак.)
4. Какое лесное животное появляется в полях, когда начинают поспевать овес и кукуруза? (Медведь.)
5. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (Лисы.)
6. Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек. (Хомяк.)
7. Животное с самой отвратительной репутацией. (Крыса.)
8. Про какого зверя так говорят: «Этот зверь питается ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами». (Про белку.) [1]
4. 2 тур «Растительный мир».
Педагог: Второй тур игры посвящен растениям. Напоминаю, команда готовая к ответу поднимает красную карточку.
1. Во время рассеивания семян этого дерева пух в большом количестве носится в воздухе, засоряя все кругом (Тополь.)
2. С цветков этого дерева пчёлы собирают самый лучший мед. (Липа.)
3. Хорошее средство от кашля, верхняя сторона листа гладкая и холодная, а нижняя сторона листа мягкая и теплая (Мать-и-мачеха).
4. Испокон веков это цветок символизирует русскую природу, а еще на нём любят гадать. Что же это за растение? (Ромашка.)
5. Древняя легенда повествует о том, что богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила одному цветку костюм белого цвета. Снег тоже захотел принять участие в карнавале, но наряд ему не полагался. И он стал просить цветы поделиться с ним одеянием. Цветы, боясь холода, не откликнулись на его просьбу, и только этот цветок укрыл его своим нарядом. С тех пор снег и этот цветок неразлучны. Вы догадались, как называется этот цветок? (Подснежник).
6. Самая горькая и популярная трава в медицине, ее применяют для поднятия аппетита (Полынь).
7. Это самое любимое русское дерево. (Береза.)
8. Одно из самых пахучих деревьев, ягоды используют как вяжущее средство (Черемуха). [2]
5. 3 тур «Вода».
Педагог: Следующих тур посвящен воде и всему, что с ней связано.
1. В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней фонтан студёный. (Родник)
2. Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмёшь
И домой не принесёшь? (Туман)
3. Мягкий он, а не подушка,
Белый он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь - ручеёк. (Снег)
4. В каком водоёме растут ягоды? (В болоте)
5. Кто на реке ветки носит, глину роет, плотину строит? (Бобры)
6. Без досок, без топоров
Через речку мост готов. (Лёд)
7. Кругом вода, а с питьём беда! (Море)
8. Самая крупная речная рыба? (Сом). [3]
6. 4 тур «Времена года».
Педагог: Четвертый тур и вопросы о временах года.
1. Пришла, улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
И птицы пропели: «Вить гнезда пора!» (Весна)
2. Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима)
3. Один за другим их на землю кладут
Белый зеленый, пестрый и желтый.
Ответ здесь мудреный.
Его не нашёл ты? (Времена года)
4. Прошла по лугам, по полям и лесам,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима!» (Осень)
5. Оно за весною к нам в гости идет.
С собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай. (Лето) [4]
7. 5 тур «Экологический».
Педагог: И последний тур нашей игры посвящен проблемам экологии. Вам будут заданы вопросы и даны несколько вариантов ответа, нужно выбрать правильный ответ.
1. Что такое цепь загрязнения?
а) загрязняющие вещества попадают в реку;
б) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.
2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?
а) Через воздух, воду, почву;
б) через, воздух, воду и продукты питания.
3. Что такое экологическая безопасность?
а) как растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;
б) экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.
4. Как можно защитить себя от загрязненного воздуха?
а) отойти в сторону;
б) не задерживаться в тех местах, где грязный воздух.
5. Как защититься от загрязненной воды?
а) пей сырую воду;
б) научись пользоваться бытовым фильтром.
6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?
а) не обращай внимание на срок хранения продуктов;
б) мой овощи и фрукты в теплой кипяченой воде.
7. Цепь загрязнения.
а) вытоптанные тропинки;
б) сжигание листвы – гибель насекомых (дым ядовит). [4]
8. Подведение итогов игры.
Педагог: Вот и подошла к концу игра «брейн-ринг», я хочу отметить, что мы неплохо знаете природу, которая нас окружает. Ну а какая команда знает лучше, мы сейчас узнаем, подсчитав баллы.
Подсчет баллов, награждение победителей
III. Итог мероприятия.
Оформление плаката «Природа вокруг нас».
Педагог: Мне бы не хотелось вот так закончить мероприятие и разойтись, я бы хотела, что бы вы унесли с собой определенный багаж знаний о природе и предлагаю вам изготовить плакаты «Природа вокруг нас».
Каждая команда готовит свой плакат. Для вас приготовлены названия для плаката, вырезки из журналов, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, если вам понадобится что-то еще, скажите. Не забывайте, каждый плакат должен нести в себе какую-то информацию, призыв, поэтому вы не только наклеиваете картинки, но и продумываете текст. А в конце каждая команда должна представить свой плакат.
Изготовление и защита плакатов
Педагог: Вот теперь мы можем закончить наше мероприятие, а плакаты мы повесим в нашем кабинете, чтобы и другие учащиеся знали, что же такое природа, которая нас окружает.
Методические советы организаторам и постановщикам
Мероприятие лучше проводить в зале, где есть большой экран или просторном кабинете. Оформить зал иллюстрациями с изображением природы в разное время года, фотографиями животных или растений, организовать выставку рисунков «Природа вокруг нас».
Методические советы на период ближайшего последействия
В итоге мероприятия можно предложить учащимся подготовить не только плакаты, можно предложить создать альбомы «Природа вокруг нас», где разместить картинки с изображениями животных и растений нашей местности, а так же фото времен года.
Список использованных источников
1. Ваш домовенок. [Электронный ресурс] / Викторины для детей. Викторины про животных. – Режим доступа: http://domovenok-as.ru
2. Музей Лира. [Электронный ресурс] / Викторина растения. – Режим доступа: http://lira-museum.ru
3. Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс] / Классный час по теме: Викторина о воде. – Режим доступа: http://nsportal.ru
4. Сайт для учителей. [Электронный ресурс] / Природа вокруг нас. Внеклассное мероприятие. – Режим доступа: http://kopilkaurokov.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.