Брошюра "Методические рекомендации"
Оценка 4.6

Брошюра "Методические рекомендации"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
география
Взрослым
31.05.2017
Брошюра "Методические рекомендации"
Данное пособие представляет собой методические рекомендации по организации творческой деятельности учащихся. Цель данного пособия – в доступной форме представить возможности использования в педагогической практике некоторых методик организации познавательной и творческой деятельности школьников на уроках географии. Предложенные технологии направлены на активизацию познавательной самостоятельности обучающихся. Она способствует выявлению многообразия точек зрения, обращению к личному опыту учащихся, соединению теории с практикой, взаимообогащению опытом, облегчению восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса, поощрению творчества.Данное пособие представляет собой методические рекомендации по организации творческой деятельности учащихся. Цель данного пособия – в доступной форме представить возможности использования в педагогической практике некоторых методик организации познавательной и творческой деятельности школьников на уроках географии. Предложенные технологии направлены на активизацию познавательной самостоятельности обучающихся. Она способствует выявлению многообразия точек зрения, обращению к личному опыту учащихся, соединению теории с практикой, взаимообогащению опытом, облегчению восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса, поощрению творчества.
Брошюра Методические рекомендации.docx
«Аққайың негізгі мектебі» КММ Бұланды ауданы Ақмола облысы Акмолинская область Буландынский район КГУ «Аккайинская основная школа» «От игры к знаниям» Методические рекомендации для учителей 2017 г. Рассмотрено на методическом заседании школы и рекомендовано к печати. Л. Ф.Лысенко – учитель географии и биологии Аккайинской основной школы Буландынского района Акмолинской области. Образование – высшее, категория – первая, стаж работы – 28 лет. Рецензент: Черненкова А.В., руководитель РМО учителей географии, учитель  географии 3­го базового уровня СШ №3 г.Макинска. Учебно­методическое пособие разработано для учителей. В данном пособие  представлены методики организации познавательной и творческой  деятельности школьников на уроках географии, которые могут применяться в учебно­образовательном  процессе. Содержание 1. Введение_________________________________________________4 2. Организация познавательной и творческой  деятельности школьников на уроках географии  _____________      5 3. Нетрадиционные методы обучения  _________________________   6         Основные принципы обучения творчеству______________    10  Применяемые способы познавательной деятельности_____   11  Важнейшие пути побуждения учащихся для развития  познавательных интересов_____________________________ 12        4.   Практические работы _____________________________________13        5.   Компьютерные технологии________________________________ 15        6.   Урок­КВН в 7 классе по теме «Что я узнал о Евразии?»________ 18        7.   Урок­конкурс в 7 классе по теме «Природные зоны Африки»____25        8.    Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (для 5­6 кл.)_______30        9.   Литература______________________________________________33 Введение Данное пособие представляет собой методические рекомендации по  организации творческой деятельности учащихся.   Цель данного пособия – в доступной форме представить возможности  использования в педагогической практике  некоторых методик организации  познавательной и творческой деятельности школьников на уроках географии.  Предложенные технологии  направлены на активизацию познавательной  самостоятельности обучающихся.  Она способствует выявлению  многообразия точек зрения, обращению к личному опыту учащихся,  соединению теории с практикой, взаимообогащению опытом, облегчению  восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного  процесса, поощрению творчества.      Формирование познавательных интересов и активизация личности –  процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает  активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет  познавательный интерес. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность  усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике  его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него  стремление к познанию и творчеству.       Нестандартные формы и методы обучения и воспитания  характеризуется  стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых  усилий в процессе овладения знаниями и осознания альтернативности  принимаемых решений. Посредством применения предложенных методов  развивается креативность мышления, мобильность, самостоятельность,  толерантность, ответственность.        Данное пособие может быть полезно широкому кругу педагогов,  являющихся специалистами разных предметов. Средства технологии  позволяют работать с информацией в любой области знания. Включая новизну в предложенные методы и приёмы, можно избежать однообразия в  преподавании и построении уроков, обеспечить условия для творческого  мышления учащихся.  Пособие содержит конкретные разработки уроков и  внеклассного мероприятия, предоставляя необходимый материал для  проявления конструкторских  возможностей любому педагогу. Все приведённые в пособии приёмы и методы прошли апробацию в  практической педагогической деятельности автора. Организация познавательной и творческой деятельности школьников на уроках географии.          Все способности человека развиваются в процессе деятельности.  Другого пути развития познавательных способностей нет. Что же понимать  под активизацией познавательной деятельности учеников в процессе  обучения? Познавательная активность ­ это деятельное состояние ученика,  которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и  проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Я связываю  познавательную активность, прежде всего, с активизацией мышления  школьников. Н а мой взгляд, качество знаний определяется тем, что умеет с  ними делать обучаемый (называть, показывать, определять, описывать,  объяснять, прогнозировать).          В условиях модернизации образования главным направлением развития  средней школы является повышение качества образования, создание условий  для развития личности каждого ученика через совершенствование системы  преподавания.         Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач,  поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности,  внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного  интереса к изучаемому материалу.         Формирование познавательных интересов и активизация личности –  процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает  активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет  познавательный интерес. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность  усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него  стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только  при целостном подходе к учебной деятельности.  Нетрадиционные методы обучения. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.  Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и  обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и  целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование  познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей  системы учебной и воспитательной работы. При организации и осуществлении учебно­познавательной деятельности,  стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике  использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые  моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды,  занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах  уроков. Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде  уроков­лекций, семинаров, уроков­экспедиций (путешествий), уроков­ исследований, учебных конференций (пресс­конференций). На уроках  обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как  уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний,  закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки­конкурсы,  уроки­соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу  викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту  творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение  применению проблемного обучения и ролевой игре. Использование  нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания,  способствует к их осознанному применению.       Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным  участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления,  стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать  мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет  большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей  развивается образное, систематическое и логическое мышление.  Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко  всему живому, творческого воспитания и развития.      Работая по проблеме “Активизация познавательной самостоятельности на  уроках географии”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение  проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и  доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач  способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на  разных этапах урока. Нетрадиционные, проблемно­развивающие, личностно­ ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в  познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное  управление началом урока. Решению этих задач способствуют  нетрадиционные формы и методы обучения. С этой целью я использую на  уроках такие приёмы: опорные схемы, диалог, “мозговой штурм”, постановка  проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные  ситуации, игровые моменты.           Активизировать познавательную деятельность обучающихся, я считаю,  позволяет использование игровых моментов на уроках. Именно они требуют  минимальных затрат времени и сил учителя, но их использование позволяет  решать целый ряд задач, направленных на развитие памяти, внимания, а так  же способствуют созданию благоприятной атмосферы на уроке, объединяя учащихся. Использование на уроках кроссвордов достаточно эффективно.  Причем работу с кроссвордами организовываю по­разному: 1. Даётся задание заполнить по готовой сетке, например, названиями  географических объектов рек Южной Америки, или рельефа  Австралии. Это позволяет проверить номенклатурные знания учащихся  в 7 классе. 2. Даются сетки кроссвордов уже заполненные словами ­ терминами, а  ученики должны сформулировать вопросы к ним, таким образом, можно проверить знание понятий и терминов. 3. Составление кроссворда даются в качестве домашнего задания. При  выполнении этой работы школьники учатся составлять и  формулировать лаконичные вопросы. Лучшие работы используются на  уроках при проверке знаний. Прежде чем организовать учебную деятельность школьников, необходимо  позаботиться о мотивах их деятельности. В обучении надо идти от мотивов — к целевым задачам, а от них ­ к содержанию. Мотивация действий и поступков направлена на :  обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности;  сознательное отношение к их усвоению;  эмоциональный подъём;  формирование познавательных интересов.       Привлекательным материалом в данном случае могут быть необычные  факты, процессы, феномены природы или же нетрадиционные формы уроков,  например, урок ­ игра. Существуют различные классификации игр. Я  использую такие, как урок­КВН, урок­соревнование, урок­путешествие, урок­ конкурс, урок­исследование и т.д.          Решение познавательных задач в данном случае невозможно без  привлечения творческих способностей всех играющих. С  удовольствием,  например, во время уроков­конференций разыгрывают самые простые роли. Старшеклассников больше интересуют профессиональные роли. На уроках  географии им предлагаются следующие профессии: эколог, почвовед,  климатолог, экономист, синоптик и т.д.         Содержание школьной географии таково, что его невозможно усвоить  только с помощью простого запоминания, репродуктивного мышления.  Важно, чтобы обучающиеся получали знания не в готовом виде, а добывали их самостоятельно, находя при этом способы их получения. В большинстве  случаев правильно поставленная перед обучающимися проблема вызывает  практически у каждого из них желание найти решение, хотя бы сделать такую  попытку.          Для развития логического мышления школьников использую оценку  наблюдений и экспериментов, прогнозирование ожидаемых результатов;  обучаю своих учеников самостоятельно анализировать изучаемые процессы,  сравнивать их свойства, строить обобщенные выводы. Например, построение и анализ графиков температуры воздуха на основе наблюдений, сделанных  учащимися ранее в дневниках наблюдений. Я предлагаю ребятам определить  самый жаркий и холодный месяцы года и выяснить причины годового хода  температуры. Если ученики не могут сами справиться с выводами, то задаю  наводящие вопросы.         Решение задачи развития творческого мышления обучаемых основано на  развитии познавательной активности школьников. Начальным этапом решения учебных проблем служат познавательные задачи. Например, при изучении рек  Северной Америки познавательной задачей может служить обращение к  топонимике. Внимание учащихся обращается на то, что названия рек можно  объединить в три группы: индейские названия (Юкон, Миссисипи, Огайо и  др.), английские (Маккензи), испанские (Рио­Колорадо, Рио­Гранде).  Школьникам требуется объяснить происхождение этих названий. Или другой  пример, когда ученикам выдаётся карточка с занимательными фактами о той  или иной стране. К ней прилагается график годового хода температуры и  задаётся вопрос: «В каком полушарии находится данная страна?». А на следующем этапе ребята самостоятельно составляют подобные задачи. Так  постепенно из урока в урок рождается самостоятельность в творчестве  учащихся: умственная активность, быстрая обучаемость, смекалка и  изобретательность, стремление добывать знания, самостоятельность в выборе  и решении задач, способность видеть общее и главное в различном и,  наоборот, находить различия в сходных явлениях и т.п.  Основные принципы обучения творчеству, используемые на уроках: 1. Без основных опорных знаний, умений, навыков невозможно творчество  детей. 2. Все работы должны выполняться с соблюдением правил, иначе — это  фантазия, которая не имеет учебной (научной) ценности. З. Приобщать работать творчески нужно учить постепенно, усложняя задания. 4. Творчество проявляется только в самостоятельной работе. В результате творческого мышления ребята способны самостоятельно  объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные  географические, экономические и др. ситуации; прогнозировать возможные  направления различных явлений и процессов. В основе моей работы по  развитию самостоятельной познавательной активности учащихся являются: 1. Многократное повторение учениками изучаемого материала, постоянный  возврат к нему, что является необходимым условием для полного усвоения и  понимания изученного. 2. Генерализация изучаемого материала. 3. Обязательная отработка навыков и умений в работе с географическими  контурными картами. 4. На каждом уроке использовать хотя бы малый объем самостоятельной  работы учащихся. 5. В течении урока каждый ученик должен в течении 2­3 минут высказать свои мысли (при опросе, или при закреплении, на любом этапе урока) Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии”, я придерживаюсь такой работы по отдельным  направлениям формирования и развития познавательного интереса, которая  является источником активизации познавательной деятельности учеников. В процессе обучения – придавать большое значение глубокой и вдумчивой  работе учителя по отбору содержания учебного материала, который  составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь  необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов.  Поэтому в этом направлении предлагаю: Отдельные направления формирования и развития познавательной  самостоятельности, применяемые на уроках: 1. Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, показывающие  современный уровень науки и перспективы ее движения; 2. Раскрывать перед ними интересующие вопросы. 3. При помощи проблемного обучения учить осмыслению научных фактов  и идей; 4. Показать необходимость научных знаний, приобретенных личным  опытом,  для объяснения явлений жизни,  5. Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний,  возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни  человека при решении бытовых и практических вопросов. В процессе учения – предлагаю разнообразить самостоятельную работу  учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной  деятельности: Применяемые способы познавательной деятельности в процессе  обучения: 1. Постоянно усложнять познавательные задачи, требующих овладения  новыми умениями; 2. Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к  различному подходу в их решении; 3. Ставить задачи, исследовательского подхода; 4. Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту; 5. Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, самостоятельности мысли; 6. Дифференцировать познавательные задачи для различных групп  учащихся.  Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является  необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане  предлагаю: Важнейшие пути побуждения учащихся для развития познавательных  интересов: 1. Оживлять уроки элементами занимательности. 2. Использовать всестороннее воздействие средств искусства; 3. Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам; 4. Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов  работы отдельных учащихся; 5. Практиковать индивидуальные задания, выходящие за пределы  программы; 6. Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей  их области, как дополнительный источник знаний для других; 7. Рекомендовать дополнительную литературу; В процессе внеклассной работы деятельность должна быть направлена на  поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтому  предлагаю поставленные во внеклассной работе задачи решать самыми  различными формами, какие получили достаточную апробацию в опыте школ: Применяемые различные формы во внеклассной работе: 1. Дебаты; 2. Конкурсы; 3. КВН; 4. Викторины; 5. Диспуты; 6. Школьные издательства; 7. Познавательные игры, игры – путешествия. На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям,  стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому  необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания  познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной  деятельности, любом направлении:  выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед  учащимися через различные формы;  вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;   направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала. готовить выступления перед товарищами в классе; На самом высоком уровне активизации познавательной деятельности  учащихся, при котором уже развивается творческое мышление, я считаю,  можно использовать проблемное обучение, а также частично­поисковые  задания с учетом разнообразных форм и средств активизации. Системная работа в этом направлении на уроках географии позволила мне  добиться роста качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету, дети  возрос интерес к изучению географии. Особое внимание необходимо уделять и выполнению практических  работ в  географии. Практические работы ­ неотъемлемая часть процесса обучения географии.  Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружать жизненно важными  умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт,  статистических материалов и т.д. Практические работы способствуют  воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.  Специфика географии заключается в том, что необходимым условием её  усвоения является наличие у обучаемых умений пользоваться различными  источниками географической информации для получения знаний:  текстовыми, картографическими, статистическими, и др. Практические  программные работы ориентированы на формирование умений называть и  показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать  объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами и т. д.;  определять направления, географические координаты и т. д.; измерять  расстояния, азимуты и др.; наблюдать за различными процессами, явлениями  на местности; объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами  природы, различные географические, экономические и др. ситуации;  прогнозировать возможные направления различных явлений и процессов.              Важное место в обеспечении учебного процесса занимают средства  обучения, которые способствуют, по моему мнению, развитию  самостоятельной познавательной активности. Это:  Учебник ­ (в современных учебниках представлены разнообразные  задания, которые можно использовать не только для контроля за  усвоением знаний учащихся, но и для обобщения их, а так же в качестве познавательной задачи при изучении нового материала.);  Карты ­ (виды работ с картой: чтение, анализ, сопоставление карт  различного содержания, создание моделей новых карт);  Картосхемы, профили;  Таблицы;  Диаграммы;  Графики;  Кластеры — (это запись рассуждений в краткой форме, позволяет  развивать умение выделять главное на общем фоне);  Видеоролики, презентации — (позволяют ближе перейти к  непосредственному восприятию действительности);      Таким образом, основные средства обучения я рассматриваю как материал, способствующий развитию активной мыслительной деятельности учащихся,  формированию у них умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции, самостоятельно разбираться в сложных  ситуациях и формулировать обоснованные выводы. Компьютерные технологии Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не  только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить  грамотно работать с разнообразными носителями информации. Помочь  учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных  методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и  компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать  процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и  индивидуальным. Сегодня одним из направлений модернизации системы географического  образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.  Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых,  углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие  возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление,  восприятие, память школьников. Работая над своей проблемой, в поиске форм обучения, методов и  приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения  географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его  индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству, я убеждена, что  данная технология является  неотъемлимой при современном образовании. Анализ обозначенных проблем определяет применение ИКТ, как  обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками  систематизированных знаний по географии через формирование  познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию,  потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ­компетентности. В связи с этим определяются задачи: 1. Обеспечение качества усвоения знаний по географии. 2. Развитие общеучебных умений и навыков. 3. Содействие развитию ИКТ­компетентности. 4. Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию  их личности. При организации и осуществлении учебно­познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике  активно использую новые информационные технологии. Компьютер  становится ученику и учителю верным помощником. Компьютер позволяет  накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в  образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему  образования. Это относится и к географии, в которой наряду с  традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены  огромные возможности для применения компьютерных технологий  мультимедийных средств. Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие  возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия,  использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять  контроль усвоения знаний. На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям,  стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания  познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной  деятельности, любом направлении. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса  географическими картами, то, например, с использованием интерактивной  доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере  необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе.  Особенно это касается курса экономической географии, где данные об  экономическом состоянии меняются постоянно. Каждый год происходят  изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием,  поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе  сети Интернет. Использование современных информационно­коммуникационных  технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а  необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать  стоящие перед ними задачи. Школьник становится активным,  заинтересованным, равноправным участником обучения. Он  отходит от  стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить  стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании  ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у  детей развивается образное, систематическое и логическое мышление.  Использование такого подхода в преподавании географии является важным  средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему  живому, творческого воспитания и развития. Таким образом, внедрение в учебный процесс современных  информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство  образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, а  компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и  внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют  подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой. Я могла бы еще продолжить свое повествование о том, как можно  повысить желание ученика учиться, познавать этот удивительный предмет –  география, но думаю, исходя из предложенных мною методов и приемов,  можно достичь определенных успехов в обучении и воспитании творчески  развитой личности учащегося. Таким образом, очевидно, что развитие  познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках  географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования  инновационных технологий в преподавании предмета. Урок­КВН по теме «Что я узнал о Евразии?» (7 класс) Цели и задачи:  обеспечить закрепление знаний по основным чертам материка, в том числе его рельефа, строения, факторы формирования и основные типы климатов, особенности природных зон, характерных представителей их растительного   и   животного   мира,   примеры   влияния   хозяйственной деятельности человека на природу материка; знать местоположение основных объектов, указанных в программе;   сравнивать, объяснять особенности природы материка, отдельных его территорий, пользуясь необходимыми картами атласа;  составлять   по   картам   характеристику   географического   положения материка   и   отдельных   объектов   на   его   территории,   определять   их приблизительные размеры, протяженность. Методы и методические приемы: обобщающе­повторительный   урок   групповая работа). (поисково­исследовательская   и Оборудование:      физическая карта полушарий и Евразии, тематические настенные карты      Евразии, атласы, настенные таблицы о природе Евразии, портреты        путешественников, политическая карта мира, раздаточный материал        (контурные карты, карточки с заданиями, кроссворды), значки полезных       ископаемых. Литература: 1. Бейсенова А.С. и др. Учебник для 7 класса, География. Материки и  океаны, Алматы, Атамұра 2012 г. 2. С.   Абилмажинова,   А.   Бейсенова,   География.   Материки   и   океаны, Методическое руководство, Алматы, Атамұра 2012 г. 3. А. Бейсенова и др. «География. Материки и океаны «Хрестоматия», Алматы, Атамұра 2012 г. 4. А.С. Емельянов «300 вопросов и ответов по странам и континентам», Ярославль «Академия развития», 1999 г. 5. Е.Н. Селищев «География для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке», Ярославль «Академия развития», 1998 г. 6. А. Тарасов «Веселый урок» География, Смоленск «Русич», 1999 г. 7. Детская энциклопедия. Ход урока­КВНа: 1. Организационный момент. а) выбор жюри (или учитель, или кто­нибудь из приглашенных) и команд. б) знакомство команд с этапами (конкурсами) урока. Для проведения урока класс разделили на 2 команды «Европа» и «Азия», выбрали капитанов.   Девиз команды «Европа»: «Кто ищет, тот всегда найдет».   Девиз команды «Азия»: «Надежда умирает последней». Этапы урока­КВНа. 1.       Викторина­блиц «Самый, самое, самая…» Предлагается командам по 10 вопросов (на самый быстрый и правильный ответ). 2.       Разгадай кроссворд. Команды   получают   одинаковые   кроссворды   (кто   правильно   и   быстро ответит на семь вопросов кроссворда). 3.       Работа по контурам. изображенным на карточках (на немой карте подписать номенклатуру). 4.       Головоломка «География в географии». 5.       «Путешествие по карте» (опережающее задание). Учащиеся  называют   и  показывают   географические   объекты   с  названием географов­путешественников, например Берингов пролив, море Лаптевых, мыс Челюскина и др. Побеждает команда, которая назовет большее число таких объектов. 6.       «Покажи…» Командиры команд обозначают на настенной карте условными значками месторождения полезных ископаемых: угля, нефти, газа, железной руды, золота и алмазов, полиметаллических руд. 7.       «Всякая погода благодать». 1. Рассказ команд о климате Евразии (учитывается объем и правильность ответа,   подтверждение   примерами,   например   самое   влажное   место Черапунджи – 10000 мм/год, полюс холода г. Оймякон – 78оС и т.д.). Учащиеся должны объяснить значение записанных на доске терминов: изотерма, изобара, изогиета. 2. Задание   выполняется   письменно.   Учащиеся   отвечают   на   следующие вопросы:           а) назвать бассейны океанов на материке (перечислить по 3 реки в каждом бассейне) б) назвать цветные моря (Красное, Желтое, Белое, Черное).       8. «Природа». Конкурс   на   знание   природных   зон   и   характерных   для   них   животных   и растений.          а) поочередно перечисляют природные зоны          б) по настенным плакатам определяют (называют) животных          в) каждой команде раздается иллюстрация с одной из природных зон и они вслух характеризуют эту зону.       9. «Вместе дружная семья». Конкурс о населении и странах Евразии.           а) «Кто больше». Команда «Азия» называет государства Европы, а команда «Европа» называет государства Азии. Кто больше назовет. Как только одна из команд задерживает свой ответ, не называя государство в течение 3­5 сек., соревнование прекращается.          б) Конкурс «Сто названий от «А» до «Я». Учитель на доске  записывает по 5 слов для каждой команды, участники объясняют значение  этих слов. I команда               1. сабо               2. лаваш               3. яранга               4. камлейка               5. кэндо                                          II команда               1. ниндзя               2. копра               3. поршни               4. сидр 5. чувяки              в) Головоломка «Отыщи».  Учащимся предлагаются имена, а они   должны назвать, что это (город, река)  и где находится. Итог урока. Жюри подводит итоги, объявляется победитель, выставление отметок. Домашнее задание. Подготовиться к зачету по географической номенклатуре Евразии.  Желающие могут написать реферат на одну из тем по Евразии (о природе,  о населении, об отдельном животном или растении и др.). «Самый, самая, самое…» (викторина­блиц) 1. Самый большой материк.  2. Самый большой полуостров.  3. Самые высокие горы.  4. Самая высокая вершина.  5. Самое низкое место суши.  (Евразия) (Аравийский) (Гималаи) (г. Джомолунгма, 8848 м) (Побережье Мертвого моря, 402 м ниже ур.моря) 6. Самое большое озеро.  7. Самое глубокое озеро.  8. Самая глубокая пещера.  9. Самая длинная река.  10. Самое большое соленое море­озеро.  11. Самое прозрачное море.  12. Самое большое окраинное море.  13. Самый большой гейзер.  (Каспийское, S=371000 км2) (озеро Байкал, глубина 1620 м) («Веронья», Кавказ, 1710 м) (Янцзы) (Аральское) (Аральское) (Аравийское) (Большой Исландский гейзер «Грила», h=60 м) 14. Самая большая пустыня.  15. Самый большой ледник.  (Гоби) («Западный Шпицберген» Скандинавские горы) 16. Самый большой в мире залив.  17. Самый большой остров.  (Бенгальский) (Гренландия) 18. В каком озере половина воды – пресной, а другая половина – соленая?  (Балхаш) 19. Самый высокий гейзер на Камчатке.  (Великан 20 м) 20. Самый холодный океан, омывающий Евразию.  Конкурс «Сто названий от «А» до «Я» (Северный Ледовитый океан) I . Сабо – старинная народная обувь французских крестьян, выдолбленная из дерева.      Лаваш  – пшеничный или кукурузный хлеб круглой или продолговатой формы, выпекаемой только на Кавказе, но и в России.       Яранга  –   переносное,   круглое   в   плане,   жилище   кочевых   чукчей   и коряков, части эвенков и юкагиров. Остов и коническая кровля сделаны из шестов, покрытых оленьими шкурами.     Камлейка  – у алеутов, коряков, чуванцев, эскимосов мужская рабочая непромокаемая   одежда   глухого   покроя,   сшитая   из   кишок   морских животных.       Кэндо  –   вид   национального   японского   фехтования   на   бамбуковых саблях.   Участники   соревнования   выступают   в   панцирях,   масках   с металлической сеткой, перчатках. II. Ниндзя – профессиональные шпионы, которых в средневековой Японии нанимали  для выполнения особо сложных заданий. Они в совершенстве владели маскировкой и приемами рукопашного боя.     Копра  –   сушеная   мякоть   кокосовых   пальм,   используемая   для   производства различных продуктов.    Поршни – вид обуви, сшитой из одного или двух кусков кожи, собранной у щиколотки на ремешок.    Сидр – сок из яблок или груш, распространенный в западноевропейских странах.      Чувяки  –   кожаные   или   войлочные   сапоги   на   мягкой   подошве   у тюркоязычных народов. Головоломка «География в географии» Перед вами несколько географических названий     I. 1. Австралия                              II. 1. Иордания        2. Вологда                                       2. Камчатка        3. Индия                                          3. Томск        4. Тулуза                                         4. Индонезия      Ваша задача – отыскать в этих словах иные географические названия. Например, НовОсибирск, БоЛивия. Головоломка «Отыщи» I. Лида – город в Беларуси                     II. Лена – река в Восточной Сибири    Ольга – город на Дальнем Востоке        Ида – гора на острове Крит    Лариса – город в Греции                         Ерема – город в Сибири (на реке     Роман – город в Румынии                                      Тунгуска) Урок­конкурс по теме «Природные зоны Африки» (7 класс) Цель урока: обобщение и систематизация  знаний  учащихся об основных природных зонах Африки. Учебно­воспитательные задачи:  1.Закрепить знания и расширить кругозор учащихся о природе Африки; 2.Развивать умения осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности; 3.Воспитывать у учащихся познавательный интерес к географии; Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма обучения: коллективная. Методы: словесные, частично­поисковые, практические. Оборудование и дидактический материал: карта «Африка» (физическая карта),  презентация, видеоролик о природе Африки, атласы, карточки­задания для команд. Ход урока. Организационный момент. I.Обобщение знаний по природным зонам и основным особенностям климата Африки  (учащиеся работают с презентацией: отвечают на вопросы и задания, систематизируют  знания и делают выводы о природе и климате материка). Физкультминутка. II. Игра­конкурс между командами «Сахара» и «Оазис» 1.Конкурс «Назови меня» (на контурной карте Африки цифрами обозначены  географические объекты, которые ученики должны назвать). На обдумывание ответа  отводится 3 минуты,  каждый правильный ответ оценивается в один балл.  Вопросы к команде «Сахара»: Атласские горы, Ливийская пустыня, р. Нил, оз.Виктория,  оз.Ньяса, вдп.Виктория, р.Лимпопо, Драконовы горы, пустыня Намиб, р.Нигер. Вопросы к команде «Оазис»: пустыня Сахара, оз.Чад, р.Конго, Эфиопское нагорье,  оз.Танганьика, Восточно­Африканское плоскогорье, р.Замбези, вдп.Виктория, пустыня  Калахари, Капские горы. 2.Конкурс «Ответь…». Каждый правильный ответ оценивается в один балл. На их  обдумывание отводится 5 минут. Вопросы к команде «Сахара» 1. Назовите самый холодный месяц Южной Африки.(июль) 2. Назовите крайнюю западную точку Африки.(мыс Альмади) 3. Какие полезные ископаемые имеются в Северной Африке?(нефть, природный газ, уран,  различные соли) 4. К бассейну какого океана относится река Лимпопо?(к бассейну Индийского океана)  5. Назовите климат территории, имеющей такие особенности: Территория расположена в  области высокого атмосферного давления. Осадков мало (менее 100 мм). Средняя  январская температура воздуха здесь +10 градусов С, июльская +38 градусов С.  (тропический) Вопросы к команде  «Оазис»  1. Назовите песчаную бурю в Северной Африке.(самум)  2. Назовите крайнюю южную точку Африки.(мыс Игольный) 3. Какие полезные ископаемые имеются в Южной Африке?(платина, золото, алмазы)  4. К бассейну какого океана относится река Нил? (к бассейну Атлантического океана) 5. Назовите климат территории, имеющей такие особенности: Для этой территории  характерна сезонная смена воздушных масс. Зима сухая, лето влажное. Температура  января здесь +24 градуса С, июльская +30 градусов С. Годовое количество осадков 600­ 1000 мм. (субэкваториальный) После двух конкурсов учащимся предлагается просмотр видеоролика о природе  Африки (2­3 минуты). 3.Конкурс «Угадай». В течение 3 минут команды угадывают по описанию географический объект. Вопросы к команде «Сахара» 1. Они расположены на северо­западе материка и являются единственной молодой  складчатой горной областью. Они поднялись в одно время с Альпами и Гималаями. Для  них характерны крутые склоны, зубчатая форма вершин, межгорные впадины – котловины.  На невысоких отрогах хребтов и склонах сохранилась лесная и кустарниковая  вечнозеленая жестколистная субтропическая растительность. Это светлые леса из  вечнозеленых дубов, кедров, кустарниковые заросли из земляничного дерева, дрока, олеандра, мирты; часто встречаются молочаи и кактусы, завезенные из Америки.  Определите какие это горы? (Атласские горы) 2. Один из крупнейших и интереснейших озер Африки. Расположено в районе Великих  Восточно­Африканских разломов и имеет высокие крутые берега. По глубине занимает  первое место на материке. О каком водоёме идёт речь? (оз.Танганьика) 3.Занимает большую часть плоскогорья Намибии – одного из самых бесплодных районов  земного шара. Это опаленная солнцем равнина, среди которой разбросаны заросли чахлых  кустарников и рощи акаций. Большая часть территории находится в зоне саванн и  редколесий. Здесь произрастает уникальное растение вельвичия. О какой территории идёт  речь? (пустыня Намиб) Вопросы к команде «Оазис» 1. Годовое количество осадков здесь менее 100 мм, на внутренних участках в течение  нескольких лет иногда вообще не бывает дождей .Под действием ветров пески образуют  холмы, барханы. Такие пески постоянно перемещаются и поэтому очень опасны. Они  засыпают оазисы, караванные тропы. Подвижные пески почти лишены растительности. Где  это можно наблюдать? (пустыня Сахара) 2.Самая полноводная река Африки, по площади бассейна и полноводности занимает второе место в мире. Она дважды пересекает экватор, поэтому полноводна круглый год. В  верхнем и нижнем течениях река образует много порогов и водопадов. В устье реки  мутные воды сразу уносятся поверхностными течениями в океан, поэтому она не образует  дельту. Назовите эту водную артерию Африки. (река Конго) 3.Эти горы, поднявшиеся на юго­западе Африки в палеозойской эре, в дальнейшем  опустились в результате выветривания и разделились на несколько плато, состоят из  большого количества коротких средневысотных хребтов, разделенных широкими  продольными понижениями. Береговые хребты круто возвышаются над океаном, а  внутренние обращены в сторону Калахари. Горы являются родиной некоторых ярко  цветущих трав, введенных в культуру и распространенных теперь по всему миру –  гладиолусов, цинерарий, гераней и других. Климат отличается большой сухостью.  Назовите эти горы.(Капские горы) 4.Конкурс «Знаешь ли ты?». Каждой команде задаются вопросы. На обдумывание ответа  отводится 10­20 секунд. Если команды отвечают правильно, то получают ещё 5  дополнительных баллов. Вопросы к команде «Сахара» 1.Какая природная зона занимает 40% территории Африки? (саванны и редколесья) 2.В какой природной зоне два сезона: сухой и влажный?(в саваннах и редколесьях) 3.Какие озера называют сточными?(озера, из которых вытекают реки, наз.сточными)  4.Какую болезнь вызывает укус мухи­цеце? (сонную) 5.Это животное как будто из запасных частей собрано. Голова и туловище взяты у лошади,  ноги – у антилопы, шея – верблюда, и, наконец, пятнистую шкуру явно леопард одолжил … о каком животном идёт речь? (жираф) Вопросы к команде «Оазис»  1.Какая природная зона занимает впадину Конго и побережье Гвинейского залива? (влажные экваториальные леса)  2.В какой природной зоне большие суточные и годовые амплитуды температур вызывают  сильное физическое выветривание?(в зоне пустынь и полупустынь)  3.Что вы знаете о вельвичии? (уникальное растение пустыни Намиб, имеет ствол  высотой до 50 м с двумя жесткими листьями 3­метровой длины)   4.Какие озёра называют бессточными?(озера, из которых не вытекают реки, наз.  бессточными)  5.Чем отличается африканский слон от индийского слона?(У африканского слона  большие уши, бивни у самок и самцов, а у индийских­ маленькие уши и бивни только у  самцов)  5.Конкурс «Блиц­опрос» В течение минуты команде надо ответить на как можно большее число вопросов. Вопросы к команде «Сахара» 1.Горы, образованные в одно время с горными областями земного шара – Альпами и  Гималаями? (Атлас) 2.Район, где много потухших и действующих вулканов (Восточно­Африканское  плоскогорье) 3.Район, который с востока имеет вид неприступной стены высотой около 3000 м.  (Эфиопское нагорье) 4.На каком озере часто бывают сильные штормы? (на оз.Виктория) 5.Какая река дважды пересекает экватор (р.Конго) 6.Какая река берёт начало на Восточно­Африканском плоскогорье и протекает через озеро  Виктория? (р.Нил) 7.Какое озеро самое большое в Африке? (оз.Виктория) 8.Какая река образует большую дельту? (р.Нил) 9.Название какой реки на языке местных жителей означает «большая река»? (р.Замбези) 10.Какое озеро Африки бессточное? (оз.Чад)  11.Сухие русла рек в Сахаре? (вади) 12.В какой природной зоне растет древовидное травянистое растение – банан. (во  влажных экваториальных лесах)  13.В какой природной зоне растёт кое­где финиковая пальма. (в зоне пустынь и  полупустынь)  14.В какой природной зоне живёт необыкновенно прожорливая птица – марабу? (в зоне  саванн и редколесий)  15.Что изготавливают из ног слонов? (корзины для бумаги) 16.Какая птица названа за внешнее сходство с писарем? (птица­секретарь) 17.Какое животное не боится укуса ядовитой мухи­цеце? (зебра) 18.Из мякоти его плодов местные жители пекут лепешки (из плодов хлебного дерева) Вопросы к команде «Оазис» 1.Горы, расположенные на юго­западе материка.(Капские горы)  2.Район, большая часть которого покрыта лавой, которая изливалась на поверхность по  линиям разломов (Эфиопское нагорье) 3.Район, где вследствие разломов образовались глубочайшие в Африке впадины, многие из  них заполнились водой. (Восточно­Африканское плоскогорье) 4.Какое озеро самое глубокое в Африке? (оз.Танганьика)  5.Какая река Африки самая полноводная? (р.Конго) 6.Какая река Африки самая длинная в мире? (р.Нил) 7.Какая река на протяжении тысячелетий была загадкой для жителей Африки? (р.Нил) 8.Какое из пресноводных озер мира самое длинное? (оз.Танганьика) 9.В какой реке, уровень воды почти не изменяется по сезонам? (р.Конго) 10.Название какой реки в переводе с латинского языка означает «чёрная»? (р.Нигер)  11.Какая река вторая в мире по многоводности и по площади бассейна? (р.Конго) 12.Название какого озера в переводе с местного языка означает «вода» (оз.Чад)  13.Озеро, с которого начинается Голубой Нил? (оз.Тана) 14.В какой природной зоне растут зонтичная акация, баобаб, мимоза? (в зоне саванн и  редколесий)  15.В какой природной зоне большинство животных обитает на деревьях? (во влажных  экваториальных лесах)  16.В какой природной зоне обитает птица­секретарь? (в зоне саванн и редколесий) 17.Какая птица не летает, но зато быстро бегает? (страус) 18.Если увидишь стадо этого животного, знай – вода рядом. Какое это животное?  (антилопа) Рефлексия: В завершении урока учащиеся оставляют стикер  с соответствующим их  настроению смайликом. Подведение итогов. Выставление отметок. Интеллектуальная игра по географии «Что? Где? Когда?» (для учащихся 5­6 классов) Цель игры: расширение кругозора знаний учащихся по естествознанию, географии и  биологии. Задачи: ­ Повышать познавательный и интеллектуальный интерес; ­ Стремиться к совершенству своих знаний, умений и навыков: ­ Развивать умение рассуждать, логически мыслить, концентрировать внимание, сравнивать и делать выводы: ­ Прививать правила работы и общения в группе. Оборудование: пронумерованные конверты с заданиями, волчок, песочные часы  (секундомер), черный ящик, табло с цифрами, презентация о животных. Ход игры: Игра проводится по аналогии телевизионной игры «Что? Где?  Когда?».Участники игры садятся за круглый стол, на котором размещены  пронумерованные конверты с заданиями, вращая волчок , отвечают на задания в конверте,  напротив которого остановилась стрелка. Время для обсуждения одна минута.  Примечание: задания может подготовить сам учитель, а можно привлечь других учеников  или учителей принять участие в подготовке вопросов, затем отобрать наиболее  интересные. Игра посвящена теме о разнообразии интересных фактов из жизни животных, в черном  ящике можно поместить фото животных или непосредственно самих животных в образе  статуэток, игрушек, поделок  и т.п. Вопросы для игроков: №1. По внешнему виду – это типичная кошка, только огромных размеров. Он имеет  Вытянутое, гибкое, мускулистое тело с довольно длинным хвостом, невысокие лапы,  оснащенные мощными, круто изогнутыми когтями длиной 8­10 см. У него сильно развиты  верхние клыки, достающие в длину 6,5­7 см. Мех яркий и очень красивый. Окраска  индивидуальна у каждой особи, кроме того в зависимости от времен года. Как очень  редкое исключение в природе встречаются они чёрного и белого цвета. Его шаг равен 50­8­  см, а у крупных особей до 1 метра. (Тигр) №2. Среди своих копытных сородичей он выделяется большим горбатым носом, который  заканчивается двумя круглыми ноздрями. Это самое носатое парнокопытное. Средняя  длина самцов от 123 до 146 см, самки меньше от 108 до 125 см. Вес мужских особей  достигает 32­51 кг, а самок 21­40 кг. Они обитают в Казахстане. Передвигаясь, развивают  скорость до 72­75 км/ч. Гордостью самцов являются лирообразные, слегка загнутые назад  рога коричневато­бежевого цвета (вырастают рога до 28­38 см в длину). За сутки они  съедают в среднем 3­6 кг травянистой растительности. (Сайгак) №3. Это одна из разновидностей рода очень ядовитых змей, обитающая на территории  Северо­Восточной Африки. Вырастают они до 2 метров в длину, ведут ночной образ жизни. Точность попадания с расстояния 2 метров просто изумительная. В угрожающей позе  может поднимать верхнюю часть тела на 2/3 его длины. Назначение рисунка на её  капюшоне­ пугать врагов, подходящих с тыла. Известны случаи поедания друг друга.   (Кобра) №4. Местом их обитания являются водоёмы. По суше они передвигаются на коротких  кривоватых лапах. Их главным оружием являются острые зубы и мощный хвост, причем  зубы достигают высоты 5 см. В желудке у них имеется много камней (до 5 кг), чтобы  перетирать пищу. Они могут находиться под водой около 2 часов, причем первые 50%  запаса кислорода расходуют за первые 20 минут, а остальные 50%­ на последующие 100  минут. Эти животные льют горькие слезы. Продолжительность жизни составляет от 80 до  100 лет. (Крокодил) №5. Его укусы могут стать смертельными не только для животных, но и для человека. Его  яд почти в 15 раз сильнее яда гремучей змеи. Пострадавший начинает через 10­15 минут  испытывать страх смерти, лицо синеет, замедляется пульс, в моче появляется кровь и  белок, пропадает сон. Выздоровление наступает через 2­3 недели, но если не оказать  медицинскую помощь, то через 1­2 дня человек умирает. Они обитают в Северной Африке, Западной и Средней Азии.  (Каракурт) №6. Они прекрасные музыканты. Их инструменты располагаются на надкрыльях и бёдрах.  Окраска зависит от окружающей среды. Они крупные, длиной около 60 мм. Встречаются  повсеместно, в том числе и у нас в Казахстане. Взрослые особи способны развивать  скорость до 10­15 км/ч и преодолевать за сутки расстояние 80­120 км/ч. Ученые  подсчитали, что каждая особь уничтожает за свою жизнь около 300 г зелёного корма. При  этом потомство одной самки за лето съедает столько корма, сколько хватило бы для  прокорма двух овец. (Саранча) №7. Самцы весят до 150 кг и могут достигать в высоту 3 м. Вес от 25 кг до 50­80 кг, но  есть представители от 30­40 см в высоту и при этом вес не более 4 кг. Самцы одного из  видов славятся как идеальные родители, забота о подрастающем поколении целиком  перекладывается на отцов. Иногда в гнезде может находиться до 80 яиц ­ абсолютный  рекорд по яйценоскости среди пернатых. (Страус) №8. « В туше оказалось 520 кг чистого мяса и 33 кг жира, 27 кг весила печень, 7­8 кг –  сердце, 5 кг – язык, 9 кг – лёгкие, 280 кг – кости. Кожа весила почти столько же, сколько и  кости» такие данные опубликовал натуралист Гржимек в Ветеринарном управлении Кении. О каком животном идёт речь?  (Бегемот) №9. До наступления зимы они накапливают жир. Количество сала, набранного за весенне­ осенний период, составляет не менее 30­40 % от всей его массы. На отдельных местах слой накопленного жира достигает 10 см. В море они добывают себе пищу: рыбу и тюленей. Они превосходные пловцы, под водой способны набирать скорость равную 5­6 км/ч. Нередко,  увлечённые погоней за добычей, заплывают на расстояние 150 км от береговой полосы.  Бегом они могут преодолевать расстояния не более 20­30 км, однако уже после 10 минут  быстрого бега они устают и приостанавливаются, переходя на шаг. (Белый медведь) №10. Длина тела этих малышек варьируется от 13 до 37 см. а длина хвоста, составляет 15­ 42 см. Характерной особенностью этих животных является наличие узких ноготков на всех пальцах, за исключением больших пальцев задних лап, где ногти достаточно широкие и  плоские. Наибольшую активность они проявляют днём, ночью спят, а с рассветом  отправляются на поиски пищи. Излюбленным лакомством этих животных являются плоды,  семена, листья и цветы различных растений. Животные быстро привыкают к человеку и  становятся ручными, однако, жизнь в неволе для них равносильна гибели и прирученные  малышки доживают очень редко до 6­8 – летнего возраста. (Обезьяна игрунка) В заключение игры учащимся предлагается презентация о рекордах в мире животных. Подведение итогов игры. Награждение. Литература 1. Методика обучения географии в средней школе (Теоретические основы методики обучения географии) Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г. 2. Минкин Е.М. От игры к знаниям.  М., 1993. 3. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М., 1990. 4. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и  развитии. ­ М.: РПА, 1996. 5. Самоукина Н.В. Организационно­обучаюшие  игры в образовании.  М.:  Народное образование, 1996. 6.  Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. ­ М.:  Просвещение. 2007 7. ЛийметсХ.Й. Групповая работа на уроке. М.: Просвещение, 1975. 8. Маркова А.К., и др. Формирование мотивации ученья. М.:  Просвещение, 1990. 9. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе.  М.:  Просвещение, 1988. 10.  Клустер Д. Что такое критическое мышление? Критическое мышление  и новые виды грамотности.  М.: Новое Просвещение, 2008.

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"

Брошюра "Методические рекомендации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017