Будущее художественного образования в условиях модернизации дополнительного образования (На примере деятельности художественно-эстетического отдела Дворца творчества).
Любова А.И. зав.отделом
Креативность стала ключевым фактором развития экономики и общества, и в этом движущая сила всех процессов. Подрастающему поколению нужны передовые интеллектуальные и творческие навыки, которые подчеркивают междисциплинарное и независимое мышление. Атрибуты инновационного мышления, навыки решения проблем, поиск совместных решений и эффективное общение, позволяют стать успешным в новой экономике и занимают центральное место именно в художественном образовании, которое должно стать неотъемлемой частью школьной реформы. Но в России оно пока является явно неоценённым ресурсом. Сегодня на художественное образование в школе отводится около 10% учебного времени, тогда как, например, в Японии 30%, а в Канаде даже при 25% стали бить тревогу и вышла декларация – «Нация в опасности!» Почему? Потому что роль искусства и ремесел в жизни человека и развитии экономики принципиально переосмыслена.
Ведущие страны мира утверждают, что художественное образование имеет основополагающее значение для будущего их экономик и переносят его с периферии в центр образовательной политики, понимая и реально оценивая тот вклад, который оно вносит в формирование компетенций 21 века.
Особое внимание уделяется интегративному подходу в образовании и связям между искусством и технологиями. Цифровые навыки для жизни и работы сегодня необходимо всем, но по мнению ЮНЕСКО для образования детей сегодня актуально смешивание традиционных «нецифровых» подходов к художественному образованию и цифровых приложений. Ведь IT-технологии, 3D принтеры и сканеры и другие инновации, которые так широко пропагандируются в образовании, на самом деле всего лишь новые инструменты, а значит эффективность их использования будет на прямую зависеть от того насколько у пользователя развито воображение, умение генерировать идеи и воплощать их в материале на основе различных технологий. А разве не эти умения формирует художественное образование?
Ученые пришли к выводу, что художественное образование имеет прямое влияние не только на повышение мотивации к обучению, но и на качество освоения таких академических предметов, как математика, письмо, чтение. Все больше внимания уделяется арт-интеграции – подходу к обучению, который объединяет искусства (в широком смысле этого термина: музыка, театр, танец ..), изучение любых содержательных областей, освоение различных видов деятельности и технологий.
Сегодняшнее сокращение финансирования программ по искусству и крен образования в техническую и естественнонаучную направленность, а также почти полное отсутствие «обучения средствами искусства» в школе, может непреднамеренно заглушить способность изобретать технологии у нынешнего и будущего поколения, умение находить креативные решения проблем. Это уменьшит потенциал для изобретений, инноваций, ослабит общую культурную среду или сведет ее на нет. Культурная среда является базой для привлечения на территории инновационных предприятий высококлассных рабочих кадров. Именно культурная среда или ее отсутствие может препятствовать развитию предпринимательской, высокотехнологичной экономики, способной конкурировать в глобальном масштабе. Кто-то когда-то создал скрипку, рояль, пластилин….. и тем самым появились условия для развития целых направлений и школ в художественном образовании. Пришло время для построения эффективных партнерских отношений с различными организациями, которые не только укрепят художественное образование, добавляя дополнительные и столь необходимые системе современные ресурсы, но и выступят активными «адвокатами художественного образования».
Дополнительное образование тоже должно идти в ногу со временем и присоединиться к поддержке художественного образования, выведения его на новый уровень, который будет актуальным сегодня.
В отделе художественно-эстетического воспитания уже есть некая база, от которой можно отталкиваться. Представлены дополнительные общеразвивающие программы разных направлений: хореография, вокал, инструментальное творчество для разных возрастных категориях детей. В свете последних изменений, появилась необходимость их усовершенствовать, для того, чтобы в них прослеживалась преемственность и поэтапность. Рассматривается трехступенчатая система, разделение по возрастным категория и уровню подготовки. Третья ступень должна подготовить обучающегося к поступлению в ВУЗ по освоенному направлению. На сегодняшний день, процент поступающих небольшой, это связано с тем, что отсутствует полноценное начальное образование. Чтобы процент увеличить, необходимо дополнить программы дополнительным теоретическим и практическим материалом, и начать составление и подписание договоров с ВУЗами. Это не только увеличит количество желающих обучаться по данным программам и добавит мотивации на качественное обучение, но и облегчит выбор дальнейшего поступления. После введения программ в работу, необходимо проводить диагностику, с целью выявления недочетов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.