Буклет
Оценка 4.7

Буклет

Оценка 4.7
pdf
09.05.2020
Буклет
5.pdf

Психология — учителю

В. Г. Беспалова, И. В. Мотина, Е. В. Овчинникова

«Ïåäàãîãè÷åñêèé çâåçäîïàä».

Ïðîãðàììà ïîâûøåíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé êîìïåòåíòíîñòè ïåäàãîãîâ

Инна Владимировна Мотина — педагог-психолог высшей квалификационной категории школы-интерната № 4 города Амурска (Хабаровский край), стаж работы 15 лет. В 1993 году закончила Педагогический институт г. Комсомольскна-Амуре («практический психолог системы народного образования»). В 2006 году поступила в Амурский гуманитарный университет («специальный психолог»). Профессиональные интересы: особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых учащихся, проживающих в условиях школы-интерната, профилактика суицидального поведения детей и подростков, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов. Участник краевого конкурса методических разработок «Созвездие талантов – 2007». Вероника Геннадьевна Беспалова — методист-психолог Информационнометодического центра дополнительного профессионального образования г. Амурска, стаж работы 14 лет. В 1995 году закончила Хабаровский государственный педагогический институт («педагогпсихолог»). Занимаюсь внедрением ИКТтехнологий в образовательный процесс, повышением психолого-педагогической компетентности педагогов образовательных учреждений. Участник краевого конкурса «Методический марафон».

Екатерина Владимировна Овчинникова — педагог-психолог второй квалификационной категории средней школы № 3 города Амурска, стаж работы 14 лет. Закончила Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический институт («педагог-психолог и социальный педагог»). Профессиональные интересы: использование средств ИКТ для повышения психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса. Победитель школьного конкурса «Лучший урок с использованием ИКТ».

Окончание. Начало программы в № 4 за 2007 год и № 1

за 2008 год.

Занятие № 5

Тема: «Потребности и возможности»

Требование к проведению занятия: обязательное присутствие педагогов-психологов образовательных учреждений.

Цель: Проектирование психолого-педагогической деятельности в ОУ по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Переход от профессионального обучения к профессиональной деятельности. Оценка произведенной работы за время действия педагогической студии.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.   Организационный момент — объявление темы и цели занятия

Ведущий: Уважаемые коллеги! В школах существует реальная потребность в сохранении здоровья педагогов, поддержания их профессионализма. Это возможно, если в образовательном учреждении будет произведена работа, направленная на профилактику и устранение профессионального выгорания педагогов. Большое место в этой деятельности отводится самим педагогам, при этом психолог выступает как консультант и помощник.

Поэтому сегодня мы — педагоги и психологи — попробуем спроектировать совместную деятельность в образовательном учреждении по профилактике и устранению профессионального выгорания.

2.   Упражнение «Ежедневник»

Цель: осознание своих личных ресурсов (возможностей).

Инструкция:

1. На бланке с названием «Блокнот» на каждый час назначьте встречу с другим членам группы.

Ведущий называет в случайном порядке то или иное время, а участники подходят к тому коллеге, с которым назначена встреча.

Затем ведущий определяет тему для разговора, и участникам дается задание обменяться мнением или знаниями по этому вопросу. Время на разговор 1–2 мин.


Темы для обсуждения:

  Самое раннее воспоминание о детстве

  Кем Вы хотели стать, когда учились в начальной школе?

  Самый лучший день вашей жизни

  От чего Вы получаете больше всего удовольствия?

  Назовите одно свое качество, которое больше всего нравится другим людям, и одно качество, которое меньше всего нравится им.

Что Вы ожидаете от тренинга?

Чем бы Вам хотелось заниматься через пять лет?

На какое животное Вы считаете себя похожим

Свободная тема

Бланк «Ежедневника»

Время

С кем назначена встреча

12.00

 

13.00

 

14.00

 

15.00

 

16.00

 

17.00

 

18.00

 

19.00

 

20.00

 

21.00

 

Вопросы для обсуждения по кругу:

    Подумайте и скажите, что вам больше всего запомнилось из всех встреч?

    Может кто-то, чем-то вас удивил? Почему?

II. ОСНОВНОй БЛОК

1.            Выступление ведущего «Планирование и разработка проектов»

На экране высвечивается весь необходимый теоретический материал по написанию проектов. Ведущий поясняет, комментирует. (см. Приложение I)

2.            Упражнение «Проект и стратегии его реализации»

Цель: планирование совместной деятельности психологов и педагогов образовательного


учреждения по профилактике профессионального выгорания педагогов в новом учебном году.


Группа делится на три подгруппы:

1-я подгруппа — психологи;

2-я подгруппа — педагоги;

3-я подгруппа — три человека, играющие роли «скептика», «реалиста», «оптимиста».

Цель 1-й подгруппы: что могут сделать психологи по выбранной проблеме в новом учебном году? Цель 2-й подгруппы: чего хотят педагоги от психологов по решению проблемы?

Цель 3-й группы: проанализировать проекты, выявить достоинства, недостатки, внести свои предложения и коррективы.

Участникам выдаются маркеры и ватман. Время работы 30–40 мин.

Задание:

1.Опишите, какие мероприятия вы планируете в ходе проекта.

2.Продумайте смысл каждого мероприятия.

3.Проанализируйте риск.

4.Какие вам необходимы для реализации мероприятий ресурсы (температура, деньги и т.п.)?

5.Цель мероприятий и ожидаемый результат.

Результаты работы подгрупп представляются в виде таблицы (см. Табл. 1).

После презентаций проектов в работу включается 3-я группа.

Подведение итогов: каждому участнику дается два липких блока, для того чтобы отмечать, какие методы, формы, мероприятия больше всего понравились в проекте

Ведущий подводит итог, исходя из выявленных реальных потребностей педагогов и возможностей психологов образовательных учреждений по выбранной для обсуждения проблеме.

III БЛОК. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель: рефлексия

1.   Упражнение «Могу. Хочу. Надо» (см. «Вестник практической психологии образования № 4, 2007 г.) Подведение итогов: вывешиваются листы с пожеланиями педагогов, сделанных на первом занятии. Участники анализируют их выполнение, высказываясь по кругу.

Ведущий подводит итоги.

Прощание.

2.   Рисунок «Наша педагогическая студия».


Проведение мероприятий

Содержание мероприятия

Риск

Необходимые ресурсы

Цель

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Психология — учителю


Техника «Коллективный рисунок». Все участники молча, не сговариваясь, одновременно рисуют на листе ватмана «Нашу педагогическую студию». Рисунок вывешивается на обозрение. Каждый участник по кругу проговаривает свои впечатления о работе в педагогической студии, высказывает пожелания группе. Ведущий заканчивает работу педагогической студией метафорой: «Все в твоих руках».

«На высокой в горе жил мудрый Мудрец. И каждый день к нему приходили ученики за советом, несмотря на то, что путь к Мудрецу был нелегким. А под горой жил завистливый Завистник. К нему никто не шел за советом, хотя добраться до него было просто. И тогда завистливый Завистник решил отомстить мудрому Мудрецу и решил сделать так: «Поймаю я бабочку и сожму ее в руке, поднимусь к Мудрецу и задам ему вопрос: «Скажи, какая бабочка у меня в руках, мертвая или живая?». Если он скажет, что живая, то я ее незаметно прижму, и она станет мертвой. А если он скажет, что она мертвая, я разожму ладонь, и она полетит. И все вокруг увидят, что он не мудрый Мудрец». Завистливый Завистник поймал бабочку и проделал путь, как и все остальные, поднялся в гору к мудрому Мудрецу и задал ему свой вопрос: «Скажи, какая бабочка у меня в руках, мертвая или живая?»

Мудрый Мудрец помолчав, подумав, ответил ему так: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».

Критерии оценки эффективности и описание результативности работы:

1.      Рефлексия участников в конце каждого занятия.

2.      Наблюдение руководителя педагогической студии за поведением участков студии по критериям: невербальное поведение (поза, интонация, дистанция в общении); сотрудничество с участниками студии, вербализация проблемных состояний и ситуаций в педагогической деятельности.

3.      Заполнение анкеты «Ваше мнение» (Приложение II).

4.      Самодиагностика участников студии на каждом занятии.


ПРИЛОЖЕНИЕ I



Психология — учителю ПРИЛОЖЕНИЕ II

анКеТа «ваше Мнение»

Дата______________________________________

Должность ________________________________

Стаж педагогической деятельности____________

1.Знакомы ли вы с проблемой профессионального выгорания педагогов?

______________________________________________________________________________________________

2.Профессиональное выгорание — это:

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________

3.Испытываете ли вы профессиональное выгорание?

________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________

4.Какие способы профилактики профессионального выгорания вы знаете? Укажите.

 ______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________

5.Какими способами профилактики профессионального выгорания вы лично пользуетесь? Укажите наиболее эффективные.

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

6.Кто отвечает в образовательном учреждении за состояние педагога?

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Психология — учителю В. Г. Беспалова,

Психология — учителю В. Г. Беспалова,

Инна Владимировна Мотина — педагог-психолог высшей квалификационной категории школы-интерната № 4 города

Инна Владимировна Мотина — педагог-психолог высшей квалификационной категории школы-интерната № 4 города

Вопросы для обсуждения по кругу: –

Вопросы для обсуждения по кругу: –

Результаты работы подгрупп представляются в виде таблицы (см

Результаты работы подгрупп представляются в виде таблицы (см

ПРИЛОЖЕНИЕ I

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Буклет

Буклет

Буклет

Буклет

Психология — учителю ПРИЛОЖЕНИЕ

Психология — учителю ПРИЛОЖЕНИЕ

Испытываете ли вы профессиональное выгорание? ________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ 2

Испытываете ли вы профессиональное выгорание? ________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ 2
Скачать файл