Буклет "Что такое семинар"

  • pdf
  • 21.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Буклет Что такое семинар.pdf

 

          «Для того чтобы просто преподавать, можно знать чрезвычайно мало, а для того, чтобы направлять собственную деятельность обучающегося, - преподаватель должен знать чрезвычайно много»

 

Л.С.Выготский

 

Семинар - это традиционная форма группового обучения. В ходе проведения семинарского занятия отрабатываются практические навыки и умения по изучаемой дисциплине и научные методы исследования. 

Семинарское занятие позволяет эффективно организовать самостоятельную работу студентов.

В отличие от других форм занятий на семинаре студенты не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а представляют их на коллективное обсуждение в группе после самостоятельной, предварительной работы дома с рекомендованной литературой. 

Семинар – это более сложная форма организации учебного процесса. 

 

Цель семинара:

 

Получение и углубление знаний, их систематизация и обобщение на основе изучения разнообразных источников, развития широкого спектра аналитических умений, в том числе конспектирования, рецензирования, подготовки развернутых тематических выступлений, критического сопоставления источников и т.д. 

 

 

 

 

 

Функции семинара:

 

- обучающая  -  заключается  в формировании основных понятий и отработке навыков решения практических задач и проблем по данной

дисциплине;

 

-развивающая - является основной функцией семинара, так как именно в ходе семинарского занятия студент учится думать, рассуждать,

проводить анализ и синтез поставленных вопросов;

 

-воспитательная - заключается в создании атмосферы совместной работы, построенной на реализации культуры общения и педагогического

сотрудничества;

 

-организующая - реализуется в ходе самостоятельной работы студентов при   подготовке к семинарскому занятию.

 

 

Виды семинаров:

 

1.                  Семинар-беседа - занятие, проводимое в форме диалога по заранее обозначенным вопросам, темам. Данный вид семинара наиболее приемлем при обсуждении вопросов гуманитарного цикла.

 

2.                  Семинар   -  развернутая  эвристическая беседа.  В начале проведения занятия ставится проблема, решение которой достигается в ходе беседы по заранее обозначенным вопросам, темам. В ходе диалога происходит решение поставленной проблемы, делаются необходимые выводы и заключения.

 

3.                  Тематический семинар. Наиболее эффективен при изучении сложной или узловой темы дисциплины. Проводится, как правило, либо по окончанию изучения укрупненной темы, либо темы, вынесенной на самостоятельное изучение. В ходе семинара детально рассматриваются все вопросы заданной темы. Студенты предварительно самостоятельно изучают материал и готовят развернутые выступления по предложенному заранее плану. Особенно эффективен при изучении неоднозначно оцениваемого явления (события).

4.                  Реферативный семинар. Проводится в форме защиты рефератов по предварительно объявленным темам, либо вопросам одной темы. Порядок защиты реферативных работ выстраивается таким образом, чтобы сохранялся научно-логический подход в раскрытии данной темы, вопроса. При организации семинара необходимо каждому докладчику, защищающему реферат, 2-4 оппонента для более полного раскрытия рассматриваемой проблемы.

5.                  Семинар с докладом. Является разновидностью   тематического   семинара. Цен- тральное место в занятии занимает доклад по заявленной теме (см. схему 1).

 

6.                  Семинар-практикум.     Предполагает отработку практических умений и навыков решения  задач  и  проблем   по  дисциплине. Наиболее часто такая форма  семинарских занятий используется при изучении дисциплин математического и естественно - научного цикла.

 

7.                  Семинар-диспут  (дискуссионный семинар). Процессу диалога предшествует постановка проблемы и указание ориентиров в путях ее решения. Дискуссия только тогда эффективна, когда рассуждение доказательны, а выводы обоснованы.

 

8.                  Учебно-исследовательский семинар. Рассматривается как первый шаг в обучении студентов азам научно-исследовательской работы. В начале проведения семинара ставится научно-исследовательская проблема, а работа студентов носит поисковый характер. Итогом семинара являются научно-практические выводы.

 

9.                  Междисциплинарный семинар.   Разбираются вопросы и темы, изучаемые в нескольких дисциплинах.

 

10.              Семинар - деловая игра. Игра – это работа по имитационному моделированию изученных систем, явлений, процессов и будущей профессиональной деятельности.