«Для того чтобы просто преподавать, можно знать чрезвычайно мало, а для того, чтобы направлять собственную деятельность обучающегося, - преподаватель должен знать чрезвычайно много»
Л.С.Выготский
Семинар - это традиционная форма группового обучения. В ходе проведения семинарского занятия отрабатываются практические навыки и умения по изучаемой дисциплине и научные методы исследования.
Семинарское занятие позволяет эффективно организовать самостоятельную работу студентов.
В отличие от других форм занятий на семинаре студенты не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а представляют их на коллективное обсуждение в группе после самостоятельной, предварительной работы дома с рекомендованной литературой.
Семинар – это более сложная форма организации учебного процесса.
Цель семинара:
Получение и углубление знаний, их систематизация и обобщение на основе изучения разнообразных источников, развития широкого спектра аналитических умений, в том числе конспектирования, рецензирования, подготовки развернутых тематических выступлений, критического сопоставления источников и т.д.
Функции семинара:
- обучающая - заключается в формировании основных понятий и отработке навыков решения практических задач и проблем по данной
дисциплине;
-развивающая - является основной функцией семинара, так как именно в ходе семинарского занятия студент учится думать, рассуждать,
проводить анализ и синтез поставленных вопросов;
-воспитательная - заключается в создании атмосферы совместной работы, построенной на реализации культуры общения и педагогического
сотрудничества;
-организующая - реализуется в ходе самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарскому занятию.
Виды семинаров:
1. Семинар-беседа - занятие, проводимое в форме диалога по заранее обозначенным вопросам, темам. Данный вид семинара наиболее приемлем при обсуждении вопросов гуманитарного цикла.
2. Семинар - развернутая эвристическая беседа. В начале проведения занятия ставится проблема, решение которой достигается в ходе беседы по заранее обозначенным вопросам, темам. В ходе диалога происходит решение поставленной проблемы, делаются необходимые выводы и заключения.
3. Тематический семинар. Наиболее эффективен при изучении сложной или узловой темы дисциплины. Проводится, как правило, либо по окончанию изучения укрупненной темы, либо темы, вынесенной на самостоятельное изучение. В ходе семинара детально рассматриваются все вопросы заданной темы. Студенты предварительно самостоятельно изучают материал и готовят развернутые выступления по предложенному заранее плану. Особенно эффективен при изучении неоднозначно оцениваемого явления (события).
4. Реферативный семинар. Проводится в форме защиты рефератов по предварительно объявленным темам, либо вопросам одной темы. Порядок защиты реферативных работ выстраивается таким образом, чтобы сохранялся научно-логический подход в раскрытии данной темы, вопроса. При организации семинара необходимо каждому докладчику, защищающему реферат, 2-4 оппонента для более полного раскрытия рассматриваемой проблемы.
5. Семинар с докладом. Является разновидностью тематического семинара. Цен- тральное место в занятии занимает доклад по заявленной теме (см. схему 1).
6. Семинар-практикум. Предполагает отработку практических умений и навыков решения задач и проблем по дисциплине. Наиболее часто такая форма семинарских занятий используется при изучении дисциплин математического и естественно - научного цикла.
7. Семинар-диспут (дискуссионный семинар). Процессу диалога предшествует постановка проблемы и указание ориентиров в путях ее решения. Дискуссия только тогда эффективна, когда рассуждение доказательны, а выводы обоснованы.
8. Учебно-исследовательский семинар. Рассматривается как первый шаг в обучении студентов азам научно-исследовательской работы. В начале проведения семинара ставится научно-исследовательская проблема, а работа студентов носит поисковый характер. Итогом семинара являются научно-практические выводы.
9. Междисциплинарный семинар. Разбираются вопросы и темы, изучаемые в нескольких дисциплинах.
10. Семинар - деловая игра. Игра – это работа по имитационному моделированию изученных систем, явлений, процессов и будущей профессиональной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.