Буклет для родителей "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

  • docx
  • 17.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала арт гимн.docx

Буклет для родителей

 

 

 

 

«Для чего нужна артикуляционная гимнастика»

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации к проведению упражнений:

 

 · упражнения выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать наводящие вопросы. Например, что делают губы, язык, где он находится?

· постепенно темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.

· заниматься с детьми 2 раза в день в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. К 6-7 годам дети выполняют упражнения в быстром темпе, могут удерживать положение языка некоторое время без изменений.

 

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

 

ü улучшить кровоснабжение, подвижность, укрепить мышечную систему артикуляционных органов; увеличить амплитуду движений; уменьшить напряжённость артикуляционных органов; научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

ü благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

ü Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, их мышцы будут уже подготовлены.

ü Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”.

ü  Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем—и детям и взрослым научиться говорить правильно и красиво.

 

Общая артикуляционная гимнастика

 

 Для щёк:

«Толстушки – худышки».

Описание. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

Обратите внимание! Губы сомкнуты.

 

Для губ:

«Улыбочка – трубочка».

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, затем вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Игру можно проводить, озвучивая движения губ («и-у») и молча.

Обратите внимание! Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно.

 

Для языка:

«Лопаточка».

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5.

Обратите внимание! Язык только накрывает нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

«Иголочка»

Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5

Обратите внимание! Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.

«Часики»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.

Обратите внимание!  Двигается только язык, нижняя челюсть неподвижна. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

«Лошадка»

Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка.

Обратите внимание! Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, а затем темп убыстряется.

«Чистим верхние и нижние зубки»

Описание. Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внут­ренней стороны, затем нижние, делая движения из стороны в сторону.

Обратите внимание! Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Следить за тем, чтобы

кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

«Качели».

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за ниж­ние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом под­нять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Обратите внимание! Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.