муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Снежинского городского округа
«Детский сад компенсирующего вида № 20»
Сюжетно – ролевые игры дошкольников
Подготовила: Зарипова А.О.
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остаётся наиболее характерны видом его деятельности.
Основой сюжетно – ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в
том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе ( на ковре).
Самостоятельность детей в сюжетно – ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа.
Но самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Сюжетно – ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Главным компонентом сюжетно – ролевой игр является сюжет, без него нет самой сюжетно – ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводиться детьми. Сюжет представляет собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) – одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу).
Содержание игры – это то, что воспроизводиться ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно – ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям – образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть и пр.
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становиться значимым мотивом игровой деятельности: у ребёнка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4 – 5 лет заключается в отношениях между персонажами.
В сюжетно – ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей.
Руководство сюжетно – ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:
- формирование игры как деятельности;
- использования игры как средства воспитания ребёнка, становления детского коллектива.
Формирование игры как деятельности предполагает, что взрослый влияет на расширение тематики сюжетно – ролевых игр, углубление их содержания.
Приёмы руководства игрой с целью формирования её как деятельности условно можно разделить на традиционные (разработаны Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой) и новые, исследованные в последние годы (Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко).
В традиционном руководстве сюжетно – ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создаёт у детей интерес к новым сюжетам.
Играйте, это весело!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.