От 0 до 1,5 лет Было: ребенок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Он ползает по комнате, стукается обо все, обрушивает на себя гору выглаженного белья, пытается поймать кошку, потом рыдает, что она царапается, его успокаивают, берут на руки, рассказывают небылицы, целуют место, где больно. Одним словом, проявляют внимание, сочувствие, происходит взаимодействие взрослого и ребенка. Основное значение довербального этапа в развитии речи ребенка - в это время складывают-ся условия для понимания речи, он научается вы-делять среди всех звуков именно звуки человечес-кой речи, в этот период нарастет чувствительность к тем характеристикам речевых звуков, которые формируют понимание значения слова. Теперь: разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени и масса тревоги. Поэтому ребенок в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику… о том, чтобы спокойно поползать по двору, и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, окурки, животные. В современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, «развивалки» и «отвлекалки». Все для того, чтобы не дать ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир. А ведь, чтобы гармонично развиваться, ребенку необходимо бегать, карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать, то есть самостоятельно исследовать мир, приобретая бесценный опыт. Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях. Поэтому, как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения, ему вручается старый телефон или планшет, или включается телевизор. Теперь ребенок занят, и у мамы есть полчаса для себя. Ребенку в машине скучно, он капризничает, пытается вырваться из кресла, к которому намертво пристегнут. Чтобы родитель не отвлекался, из соображений безопасности ребенку вручается гаджет.
Как раннее увлечение гаджетами может повлиять на речевое развитие ребенка?
Давайте пойдем по-порядку.
Начнем с внутриутробного развития плода. Формирование слухового аппарата завершается к 24 неделе развития; до этого срока плод воспринимает звуки всей поверхностью тела. Поэтому в первую очередь он «ощущает» звуки голоса мамы: они проводятся в виде вибраций тканей ее организма и околоплодных вод. При этом слова, обращенные к плоду, мужу, коллегам или еще кому-то, будут ощущаться малышом абсолютно одинаково. Начиная с шестого месяца внутриутробной жизни, кроха уже слышит в обычном для нас понимании этого слова; теперь он обладает способностью различать разницу в интонации – обертоны звука и таким образом может различать звуки маминого голоса и окружающие шумы. Поэтому, родившись, младенец действительно может более активно реагировать на «знакомые» по внутриутробному периоду жизни голоса, малыш «узнает» по интонации маму, папу или бабушку. Это происходит при условии, что близкие ребенку люди в период его внутриутробного развития разговаривают, и не обязательно с животиком, а просто разговаривают друг с другом. Современная мама молчит, она сама в сети, а с бабушками все сложнее, молодые семьи в основном живут отдельно. Вечером придет папа с работы, поест и тоже уйдет в виртуальный мир. Таким образом, ребенок обделен общением еще не родившись. Мозг ребенка отличается чрезвычайной чувствительностью к воздействию гаджетов. Частое использование электронных устройств со временем может стать причиной целого ряда заболеваний и расстройств. Самые распространенные диагнозы – неврозы, тик, заикание, гиперкинезы и отставание в развитии.
Потребность в телефоне. Казалось бы, такой проблемы могло не возникнуть вовсе: маленький ребенок не испытывает объективной потребности использовать электронные устройства. С детства его к этому приучают родители. Просмотр новостей за кофе, фото в соцсетях с утра, деловая переписка в течение дня. Уже в первые часы после рождения ребенок знакомится со смартфоном, когда мама устраивает ему фотосессию, чтобы поделиться радостью с друзьями и близкими. Почему смартфоны вызывают зависимость? Да, к сожалению, использование гаджетов заставляет наш мозг обманывать самого себя. В процессе активного использования смартфона или компьютерных игр в организме вырабатывается повышенное количество дофамина. Одним словом, ребенок себя чувствует радостно и спокойно. В следующий раз, испытывая беспокойство, дети вновь тянутся к экрану: мозг начинает связывать его с получением удовольствия. Нетрудно догадаться, что со временем это входит в привычку и перерастает в зависимость.
Больше сидения, меньше движения Гипнотическое сидение перед экраном, конечно, не способствует физической активности, так необходимой для нормального развития ребенка. Многие из нас вынуждены вести сидячий образ жизни, не являющийся для человека естественным, а тем более для ребенка.
Длительное пребывание в положении сидя увеличивает нагрузку на шейный и поясничный отделы. Во время сидения мышцы спины расслабляются и вся нагрузка идет на позвонки. Нефизиологическое (сгорбленное) положение способствует развитию заболеваний спины. Это худшая из всех возможных поз для позвоночника. Мультфильмы и игры не должны заменять подвижных игр, прогулок на свежем воздухе. Строго контролируйте время, проводимое «носом в экран» у детей!.
Перегрузка сенсорной системы Сенсорная система ответственна за восприятие сигналов (стимулов) из окружающей, внутренней среды. Главные ее составляющие – слух, зрение, вкус, осязание и обоняние. Она дает возможность почувствовать звук, температуру, давление и другие физические свойства предметов. С экранов дети в течение короткого промежутка времени получают слишком много сигналов и стимулов. Перегрузка сенсорной системы чревата такими последствиями, как раздражение, капризы, агрессия, истерики. Возможность смены кадров на экране пересыщает детей: за 1 минуту они могут увидеть десяток ярких кадров, что гораздо интереснее катания одной игрушки по полу. Именно поэтому дети так любят мультфильмы, которые при дозированном просмотре могут способствовать развитию, а при «передозировке» – вызывать эффект пресыщения. Небольшое количество игрушек позволяет эффективно сосредоточиться, развивает творческое мышление (детям приходится думать, чем себя занять), активизирует внимание и поисковую активность. Малыш начинает кидаться игрушками и просит включить мультик? Самое время сделать паузу.
Дети, активно применяющие планшеты и телефоны, с большим трудом учатся писать, страдает мелкая и крупная моторика рук. |
От 1,5 до 3 лет Было: ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается в песочнице, собирает окурки, кидается песком, падает и встает, пытается поймать бездомную собачку, находит мертвую птичку, и все время находится в контакте; либо с родителями, либо с такими же малышами. Происходит активное общение – речевое, тактильное, эмоциональное… Первый, второй и третий год жизни ребенка - это так называемый сензитивный для развития речи период. Иными словами, это период, когда речь активно развивается, развиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное общение со сверстниками, бабушками, родителями. Теперь: пристегнут, больше времени проводит с гаджетом, так как игры, которые освоил ребенок стали сложнее, у него уже сформировалась экранная зависимость. Ребенка поощряют, наказывают, воспитывают, обещая или забирая гаджет. В планшетных играх есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекают детей, раскачивают довербальный уровень активности и фиксируют ребенка на нем. Этот довербальный мир образов становится очень ценным, ребенок начинает предпочитать его всем остальным способам функционирования. В очереди в детскую поликлинику, в машине, в любой ситуации ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит везде!
- Плохо ли это?
- Конечно, нет. Мы живем не в пещерах, и гаджеты уже давно стали необходимостью. Но если мы знакомим ребенка со смартфоном, наша ответственность – сделать так, чтобы эта дружба была безопасной.
Играя и общаясь со сверстниками и родителями, ребенок активно познает мир: фантазирует, учится поддерживать беседу, двигается, развивается его коммуникативная деятельность. «Взаимодействие» с гаджетом развивает в ребенке пассивность, эмоциональную плоскость - он становится нечувствительным к эмоциям других людей и постепенно может уходить в «виртуальную реальность»! Таким образом, возникает опасность, что ребенок может «проскочить» тот возрастной период, когда дети активно учатся вступать в контакт и налаживать межличностное взаимодействие и дружеские связи. В дальнейшем такому ребенку будет трудно адаптироваться в новом коллективе и заводить новых друзей.
А сколько времени проводит перед экраном ваш ребенок?
Наблюдаете ли вы позитивные изменения в его поведении и самочувствии после электронной «диеты»?
Мышление нового поколения – клиповое Не спешите винить ребенка в рассеянности и несобранности. Для начала проверьте, не много ли времени он проводит перед экраном. Картинка на смартфоне или планшете, конечно, привлекает. А еще рассеивает внимание. Ссылки, игры, мультфильмы - всего одним щелчком можно сменить так много картинок, выбирай не хочу. Современные дети испытывают проблему с концентрацией на чем-то одном. Им скучно сидеть неподвижно целых 45 минут. К счастью, система образования учитывает особенности развития ребенка. На смену понятийному пришло так называемое клиповое мышление – способность воспринимать информацию через ряд коротких ярких образов. Поэтому современные школьники и студенты отлично воспринимают материал в виде презентации из слайдов.
Синдром экрана Термин синдрома электронного экрана ввела в обиход американский психиатр Виктория Данкли. Недуг проявляется в нарушениях поведения, настроения и познавательного процесса, вызывая гиперактивность или, наоборот, апатичность у ребенка. Тревожные симптомы появляются после использования гаджетов в течение слишком длительного времени. Причем показатель «слишком» невозможно конкретизировать: одни дети начинают вести себя беспокойно уже после 20 минут мультфильмов на планшете, а другие спокойно могут смотреть на экран в течение нескольких часов. Независимо от серьезности проблемы и отношения к диагнозу (многие воспринимают его скептически) «электронная диета», несомненно, пойдет ребенку на пользу: истерики станут реже, поведение - более контролируемым, а сон - крепким.
|
От 3 до 5 лет Было: гуляет во дворе или на площадке, помогает папе чинить машину, чинить полки или табуретку, помогает маме в субботу мыть пол, выбивать ковер на снегу. Ездит с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие… А если повезет, и ребенка оставят на пару недель у бабушки в деревне: побегает за цыплятами, подружится с собакой, поможет бабушке на огороде, с местными ребятами облазает всю округу и получит столько впечатлений, что хватит до следующего приезда. Теперь: смотрит мультики, играет с гаджетами, гуляет под присмотром мамы, ходит на развивающие игры в центр «Развития», ходит на занятия к логопеду. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. К 5-6 годам сензитивный период речевого становления заканчивается, ответственные за речь зоны мозга перестают быть пластичными и, если ребенок к этому времени говорит очень плохо или почти не говорит, то научить его и исправить положение полностью, идеально уже не получится. Ученые утверждают, что 70 % информации о мире дети добывают до 5 лет. Остальные 30 % добирают за всю оставшуюся жизнь.
Психолого-медико-педагогическая консультация г. Кировское
Буклет №20
Какое влияние могут оказать гаджеты на развитие ребенка, учитывая, что сегодня родители нередко начинают приучать детей к пользованию ими едва ли не с пеленок?
В буклете сравнивается раннее развитие ребенка недавнего прошлого и настоящего.
2021 Психолого-медико-педагогическая консультация г. Кировское
Буклет №21
Стоит ли начинать паниковать или негативное влияние гаджетов на здоровье и развитие детей слишком преувеличено?
В вопросе разберёмся? 2021 Почему дети плохо спят? Гаджеты способствуют ухудшению сна: ребенок не хочет ложиться спать, долго ворочается в постели и часто просыпается. Это связано с тем, что из-за света экрана блокируется выработка мелатонина. Проверить влияние электронных устройств на сон детей можно простым методом: откажитесь от просмотра мультфильмов во второй половине дня. Эксперимент следует проводить в течение хотя бы 10 дней. Заметили изменения в лучшую сторону? Значит, вы на правильном пути.
Угроза для зрения В домах у некоторых родителей нет бумажных книг. Их можно понять: электронные устройства не собирают пыль, не занимают много места. Чем чревата такая, казалось бы, практичная привычка? Во-первых, как мы уже говорили, свет от экрана негативно влияет на сон ребенка. А во-вторых, дети начинают читать с вами (или хотя бы рассматривают картинки), и это негативно влияет на их зрение. Конечно, существуют новые технологии (вроде электронных чернил), имитирующие обычную печать. Но будем честными: большинство из нас используют привычные устройства с ЖК-мониторами. Взгляд в одну точку на протяжении длительного времени требует постоянной фокусировки, что вызывает напряжение и усталость глаз.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.