Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе
У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.
Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.
Суицид - это осознанное лишение себя жизни.
Практически всегда подросток, решившийся свести счеты с жизнью, сознательно или бессознательно подает сигналы бедствия, ВАЖНО вовремя распознать их.
К признакам суицидного поведения относятся:
разговоры и мысли о самоубийстве, депрессия - спутник суицидального поведения, чрезмерное или неуместное ощущение вины, частое употребление спиртного/наркотиков, высокая тревожность подростка, приобретение средств увечия, проблемы со здоровьем, внезапная инвалидизация, поиск информации о самоубийстве в интернете.
Что должно насторожить взрослых в поведении ребенка:
Потеря интереса к прежним увлечениям, к своему внешнему виду. Изменение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, чрезмерный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют.
Изменение успеваемости. Те, кто учились на 4 и 5 начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко исключают из школы.
Уход в себя (не путать с естественным желанием побыть наедине с собой). Замкнутость, обособленность от сверстников, от друзей в течение долгого времени. Отсутствие желание выходить из своей комнаты, дома. «Они включают музыку и выключаются из жизни». Эмоциональные «качели» - от возбуждения до упадка сил чуть ли не ежедневно. Агрессивность, вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим.
Чрезмерная самокритичность и постоянное чувство вины, отвращение к себе. Частые высказывания: «ненавижу и стыжусь себя», «без меня всем будет лучше».
Негативная оценка своей личности, окружающего мира и его будущего, потеря перспектив, потеря самоуважения «Я ни на что не годен», постоянно сниженное настроение, чувство тоски, апатия. Внешне наблюдается как «маска скорби», застывшее выражение лица, отрешенный взгляд.
Высказывания о нежелании жить. Например, «Лучше бы я вообще не родился», «Лучше умереть, чем так жить». Стоит отнестись серьезно к любому намеку на суицид. Даже если это будут выкрикивания на эмоциях: «Я не хочу с вами жить!», «Как вы все мне надоели!», «Ненавижу такую жизнь!», «Жить не хочется!».
Некоторые подростки перед совершением акта самоубийства пытаются завершить все свои дела, помириться с «врагами», «обидчиками», делают неожиданные благотворительные поступки. Они раздаривают свои вещи, даже ценные, пытаются вдруг быть очень полезными. Приведение дел в порядок (не для себя). Крайне опасный сигнал: несвойственные ранее для подростка звонки или визиты к друзьям, знакомым, родственникам. При этом он пытается построить разговор так, чтобы собеседник ощутил, что с ним прощаются навсегда.
Рискованное поведение. Обращение к табаку, алкоголю или наркотиками. Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в беспорядках.
Отсутствие всякой активности у ребенка, вялость, апатия, замкнутость, полное подчинение. Часто после завершенного суицида окружающие находятся в шоке: «Он не мог так сделать! Не было никаких предпосылок к этому. Это был тихий и послушный ребенок».
Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:
Ø Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком
Ø Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
Ø Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
Ø Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
Ø Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
Ø Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.
Ø - При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации)
Куда обращаться в кризисных ситуациях:
В Иркутской области:
"ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ"
Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области: (3952) 24-18-45.
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области:
(3952) 20-46-54 (для детей, попавших в беду).
ОГКУ "Центр профилактики наркомании":
8-800-350-00-95 (консультирование родителей по вопросам зависимостей у детей).
Памятка родителям
«Ребёнок в кризисном состоянии: что делать?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.