Дорогие родители!
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка?
Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих
пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить
правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок
произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на
этапе так называемой «автоматизации».
Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией
поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации
хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим
родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К
автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок
произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном
или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и
слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это
приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в
произношении.
Автоматизация поставленного звука должна
проводиться в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных,
со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова,
середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках,
скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных
рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
Автоматизация звука в слогах.
Прежде всего проводится включение звука в слоги.
Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги
лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения
слов, что облегчает их автоматизацию.
Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.
Автоматизация звуков в словах.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с
опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление
произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов,
в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в
словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков,
затем в словах со стечением согласных.
Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация звука в предложениях проводится на
базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются
предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится
на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть
автоматизируемый звук).
В саду жужжат осы. У Сани длинные усы. Саня
катается на самокате.
У Сони новые осенние сапоги. Оксана спускается с
горки на санках.
Автоматизация звука в чистоговорках,
скороговорках и стихах.
Детям предлагают повторить или заучить
чистоговорки, скороговорки и стихи.
Ас – ас – ас – у нас дома ананас. Ос – ос – ос –
у Сони в сумке кокос.
Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус. Ыс – ыс –
ыс – Денис, пей кумыс.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит,
на суку сидит.
Подготовил воспитатель: Гунина Галина Анатольевна. Март 2022
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.