ЧЕГО
НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ?
Дети
с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем
случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки,
изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться
(из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного
письма.
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть
исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при
письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз
показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то.

С
началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с
чтением и письмом. Дети оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо
справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется
больше сообразительности.
Дисграфия - это частичное
специфическое нарушение письма.
При
ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом:
выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических
ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный
почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме
короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они
допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского
языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной
ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с
подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или
короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У
детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций:
зрительного анализа и синтеза,
|
Важно учитывать, что дисграфию значительно легче
предупредить, чем устранить.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у
ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения
процессами письма и чтения.

Обратите
внимание!
Дисграфия
никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии
должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на
письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи,
так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными
школьными методами.
пространственных
представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи,
фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя
речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов,
эмоционально-волевой сферы.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо
М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый
элемент;
- зеркальное написание букв.
На что нужно
обратить особое внимание:
- Если Ваш ребенок левша.
- Если он – переученный правша.
- Если Ваш ребенок посещал
логопедическую группу.
- Если в семье говорят на двух или
более языках.
- Если Ваш ребенок слишком рано пошел
в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует
возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях,
когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому
обучению.
- Если у Вашего ребенка есть проблемы
с памятью, вниманием.
- Смешение букв по оптическому
сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
- Ошибки, вызванные нарушенным
произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
|
Государственное
казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи
детям, оставшимся без попечения родителей «Новошахтинский центр помощи детям»
346918 Россия Ростовская область г. Новошахтинск ул. Садовая,23 тел. 2-13-05,
2-13-06, 2-04-41 E-mail: dd1nov@yandex.ru _________________________________________________________
Профилактика нарушений письменной речи
у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Автор: учитель-логопед
Токарева Анна Сергеевна
г.Новошахтинск
2025 год
9. При
нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные
р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц,
ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
10. Пропуски
букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко,
весёлы (весёлый).
Несколько советов по работе с ребенком -
дисграфиком:
- Если ребенку задали на дом
прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание
выполняйте в несколько приемов.
- Не заставляйте ребенка переписывать
много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка,
но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
- Хвалите своего ребенка за каждый
достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
|