Структура лекции
Введение:
- объявление темы, плана изложения лекции;
- ознакомление с целями лекции; - определение места изучаемой темы внутри и междисциплинарно;
- постановка проблемы и создание атмосферы «активизации творческого поиска. Основная часть:
- расчленение на этапы изложения материала с использованием приемов ораторского искусства, соблюдение
научности, логики изложения; - опора на основной, подготовленный текст, его основные положения и научные выводы; - контроль за своей речью, манерами поведения, общения;
- поддержание, а при необходимости корректировка, обратной связи с аудиторией, использование диалоговых приемов;
- организация, обучение приемам конспектирования, акцентирование внимания на основных, важных моментах.
Заключение:
- подведение итогов лекции, полученных выводов и результатов; - рекомендации по самостоятельной работе над темой;
- доведение до обучающихся требований к знанию темы на практических занятиях, зачетах, экзаменах.
Правила конспектирования лекции -Запишите план лекции. Если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции.
-Пишите самое важное короткими, точными фразами своими словами. Не старайтесь записывать каждое слово лектора, т.к. при этом можно пропустить главное в рассуждении. -Выделяйте выводы по каждому пункту. -Оставляйте при записи лекции поля. Если что-то не успели записать, не переспрашивайте соседа, не просите преподавателя повторить. Оставьте свободное место, где допишите потом. -Внимательно прочитайте конспект, внесите исправления, выделите важные положения. -Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Буденновский политехнический колледж»
Школа молодого педагога
«МАСТЕР-КЛАСС»
г. Буденновск, 2023 г.
"Если ты учишь, старайся быть кратким. Все, что излишне, память наша хранить не может "
Лекция - это традиционная форма группового обучения, в ней раскрываются теоретические основы дисциплины и научные методы. Хорошая лекция - это произведение ораторского искусства сочетающего научную мысль и эстетику, красоту слова. Преподаватель дает целостное, логически стройное изложение теоретического материала темы.
Функции лекции:
обучающая - заключается в вооружении студентов пониманием основ дисциплин, научно обоснованных путей решения практических задач и проблем;
развивающая - выполняется тогда, когда лекция ориентирована не на память, не дается как набор фактов, а учит думать, рассуждать и сопоставлять, проводить анализ и синтез поставленной проблемы;
воспитательная - заключена в содержании лекции, в формировании мировоззрения, развития самоанализа своих действий и поступков;
организующая - предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе лекции, так и после нее. В ходе лекции указывается необходимая литература, обращается внимание на то, что надо изучить и с чем сопоставить, тем самым организуется дальнейшая самостоятельная работа студентов, умение их получать знания, пользоваться литературой, справочными пособиями и другими источниками знаний.
Виды лекций:
1. Вводная. Лекция применяется традиционно в начале изучения дисциплины. В ней раскрываются цели и задачи курса, место и взаимосвязь с другими науками, а также излагаются основные требования преподавателя («правила игры»), предъявляемые к студентам при изучении данной дисциплины.
2. Лекция-беседа. Подразумевает под собой наличие обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения обучающихся к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно освоить необходимый материал. Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и
высказываться - это цель данной лекции
3. Тематическая. Цель этой лекции сформировать у студентов яркое, образное представление об основных фактах темы; конкретизировать теоретические положения, предоставить фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений, дать основные, фундаментальные знания теории и практики.
4. Обзорная лекция проводится, как правило, перед экзаменами, зачетами. На ней освещаются наиболее важные вопросы, темы, вызывающие наибольшее затруднение при изучении, либо воспроизведении
студентами. Анализируются типичные ошибки и недочеты, делаются выводы из полученных результатов при изучении данной темы
5. Установочная. Это лекция, содержащая конкретные установки на самостоятельное изучение тех или иных вопросов, поставленных проблем.
6. Итоговая (заключительная). Имеет место в конце изучения дисциплины, либо по окончанию изучения большого раздела, либо значимой части вопроса. Цель - обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных, базисных, фундаментальных понятиях, вопросах; дать «видение» изученного не
«изнутри», а «сверху». В ходе лекции студенты ориентируются на дальнейшие самостоятельное познание и углубленное изучение.
7. Междисциплинарная (бинарная). Рассматривает вопросы и темы с нескольких точек зрения. Уместно проведение данного типа лекций по дисциплинам одного цикла с целью более глубокого рассмотрения проблемы (математика - информатика; экономика организации - маркетинг и т.д.)
8. Лекция спецкурса. Применяется в основном при изучении междисциплинарных курсов. Отличается узкой конкретизацией изучаемого предмета, большей практической направленностью с применением аналитического и проблемного методов. Цель такой лекции - дать отличительные знания, применительные к конкретной специализации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.