Типы проектов для младшего и среднего школьного возраста :
творческие проекты (выпуск газеты, выпуск сборника стихов, создание фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности; ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чейто образ, познавать мир таким образом, учиться строить взаимоотношения в нем;
ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
практико-ориентированные
(прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Необходимо с самого первого проекта прививать детям навыки экспертизы.
Во-первых, основные критерии оценки проекта лучше сделать однотипными. Например, содержание, объем, технологии, наглядность (элементы дизайна). К дополнительным критериям можно отнести: активность, доклад, защита проекта.
Во-вторых, выбрать единообразную систему оценивания, например, максимальная оценка для учащихся 5-6 классов – 30 баллов. Если необходимо перевести многобалльную оценку в уровни «высокий»,
стеме дополнительного образования, или в школьные оценки «5», «4», «3», то можно пользоваться таким соотношениями: больше 80% баллов – «высокий» или «5», 65-79% - «средний» или «4», ниже 65 – «низкий» или «3». |
Панушкина Е.А. Хайрулина А.В. |
«средний», «низкий», как это принято в си-
Проект – понятие многогранное и многоаспектное, оно может рассматриваться с разных точек зрения:
как метод обучения, может быть использован при изучении любого предмета, формировать большой спектр умений и навыков и давать детям необходимый опыт деятельности, как теоретической, так и практической; как форма альтернативная организации образовательного процесса;
как самостоятельная практикоориентированная деятельность интегрированного характера, в рамках которой решаются исследовательские, культурные, социальные или прикладные задачи, наполненные практическим смыслом;
как философия результатов и достижений. Проектная деятельность – это форма учебнопознавательной деятельности, которая заключается в мотивационном достижении сознательно поставленной цели. Проектная деятельность обеспечивает единство и преемственность различных образовательных технологий, обладает интегрирующим потенциалом и является активным средством развития личности. Основа проектирования – это связь замысла с воплощением, а не просто в самостоятельном достижении результата. У ребенка возникает чувствительность именно к этой связке, которая гарантирует формирование чувства ответственности за результат своего труда, за предмет своей деятельности.
Проект с точки зрения обучаемого – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить свои силы индивидуально и в группе, показать свои силы и способности, показать результат, который носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересен и важен для самих открывателей.
Проект с точки зрения педагога – это интегративное дидактическое средство обучения, развития и воспитания, позволяет вырабатывать и развивать специфические знания и умения, в том числе универсальные способы действия, которые трудно сформировать, используя другие методы обучения. Например,
рассмотрению проблемного поля, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы;
целеполаганию и планированию содержательной деятельности обучаемого;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); представлению результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах с использованием информационных технологий; поиску и отбору достоверной и актуальной информации и усвоение необходимого знания;
практическому применению знаний, полученных их разных источников, для использования этих знаний в различных ситуациях;
выбору, освоению и использованию адекватной технологии создания продуктов проектирования.
Этапы работы над проектом :
1. ПОИСКОВЫЙ Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели проекта. 2.АНАЛИТИЧЕСКИЙ Анализ имеющейся информации.
Поиск информационных лакун.
Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ. Анализ ресурсов.
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ
Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества. Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию. 4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
Подготовка презентационных материалов.
Презентация проекта. Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
5. КОНТРОЛЬНЫЙ
Анализ результатов выполнения проекта.
Оценка качества выполнения проекта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.