Буклет "Учимся разрешать конфликты"

  • Памятки
  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 17.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Когда дети часто играют вместе, ссоры между ними неизбежны. Насколько серьёзными они станут, зависит от того, как родители или воспитатели отнесутся к ситуации, а также от того, овладели ли дети умением разрешать конфликты. Хотя большинство детей быстро учатся на личном опыте, родителям и воспитателям стоит больших усилий реагировать на ссоры правильно. Помогите детям в развитии их социальных навыков и научите их конструктивному общению со сверстниками.
Иконка файла материала Учимся разрешать конфликты.doc
КОНФЛИКТ (ссора, столкновение,  спор) ­ это столкновение двух или более  различных точек зрения. Отсутствие   согласия   обусловлено   наличием разнообразных   мнений,   идей, интересов,   точек   зрения,   столкновением принципов, оценок, характеров или эталонов поведения и т. д.   взглядов, В   основе   любого   конфликта   лежит конфликтная   ситуация  —   скрытое   или открытое   противоборство   двух   или   не­ скольких участников (сторон). Детские   конфликты  могут   возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), (поведения), трудностей в общении (отношений), ценностей и   потребностей   (физиологических   или психологических).   дисциплины   Протекание   конфликта   непостоянно, изменчиво   и   может   то   усиливаться,   то затухать. Объектом  конфликта   выступает конкретная   материальная   (игрушка,   вещь   и   др.)   или   духовно­ книга, нравственная   ценность  (дружеские отношения,   признание),   к   обладанию   или   к стремятся которой отстаиванию    Субъекты конфликтующие стороны. конфликта   —   дети,   со   своими потребностями,   интересами,   мотивами   и представлениями о ценностях.      Из­за чего возникают конфликты?  незнание сознательное или     игнорирование   возрастных   норм   и необходимых   условий   развития ребенка; различные личностные проблемы самих взрослых; дефицит   совместной   деятельности   и общения с родителями; необоснованно   завышенные,   с   точки зрения   возрастных   возможностей, требования произвольному управлению и контролю за поведением и даже за психическими процессами; дисгармоничные   отношения   между родителями (характеризующиеся их выраженными различиями темпераментов или характерологического склада); неверные воспитательные установки и представления взрослых. к                  Причины   возникновения   конфликтов между детьми в игре, % Причины конфликтов Возраст детей, лет Разрушение игры По поводу выбора общей темы игры По поводу состава Из­за ролей Из­за игрушек По поводу сюжета игры 0 0 По поводу правильности игровых действий 1­2 2­3 3­4 4­5 5­6 9 25 23 0 0 3 11 0 0 24 0 6 7 75 71 0 7 26 0 6 1 10 32 17 8 26 23 2 0 23 38 3 10   Факторами, обостряющими протекание   конфликта   в   детском коллективе, являются:  повышение   и   внешнее   проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование); проявление   безразличия   со   стороны взрослого на возникший конфликт; отсутствие   попыток   установления   и поддержания   отношений,   как   со стороны   взрослых,   так   и   со   стороны самих участников конфликта — детей; эскалация, тиражирование конфликтной   ситуации,   увеличение числа   детей,   участников   конфликта, которые   принимают   ту   или   иную сторону;  вовлечение родителей.   Факторы,   ведущие   к   ослаблению конфликта:   уход на нейтральную сторону; беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;  уменьшение ощущения угрозы, наличие и   использование   детьми   и   взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;  сохранение межличностных отношений. укрепление и           Если конфликт всё же возник… Разрешение конфликтов: «устранение   полностью   или   частично причин, породивших конфликт,   либо   изменение   целей   участников   кон­ фликта»   «достижение   соглашения   по спорному вопросу между участниками»  Поэтому     особой необходимости   не   стоит   вступать   в   ссоры детей.   Надо   чтобы   они   научились самостоятельно   выходить   из   спорных ситуаций и прекращать конфликты. взрослым   без Два   основных   способа   разрешения конфликтной   ситуации:   деструктивный и конструктивный.  1.Деструктивные способы  предполагают либо   уход   от  ситуации   («Уйду   и   не  буду   с ними   играть»,   «Сам   буду   играть»),   либо агрессивное   ее   разрешение   («Всех   побью   и заставлю играть»), либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»). 2.Конструктивные выходы из конфликта предполагают   продвижение   в   ситуации   и   ее разрешение   («Предложу   другую   игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»). Общие   рекомендации   по   разрешению конфликтной ситуации между детьми: 1. Признать существование  конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов   у   участников   конфликта, определить   самих   этих   участников. Практически   эти   вопросы   достаточно просто решить по внешним проявлениям, так   как   в   конфликтной   ситуации   дети очень   эмоционально   реагируют   на происходящее   и   сами   сообщают   о конфликте. 2. Выявить   круг   вопросов,   составляющих предмет   конфликта.   Основная   проблема состоит   в   том,   чтобы   определить   в совместно   используемых   терминах,   что является предметом конфликта, а что — нет.   На   этом   этапе   вырабатываются подходы   к   проблемной   ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки   наибольшего   разногласия   и   точки возможного сближения позиций. 3. После   признания   наличия   конфликта   и невозможности   его   решить   «с   ходу» целесообразно   перенести   разбор   конф­ ликта   на   более   подходящее   время   и определить   необходимость   участия   в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя). 4. Разработать решений конфликтной   ситуации   и   методы воспитательных воздействий. варианты     5. Деструктивное   разрешение   конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых. Несколько советов, касающихся стиля поведения   родителей   с   конфликтными детьми —сдерживайте ребенка провоцировать   ссоры   с   другими.   Надо обращать   внимание   на   недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего­ либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей   бывают   моменты,   когда   некогда стремление     или   нет   сил   контролировать   детей.   И   тогда чаще всего разражаются «бури»; —  не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого   ребенка   в   ее   возникновении   и защищая   своего.   Старайтесь   объективно разобраться в причинах ее возникновения; —  после   конфликта   обговорите   с   ребенком причины   его   возникновения,   определите неправильные   действия   вашего   ребенка, которые привели  к конфликту. Попытайтесь найти   иные   возможные   способы   выхода   из конфликтной ситуации; —  не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том,   что   конфликты   неизбежны,   и   будет продолжать провоцировать их; —  не   всегда   следует   вмешиваться   в   ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что­то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т. к. дети сами смогут найти   общий   язык,   и   при   этом   они   учатся общаться друг с другом. Если   же   во   время ссор     один     из     них     всегда побеждает, а другой   выступает   «жертвой»,   следует прерывать   такую   игру,   чтобы   предотвратить формирование робости у побежденного.  Игры и упражнения на развитие  навыков разрешения конфликтных  ситуаций   1.   «Спина   к   спине»  Дети   садятся   спиной друг к другу.  Задача — договориться о чем­ нибудь или рассказать что­нибудь друг другу. После   дети   делятся впечатлениями   и   своими   ощущениями. упражненияВзрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось ли что­нибудь изменить?» (Лучше, если тему для   разговора   придумают   сами   дети,   но   и взрослый может им в этом помочь 2. «Сказка наоборот» Известная детям сказка разыгрывается в двух частях: 1­я   часть   —   с   привычными   образами сказочных героев; 2­я   часть   —   черты   характера   сказочных героев меняются на противоположные. Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой, и во второй части игры. После   игры   проходит   обсуждение. Примерные вопросы для беседы: —Кого   легче   играть   (доброго   или   злого, хитрого или честного)? —Как в жизни люди относятся к разным ха­ рактерам? —Трудно   ли   переключаться   с   одного характера на другой? —Бывают ли в жизни такие ситуации? Эта   игра   направлена   на   расширение понятия  о  разных   стилях   поведения   и осознание наиболее оптимального. 3.Ролевая гимнастика  а) Рассказать   известное   стихотворение  образом: шепотом; с пулеметной скоростью;  со скоростью улитки;  как робот;  как иностранец. б) Походить как: младенец;  глубокий старик; лев. в) Улыбнуться как: кот на солнышке;  само солнышко. г) Посидеть как пчела на цветке;   наездник на лошади; Карабас­Барабас. д) Попрыгать как: кузнечик; козлик;  кенгуру. е) Нахмуриться как: осенняя туча; рассерженная мама;  разъяренный лев. Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное   оживление,   она   способствует расширению   поведенческого   репертуара ребенка. 4.Злость «Мысленная   картинка»   на   тему   «Что­то очень злое». «Злая Черная Рука». Детям рассказывают сказку   о   Злой   Черной   Руке,   которая   била, толкала   детей,   отнимала   игрушки,   то   есть всем причиняла боль и зло. Дети по очереди садятся на «волшебный стульчик» за ширму и показывают   Злую   Черную   Руку.   Далее   они обсуждают,   как   выглядели   Черные   Руки,   и вспоминают   ситуации,   в   которых   их   руки были похожи на Черные (ситуации драки). В результате   обсуждения   делается   вывод,   что Черную Руку никому не хочется иметь. «Как   Злую   Черную   Руку   превратить   в Добрую Белую Руку». По команде ведущего «Злая,   злая,   злая...»   каждый   ребенок   своей рукой   изображает   Злую   Черную   Руку.   По команде   «Добрая   рука»   быстро   снимают напряжение и изображают добрую и ласковую руку. «Прежде чем сказать – посчитай до  десяти, Прежде чем обидеть – посчитай до ста, Прежде чем ударить – посчитай до  тысячи»                           (старинная мудрость) Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они   недовольны.   А   если   человек   умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому. Попробуйте   следующие   упражнения для развития умения понимать себя:  Прислушайтесь   к себе.   Если   бы  ваше настроение можно было покрасить, то какого   цвета   оно   стало?   На   какое животное   или   растение   похоже   ваше настроение?   А   какого   цвета   радость, грусть,   тревога,   страх?   (можно   вести                    Нарисуйте     «дневник   настроений»,   в   котором отображать настроение в виде рожиц, человечков, пейзажей). контур человечка. Представьте,   что   человечек   радуется, заштрихуйте   карандашом   то   место, где,   по   вашему   мнению,   в   теле находится   это   чувство.   Затем   также «прочувствуйте»   обиду,   гнев,   страх, счастье,   тревогу.   Для   каждой   эмоции можно выбрать свой цвет.  Ответьте на вопросы: 1. Что тебя может разозлить? 2. Как ты себя ведешь, когда злишься? 3. Что чувствуешь в состоянии гнева? 4. Что   ты   сделаешь,   чтобы   избежать неприятностей в эти минуты? 5. Какие слова для тебя самые обидные? 6. Если   ты   слышишь   обидные   для   себя слова, что чувствуешь, что делаешь? Чтобы   научиться   справляться   с специальные существуют   гневом, методики и упражнения:    Изображайте   различные   эмоции, обращая внимание на мимику гневного человека   (стройте   «рожицы»   перед зеркалом)  Нарисуйте знак «СТОП»: как только почувствуете, что начинаете   сильно   сердиться,   сразу достаньте   этот   знак   и   скажите   вслух или про себя «СТОП!» запрещающий      Учитесь словесным формам выражения гнева, раздражения («я расстроен, меня это обидело»)  Для выплескивания негативных эмоций воспользуйтесь «чудо –  вещами»:  чашка (в нее можно кричать);  листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);  карандаши   (ими   можно   нарисовать   а   потом неприятную   ситуацию, заштриховать или смять рисунок);  пластилин   (из   него   можно   слепить фигурку   обидчика,   а   потом   смять   ее или переделать).  Средство «быстрой разрядки». Если вы перевозбуждены, побегайте, попрыгайте,   громко   покричите   или спойте песню.    Игра «Обзывалки» Для   исключения   из   повседневного общения   обидных   слов,   обзывайтесь необидными   словами.   Это   могут   быть названия   фруктов,   цветов,   овощей   и   т.д. обзывайтесь до тех пор, пока поток слов не иссякнет. При этом получите эмоциональную разрядку.  Упражнения   для   управления Сильно сжать кулаки, напрячь мышцы   затем   постепенно   расслабляться, своими эмоциями:  рук, «отпуская» негатив.   Можно  представить   себя  львом!   «Он, красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя. Ты – лев!»  Если   начинаете   злиться,   сделайте несколько   медленных   вдохов­выдохов, сосчитайте до 10. Подготовила психолог отделения приема, диагностики и перевозки несовершеннолетних Пономарева Казенное учреждение Омской реабилитационный центр для области "Социально- несовершеннолетних О.Ю. "Гармония"Учимся разрешать конфликты Омск апрель, 2017 год