Когда дети часто играют вместе, ссоры между ними неизбежны. Насколько серьёзными они станут, зависит от того, как родители или воспитатели отнесутся к ситуации, а также от того, овладели ли дети умением разрешать конфликты. Хотя большинство детей быстро учатся на личном опыте, родителям и воспитателям стоит больших усилий реагировать на ссоры правильно. Помогите детям в развитии их социальных навыков и научите их конструктивному общению со сверстниками.
Учимся разрешать конфликты.doc
КОНФЛИКТ (ссора, столкновение,
спор) это столкновение двух или более
различных точек зрения.
Отсутствие согласия обусловлено наличием
разнообразных мнений,
идей,
интересов, точек зрения, столкновением
принципов, оценок, характеров или эталонов
поведения и т. д.
взглядов,
В основе любого конфликта лежит
конфликтная ситуация — скрытое или
открытое противоборство двух или не
скольких участников (сторон).
Детские конфликты могут возникать
по поводу ресурсов (связанных с предметами,
интересами),
(поведения),
трудностей в общении (отношений), ценностей
и потребностей (физиологических или
психологических).
дисциплины
Протекание конфликта непостоянно,
изменчиво и может то усиливаться, то
затухать.
Объектом конфликта выступает
конкретная материальная (игрушка,
вещь и др.) или духовно
книга,
нравственная ценность
(дружеские
отношения, признание), к обладанию или к
стремятся
которой
отстаиванию
Субъекты
конфликтующие
стороны.
конфликта — дети,
со своими
потребностями, интересами, мотивами и
представлениями о ценностях.
Изза чего возникают конфликты?
незнание
сознательное
или
игнорирование возрастных норм и
необходимых условий развития
ребенка;
различные личностные проблемы самих
взрослых;
дефицит совместной деятельности и
общения с родителями;
необоснованно завышенные, с точки
зрения возрастных возможностей,
требования
произвольному
управлению и контролю за поведением
и даже за психическими процессами;
дисгармоничные отношения между
родителями
(характеризующиеся
их
выраженными
различиями
темпераментов
или
характерологического склада);
неверные воспитательные установки и
представления взрослых.
к
Причины возникновения конфликтов
между детьми в игре, %
Причины конфликтов
Возраст детей, лет
Разрушение игры
По поводу выбора
общей темы игры
По поводу состава
Изза ролей
Изза игрушек
По поводу сюжета игры 0
0
По поводу правильности
игровых действий
12 23 34 45 56
9
25 23
0
0
3
11
0
0
24
0
6
7
75 71
0
7
26
0
6
1
10
32
17
8
26
23
2
0
23
38
3
10
Факторами,
обостряющими
протекание конфликта в детском
коллективе, являются:
повышение и внешнее проявление
накала страстей (гнев, страх, тревога,
разочарование);
проявление безразличия со стороны
взрослого на возникший конфликт;
отсутствие попыток установления и
поддержания отношений,
как со
стороны взрослых, так и со стороны
самих участников конфликта — детей;
эскалация,
тиражирование
конфликтной ситуации, увеличение
числа детей, участников конфликта,
которые принимают ту или иную
сторону;
вовлечение родителей.
Факторы, ведущие к ослаблению
конфликта:
уход на нейтральную сторону;
беседа об эмоциях, объяснение, но не
демонстрация их;
уменьшение ощущения угрозы, наличие
и использование детьми и взрослыми
умений и коммуникативных навыков в
урегулировании конфликтов;
сохранение
межличностных отношений.
укрепление
и
Если конфликт всё же возник…
Разрешение конфликтов:
«устранение полностью или частично
причин, породивших конфликт,
либо изменение целей участников кон
фликта» «достижение соглашения по
спорному вопросу между участниками»
Поэтому
особой
необходимости не стоит вступать в ссоры
детей.
Надо чтобы они научились
самостоятельно выходить из спорных
ситуаций и прекращать конфликты.
взрослым без
Два основных способа разрешения
конфликтной ситуации: деструктивный
и конструктивный.
1.Деструктивные способы предполагают
либо уход от ситуации («Уйду и не буду с
ними играть», «Сам буду играть»), либо
агрессивное ее разрешение («Всех побью и
заставлю играть»), либо привлечение внешних
средств для разрешения конфликта («Позову
воспитателя, она всех заставит играть»).
2.Конструктивные выходы из конфликта
предполагают продвижение в ситуации и ее
разрешение («Предложу другую игру»,
«Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы
договоримся»).
Общие рекомендации по разрешению
конфликтной ситуации между детьми:
1. Признать существование конфликта, т. е.
признать наличие противоположных целей,
методов у участников конфликта,
определить самих этих участников.
Практически эти вопросы достаточно
просто решить по внешним проявлениям,
так как в конфликтной ситуации дети
очень эмоционально реагируют на
происходящее и сами сообщают о
конфликте.
2. Выявить круг вопросов, составляющих
предмет конфликта. Основная проблема
состоит в том, чтобы определить в
совместно используемых терминах, что
является предметом конфликта, а что —
нет. На этом этапе вырабатываются
подходы к проблемной ситуации,
выявляются позиции сторон, определяются
точки наибольшего разногласия и точки
возможного сближения позиций.
3. После признания наличия конфликта и
невозможности его решить «с ходу»
целесообразно перенести разбор конф
ликта на более подходящее время и
определить необходимость участия в
разборе конфликта посредника (старшего
воспитателя, психолога, родителя).
4. Разработать
решений
конфликтной ситуации и методы
воспитательных воздействий.
варианты
5. Деструктивное разрешение конфликта
может явиться детонатором других, более
сильных и продолжительных конфликтов,
и уже с участием взрослых.
Несколько советов, касающихся стиля
поведения родителей с конфликтными
детьми
—сдерживайте
ребенка
провоцировать ссоры с другими. Надо
обращать внимание на недружелюбные
взгляды друг на друга или бормотания чего
либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех
родителей бывают моменты, когда некогда
стремление
или нет сил контролировать детей. И тогда
чаще всего разражаются «бури»;
— не стремитесь прекратить ссору, обвинив
другого ребенка в ее возникновении и
защищая своего. Старайтесь объективно
разобраться в причинах ее возникновения;
— после конфликта обговорите с ребенком
причины его возникновения, определите
неправильные действия вашего ребенка,
которые привели к конфликту. Попытайтесь
найти иные возможные способы выхода из
конфликтной ситуации;
— не обсуждайте при ребенке проблемы его
поведения. Он может утвердиться в мысли о
том, что конфликты неизбежны, и будет
продолжать провоцировать их;
— не всегда следует вмешиваться в ссоры
детей. Например, когда два мальчика в ходе
игры чтото не поделили и начали ссориться,
лучше понаблюдать за этим конфликтом, но
не вмешиваться в него, т. к. дети сами смогут
найти общий язык, и при этом они учатся
общаться друг с другом. Если же во время
ссор один из них всегда побеждает, а
другой выступает «жертвой»,
следует
прерывать такую игру, чтобы предотвратить
формирование робости у побежденного.
Игры и упражнения на развитие
навыков разрешения конфликтных
ситуаций
1. «Спина к спине» Дети садятся спиной
друг к другу. Задача — договориться о чем
нибудь или рассказать чтонибудь друг другу.
После
дети делятся
впечатлениями и своими ощущениями.
упражнения Взрослый может помочь им, задавая вопросы
типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось
ли чтонибудь изменить?» (Лучше, если тему
для разговора придумают сами дети, но и
взрослый может им в этом помочь
2. «Сказка наоборот»
Известная детям сказка разыгрывается в двух
частях:
1я часть — с привычными образами
сказочных героев;
2я часть — черты характера сказочных
героев меняются на противоположные.
Каждый ребенок играет одного и того
же персонажа и в первой, и во второй части
игры.
После игры проходит обсуждение.
Примерные вопросы для беседы:
—Кого легче играть (доброго или злого,
хитрого или честного)?
—Как в жизни люди относятся к разным ха
рактерам?
—Трудно ли переключаться с одного
характера на другой?
—Бывают ли в жизни такие ситуации?
Эта игра направлена на расширение
понятия о разных стилях поведения и
осознание наиболее оптимального.
3.Ролевая гимнастика
а) Рассказать известное стихотворение
образом:
шепотом;
с пулеметной скоростью;
со скоростью улитки;
как робот;
как иностранец.
б) Походить как:
младенец;
глубокий старик;
лев.
в) Улыбнуться как:
кот на солнышке;
само солнышко.
г) Посидеть как
пчела на цветке;
наездник на лошади;
КарабасБарабас.
д) Попрыгать как:
кузнечик;
козлик;
кенгуру.
е) Нахмуриться как:
осенняя туча;
рассерженная мама;
разъяренный лев.
Эта игра направлена на снятие напряжения,
эмоциональное оживление, она способствует
расширению поведенческого репертуара
ребенка.
4.Злость
«Мысленная картинка» на тему «Чтото
очень злое».
«Злая Черная Рука». Детям рассказывают
сказку о Злой Черной Руке, которая била,
толкала детей, отнимала игрушки, то есть
всем причиняла боль и зло. Дети по очереди
садятся на «волшебный стульчик» за ширму и
показывают Злую Черную Руку. Далее они
обсуждают, как выглядели Черные Руки, и
вспоминают ситуации, в которых их руки
были похожи на Черные (ситуации драки). В
результате обсуждения делается вывод, что
Черную Руку никому не хочется иметь.
«Как Злую Черную Руку превратить в
Добрую Белую Руку». По команде ведущего
«Злая, злая, злая...» каждый ребенок своей
рукой изображает Злую Черную Руку. По
команде «Добрая рука» быстро снимают
напряжение и изображают добрую и ласковую
руку.
«Прежде чем сказать – посчитай до
десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до
тысячи»
(старинная мудрость)
Многие взрослые, не говоря уже о детях,
не могут описать, что творится в их душе, чем
они недовольны. А если человек умеет
оценить свое душевное состояние, будет легче
и окружающим, и ему самому.
Попробуйте следующие упражнения
для развития умения понимать себя:
Прислушайтесь к себе. Если бы ваше
настроение можно было покрасить, то
какого цвета оно стало? На какое
животное или растение похоже ваше
настроение? А какого цвета радость,
грусть, тревога, страх? (можно вести
Нарисуйте
«дневник настроений», в котором
отображать настроение в виде рожиц,
человечков, пейзажей).
контур
человечка.
Представьте, что человечек радуется,
заштрихуйте карандашом то место,
где, по вашему мнению, в теле
находится это чувство. Затем также
«прочувствуйте» обиду, гнев, страх,
счастье, тревогу. Для каждой эмоции
можно выбрать свой цвет.
Ответьте на вопросы:
1. Что тебя может разозлить?
2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
4. Что ты сделаешь, чтобы избежать
неприятностей в эти минуты?
5. Какие слова для тебя самые обидные?
6. Если ты слышишь обидные для себя
слова, что чувствуешь, что делаешь?
Чтобы научиться справляться с
специальные
существуют
гневом,
методики и упражнения:
Изображайте различные эмоции,
обращая внимание на мимику гневного
человека (стройте «рожицы» перед
зеркалом)
Нарисуйте
знак
«СТОП»: как только почувствуете, что
начинаете сильно сердиться, сразу
достаньте этот знак и скажите вслух
или про себя «СТОП!»
запрещающий
Учитесь словесным формам выражения
гнева, раздражения («я расстроен, меня
это обидело»)
Для выплескивания негативных эмоций
воспользуйтесь «чудо – вещами»:
чашка (в нее можно кричать);
листы бумаги (их можно мять, рвать, с
силой кидать в мишень на стене);
карандаши (ими можно нарисовать
а потом
неприятную ситуацию,
заштриховать или смять рисунок);
пластилин (из него можно слепить
фигурку обидчика, а потом смять ее
или переделать).
Средство «быстрой разрядки». Если вы
перевозбуждены,
побегайте,
попрыгайте, громко покричите или
спойте песню.
Игра «Обзывалки»
Для исключения из повседневного
общения обидных слов,
обзывайтесь
необидными словами. Это могут быть
названия фруктов, цветов, овощей и т.д.
обзывайтесь до тех пор, пока поток слов не
иссякнет. При этом получите эмоциональную
разрядку.
Упражнения для управления
Сильно сжать кулаки, напрячь мышцы
затем постепенно расслабляться,
своими эмоциями:
рук,
«отпуская» негатив.
Можно представить себя львом! «Он,
красив, спокоен, уверен в своих силах, голова
гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут
как тебя. Ты – лев!»
Если начинаете злиться, сделайте
несколько медленных вдоховвыдохов,
сосчитайте до 10.
Подготовила психолог отделения
приема, диагностики и перевозки
несовершеннолетних Пономарева
Казенное учреждение Омской
реабилитационный центр для
области "Социально-
несовершеннолетних
О.Ю.
"Гармония" Учимся разрешать
конфликты
Омск
апрель, 2017 год
Буклет "Учимся разрешать конфликты"
Буклет "Учимся разрешать конфликты"
Буклет "Учимся разрешать конфликты"
Буклет "Учимся разрешать конфликты"
Буклет "Учимся разрешать конфликты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.