Буклеты "Советы логопеда"
Оценка 4.6

Буклеты "Советы логопеда"

Оценка 4.6
Памятки
docx
дефектология +1
Взрослым
30.11.2018
Буклеты "Советы логопеда"
Предоставлено несколько буклетов, которые могут быть использованы логопедом как раздаточный материал для учителей, воспитателей и родителей обучающихся коррекционной школы. Буклет "Игры на развитие слухового восприятия" поможет педагогам и родителям безречевых детей развить первые начатки речи. Буклеты «Игры на развитие понимания речи», «Игры на развитие речевого внимания, памяти, двигательной активности рук, речевого подражания» расскажет как расширить пассивный словарь, какие игры проводить с ребенком.
буклет.docx
МКОУ  «Семеновская школа­интернат» Серия «По совету логопеда» Развитие Цель:  способности   к использованию невербальных компонентов коммуникации.     Учитель-логопед Филатова М.П. Игры на развитие слухового восприятия Упражнение:  Ребёнку показывается, как причёсывают   волосы   (рукой   поглаживаю по   волосам);   как   едят   суп   (рукой действуют в направлении от стола ко рту); как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову); как грозят пальцем   и   т.д.   Затем   просят   ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми предметами. воспроизведение Цель:    движений, изображённых   на   сюжетной   картинке; развитие мимики.  Ребёнок, Упражнение:    рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом   или   движением.   На   сюжетной картинке «бабочка летит» ­ ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев; «девочка кушает»   ­   движения   рукой   от   стола   ко рту; ­ имитирующее движение языком и т.д.    «кошка   лакает   молоко»   Цель:  установление   контакта,   развитие понимания знака (пиктограммы)   адекватное   использование жестов.  рисованного     2018 год Упражнение:  Ребёнка  знакомят  с  двумя рисованными знаками (машина ­ яблоко) и предлагают   дополнить   незаконченное предложение   одним   из   них,   подняв   его вверх. На дереве растёт... По дороге едет... Затем   ребёнок,   используя   жест   «дай»   ­ показывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить.  Цель:  Развитие   зрительно­моторной координации,   мелкой   моторики   рук   и артикуляционной моторики.        по ребёнка Приёмы: прослеживание по направлениям сверху вниз, снизу – вверх, справа налево, слева   направо;   прослеживание   прямых­ ломаных­   извилистых   линий;   массажные расслабляющие (активизирующие)   размазывание   крема   на движения;   проведение различных   поверхностях;   рукой   различным поверхностям   (мех   щётки   с   различным ворсом);   узнавание   на   ощупь   различной фактуры   предметов   с   использованием тактильных таблиц; «рисование» в воздухе рукой;  различение фактуры предметов без опоры   на   зрительное   восприятие; активизация   пассивных   и   активных движений   пальцев   рук;   использование кукол   би­ба­бо;   задания   на   имитацию положения   рта,   представленного   на картинках;     упражнения   на   преодоление сопротивления. Цель:  развивать   моторику   рук   с использованием   «пальчикового   бассейна» (большая   прямоугольная   коробка   с низкими бортиками, в которой слоем в 6­8 см.   рассыпаны   горох   или   фасоль). Взрослый,   читая   стихотворный   текст, побуждает   ребёнка   к   одновременному выполнению   движений   в   «бассейне»   (с фиксацией   запястья   рукой   взрослым). «Мама   и   дочка   стирали   платочки (движения   раскрытой   ладонью   по   дну бассейна   вперёд   –   назад   ­   пальцы разведены).   Вот   так,   вот   так!   Мама   и дочка   полоскали   платочки   (движения кистью в направлении слева ­ направо) Вот так   ­   вот   так!   Мама   и   дочка   полоскали платочки (движения кистью вверх — вниз над бассейном: Вот так, вот так!»  Упражнение: Ребёнок опирается рукой на дно   «бассейна».   Взрослый,   приподнимая кисть   руки,   отводит   большой   палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой,   таким   образом, растяжку   и   мышечное   напряжение   и побуждает пальцами, передвигаясь по дну «бассейна»: пальчики «побежали» вперёд.    организуя, перебирать     Цель: выработка контроля  за положением рта, развитие мимических мышц.      и «Зеркало».    Игра Копирование артикуляционных мимических движений:   закрыть   и   открыть   глаза, нахмуриться,   закрыть   и   открыть   рот. Улыбнуться,   вытянуть   губы   трубочкой. Игра   «КАМЕШКИ»  Ребёнок   бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа БУЛЬ,...  Игра   «ШАРИК»  Ребёнок   подбрасывает воздушный шар со звуком типа УХ,.....   Игра   «ГВОЗДИ»  Ребёнок   "забивает гвозди",   сильно   ударяя   молоточком   по кнопкам и произнося звук БУХ,....  Игра «БЕГЕМОТ» Раздаётся из болота : "аааааааа!"   Грозный   голос   бегемота   : "аааааа"   Он   болото   стережёт:   ааааааа Грозным голосом поёт : аааааааа!  Игра «ФИЛИН»  Ухал, охал, ахал филин "УУУУУ! Ууууууууууу! " Эхо слышалось в   лесу   УУУУУУУУУУУ!   Уууууууууу! Звери в страхе разбежались, Песни фили испугались. УУУУУУУУУ! Уууууууу!   «паровоз»  Игра   «ЖИВЫЕ   ЗВУКИ»   ­  «хоккей!»­ ребёнок   машет   "клюшкой"   со   звуком "хххх"; ­   резко   разжимает кулаки   со   звуком   "пппппп";  «крышка   на чайнике»  ­   стучит   ладошкой   по   кулаку "бббб";  «дождик»  ­   стучит   пальцами   по столу "к­к­к"; «часики» ­ палец качается в разные стороны: ть­ть­ ть;  «насос»  ­ руки ставит   в   замок,   наклоняется   со   звуком "сссссс­ ссс". Игра   «ОГОРОД»  Ребёнок   "сажает" овощи   в   любое   место   грядки   со   словом "тык" ­ Мы на корточки присядем ­ И на грядочке посадим ­ Лук, укроп, морковь, горох ­ Будет урожай неплох. Берём лейку и   поливаем   "кап"   ­   В   огород   сейчас пойдём   ­   Наши   овощи   польём   ­   Лук, укроп, морковь, горох ­ Ни один чтоб не засох.   Со   словом   "Дёрг!"   ­   Вместе   в огород   пойдём   ­   Урожай   мы   соберём.   ­ Лук,   редиска,   кабачок.   Помидор   и чесночок.  Игра"   ЁЖИК"  В   слепленного   ёжика ребёнок   втыкает   спички   ­   иголочки   со словами "коль­ коль ­ коль"  Игра"ЁЖИК   С   БАРАБАНОМ"  С барабаном   ходит   ёжик:   Бум   ­   бом!(   2р) Целый день играет ёжик: Бум ­ бом! (2р) С барабаном за плечами: Бум ­ бом! Ёжик в сад   зашёл   случайно:   Бум   ­   бом!   (   ёжик может   ходить   с   разными   инструментами или   предметами:   Колокольчик   ­   дзынь, телефон ­ трррр, трещётка ­ трын и т.д.  Игра   «ЁЖИК»    движения выполняются   в   соответствии   с   текстом. Ёжик   выбился   из   сил   ­   Яблоки,   грибы Все носил.   Мы   потрем   ему   бока,   Надо   их размять слегка. А потом погладим ножки, Чтобы   отдохнул   немножко.   А   потом почешем брюшко, Пощекочем возле ушка. Ёж   по   тропке   убежал,   Нам   «Спасибо!» пропищал. Ребенок жалеет ёжика, гладит, чешет, щекочет.  МКОУ  «Семеновская школа­интернат» Серия «По совету логопеда»  Учитель-логопед Филатова М.П. Консультация для родителей и педагогов «Игры   на   развитие понимания речи».   умывается,   бежит, должны быть названия действий, которые он   сам   совершает   (спит,   сидит,   гуляет,   причесывается, играет, вытирается,   несет, подает, кричит), которые он часто видит и которые   совершаются   мамой,   папой, бабушкой, сестрой и т.д. (читает, пишет, варит,   чинит,   моет,   стирает,   подметает, гладит, пилит, забивает и т.д.).    катается, Взрослому   нужно   говорить   короткими понятными   предложениями,   повторять фразы, употреблять одни и те же слова в разных   грамматических   формах.   Надо постоянно   задавать   ребенку   вопросы, чтобы   побуждать   его   общаться   с   вами теми   речевыми   средствами,   которые   у него   есть:   отдельными   слогами, обрывками слов, восклицаниями, жестами.   одеждой, Игры и упражнения могут проводиться с игрушками,   предметами домашнего   обихода   и   т.д.   Можно попросить   ребенка   принести   знакомый предмет   (отнести,   положить,   достать). Если ребенок не понимает задания, нужно самому   выполнить   его,   проговаривая совершаемое   Пополнять пассивный   словарь   ребенка   можно, используя все режимные моменты дня.   действие. Упражнение «Мы чистюли». 2017 год Цель:   расширить   пассивный   словарь ребенка. Ребенок   должен   хорошо   знать   названия таких   предметов,   с   которыми   он постоянно соприкасается – это игрушки, предметы одежды, части тела (глаза, уши, нос,   рот,   руки,   ноги,   голова),   предметы домашнего   обихода   (стол,   стул,   диван, чашка,  ложка,  тарелка,  полотенце,  мыло, расческа   и   т.д.),   названия   животных, которых часто видит, названия предметов и явлений, которые видит на улице (трава, солнце, дом, машина, вода и т.д.).  Если   ребенок   уже   знает   много   названий объектов,   то   нужно   как   можно   скорее начать   обучать   его   понимать   названия действий,   постоянно   задавать   вопросы: Где?   Куда?   Откуда?   Что?   Кому?   Для кого?   В   пассивном   словаре   ребенка Во   время   умывания   постоянно проговариваем   названия   предметов   и действий.   Взрослый   говорит:   «Будем умываться. Давай откроем кран. Открыл? Бери   мыло.   Взял?   Намыль   хорошенько руки. Давай я тебе помогу намылить руки. Сам смой мыло. Три, три ручки. Смыл? А теперь давай вымоем лицо. Потри глазки, ротик, носик. И т.д.» Упражнение «Мы идем гулять». Собираясь   на   улицу,   каждый   день проговариваем   названия   предметов   и действий. Вещи, которые нужно одеть на прогулку,   лежат   на   видном   месте. Взрослый   говорит:   «Мы   с   тобой   пойдем гулять. (Пауза) Куда мы пойдем? Найди, где у нас лежит куртка. Нашел? Да, это куртка.   Принеси   сюда   куртку.   Принес? Давай   наденем   куртку.   Посмотри   в зеркало, какая у тебя красивая куртка. А где   замочек   у   куртки?   Вот   он   замочек. Давай застегнем замочек, чтобы на улице тебе   было   тепло.   Смотри   как   тепло.   Ну как, тебе тепло? Да? А где тут у нас лежит шапка? Нашел? Да вот она. Принеси сюда. Принес?» И т.д. Упражнение «Мы кормим зверей». Во   время   игр   с   ребенком   очень   легко пополняется   словарный   запас   малыша, если   говорить   очень   эмоционально. Например,   взрослый   предлагает   ребенку покормить   зверей:   «Давай   покормим зверей.   Они   проголодались.   Они   очень голодные. Кого мы будем кормить? Неси сюда котика, корову и собачку. Посмотри, как они просят кушать. Как котик просит кушать? (пауза) Мяу­мяу! А как коровка просит кушать? Му­у, му­у! Как собачка просит кушать? Ав­ав! А где наш мишка? Зови его скорей. Вот мишка топает: топ­ топ­топ. Как мишка ходит? Топ­топ­топ. А   теперь   ставь   стол.   Поставил?   Давай поставим зверей поближе к столу. Котика сюда, коровку сюда, а собачку куда? Вот сюда.   А  мишку  давай  поставим   на  стул. Пусть сидит за столом». Упражнение «Мы строим башни». Взрослый   во   время   игры   называет   все совершаемые   действия,   проговаривает названия действий и предметов. В данной игре   можно   также   учить   ребенка сравнивать   кубики   по   цвету,   строить башни по образцу (на развитие моторной деятельности). Взрослый   предлагает   малышу   поиграть: «Давай   будем   строить   башни.   Мы построим   две   башни:   одну   красную,   а другую синюю. В этом углу будем строить красную башню, а в этом – синюю. Кубики будем   возить   на   грузовике.   В   этот   угол будем возить красные кубики, а в этот – синие.   А   желтые   кубики   оставим,   пусть они   лежат   здесь.   Иди,   возьми   грузовик. Взял? Теперь заводи мотор. Завел? Ух, как громко   работает   мотор.   Как   мотор работает? Проверь, сигнал работает? Как у тебя машина сигналить будет? Би­би, би­ би. Здорово!» Называя   действия,   взрослый   вместе   с ребенком   развозит   кубики   по   углам. Выбирая   кубик   нужного   цвета,   взрослый говорит:  «Вот  синий  кубик,  найди  такой же. Давай найдем все кубики синего цвета. И т.д.» Первую башню строит взрослый, а вторую   ребенок   —   по   образцу.   Каждый раз,   играя   в   эту   игру,   можно   строить разные   башни,   учитывая   возможности ребенка. Это может быть поезд, стульчик, домик.   Из   кирпичиков   можно   учить ребенка   строить   по   образцу   такие постройки: «дорожка»   ­   кирпичики   выкладываем   в ряд; «заборчик»   ­   кирпичики   выкладываем   на ребро; «столик»  ­  на  кубик  кладем   поперечную планку; «ворота», «диван» и т.д.   «стульчик»,   «кроватка», Во   время   игр   с   куклами,   мягкими игрушками, машинками задавайте от лица «своей» игрушки разные вопросы игрушке, которой управляет ребенок: ­Слушай, куда мы теперь пойдем? ­А что мы там будем делать? ­Я возьму с собой …, а ты что возьмешь? Игра «Нужные вещи». Раскладываем перед  ребенком предметы, которыми   он   пользуется   в   быту   (5­6 предметов) и предлагаем показать: ­Чем мама расчесывает волосы? ­Чем ты кушаешь кашу? ­Чем ты копаешь песок? ­Чем папа пишет?   ­Чем ты режешь бумагу? МКОУ  «Семеновская школа­интернат» Серия «По совету логопеда»  Учитель-логопед Филатова М.П. Консультация для родителей и педагогов «Игры на развитие речевого внимания, памяти, двигательной активности рук, речевого подражания». 2017 год Взрослому   нужно   создавать   такие ситуации, в которых у малыша появилось бы   желание   повторять   одни   и   те   же звукосочетания,   движения   много   раз. Сначала   учим   подражать   движениям взрослого   (рук,   ног,   пальчиков,   кистей рук),   а   потом   уже   следует   учить   его подражанию   речи   взрослого.   Лучше сопровождать   действия   словами   или стихотворениями. Игра «Ладушки­ладошки» (пальчиковые игры). Цель: учить ребенка класть ладошки так, как это делает взрослый. Сначала   нужно   выполнять   только   одно движение   обеими   кистями   рук.   Далее выполняем   уже   серию   движений, проговаривая   слова   в   стихотворной форме: Поверни ладошки вверх, Поверни ладошки вниз, И поставь их на бочок, И зажми их в кулачок. Игра «Выполни задание». Взрослый   читает   стихотворение   и предлагает ребенку выполнять действия из стихотворения. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы   руки   подаем   (взрослый   и   ребенок берутся за руки) И бегаем кругом. Игра с альбомами. Можно   изготовить   маленькие   альбомы   с картинками   или   фотографиями   близких ребенку   людей,   которые   потом рассматривать   по   5­10   минут   в   день.   В одном   альбоме   пусть   будут   фотографии членов   семьи,   в   другом   –   картинки   с изображением животных, птиц, в третьем – картинки   с   изображением   предметов, которые издают какой либо шум (молоток, машина,   самолет,   паровоз   и   т.п.),   в четвертом   –   картинки   с   изображением игрушек и т.д. Сначала,   рассматривая   альбомы,   нужно эмоционально  говорить названия  близких ребенку  лиц,  имена:   это  мама,   это  папа, это баба, это тетя, это Катя, это Маша, это   Вова   и   т.д.   При   повторных рассматриваниях   можно   спросить:   «Кто это?».   Допустимы   любые   ответы, например: мама («ма»), папа («па»), дядя («дя»),   баба   («ба»),   Катя   («ка»),   Вова («ова») и т.д. Рассматривая   альбом   с   животными, рассказываем   ребенку  «кто  как   кричит». Рассматривая   альбом   с   предметами, издающими шум, учим ребенка подражать транспортным   шумам,   музыкальным игрушкам: машина — би­би, самолет — у­ у­у,  паровозик  — ту­ту, молоток  стучит —   тук­тук,   дудочка   играет   —   ду­ду­ду, барабан — бом­бом­бом, балалайка — ля­ ля­ля, колокольчик — динь­динь, дождик капает — кап­кап, ножки топают — топ­ топ, что­то упало — бах.   какая   игрушка Игра   «Угадай, появилась (пропала)?» Взрослый раскладывает перед ребенком 2­ 3   игрушки.   Потом   предлагает   ребенку запомнить   игрушки.   Затем   ребенок       глазки, закрывает взрослый подкладывает(убирает) еще одну игрушку и просит ребенка: «Назови, какая игрушка тут появилась (пропала)?». а Игра «Кто как кричит» («Пальчиковый  театр»). Вместе   с   ребенком   можно   изобразить пальчиками   как   ходит   каждый   зверек, какие   звуки   издает   (мяу–мяу,   ква­ква), мимику, интонацию голоса (медведь ревет, ходит, переваливаясь с ноги на ногу; лиса ласково улыбается, метет хвостом, ходит тихохонько;   заяц   прыгает   —   соединяем указательный и средний пальцы и т.д Игра «Веселый кубик». Изготовьте кубик из картона, например из коробки   из­под   кефира,   прикрепите прозрачные   кармашки   к   граням   кубика (можно  использовать  специальные   файлы для   дисков),   разместите   в   кармашках нужные   для   игры   картинки   и   «веселый кубик»   готов.   Для   игры   на   запоминание новых слов лучше подбирать картинки по лексическим   темам   (овощи,   фрукты, животные,   игрушки,   одежда,   посуда, мебель и т.д.). Игра «Командир». Взрослый   дает   ребенку   разные   задания (если   ребенок   не   понимает,   что   нужно сделать, можно попросить выполнить это задание   кого­то   другого,   например, старшего   брата   или   папу,   а   затем   снова малыша). В командах можно использовать слова:   дай,   принеси,   отнеси,   найди, положи, открой, закрой, подойди, садись, ложись. Игра «Подскажи словечко» (развиваем  речевое подражание). Взрослый читает ребенку потешки,  останавливается перед последним словом,  чтобы ребенок сам попробовал закончить  фразу. Например: Наши уточки с утра –… Кря­кря­кря! Кря­кря­кря! Наши гуси у пруда –… Га­га­га! Га­га­га! А индюк среди двора –… Бал­бал­бал! Балды­балда! Наши гуленьки вверху –… Грру­грру­у­грру­грру­у! Наши курочки в окно­… Кко­кко­кко­ко­ко­ко­ко! А как Петя­петушок Рано­рано поутру Нам споет …ку­ка­ре­ку! Игры с сюжетной картинкой. Цель: расширить пассивный глагольный  словарь ребенка. •Нужно подобрать сюжетные картинки, на которых различные действия,   например,   белочка   прыгает, котик   спит.   Сначала   взрослый   задает вопросы:   «Покажи,   где   белочка?   Где совершаются котик?». Потом уже задаем вопросы: «Где котик спит? Где белочка прыгает?». •Далее   можно   подобрать   картинки,   на которых   действия   совершаются   одним   и тем же лицом, например, мишка прыгает, спит, ест, умывается, вытирается, играет, стоит, бежит и т.д. Затем задается вопрос: «Покажи,   где   мишка   спит?   Где   мишка прыгает?»   Можно   сравнивать   по   2 картинки:   «Какой   мишка   ест,   а   какой умывается?   Какой   мишка   спит,   а   какой прыгает?» •Взрослый подбирает несколько сюжетных картинок,   на   которых   совершаются различные   действия   с   предметом   и   без него.   Сначала   задаются   вопросы   с подсказкой,   т.е.   со   словами­названиями знакомых   ребенку   животных,   предметов, лиц: «Покажи, где мама поливает цветы? Где   собака   играет   с   мячиком?».   Потом задаются   вопросы   без   слов­подсказок: «Покажи, кто поливает? Кто играет? •Подобрать   картинки   с   изображением различных   животных,   птички,   мальчика, мухи. Задаем вопросы: «Где лошадка? Где котик?   Где   мальчик?»   и   т.д..   Затем спрашиваем:   «Кто   прыгает?   Кто   летает? Кто ходит? Кто ползает?» И т.д.

Буклеты "Советы логопеда"

Буклеты "Советы логопеда"

Буклеты "Советы логопеда"

Буклеты "Советы логопеда"

Буклеты "Советы логопеда"

Буклеты "Советы логопеда"

Буклеты "Советы логопеда"

Буклеты "Советы логопеда"

Буклеты "Советы логопеда"

Буклеты "Советы логопеда"

Буклеты "Советы логопеда"

Буклеты "Советы логопеда"

Буклеты "Советы логопеда"

Буклеты "Советы логопеда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2018