Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Оценка 5

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Оценка 5
docx
04.01.2022
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
марина.docx

Тема: Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Цель: учить правописанию слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, выводить правило, обеспечивать развитие речи учащихся через их аналитическую и мыслительную деятельность; воспитывать любовь к предмету.

Тип урока: Урок – открытие нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

В гости прилетела

Звёздочка хрустальная

На ладошку села –

От тепла растаяла. (СНЕЖИНКА)

1.      Минутка чистописания

-Ребята к нам на урок тоже залетели снежинки. Возьмите их и переверните. Какие буквы спрятаны на снежинке? (буквы Ч, Щ, Ж, Ш)

- А что мы с ними можем сделать? (записать)

- Давайте эти буквы свяжем одной ниточкой. И как Мороз на окне рисует, так и мы составим свой узор в тетради.

Снежинка холодная, морозная, ладошки замёрзли у нас, давайте их согреем. Наберём носиком воздух и плавно подуем на них. Так, а сейчас каждый пальчик тоже погреем ласково. Всё, ладошки и пальчики тёплые, теперь можно написать свой узор в тетради.

Посмотрите, как я это буду делать.

Пишу аккуратно строчную букву Ч, кружочек, соединяю с буквой Щ, отступаю, затем пишу букву Ж, кружочек, а потом Ш. И так рисуем узор до конца строки, не спеша, красиво пишем, соблюдаем высоту, ширину букв.

2. Орфографическая минутка

- Послушайте стихотворение Федора Тютчева

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

- О чем это стихотворение?

- Почему зимой лес красивый?

- Я предлагаю вам отправиться на прогулку по зимнему лесу. Закройте глазки и представьте, что мы оказались в лесу. Пошел снег…

t1604130451aa.gif

- Но чем необычен этот снег?

- На какие группы можно разделить наши волшебные снежинки? (по форме)

- Пользуясь формой снежинок, составьте слова.

- Что общего в составленных словах? (правило жи-ши)

- Где вы встречали такое буквосочетание при изучении русского языка? (в 1 классе)

- Какие еще буквосочетания вы знаете?(ча-ща, чу-щу)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

III. Самоопределение к деятельности

— На какие группы можно разделить эти согласные звуки: [Ж], [Ч’], [Ш], [Щ’]? (Звонкие и глухие, мягкие и твердые.)

— Назовите всегда мягкие звуки. ([Ч’], [Щ’])

— Назовите всегда твердые звуки. ([Ж], [Ш].)

— Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом — нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные — Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие — с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ*.

— Соедините эти буквы на доске в «пары дружбы».

(На доске запись.)

https://compendium.su/rus/2klass_2/2klass_2.files/image004.jpg

— Определите тему сегодняшнего урока.

— Откройте учебник на с. 10 и прочитайте тему.

IV. Работа по теме урока

Упр. 11 (с. 10).

(Выполнение с комментированием.)

— Посмотрите на условный значок на полях. Какое новое словарное слово встретилось в тексте? (Товарищ.)

— Назовите безударную гласную в этом слове.

Упр. 12 (с. 10).

(Устное выполнение.)

Упр. 13 (с. 10).

(Устное выполнение.)

Упр. 11 (с. 10).

(Работа в парах.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

— Прочитайте слова тетушки Совы на с. 11.

— Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять?

Упр. 14 (с. 11).

(Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)

VII. Рефлексия

(Письмо под диктовку. Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает на доске.)

Вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай.

(Взаимопроверка. Ученик, работавший у доски, открывает решение. Остальные учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)

— Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его.

«!» — молодец, ты все написал правильно.

«+» — хорошо, но еще немного ошибаешься.

«—» — тебе нужна помощь учителя.

VIII. Подведение итогов урока

— С какими орфограммами познакомились на уроке?

— Что должны помнить о написании этой орфограммы?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Что не получилось?

— Где допустили ошибки?

— Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 15 (с. 11).


 

Тема: Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,

Тема: Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,

Что общего в составленных словах? (правило жи-ши) -

Что общего в составленных словах? (правило жи-ши) -

Вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай

Вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2022