Цель: учить правописанию слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, выводить правило, обеспечивать развитие речи учащихся через их аналитическую и мыслительную деятельность; воспитывать любовь к предмету.
Тип урока: Урок – открытие нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
В гости прилетела
Звёздочка хрустальная
На ладошку села –
От тепла растаяла. (СНЕЖИНКА)
1. Минутка чистописания
-Ребята к нам на урок тоже залетели снежинки. Возьмите их и переверните. Какие буквы спрятаны на снежинке? (буквы Ч, Щ, Ж, Ш)
- А что мы с ними можем сделать? (записать)
- Давайте эти буквы свяжем одной ниточкой. И как Мороз на окне рисует, так и мы составим свой узор в тетради.
Снежинка холодная, морозная, ладошки замёрзли у нас, давайте их согреем. Наберём носиком воздух и плавно подуем на них. Так, а сейчас каждый пальчик тоже погреем ласково. Всё, ладошки и пальчики тёплые, теперь можно написать свой узор в тетради.
Посмотрите, как я это буду делать.
Пишу аккуратно строчную букву Ч, кружочек, соединяю с буквой Щ, отступаю, затем пишу букву Ж, кружочек, а потом Ш. И так рисуем узор до конца строки, не спеша, красиво пишем, соблюдаем высоту, ширину букв.
2. Орфографическая минутка
- Послушайте стихотворение Федора Тютчева
Чародейкою
Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- О чем это стихотворение?
- Почему зимой лес красивый?
- Я предлагаю вам отправиться на прогулку по зимнему лесу. Закройте глазки и представьте, что мы оказались в лесу. Пошел снег…
- Но чем необычен этот снег?
- На какие группы можно разделить наши волшебные снежинки? (по форме)
- Пользуясь формой снежинок, составьте слова.
- Что общего в составленных словах? (правило жи-ши)
- Где вы встречали такое буквосочетание при изучении русского языка? (в 1 классе)
- Какие еще буквосочетания вы знаете?(ча-ща, чу-щу)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
III. Самоопределение к деятельности
— На какие группы можно разделить эти согласные звуки: [Ж], [Ч’], [Ш], [Щ’]? (Звонкие и глухие, мягкие и твердые.)
— Назовите всегда мягкие звуки. ([Ч’], [Щ’])
— Назовите всегда твердые звуки. ([Ж], [Ш].)
— Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом — нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные — Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие — с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ*.
— Соедините эти буквы на доске в «пары дружбы».
(На доске запись.)
— Определите тему сегодняшнего урока.
— Откройте учебник на с. 10 и прочитайте тему.
IV. Работа по теме урока
Упр. 11 (с. 10).
(Выполнение с комментированием.)
— Посмотрите на условный значок на полях. Какое новое словарное слово встретилось в тексте? (Товарищ.)
— Назовите безударную гласную в этом слове.
Упр. 12 (с. 10).
(Устное выполнение.)
Упр. 13 (с. 10).
(Устное выполнение.)
Упр. 11 (с. 10).
(Работа в парах.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте слова тетушки Совы на с. 11.
— Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять?
Упр. 14 (с. 11).
(Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)
VII. Рефлексия
(Письмо под диктовку. Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает на доске.)
Вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай.
(Взаимопроверка. Ученик, работавший у доски, открывает решение. Остальные учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)
— Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его.
«!» — молодец, ты все написал правильно.
«+» — хорошо, но еще немного ошибаешься.
«—» — тебе нужна помощь учителя.
VIII. Подведение итогов урока
— С какими орфограммами познакомились на уроке?
— Что должны помнить о написании этой орфограммы?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Что не получилось?
— Где допустили ошибки?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 15 (с. 11).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.