Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах
Оценка 4.8

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Оценка 4.8
docx
07.01.2020
Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах
Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №44

Агаева Изумруд Гусеновна

8-909-042-28-09

УМК: М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский «Русский язык», класс 6

Номинация конкурса: «Урок русского языка с полиэтническим составом учащихся».

 

Тема урока «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных».

Цель урока: познакомить с правилом написания о – е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах имён прилагательных.

Задачи:

 Обучающие:

Обучение применению правила при выборе букв О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц

Развивающие:

Развитие мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки и свойства, делать общие выводы.

Развитие умения применять знания на практике.

Формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.

Развитие культуры речи. Систематизировать и обобщить имеющиеся знания обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний.

Воспитывающие:

Воспитывать взаимоуважение.

Воспитывать любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения учащихся.

  Категория учащихся: учащиеся, владеющие русским языком как родным, и учащиеся, владеющие русским языком как неродным.

       Тип рока: урок «открытия» нового знания

       Вид урока: урок-исследование

       Структура урока:

1. Самоопределение деятельности .

2. Актуализация знаний.

3. Постановка проблемы.

4. «Открытие» нового знания .

5. Первичное закрепление.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

8. Итог урока. Рефлексия.

Технология: проблемно-диалоговая

Оборудование: проектор, карточки, иллюстративный материал, толковый словарь … ред. С.И.Ожегова.

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин).

1.      Орфоэпическая разминка.

Произноси правильно:

Что(шт), чтобы(шт), его(в), скворечник(ш)

яичница(шн), кафе(фэ), свитер(тэ), шоссе(сэ)

2. Прием “яркая цитата” (Слайд 2) (цель: развитие любви к русскому языку, любви к прекрасному, воспитание эстетических чувств):

Русский язык, по мнению замечательного писателя Куприна, “в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

Фронтальная работа: (Слайд 3)

К какой части речи относятся и что обозначают в русском языке такие слова, как вежливый, старательный, умелых, опытных, красив, певуч, гибок, ловок?

Где вам чаще всего, кроме уроков русского языка, приходилось встречать имя прилагательное?

Зачем же они нужны и какую роль играют?

Готовятся к восприятию информации,

Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника

 

2

Актуализация знаний,сообщение темы урока, постановка цели

(4-5 мин)

На доске словосочетания (выходят к доске) (цель: активизация мыслительной деятельности, обеспечение высокого уровня умственного развития):

·         Чуж…й город

·         Храбрый петуш…к

·         Высокое крыльц…

·         Ш…лковые локоны

·         В дремуч…м лесу

·         Укрыть плащ…м

·         Сладкий крыж…вник

·         Парч…вая накидка

·         Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены?

·         Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова?

·         От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)Итак, приступайте к работе. Желаю удачи!

·         Какое словосочетание вызвало у вас затруднения? Почему? (Прилагательное, суффикс)

·         Какая накидка называется парчовой? Что такое парча?

·         Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем.

.

Слушают учителя, выходят к доске, объясняют орфограмму, перерабатывают информацию, затрудняются в орфограмме в слове «парчовая». Работают со словарём СИ.Ожегова.

Объясняют лексическое значение слова «парча».

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД: меть определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

3

Постановка проблемы

(4-5мин.)

 

- Посмотрите на эти словосочетания

На слайде 4

·         Грошовый вклад

·         Сторожевой катер

·         Бежевый костюм

·         Отцовский рюкзак

·         Ежовые рукавицы

·         Как вы понимаете выражения?

·         Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Назовём их.

·         Почему, как вы думаете, в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц?

-Какова цель нашего урока? (Наша цель – научиться применять правило написания букв О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-, видеть условия его применения).

Это тема нашего урока (Запишите её в тетради. Учитель – на доске: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ- )

 

-Какие задачи мы будем решать для достижения этой цели?

1) Познакомимся с правилом правописания  О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-.

2) Составим алгоритм работы с орфограммой. Закрепим правило в ходе выполнения заданий.

3) Выработаем навык различения правописания букв оё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи

·          

Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради, определяют задачи урока.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные УУД: уметь объяснить фразеологизм..

Регулятивные УУД: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи  в сотрудничестве с учителем .

4

Открытие нового знания.

 (5-6мин.)

 

1. Обратимся к справочному материалу: стр.131 в учебнике. Прочитайте правило, запомните его и воспроизведите с примерами. (Учащиеся говорят правило, на доске в двух словах обозначают орфограмму).

На доске слова: Еж..вый (       ), ситц..вый (     ), лиц..вой (   ),  торц..вый (  ).

- Какой была наша первая задача? Справились ли мы с ней?

 

Обобщают информацию, наизусть передают правило, учатся правильно обозначать орфограмму (на доске и в тетради).

Подводят итог: справились с первой задачей урока

 

Регулятивные УУД: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

5.

Первичное закрепление

(4-5мин.)

 

 

 

 

 

 

Релаксационная пауза (цель: снять напряжение, дать разгрузку эмоционально-мышечную, настроить на следующую работу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Опираясь, на примеры на доске, составьте алгоритм обозначения орфограммы в тетради и на доске.

-Опираясь на данный алгоритм, в парах выполним задание на карточке. (Учащимся выдаются карточки, тут же включается соответствующий слайд5). Работа в парах:

·         ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ

·         КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА

·         БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА

·         ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ

·         ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ

·         ТОРЦ…ВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

·         ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ

·         ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ

-Проверьте себя! (Слайд 6)

 

Физминутка. Проговори чистоговорку и повтори движения.

РО-РО-ЛО, у орла огромное перо (руки в стороны, имитация полета) РЫ-ЛЫ- ЛЫ, шары всегда круглы (руки соединяем над головой, показываем большой круг) АР-АР-АЛ, папа прочитал журнал (руки сгибаем в локтях перед собой, смотрим в ладошки и делаем легкие повороты головы) АР-АР-АЛ, завтра праздник карнавал (руки вытягиваем вверх подпрыгивая, показываем радость, кричим ура!).

Работают  в парах. Один ученик вызывается к доске.

Составляют алгоритм.

Работают в парах на плашках, применяя правило.

Проверяют себя с помощью ответов на слайде. Закрепляют изученное правило.

Проводят под руководством учителя релаксационную паузу.

 

Познавательные УУД: уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением товарища.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5мин.)

 

1. Продолжая работу над орфограммой №37, (работая в группе), замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.” , Обозначьте орфограмму.(Выдаю иллюстративный материал). Выполнив, прикрепите на доске.(Образец на слайде7)

Пишут на иллюстрации

Правило повторить

·         Платье из ситца - …

·         Медведь из плюша - …

·         Вода из ключа - …

·         (Какой “ключ” имеется в виду? что это за явление?)

·         Заросли из камыша - …

·         Клык моржа - …

·         Пуля из свинца - …

 

2. - Какой была наша вторая задача? Справились ли мы с ней?

 

Работают в группе с иллюстративным материалом, подбирают синонимичное сочетание с изучаемой орфограммой. Вывешивают на доску результат своей работы. Подводят итог: справились со второй задачей урока.

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

7

Включение нового знания в систему знаний и повторение  (7-8 мин.)

1. Работаем индивидуально.  “Найдите ошибку”

- Какие сочетания написаны верно?  Какие написаны с ошибкой? Каким правилом вы пользовались, работая над заданием? НА слайде8

·         Плюшевый мишка

·         песцовый воротник

·         кумачевая рубаха

·         ситцевая занавеска

·         свинцовая пуля

·         моржовый клык

·         ландышовый запах

·         камышовые заросли

·         глянцовая бумага

2. На экране текст (слайд9)

В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

 

Работают индивидуально, находят ошибки на выданных плашках.

Выстраивают последовательный ответ, подкреплённый правилом. Отвечает один ученик, класс оценивает по критериям, размещённым на доске.

Читают текст. Обдумывают задание.

 

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию.

 

 

-  Найдите и выпишите из текста слова, с правилами написания которых мы сегодня работали.  ? Каким правилом вы пользовались, работая над заданием?

(Слайд10) демонстрируется после выполнения учениками задания. Они сверяются с записью на интерактивной доске, делая обозначения.)

3. - Какой была наша третья  задача? Справились ли мы с ней?

-Какова цель нашего урока? (Наша цель – научиться применять правило написания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-, видеть условия его применения). (Слайд 11)

-Достигли ли мы цели?

 

 

Работая в парах, находят изучаемую орфограмму в тексте.

Отвечает один ученик, класс оценивает по критериям, размещённым на доске.

Подводят итог: справились с третьей  задачей урока.

Делают вывод: достигли цели урока.

 

 

8.

Итог урока. Рефлексия

(2-3мин.)

 

На слайде – критерии оценки:

1.Что открыли для себя?

2.Чему научились?

3.Какую оценку поставишь себе за работу на уроке?

-Составьте синквейн на тему «Урок», вложив в него впечатления прошедшего урока.

 

 

 

Ученик оценивает свою работу по критериям.

Составляют и зачитывают синквейн, дополняя друг друга.

 

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Познавательные УУД: уметь проявлять творческое начало.

9

Домашнее задание

(1-2 мин.)

 

 На слайде:

1.п.55 (знать правило), упр.314 (по заданию учебника)

или «Составить грамматическую сказку «Разговор суффиксов –ов-, -ев» .

2. Индивидуальное задание. Определить значения слов « невежда» и «невежа» (можно предложить выполнение данной работы инофонам)

Выбирают задание из предложенного.

Регулятивные УУД: уметь оценивать свои возможности.

 

 

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах

Буквы О-, Е- после шипящих и Ц в суффиксах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2020