Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №44
Агаева Изумруд Гусеновна
8-909-042-28-09
УМК: М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский «Русский язык», класс 6
Номинация конкурса: «Урок русского языка с полиэтническим составом учащихся».
Тема урока «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных».
Цель урока: познакомить с правилом написания о – е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах имён прилагательных.
Задачи:
Обучающие:
Обучение применению правила при выборе букв О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц
Развивающие:
Развитие мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки и свойства, делать общие выводы.
Развитие умения применять знания на практике.
Формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.
Развитие культуры речи. Систематизировать и обобщить имеющиеся знания обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний.
Воспитывающие:
Воспитывать взаимоуважение.
Воспитывать любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения учащихся.
Категория учащихся: учащиеся, владеющие русским языком как родным, и учащиеся, владеющие русским языком как неродным.
Тип рока: урок «открытия» нового знания
Вид урока: урок-исследование
Структура урока:
1. Самоопределение деятельности .
2. Актуализация знаний.
3. Постановка проблемы.
4. «Открытие» нового знания .
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
8. Итог урока. Рефлексия.
Технология: проблемно-диалоговая
Оборудование: проектор, карточки, иллюстративный материал, толковый словарь … ред. С.И.Ожегова.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1 |
Мотивация к учебной деятельности (2 мин). |
1. Орфоэпическая разминка. Произноси правильно: Что(шт), чтобы(шт), его(в), скворечник(ш) яичница(шн), кафе(фэ), свитер(тэ), шоссе(сэ) 2. Прием “яркая цитата” (Слайд 2) (цель: развитие любви к русскому языку, любви к прекрасному, воспитание эстетических чувств): Русский язык, по мнению замечательного писателя Куприна, “в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”. Фронтальная работа: (Слайд 3) К какой части речи относятся и что обозначают в русском языке такие слова, как вежливый, старательный, умелых, опытных, красив, певуч, гибок, ловок? Где вам чаще всего, кроме уроков русского языка, приходилось встречать имя прилагательное? Зачем же они нужны и какую роль играют? |
Готовятся к восприятию информации, |
Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника
|
|||
2 |
Актуализация знаний,сообщение темы урока, постановка цели (4-5 мин) |
· Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены? · Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова? · От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)Итак, приступайте к работе. Желаю удачи! · Какое словосочетание вызвало у вас затруднения? Почему? (Прилагательное, суффикс) · Какая накидка называется парчовой? Что такое парча? · Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем. . |
Слушают учителя, выходят к доске, объясняют орфограмму, перерабатывают информацию, затрудняются в орфограмме в слове «парчовая». Работают со словарём СИ.Ожегова. Объясняют лексическое значение слова «парча». |
Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД: меть определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: Уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
|||
3 |
Постановка проблемы (4-5мин.)
|
- Посмотрите на эти словосочетания
· Как вы понимаете выражения? · Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Назовём их. · Почему, как вы думаете, в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц? -Какова цель нашего урока? (Наша цель – научиться применять правило написания букв О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-, видеть условия его применения). Это тема нашего урока (Запишите её в тетради. Учитель – на доске: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ- )
-Какие задачи мы будем решать для достижения этой цели? 1) Познакомимся с правилом правописания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-. 2) Составим алгоритм работы с орфограммой. Закрепим правило в ходе выполнения заданий. 3) Выработаем навык различения правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи · |
Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради, определяют задачи урока. |
|
|||
4 |
Открытие нового знания. (5-6мин.)
|
1. Обратимся к справочному материалу: стр.131 в учебнике. Прочитайте правило, запомните его и воспроизведите с примерами. (Учащиеся говорят правило, на доске в двух словах обозначают орфограмму). На доске слова: Еж..вый ( ), ситц..вый ( ), лиц..вой ( ), торц..вый ( ). - Какой была наша первая задача? Справились ли мы с ней?
|
Обобщают информацию, наизусть передают правило, учатся правильно обозначать орфограмму (на доске и в тетради). Подводят итог: справились с первой задачей урока
|
Регулятивные УУД: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»). Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. |
|||
5. |
Первичное закрепление (4-5мин.)
Релаксационная пауза (цель: снять напряжение, дать разгрузку эмоционально-мышечную, настроить на следующую работу).
|
1. Опираясь, на примеры на доске, составьте алгоритм обозначения орфограммы в тетради и на доске. -Опираясь на данный алгоритм, в парах выполним задание на карточке. (Учащимся выдаются карточки, тут же включается соответствующий слайд5). Работа в парах: · ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ · КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА · БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА · ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ · ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ · ТОРЦ…ВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ · ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ · ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ -Проверьте себя! (Слайд 6)
Физминутка. Проговори чистоговорку и повтори движения. РО-РО-ЛО, у орла огромное перо (руки в стороны, имитация полета) РЫ-ЛЫ- ЛЫ, шары всегда круглы (руки соединяем над головой, показываем большой круг) АР-АР-АЛ, папа прочитал журнал (руки сгибаем в локтях перед собой, смотрим в ладошки и делаем легкие повороты головы) АР-АР-АЛ, завтра праздник карнавал (руки вытягиваем вверх подпрыгивая, показываем радость, кричим ура!). |
Работают в парах. Один ученик вызывается к доске. Составляют алгоритм. Работают в парах на плашках, применяя правило. Проверяют себя с помощью ответов на слайде. Закрепляют изученное правило. Проводят под руководством учителя релаксационную паузу.
|
Познавательные УУД: уметь выбирать решение, обосновывать выбор. Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением товарища. |
|||
6. |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5мин.)
|
1. Продолжая работу над орфограммой №37, (работая в группе), замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.” , Обозначьте орфограмму.(Выдаю иллюстративный материал). Выполнив, прикрепите на доске.(Образец на слайде7)
2. - Какой была наша вторая задача? Справились ли мы с ней?
|
Работают в группе с иллюстративным материалом, подбирают синонимичное сочетание с изучаемой орфограммой. Вывешивают на доску результат своей работы. Подводят итог: справились со второй задачей урока. |
Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. |
|||
7 |
Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.) |
1. Работаем индивидуально. “Найдите ошибку” - Какие сочетания написаны верно? Какие написаны с ошибкой? Каким правилом вы пользовались, работая над заданием? НА слайде8 · Плюшевый мишка · песцовый воротник · кумачевая рубаха · ситцевая занавеска · свинцовая пуля · моржовый клык · ландышовый запах · камышовые заросли · глянцовая бумага 2. На экране текст (слайд9) В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.
|
Работают индивидуально, находят ошибки на выданных плашках. Выстраивают последовательный ответ, подкреплённый правилом. Отвечает один ученик, класс оценивает по критериям, размещённым на доске. Читают текст. Обдумывают задание.
|
Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других. Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой) Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию. |
|||
|
|
- Найдите и выпишите из текста слова, с правилами написания которых мы сегодня работали. ? Каким правилом вы пользовались, работая над заданием? (Слайд10) демонстрируется после выполнения учениками задания. Они сверяются с записью на интерактивной доске, делая обозначения.) 3. - Какой была наша третья задача? Справились ли мы с ней? -Какова цель нашего урока? (Наша цель – научиться применять правило написания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-, видеть условия его применения). (Слайд 11) -Достигли ли мы цели?
|
Работая в парах, находят изучаемую орфограмму в тексте. Отвечает один ученик, класс оценивает по критериям, размещённым на доске. Подводят итог: справились с третьей задачей урока. Делают вывод: достигли цели урока.
|
|
|||
8. |
Итог урока. Рефлексия (2-3мин.)
|
На слайде – критерии оценки: 1.Что открыли для себя? 2.Чему научились? 3.Какую оценку поставишь себе за работу на уроке? -Составьте синквейн на тему «Урок», вложив в него впечатления прошедшего урока.
|
Ученик оценивает свою работу по критериям. Составляют и зачитывают синквейн, дополняя друг друга.
|
Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других. Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой) Познавательные УУД: уметь проявлять творческое начало. |
|||
9 |
Домашнее задание (1-2 мин.)
|
На слайде: 1.п.55 (знать правило), упр.314 (по заданию учебника) или «Составить грамматическую сказку «Разговор суффиксов –ов-, -ев» . 2. Индивидуальное задание. Определить значения слов « невежда» и «невежа» (можно предложить выполнение данной работы инофонам) |
Выбирают задание из предложенного. |
Регулятивные УУД: уметь оценивать свои возможности.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.