Буллинг в образовательной среде. Рекомендации для родителей
Оценка 5

Буллинг в образовательной среде. Рекомендации для родителей

Оценка 5
Работа с родителями
docx
Междисциплинарный 6
Все классы
26.12.2023
Буллинг в образовательной среде. Рекомендации для родителей
Цель: повысить компетентность родителей в отношении понятия «буллинг», обозначить основные признаки того, что ребенок подвергается «буллингу» в группе сверстников. Задачи: - познакомить родителей с понятием «буллинг»; - формировать активную педагогическую позицию родителей; - научить родителей распознавать ситуации травли; - познакомить родителей со способами защиты своего ребенка от буллинга.
Буллинг в образовательной среде. Рекомендации для родителей.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание на тему:

«Буллинг в образовательной среде: рекомендации для родителей»

 

Цель: повысить компетентность родителей в отношении понятия «буллинг», обозначить основные признаки того, что ребенок подвергается «буллингу» в группе сверстников.

Задачи:

-       познакомить родителей с понятием «буллинг»;

-       формировать активную педагогическую позицию родителей;

-       научить родителей распознавать ситуации травли;

-       познакомить родителей со способами защиты своего ребенка от буллинга.

 

Вводная часть

Актуальной проблемой последних десятилетий является рост числа актов насилия, совершаемых несовершеннолетними. В современном образовании, как отмечают эксперты (И. В. Волкова, Н. М. Моисеева, М. В. Сафронова, Д. Н. Соловьев и др.), всё чаще наблюдается жестокость во взаимоотношениях детей, унижения и насмешки, которые становятся причиной личностных деструкций, депрессивных состояний. Согласно статистике, более 50% детей подвергались различным видам агрессии и буллинга, и только 2% детей, подверженных травле рассказывали о случившимся своим родителям.

В современной научной литературе (В. Н. Бутенко, И. В. Волкова, С. В. Кривцова) буллинг рассматривается как форма насилия, проявляющаяся в систематических целенаправленных актах агрессии по отношению к лицам, более слабым по статусу, физически или психологически.

В настоящее время буллинг рассматривается учеными как серьезная проблема, влекущая не только психологические и социальные последствия (апатия, тревожность, раздражительность, одиночество, агрессивное и суицидальное поведение, употребление психоактивных веществ, риски вовлечения в криминальные группировки, дезадаптация и т. д.), но и соматические (головокружения, головные боли, нарушения сна, энурез, физические травмы).

Сложившаяся ситуация в образовательной системе подчеркивает необходимость профилактики буллинга, ориентированную на обучающихся, их родителей и педагогический коллектив.

Одной из задач профилактики буллинга является психологопедагогическое просвещение родителей.  

Проведение профилактических мероприятий позволит создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство.

 

1. Знакомство с групповыми правилами.

 

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на родительской собрании. Сегодня мы познакомимся с понятием буллинг, основными его характеристиками, постараемся найти ответы на вопросы: что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу? В ситуациях, когда ребенок агрессор и, что сделать, чтобы таких ситуаций не возникало. Прежде чем приступить к обсуждению, давайте познакомимся. 

 

Разминка.

Обсуждение правил работы.

При общении важно соблюдать правила. Всегда есть тот, кто слушает, и тот, кто говорит. Есть правила, которые наиболее важны. 

1.    «Искренность в общении».

Это правило означает откровенное выражение своих чувств и эмоций по отношению к действиям других участников и самому себе. 

2.    «Активное участие в происходящем».

3.    «Уважение к говорящему».

Когда высказывается кто-то из членов, мы его внимательно слушаем, давая человеку возможность сказать то, что он хочет.

4.   «Правило поднятой руки».

Если кто-то хочет высказаться – поднимает руку. Остальные должны обратить на него внимание и выслушать.

5.   «Не давать оценок».

Не оценивать других людей, их мнение, внешность, а принимать их такими, какие они есть.

 

Упражнение «Ассоциации»

Цель: введение в тему родительского собрания.

Психолог: Какие у вас возникают ассоциации со словом «буллинг»? Родители высказываются по желанию. 

 

2. Основная часть

 

Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Практически в каждом группе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников группы. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков.

Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников, одногруппников), – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

Прежде чем перейти к разработке эффективных методов разрешения проблемы буллинга, следует изучить виды, причины и возможные проявления данного явления во всем их многообразии.

 

Выделяют следующие виды буллинга:

1. Психологическое (моральное) насилие:

-  вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, вымогательство, доносительство, клевета на жертву, оскорбления, обзывательства, клички.

-  социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются контактировать, общаться, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой;

-  кибербуллинг – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне. Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

2. Физическое насилие избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство.

По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга:

-       словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.).

-       бойкот, 

-       физическая расправа.

-       распространение слухов и сплетен,  - воровство. 

Как показали исследования – в младших классах школы частота встречаемости случаев буллинга выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.

 

Основные характеристики Буллинга

-       Умышленность 

-       Регулярность 

-       Неравенство сил

-       Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников)

-       Не заканчивается сам по себе

-       Негативное психологическое воздействие на всех участников.

 

По статистике, больший процент детей за помощью при буллинге не обращаются: 

62% детей не рассказывали о буллинге

24% делились с друзьями

2% рассказали родителям

 

Почему дети не обращаются за помощью?

-       Хочет справиться с этим самостоятельно - Дети могут бояться реакции от обидчика

-       Опасается, что накажут за слабость 

-       Чувствуют, что никто о них не заботится 

-       Дети могут опасаться, что их сверстники отвергнут.

 

Распределение ролей в буллинге

Как уже упоминалось выше, буллинг – всегда коллективное явление. Детей, которые осознанно или невольно принимают в нем участие можно разделить на четыре категории: инициаторы, преследователи, наблюдатели, жертвы.

Инициаторами выступают один-три ребенка, их цель самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе, поэтому они используют агрессивные рычаги. В ряде случаев поводом к насилию может служить личная неприязнь или тщательно спланированная месть в отношении другого ребенка. Зачинщики демонстративно задирают, высмеивают или игнорируют одного или нескольких участников группы. Они стремятся к вниманию, желают занять роль лидера группы.

-       дети, страдающие от насилия в своей семье и компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе;

-       дети, стремящиеся к лидерству, власти, самоутверждению за счет других;

-       легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением; - часто нарушают дисциплину;

-       склонны обвинять других в своих проблемах;

-       агрессивные дети;

-       физические сильные дети;

 

Жертвой или объектом буллинга:

-       часто становятся робкие;

-       тихие дети;

-       нередко физически слабые;

-       дети с нестандартной внешностью;

-       особым прилежанием в учебе;

-       чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность, отстоять ее;

-       дети, обладающие талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами;

-       дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой.

 

Жертвой буллинга может стать любой ученик.

Возможные роли непопулярных школьников: «Шут», «Козел отпущения», «Покорная жертва», «Раб», «Белая ворона» «Озлобленные», «Непопулярные», «Агрессоры»: агрессор-нападающий, отвергаемый агрессор, «Ябеды»

 

ПОКОРНЫЕ

АГРЕССИВНЫЕ

-  им свойственна отрицательная «Я-концепция», часто представляют себя неудачниками, глупыми, стыдливыми и непривлекательными людьми; 

-  могут          находиться          в одиночестве, не проявлять агрессии и отдаляться от группы школьников. 

-  страдают от низкого чувства собственного достоинства; 

-  интроверты,        с        плохо развитыми коммуникативными навыками;

-  сверхагрессивные         и

эмоционально нестабильные;

-  легко раздражаются и впадают в        состояние   гнева,          поддаются провокациям;  

-  не способны правильно интерпретировать намерения или высказывания; 

-  не используют агрессию в качестве     инструмента        для

достижения цели;

-  используют         агрессию    в

качестве мести; 

 

 

Возможные последствия для жертвы:

-       социальная изоляция;

-       ассоциальное поведение;

-       тревожные расстройства;

-       психосоматика;

-       ПТСР (Посттравматическое стрессовое расстройство);

-       риск суицида.

 

Свидетели

Активные помощники

Пассивные сторонники

-                          подкрепляют действие буллера

(улыбками,                         смешками,

поддакиванием);

-                          могут        подначивать,

провоцировать;

-          в        целом          одобрительно относятся        к          поведению

доминирования и унижению слабых

Эффект свидетеля проблемной ситуации в том, что они не пытаются помочь пострадавшим. Чем больше очевидцев, тем меньше шансов, что начнут помогать пострадавшему.

 

Защитники

Наличие даже ОДНОГО противника буллинга в группе может изменить ситуацию к лучшему.

Если защитников несколько и с их мнением в группе считаются — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Основные характеристики защитников:

-       Устойчивая система ценностей.;

-       Представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности;

-       Способны самостоятельно регулировать свое поведение; - Оптимистический эмоциональный фон.

 

Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга?

Если ваш ребёнок:

-       неохотно идёт в техникум и рад любой возможности не ходить туда;

-       возвращается из техникума подавленным;

-       часто плачет без очевидных причин;

-       никогда не вспоминает никого из своих одногруппников;

-       очень мало говорит о своей учебной жизни;

-       одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга.

 

Работа в группах.

Уважаемые участники: «давайте с вами разделимся на 2 группы».

Участники рассчитаются на лимон- апельсин.  

Сейчас мы с вами постараемся найти ответы на следующие вопросы: 

1.                      Группа «лимонов» в ходе групповой дискуссии постарается найти ответ на вопрос: «Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок жертва?»

2.                      Группа «апельсинов» постарается найти ответ на вопрос: «Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок буллер?» 

После обсуждения, представитель от каждой группы высказывается по данному вопросу. 

 

Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?

 

-  Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.). - Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой буллинга;  - Сообщите о ситуации классному руководителю, психологу. 

-  Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации; 

-  Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома; 

-  Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк. 

-  Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».

-  Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне;

-  Выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.

-  Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно.

-  Выступая на родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в группе.

-  Не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.

-  Зная причины и последствия буллинга, уважаемые родители, примите правильно решение и все необходимые меры, чтобы ваш ребёнок был полноценной личностью нашего общества.

 

Если ваш ребенок — обидчик

 

Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее.

Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо: - остановить ребенка-обидчика, 

-  создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.

-  Вам нужно попытаться заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим. 

 

Как этого добиться?

-  Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это. 

-  Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что, беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.

-  Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок. 

-  Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга. Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе. 

-  Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок плохой. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.

-  Развивайте эмпатию.

 

Повышайте уровень информированности детей о роли, которую они играют в буллинге.

 

И что сделать, чтобы не допустить ситуаций травли (на что обратить внимание)?

 

-  Интересоваться жизнью и проблемами ребёнка;

-  Уделять внимание его взаимоотношениям с членами семьи и сверстниками;

-  Настаивайте на общении ребенка с людьми вне Интернета;

-  При необходимости обращайтесь к педагогам-психологам, психиатрам, детским неврологам;

-  Постарайтесь наладить контакты с педагогами;

-  Пригласите одногруппников в гости, особенно тех, кому ваш ребенок симпатизирует;

-  Повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной самооценки ребёнка, объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки, и достоинства; помочь ребёнку стать членом учебного коллектива, а не просто ходить учиться;

-  Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в семье, вовлечение ребенка в совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи), восстановить или завести традиции и ритуалы в семье (пожелать хорошего дня утром перед уходом в техникум, отмечать дни рождения, различные достижения и т.д.); 

-  Прикасайтесь к подростку как можно чаще - берите за руку, обнимайте, гладьте по голове.

-  Говорите, что вы любите.  Ребенок будет чувствовать себя любимым.

-  Любите своих детей, будьте к ним внимательны (особенно к их эмоциональному состоянию) и принимайте их такими, какие они есть!

Реакция на буллинг отлично продемонстрирована в художественном фильме «Чучело» (1983 г.) режиссера Ролана Быкова. Шестиклассница Лена Бессольцева умело передает все чувства, которые может испытать ребёнок: боль, одиночество, страх поделиться проблемой со взрослыми, чувство безысходности и беззащитности.

 

Родители вместе с детьми

 

Просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением:

-   «Чучело» (1983 г.).

-   «Класс» (2007 г.).

-   «Розыгрыш» (2008 г.).

-   «Класс коррекции» (2014г.)

 

 

  Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллинга, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя ненавидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном терапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства может включать поддержку в стенах школы или направление в какую-либо внешнюю службу поддержки. Так, например, возможны контакты с социальной службой, центрами психологического сопровождения, кризисными центрами или службой телефона доверия для детей «Детская линия». (Раздать визитки телефона доверия, кризисных центров города и области).

 

3.Заключительная часть. Рефлексия.

Итак, уважаемые родители, мы с вами рассмотрели вопросы, связанные с буллингом и способами помощи своим детям, оказавшимся в такой ситуации. 

Будьте внимательны к своему ребенку, стремитесь к доверительным отношениям с ним, поддерживайте его в трудных ситуациях, обращайтесь за помощью к педагогам, психологам и администрации техникума.

 

Рефлексия  

Участники родительского собрания дают обратную связь, высказываются желающие: что было полезным, интересным,

Заполняем рефлексивные листы.      (Приложение 1)

 

Надеемся, что родительское собрание было для Вас информативным, интересным и полезным! 

 

До свидания! Всего Вам доброго! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Рефлексивный лист

Мое настроение

 

1                       2                            3                        4                               5 

Информация интересная 

            1                  2                          3                            4                                  5

Информация полезная

 

1                       2                       3                                     4                                 5

Какие вопросы Вы бы хотели рассмотреть на последующих конференциях?

______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ Благодарим за сотрудничество

 

 


 

Родительское собрание на тему: «Буллинг в образовательной среде: рекомендации для родителей»

Родительское собрание на тему: «Буллинг в образовательной среде: рекомендации для родителей»

Сложившаяся ситуация в образовательной системе подчеркивает необходимость профилактики буллинга, ориентированную на обучающихся, их родителей и педагогический коллектив

Сложившаяся ситуация в образовательной системе подчеркивает необходимость профилактики буллинга, ориентированную на обучающихся, их родителей и педагогический коллектив

Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость

Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость

Основные характеристики Буллинга -

Основные характеристики Буллинга -

Жертвой или объектом буллинга: - часто становятся робкие; - тихие дети; - нередко физически слабые; - дети с нестандартной внешностью; - особым прилежанием в учебе;…

Жертвой или объектом буллинга: - часто становятся робкие; - тихие дети; - нередко физически слабые; - дети с нестандартной внешностью; - особым прилежанием в учебе;…

Свидетели Активные помощники

Свидетели Активные помощники

Группа «лимонов» в ходе групповой дискуссии постарается найти ответ на вопрос: «Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок жертва?» 2

Группа «лимонов» в ходе групповой дискуссии постарается найти ответ на вопрос: «Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок жертва?» 2

Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его

Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его

Пригласите одногруппников в гости, особенно тех, кому ваш ребенок симпатизирует; -

Пригласите одногруппников в гости, особенно тех, кому ваш ребенок симпатизирует; -

Заключительная часть. Рефлексия

Заключительная часть. Рефлексия

Приложение 1 Рефлексивный лист

Приложение 1 Рефлексивный лист
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2023