Родительское собрание на тему:
«Буллинг в образовательной среде: рекомендации для родителей»
Цель: повысить компетентность родителей в отношении понятия «буллинг», обозначить основные признаки того, что ребенок подвергается «буллингу» в группе сверстников.
Задачи:
- познакомить родителей с понятием «буллинг»;
- формировать активную педагогическую позицию родителей;
- научить родителей распознавать ситуации травли;
- познакомить родителей со способами защиты своего ребенка от буллинга.
Вводная часть
Актуальной проблемой последних десятилетий является рост числа актов насилия, совершаемых несовершеннолетними. В современном образовании, как отмечают эксперты (И. В. Волкова, Н. М. Моисеева, М. В. Сафронова, Д. Н. Соловьев и др.), всё чаще наблюдается жестокость во взаимоотношениях детей, унижения и насмешки, которые становятся причиной личностных деструкций, депрессивных состояний. Согласно статистике, более 50% детей подвергались различным видам агрессии и буллинга, и только 2% детей, подверженных травле рассказывали о случившимся своим родителям.
В современной научной литературе (В. Н. Бутенко, И. В. Волкова, С. В. Кривцова) буллинг рассматривается как форма насилия, проявляющаяся в систематических целенаправленных актах агрессии по отношению к лицам, более слабым по статусу, физически или психологически.
В настоящее время буллинг рассматривается учеными как серьезная проблема, влекущая не только психологические и социальные последствия (апатия, тревожность, раздражительность, одиночество, агрессивное и суицидальное поведение, употребление психоактивных веществ, риски вовлечения в криминальные группировки, дезадаптация и т. д.), но и соматические (головокружения, головные боли, нарушения сна, энурез, физические травмы).
Сложившаяся ситуация в образовательной системе подчеркивает необходимость профилактики буллинга, ориентированную на обучающихся, их родителей и педагогический коллектив.
Одной из задач профилактики буллинга является психологопедагогическое просвещение родителей.
Проведение профилактических мероприятий позволит создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство.
1. Знакомство с групповыми правилами.
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на родительской собрании. Сегодня мы познакомимся с понятием буллинг, основными его характеристиками, постараемся найти ответы на вопросы: что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу? В ситуациях, когда ребенок агрессор и, что сделать, чтобы таких ситуаций не возникало. Прежде чем приступить к обсуждению, давайте познакомимся.
Разминка.
Обсуждение правил работы.
При общении важно соблюдать правила. Всегда есть тот, кто слушает, и тот, кто говорит. Есть правила, которые наиболее важны.
1. «Искренность в общении».
Это правило означает откровенное выражение своих чувств и эмоций по отношению к действиям других участников и самому себе.
2. «Активное участие в происходящем».
3. «Уважение к говорящему».
Когда высказывается кто-то из членов, мы его внимательно слушаем, давая человеку возможность сказать то, что он хочет.
4. «Правило поднятой руки».
Если кто-то хочет высказаться – поднимает руку. Остальные должны обратить на него внимание и выслушать.
5. «Не давать оценок».
Не оценивать других людей, их мнение, внешность, а принимать их такими, какие они есть.
Упражнение «Ассоциации»
Цель: введение в тему родительского собрания.
Психолог: Какие у вас возникают ассоциации со словом «буллинг»? Родители высказываются по желанию.
2. Основная часть
Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Практически в каждом группе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников группы. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков.
Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников, одногруппников), – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.
Прежде чем перейти к разработке эффективных методов разрешения проблемы буллинга, следует изучить виды, причины и возможные проявления данного явления во всем их многообразии.
Выделяют следующие виды буллинга:
1. Психологическое (моральное) насилие:
- вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, вымогательство, доносительство, клевета на жертву, оскорбления, обзывательства, клички.
- социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются контактировать, общаться, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой;
- кибербуллинг – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне. Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.
2. Физическое насилие избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство.
По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга:
- словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.).
- бойкот,
- физическая расправа.
- распространение слухов и сплетен, - воровство.
Как показали исследования – в младших классах школы частота встречаемости случаев буллинга выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.
Основные характеристики Буллинга
- Умышленность
- Регулярность
- Неравенство сил
- Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников)
- Не заканчивается сам по себе
- Негативное психологическое воздействие на всех участников.
По статистике, больший процент детей за помощью при буллинге не обращаются:
62% детей не рассказывали о буллинге
24% делились с друзьями
2% рассказали родителям
Почему дети не обращаются за помощью?
- Хочет справиться с этим самостоятельно - Дети могут бояться реакции от обидчика
- Опасается, что накажут за слабость
- Чувствуют, что никто о них не заботится
- Дети могут опасаться, что их сверстники отвергнут.
Распределение ролей в буллинге
Как уже упоминалось выше, буллинг – всегда коллективное явление. Детей, которые осознанно или невольно принимают в нем участие можно разделить на четыре категории: инициаторы, преследователи, наблюдатели, жертвы.
Инициаторами выступают один-три ребенка, их цель самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе, поэтому они используют агрессивные рычаги. В ряде случаев поводом к насилию может служить личная неприязнь или тщательно спланированная месть в отношении другого ребенка. Зачинщики демонстративно задирают, высмеивают или игнорируют одного или нескольких участников группы. Они стремятся к вниманию, желают занять роль лидера группы.
- дети, страдающие от насилия в своей семье и компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе;
- дети, стремящиеся к лидерству, власти, самоутверждению за счет других;
- легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением; - часто нарушают дисциплину;
- склонны обвинять других в своих проблемах;
- агрессивные дети;
- физические сильные дети;
Жертвой или объектом буллинга:
- часто становятся робкие;
- тихие дети;
- нередко физически слабые;
- дети с нестандартной внешностью;
- особым прилежанием в учебе;
- чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность, отстоять ее;
- дети, обладающие талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами;
- дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой.
Жертвой буллинга может стать любой ученик.
Возможные роли непопулярных школьников: «Шут», «Козел отпущения», «Покорная жертва», «Раб», «Белая ворона» «Озлобленные», «Непопулярные», «Агрессоры»: агрессор-нападающий, отвергаемый агрессор, «Ябеды»
ПОКОРНЫЕ |
АГРЕССИВНЫЕ |
- им свойственна отрицательная «Я-концепция», часто представляют себя неудачниками, глупыми, стыдливыми и непривлекательными людьми; - могут находиться в одиночестве, не проявлять агрессии и отдаляться от группы школьников. - страдают от низкого чувства собственного достоинства; - интроверты, с плохо развитыми коммуникативными навыками; |
- сверхагрессивные и эмоционально нестабильные; - легко раздражаются и впадают в состояние гнева, поддаются провокациям; - не способны правильно интерпретировать намерения или высказывания; - не используют агрессию в качестве инструмента для достижения цели; - используют агрессию в качестве мести; |
Возможные последствия для жертвы:
- социальная изоляция;
- ассоциальное поведение;
- тревожные расстройства;
- психосоматика;
- ПТСР (Посттравматическое стрессовое расстройство);
- риск суицида.
Свидетели
Активные помощники |
Пассивные сторонники |
- подкрепляют действие буллера (улыбками, смешками, поддакиванием); - могут подначивать, провоцировать; |
- в целом одобрительно относятся к поведению доминирования и унижению слабых |
Эффект свидетеля проблемной ситуации в том, что они не пытаются помочь пострадавшим. Чем больше очевидцев, тем меньше шансов, что начнут помогать пострадавшему.
Защитники
Наличие даже ОДНОГО противника буллинга в группе может изменить ситуацию к лучшему.
Если защитников несколько и с их мнением в группе считаются — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.
Основные характеристики защитников:
- Устойчивая система ценностей.;
- Представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности;
- Способны самостоятельно регулировать свое поведение; - Оптимистический эмоциональный фон.
Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга?
Если ваш ребёнок:
- неохотно идёт в техникум и рад любой возможности не ходить туда;
- возвращается из техникума подавленным;
- часто плачет без очевидных причин;
- никогда не вспоминает никого из своих одногруппников;
- очень мало говорит о своей учебной жизни;
- одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга.
Работа в группах.
Уважаемые участники: «давайте с вами разделимся на 2 группы».
Участники рассчитаются на лимон- апельсин.
Сейчас мы с вами постараемся найти ответы на следующие вопросы:
1. Группа «лимонов» в ходе групповой дискуссии постарается найти ответ на вопрос: «Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок жертва?»
2. Группа «апельсинов» постарается найти ответ на вопрос: «Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок буллер?»
После обсуждения, представитель от каждой группы высказывается по данному вопросу.
Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?
- Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.). - Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой буллинга; - Сообщите о ситуации классному руководителю, психологу.
- Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;
- Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома;
- Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
- Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».
- Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне;
- Выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.
- Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно.
- Выступая на родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в группе.
- Не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.
- Зная причины и последствия буллинга, уважаемые родители, примите правильно решение и все необходимые меры, чтобы ваш ребёнок был полноценной личностью нашего общества.
Если ваш ребенок — обидчик
Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее.
Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо: - остановить ребенка-обидчика,
- создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.
- Вам нужно попытаться заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим.
Как этого добиться?
- Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.
- Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что, беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.
- Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок.
- Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга. Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе.
- Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок плохой. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.
- Развивайте эмпатию.
Повышайте уровень информированности детей о роли, которую они играют в буллинге.
И что сделать, чтобы не допустить ситуаций травли (на что обратить внимание)?
- Интересоваться жизнью и проблемами ребёнка;
- Уделять внимание его взаимоотношениям с членами семьи и сверстниками;
- Настаивайте на общении ребенка с людьми вне Интернета;
- При необходимости обращайтесь к педагогам-психологам, психиатрам, детским неврологам;
- Постарайтесь наладить контакты с педагогами;
- Пригласите одногруппников в гости, особенно тех, кому ваш ребенок симпатизирует;
- Повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной самооценки ребёнка, объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки, и достоинства; помочь ребёнку стать членом учебного коллектива, а не просто ходить учиться;
- Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в семье, вовлечение ребенка в совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи), восстановить или завести традиции и ритуалы в семье (пожелать хорошего дня утром перед уходом в техникум, отмечать дни рождения, различные достижения и т.д.);
- Прикасайтесь к подростку как можно чаще - берите за руку, обнимайте, гладьте по голове.
- Говорите, что вы любите. Ребенок будет чувствовать себя любимым.
- Любите своих детей, будьте к ним внимательны (особенно к их эмоциональному состоянию) и принимайте их такими, какие они есть!
Реакция на буллинг отлично продемонстрирована в художественном фильме «Чучело» (1983 г.) режиссера Ролана Быкова. Шестиклассница Лена Бессольцева умело передает все чувства, которые может испытать ребёнок: боль, одиночество, страх поделиться проблемой со взрослыми, чувство безысходности и беззащитности.
Родители вместе с детьми
Просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением: |
- «Чучело» (1983 г.). - «Класс» (2007 г.). - «Розыгрыш» (2008 г.). - «Класс коррекции» (2014г.)
|
Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллинга, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя ненавидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном терапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства может включать поддержку в стенах школы или направление в какую-либо внешнюю службу поддержки. Так, например, возможны контакты с социальной службой, центрами психологического сопровождения, кризисными центрами или службой телефона доверия для детей «Детская линия». (Раздать визитки телефона доверия, кризисных центров города и области).
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Итак, уважаемые родители, мы с вами рассмотрели вопросы, связанные с буллингом и способами помощи своим детям, оказавшимся в такой ситуации.
Будьте внимательны к своему ребенку, стремитесь к доверительным отношениям с ним, поддерживайте его в трудных ситуациях, обращайтесь за помощью к педагогам, психологам и администрации техникума.
Рефлексия
Участники родительского собрания дают обратную связь, высказываются желающие: что было полезным, интересным,
Заполняем рефлексивные листы. (Приложение 1)
Надеемся, что родительское собрание было для Вас информативным, интересным и полезным!
До свидания! Всего Вам доброго!
Приложение 1
Рефлексивный лист
Мое настроение
1 2 3 4 5
Информация интересная
1 2 3 4 5
Информация полезная
1 2 3 4 5
Какие вопросы Вы бы хотели рассмотреть на последующих конференциях?
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ Благодарим за сотрудничество
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.