Буллинг в школе
Оценка 4.6

Буллинг в школе

Оценка 4.6
docx
31.01.2020
Буллинг в школе
Буллинг в школе.docx

Буллинг в школе.

Актуальность.  В последнее время в СМИ, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми детьми.

Буллинг (bullying,  от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) Буллинг - это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь. Пострадавшие дети склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях. Буллинг – явление массовое. Согласно статистическим данным, приводимым зарубежными учёными,   школьному   буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до 50 % детей. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, а иногда  и систематический.

Исходя из вышесказанного, я вижу необходимость создать условия, для защиты детей, подвергающихся травле, а также для профилактики детской агрессии.

Цель: Профилактика агрессивного поведения учащихся школы.

Задачи:

- Провести опрос учащихся по проблеме буллинга;

- Подготовить раздаточный материал (буклеты) для учащихся школы;

- Проведение профилактических мероприятий: классный часы, беседы, просмотр видеороликов, фильмов, театральные постановки и т.д.;

- Контроль над поведением детей на переменах;

- Работа с родителями;

- Привлечение специалистов для разработки план работы с детьми, имеющими склонность к агрессивному поведению и план работы с детьми, подвергшимися школьному буллингу.

Планируемые результаты.

- Комфортная психологическая обстановка в школе;

- Дети проинформированы об ответственности за противоправное поведение;

- Родители просвещены по теме проблемы;

- Сократилось количество детей подверженных травле

- Психологическая обстановка в школе станет комфортнее;

- учащиеся добрее относятся друг к другу.

Описание ситуации.

Мальчик Стас, учится средне, с одноклассниками не очень ладит, агрессии не проявляет, в классе у него есть пара друзей. Одноклассники часто выкидывают его портфель из класса, или просто пинают ногами по кабинету или коридору, перед уроками физкультуры иногда заталкивают его в женскую раздевалку и держат дверь снаружи, чтобы он не мог выйти, издеваются и подшучивают над ним, иногда становятся на входе в кабинет, чтобы он не мог войти в кабинет на урок и т.д.

Возможные причины возникновения данной ситуации.

- Отсутствие контроля со стороны учителей за поведением учащихся на переменах;

- Неадекватная заниженная самооценка у ребенка подвергающегося травле;

- Низкий социально-экономический статус семьи;

- Низкий уровень воспитания детей;

- Наличие в классе признанного «лидера»;

- Гиперопека или равнодушие со стороны родителей.

Мотивами буллинга являются:

1.                 Зависть;

2.                 Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);

3.                 Чувство неприязни;

4.                 Борьба за власть;

5.                 Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;

6.                 Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;

7.                 Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;

8.                 Стремление удивить, поразить;

9.                 Стремление разрядиться, «приколоться»;

10.            Желание унизить, запугать непонравившегося человека и т.д.

Пути решения.

- Активная помощь школьного психолога;

- Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников:

·                   Спокойное отношение в случае незначительной агрессии

·                   Акцентирование внимания на поступках, а не на личности

·                   Контроль над собственными негативными эмоциями

·                   Обсуждение проступка

·                   Сохранение положительной репутации ребенка

·                   Демонстрация модели неагрессивного поведения

·                   Снижение напряжения ситуации

·                   Работа восстановительного примирения

- Изучение типа семьи и воспитания в семье детей, а также поведение родителей в семье;

- Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений;

- Формирование личности, жизненного стиля, стратегий поведения учеников в обществе через проведение родительских собраний, классных часов, классных и общешкольных мероприятий;

- Для предупреждения последствий буллинга первичная профилактика должна реализоваться по трем направлениям.

1. Создание условий недопущения буллинга.

2. Скорейшее разобщение ребенка (подростка) – жертвы с буллерами, ограничение воздействий на него стрессовых воздействий.

3. Укрепление защитных сил личности любого ребенка в классе в противостоянии травле и поддержка тех, кто пострадал от этого.

Рекомендации учителям, психологам, администрациям школ

1. Определение буллинга

2. Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе.

3. Определение, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы.

4. К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей.

5. Необходимо проводить беседы со школьниками как индивидуальные, так и групповые.

6. Определите поведение персонала школы, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися.

7. Беседуйте не только с виновными, но с их родителями.

8. Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков.

9. Снижать асоциальное поведение школьников.

10.  Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся.

11. Формировать: навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыки восприятия, использование и оказание психологической и социальной поддержки; навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;

12. Формировать навыки защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
навыки бесконфликтного и эффективного общения.

13.  Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

Работа с компаниями обидчиков

- Работая с обидчиками, их нужно экстренно и эффективно разоблачать и постараться отделить от группы единомышленников.

- Не настаивать на наказании, это только лишь усилит групповую солидарность обидчиков.

- Работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации всего, например, классного сообщества.

- Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить проблему, конечно с помощью других.

- Конструктивно работайте с родителями.

Профилактика буллинга

Профилактика направлена на детей – участников буллинга. И включает в себя работу не только с детьми, но и с семьями школьников.

1. Изучение типа семьи и воспитания в семье детей, а также поведение родителей в семье.

2. Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений

3. Формирование личности, жизненного стиля, стратегий поведения учеников в обществе через проведение родительских собраний, классных часов, классных и общешкольных мероприятий.

4. проведение родительских собраний, общешкольных мероприятий, которые будут способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей.

Краткие выводы:

·                     Учителя должны уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительными.

·                     Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны рассчитывать на поддержку со стороны учителей, когда речь идет о буллинге.

·                     Учителя должны научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик).

·                     Учителя должны научиться конструктивно конфронтировать с агрессией.

·                     Учителя должны опираться на созданную в школе систему противодействия, в том числе антибуллинговый комитет и другие структуры, оказывающие экстренное противодействие в ситуации агрессии среди детей.

·                     Учителя должны знать, какие факторы классной атмосферы способствуют буллингу. 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест на наличие ситуаций насилия в школе.

1. Как ты чувствуешь себя в школе:

А) плохо,

Б) хорошо,

В) удовлетворительно,

Г) отлично.

2. Использует ли учитель по отношению к тебе оскорбительные слова:

А) да,

Б) нет.

3. Бывали ли случаи рукоприкладства к тебе:

А) да,

Б) нет.

Если да, то со стороны:

- учителей,

- администрации школы,

- техперсонала,

- учащихся школы.

4. Имелись ли случаи вымогательства у тебя денег и кем:

А) одноклассником,

Б) старшеклассником,

В) посторонними лицами,

Г) не было.

5. Существует ли проблема насилия в лицее?

Да                                                нет

6. Становились ли вы жертвой насилия в нашей школе и какого рода?

А) физического

Б) психологического

В) сексуального

Г) экономического

Д) свой вариант

7. Кто совершал над тобой насилие в школе (выбери все подходящие ответы)?

А) Старшеклассники.                        

Б)Одноклассники.                                      

В)Учитель.                      

Г) Другие лица (укажи)  __________________________________

8. Какую помощь ты получил (выбери все подходящие ответы)?

Психологическую

Медицинскую

Юридическую

Сочувствие окружающих людей

9.     Какие варианты решения проблемы насилия в школе вы предлагаете:

А) обсуждение на классных часах проблемы насилия

Б) ужесточение дисциплины в школе

В) улучшение контроля и надзора за поведением учащихся

Г) свой вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для родителей по проблеме насилия среди учащихся.

1.     Согласны ли Вы, что проблема насилия в школе существует:

Да/Нет.

2.     С какими видами насилия сталкивался ваш ребёнок?

3.     Обсуждаются ли проблемы насилия в вашей семье?

4.     В чём вы видите основные причины проявления различных видов насилия среди учащихся?

5.     Какие варианты решений проблемы по преодолению насилия в школе вы предлагаете:

А) обсуждение в классе проблем насилия

Б) ужесточение дисциплины в школе

В) улучшение контроля и надзора

Г) свой вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Буклет «Травля в школе. Как помочь ребенку»

Buklet_Bulling.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru

Буллинг в школе. Актуальность

Буллинг в школе. Актуальность

Психологическая обстановка в школе станет комфортнее; - учащиеся добрее относятся друг к другу

Психологическая обстановка в школе станет комфортнее; - учащиеся добрее относятся друг к другу

Пути решения. - Активная помощь школьного психолога; -

Пути решения. - Активная помощь школьного психолога; -

К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей

К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей

Профилактика буллинга Профилактика направлена на детей – участников буллинга

Профилактика буллинга Профилактика направлена на детей – участников буллинга

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тест на наличие ситуаций насилия в школе

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тест на наличие ситуаций насилия в школе

В) улучшение контроля и надзора за поведением учащихся

В) улучшение контроля и надзора за поведением учащихся

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для родителей по проблеме насилия среди учащихся

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для родителей по проблеме насилия среди учащихся

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Буклет «Травля в школе

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Буклет «Травля в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020