Буллинг в школе.
Актуальность. В последнее время в СМИ, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми детьми.
Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) Буллинг - это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь. Пострадавшие дети склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях. Буллинг – явление массовое. Согласно статистическим данным, приводимым зарубежными учёными, школьному буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до 50 % детей. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, а иногда и систематический.
Исходя из вышесказанного, я вижу необходимость создать условия, для защиты детей, подвергающихся травле, а также для профилактики детской агрессии.
Цель: Профилактика агрессивного поведения учащихся школы.
Задачи:
- Провести опрос учащихся по проблеме буллинга;
- Подготовить раздаточный материал (буклеты) для учащихся школы;
- Проведение профилактических мероприятий: классный часы, беседы, просмотр видеороликов, фильмов, театральные постановки и т.д.;
- Контроль над поведением детей на переменах;
- Работа с родителями;
- Привлечение специалистов для разработки план работы с детьми, имеющими склонность к агрессивному поведению и план работы с детьми, подвергшимися школьному буллингу.
Планируемые результаты.
- Комфортная психологическая обстановка в школе;
- Дети проинформированы об ответственности за противоправное поведение;
- Родители просвещены по теме проблемы;
- Сократилось количество детей подверженных травле
- Психологическая обстановка в школе станет комфортнее;
- учащиеся добрее относятся друг к другу.
Описание ситуации.
Мальчик Стас, учится средне, с одноклассниками не очень ладит, агрессии не проявляет, в классе у него есть пара друзей. Одноклассники часто выкидывают его портфель из класса, или просто пинают ногами по кабинету или коридору, перед уроками физкультуры иногда заталкивают его в женскую раздевалку и держат дверь снаружи, чтобы он не мог выйти, издеваются и подшучивают над ним, иногда становятся на входе в кабинет, чтобы он не мог войти в кабинет на урок и т.д.
Возможные причины возникновения данной ситуации.
- Отсутствие контроля со стороны учителей за поведением учащихся на переменах;
- Неадекватная заниженная самооценка у ребенка подвергающегося травле;
- Низкий социально-экономический статус семьи;
- Низкий уровень воспитания детей;
- Наличие в классе признанного «лидера»;
- Гиперопека или равнодушие со стороны родителей.
Мотивами буллинга являются:
1. Зависть;
2. Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);
3. Чувство неприязни;
4. Борьба за власть;
5. Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
6. Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;
7. Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
8. Стремление удивить, поразить;
9. Стремление разрядиться, «приколоться»;
10. Желание унизить, запугать непонравившегося человека и т.д.
Пути решения.
- Активная помощь школьного психолога;
- Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников:
· Спокойное отношение в случае незначительной агрессии
· Акцентирование внимания на поступках, а не на личности
· Контроль над собственными негативными эмоциями
· Обсуждение проступка
· Сохранение положительной репутации ребенка
· Демонстрация модели неагрессивного поведения
· Снижение напряжения ситуации
· Работа восстановительного примирения
- Изучение типа семьи и воспитания в семье детей, а также поведение родителей в семье;
- Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений;
- Формирование личности, жизненного стиля, стратегий поведения учеников в обществе через проведение родительских собраний, классных часов, классных и общешкольных мероприятий;
- Для предупреждения последствий буллинга первичная профилактика должна реализоваться по трем направлениям.
1. Создание условий недопущения буллинга.
2. Скорейшее разобщение ребенка (подростка) – жертвы с буллерами, ограничение воздействий на него стрессовых воздействий.
3. Укрепление защитных сил личности любого ребенка в классе в противостоянии травле и поддержка тех, кто пострадал от этого.
Рекомендации учителям, психологам, администрациям школ
1. Определение буллинга
2. Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе.
3. Определение, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы.
4. К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей.
5. Необходимо проводить беседы со школьниками как индивидуальные, так и групповые.
6. Определите поведение персонала школы, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися.
7. Беседуйте не только с виновными, но с их родителями.
8. Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков.
9. Снижать асоциальное поведение школьников.
10. Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся.
11. Формировать: навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыки восприятия, использование и оказание психологической и социальной поддержки; навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
12.
Формировать навыки защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
навыки бесконфликтного и эффективного общения.
13. Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
Работа с компаниями обидчиков
- Работая с обидчиками, их нужно экстренно и эффективно разоблачать и постараться отделить от группы единомышленников.
- Не настаивать на наказании, это только лишь усилит групповую солидарность обидчиков.
- Работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации всего, например, классного сообщества.
- Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить проблему, конечно с помощью других.
- Конструктивно работайте с родителями.
Профилактика буллинга
Профилактика направлена на детей – участников буллинга. И включает в себя работу не только с детьми, но и с семьями школьников.
1. Изучение типа семьи и воспитания в семье детей, а также поведение родителей в семье.
2. Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений
3. Формирование личности, жизненного стиля, стратегий поведения учеников в обществе через проведение родительских собраний, классных часов, классных и общешкольных мероприятий.
4. проведение родительских собраний, общешкольных мероприятий, которые будут способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей.
Краткие выводы:
· Учителя должны уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительными.
· Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны рассчитывать на поддержку со стороны учителей, когда речь идет о буллинге.
· Учителя должны научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик).
· Учителя должны научиться конструктивно конфронтировать с агрессией.
· Учителя должны опираться на созданную в школе систему противодействия, в том числе антибуллинговый комитет и другие структуры, оказывающие экстренное противодействие в ситуации агрессии среди детей.
· Учителя должны знать, какие факторы классной атмосферы способствуют буллингу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест на наличие ситуаций насилия в школе.
1. Как ты чувствуешь себя в школе:
А) плохо,
Б) хорошо,
В) удовлетворительно,
Г) отлично.
2. Использует ли учитель по отношению к тебе оскорбительные слова:
А) да,
Б) нет.
3. Бывали ли случаи рукоприкладства к тебе:
А) да,
Б) нет.
Если да, то со стороны:
- учителей,
- администрации школы,
- техперсонала,
- учащихся школы.
4. Имелись ли случаи вымогательства у тебя денег и кем:
А) одноклассником,
Б) старшеклассником,
В) посторонними лицами,
Г) не было.
5. Существует ли проблема насилия в лицее?
Да нет
6. Становились ли вы жертвой насилия в нашей школе и какого рода?
А) физического
Б) психологического
В) сексуального
Г) экономического
Д) свой вариант
7. Кто совершал над тобой насилие в школе (выбери все подходящие ответы)?
А) Старшеклассники.
Б)Одноклассники.
В)Учитель.
Г) Другие лица (укажи) __________________________________
8. Какую помощь ты получил (выбери все подходящие ответы)?
Психологическую
Медицинскую
Юридическую
Сочувствие окружающих людей
9. Какие варианты решения проблемы насилия в школе вы предлагаете:
А) обсуждение на классных часах проблемы насилия
Б) ужесточение дисциплины в школе
В) улучшение контроля и надзора за поведением учащихся
Г) свой вариант
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для родителей по проблеме насилия среди учащихся.
1. Согласны ли Вы, что проблема насилия в школе существует:
Да/Нет.
2. С какими видами насилия сталкивался ваш ребёнок?
3. Обсуждаются ли проблемы насилия в вашей семье?
4. В чём вы видите основные причины проявления различных видов насилия среди учащихся?
5. Какие варианты решений проблемы по преодолению насилия в школе вы предлагаете:
А) обсуждение в классе проблем насилия
Б) ужесточение дисциплины в школе
В) улучшение контроля и надзора
Г) свой вариант
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Буклет «Травля в школе. Как помочь ребенку»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.