Урок на тему «Былина».
Класс: 3
Цели урока:
ХОД УРОКА
Презентация, слайд 2
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Посмотрите внимательно на слад, там изображены репродукции картин В.Васнецова
про богатырей. А кто такие богатыри и откуда мы про них знаем?
Ученики: Богатыри, это герой русских былин,
они совершали подвиги и обладали огромной силой.
Слайд 3
П: Правильно. Это народные герои земли
Русской. Про них в старину народные певцы-сказители складывали былины и
исполняли их под аккомпанемент гуслей, нараспев, как неторопливое
повествование. Сейчас же мы ошибочно считаем, что былина это сугубо литературный
жанр. Нам кажется, что их прежде всего записывали, а потом певцы-сказители
брали готовый текст и под музыку распевали. На самом деле этому делу обучались
и передавалось оно из поколения в поколение, певцы-сказители были своего рода
современными импровизаторами и находу могли сочинять былины.
Давайте с вами запишем определение жанра былины. Былина – древний жанр русского
песенного фольклора. А что такое фольклор?
У: Фольклор – это устное народное творчество.
Слайд 4
П: Из глубины веков дошла до нас “Былина о Добрыне Никитиче”. Сейчас мы с вами послушаем ее в исполнении хора.
(Слушанье музыки)
– О чем эта былина? В чем ее смысл?
У: О том, что Добрыня Никитич пришел к родной матушке просить благословения на войну.
П: Давайте сейчас с вами попробуем вместе с хором спеть эту былину.
(Пение)
Слайды 5, 6
– Ребята, давайте с вами попытаемся сравнить былину с РНП. Всем нам известна песня “Во поле береза стояла…” сейчас мы с вами послушаем ее в исполнении хора.
(Слушанье музыки)
П: Что общего между РНП и былиной?
У: Есть мелодия, много куплетов.
П: А в чем отличия?
У: РНП пелись не под гусли, в основном они пелись без
сопровождения.
П: Давайте с вами вспомним с какими народными
певцами-сказителями мы с вами уже встречались на уроках? Мы с вами знаем,
что они исполняли былины под аккомпанемент гуслей.
У: На гуслях играли Садко и Баян.
П: Кто из композиторов был сказочником? Кто написал оперы
«Снегурочка» и «Садко»?
У: Н. А. РимскийКорсаков.
П: А кто использовал персонажа Баяна в своей опере «Руслан и
Людмила»?
У: М. И. Глинка.
П: Давайте посмотрим отрывок из фильма про Садко и вспомним
эпизод разговора Садко с Морским царем.
(Просмотр видеоотрывка)
– Ребята, кто помнит как выглядит инструмент домра? Это
инструмент народного или симфонического оркестра?
У: Народного.
П: Ребята давайте посмотрим на экран и рассмотрим домру
повнимательнее.
Слайд 7
П: А теперь послушаем песню Баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
Слайд 8
(Слушание музыки)
– О чем поет Баян?
У: Это начало оперы. Баян открывает действо,
говорит вступительное слово.
П: А теперь разделимся на группы, чтобы побыть самим певцами
сказителями. Три ряда – три группы. (На текст из учебника о Добрыне Никитиче).
Мы знаем, что мелодия состоит из нескольких нот, она не торопливая, неспешная,
величавая.
Дается время на придумывание. Затем исполнение.
П: А теперь откроем рабочую тетрадь на странице 14-15 и сделаем задание.
(Проверка выполненного задания)
Итог урока: Давайте вспомним, что нового
мы узнали сегодня о былине.
Актуальность былины – интересно ли слушать былину в наше время? Нужно ли это?
Аргументируй ответ.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.