Быт и нравы "темного царства" по пьесе А.Н. Островского "Гроза"

  • doc
  • 10.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока литературы в 10 классе Тема быт и нравы темного царства.doc

 

Технологическая карта урока литературы в 10 классе

Быт и нравы «темного царства»

Предмет: литература

Класс: 10

Тема урока: Быт и нравы «тёмного царства». Молодое поколение в драме «Гроза»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1. Проанализировать созданный автором образ города Калинова;

2. Проанализировать образы его жителей, обратив внимание на разницу взглядов представителей разных поколений.

3. Проанализировать быт и нравы «тёмного царства»

Планируемые результаты:

- личностные: - осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления; ставить цель и достигать её в процессе деятельности на уроке.

- метапредметные: умение работать со справочным материалом, умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

- осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты

- предметные: знать особенности жанра «драма»; уметь находить ответ в тексте; подтверждать свои догадки авторскими монологами и диалогами из текста, применять средства речевой выразительности.

Формируемые на уроке УУД:

Регулятивные:

-умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки с помощью учителя;

-умение совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей и чужой деятельности на уроке.

Познавательные:

-умение извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, схема и т.д.;

-умение воспринимать текст как смысловое целое;

-умение находить ответы на вопросы в тексте;

-умение делать выводы;

- умение кратко вести запись выводов в ходе урока.

Коммуникативные:

-умение общаться и взаимодействовать в паре, группе и классе в ходе совместной деятельности и обмене информацией;

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-саморегуляция эмоционального состояния;

Личностные:

-умение определять правила работы в группах;

-умение устанавливать связь между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом;

-саморефлексия.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Ресурсы: УМК под ред. Ю.В.Лебедева, «Поурочные разработки по литературе» под ред. Н.В. Егоровой, Т.И. Михайловой, И.В.Золотарёвой, текст драмы «Гроза» - у каждого ученика. (распечатка текстов для самостоятельной работы),

ИКТ (мультимедийный проектор и экран, презентация к уроку).

 

 

 

 

 

 

 

Организация пространства: индивидуальная работа, фронтальная, групповая .

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                                 Планируемые результаты

Личностные

 Метапредметные

Предметные

1.Организационный момент

Длительность 1 мин.

Организовать направление внимания на начало урока

Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя на урок.

Слово учителя.

Приготовление к уроку. Приветствие учителя.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

1.Определение

жанра произведения.

2. Целеполагание.

2.Проверка домашнего задания.

Длительность этапа – 9 мин.

 

 

1.Проверить выразительность чтения наизусть выбранного отрывка из драмы:

«Жестокие нравы,сударь..(д.1,явл.3)

или «Вот какой у нас, сударь, городишко» (д.3,явл.3)

Учитель следит за правильностью и выразительности

рассказов детей и просит оценить своё выступление и выступление одноклассников.

 

Учащиеся слушают, выступают, оценивают работу друг друга.

 

(Слайд 3)

вопрос (1-2 рассуждения).

Проявление познавательной активности в оценивании выступлений одноклассников.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Повторение теоретического материала о трагедии:

1. Была написана в 1859 году, напечатана в 1860

 

3.Постановка целей урока и определение темы урока.

Длительность этапа – 3 мин.

 

 

Подвести детей к самостоятельной постановке целей и темы урока.

Слово учителя.

С первых страниц пьесы обращаем внимание на на мастерство Островского-драматурга. Первое действие проходит летним вечером на берегу Волги в общественном саду-это даёт возможность читателям познакомиться с основными героями пьесы, ввести в сущность её конфликта. Красота приволжского пейзажа контрастна душной атмосфере жизни калиновцев.

Ученики рассуждают о том, что им необходимо, чтобы достичь поставленной цели («необходимо быть внимательными и бережными к слову»).

 

Ученики формулируют тему урока, записывают её в тетради, а учитель – на доске

 

Развитие чувства любви к классической литературе.

Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя, умения создавать собственное высказывание.

 

4.Работа в группах с текстом пьесы.

 20 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Физминутка для глаз.

Длительность этапа – 1 мин.

 

 

 

 

Проанализировать прочитанное,

учить работать с текстом, находить нужную информацию.

Учитель раздаёт учащимся карточки с вопросами для работы в паре.

Демонстрирует слайд 4, учащиеся рассматривают слайд,

1 группа отвечает на вопрос о том, способна ли красота природы смягчить жестокие нравы города Калинова?

 

 

 

Слайд 5 – (д.3, явл.2) демонстрируется портрет Дикого.

-Нарисуйте словесный портрет Дикого, расскажите о его взаимоотношениях с домочадцами и жителями города, дайте его речевую характеристику.

 

 

 

 Организовывает

физминутку для глаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6 посвящен Кулигину.

-Каково значение его имени?

- К чём прогрессивность его взглядов?

-способен ли он своей деятельностью изменить «тёмное царство»?

 

 

Слайд 8- разговор с Феклушей . (д.2,явл.1)

-О чём рассказывает Феклуша?

-Как речь Феклуши отражает её характер?

- Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях».

- О чём рассказывает Феклуша в д.2, явл.1.

  

 

 

Учитель демонстрирует слайд 10 –Марфа Игнатьевна Кабанова.

-Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову.

- Каков её душевный облик? Черты её характера, взаимоотношения с другими героями?

 

Демонстрируется слайд 12 – молодое поколение

в драме.

 -Каковы взаимоотношения между Тихоном и Катериной?

-Как относится Варвара к Катерине?

(Зачитайте явл.6)

- Как относятся к Кабанихе и её поручениям Тихон, Варвара и Катерина?

- Какой способ противодействия самодурам избрал Кудряш?

 

 

 

 

Учащиеся делятся напары, распределяют обязанности внутри своей группы, находят соответствующий материал в учебнике или тексте драмы «Гроза».

От каждой группы выступает 1 учащийся. Остальные слушают, комментируют выступление, исправляют ошибки (если они есть).

На экране слайд 4. показывающий

город Калинов.

учащиеся 1 группы отвечают на вопрос учителя, подтверждают свои выступления цитатами из текста.

Делают вывод о том, что красота пейзажа, Волги не способна смягчить жестокие нравы Кабанихи и Дикого, необразованные жители Калинова не тянутся к знаниям, не видят и не ценят красоты.

2-я группа рассказывает о жизненной позиции Дикого, обращая внимание на грубость,архаичность его речи, делают вывод, что это самодур и тиран, унижающий домашних и обижающий всех, кто к нему обращается.

 

Под музыку выполняют зарядку для глаз.

 

 

 

 

3- группа анализирует образ Кулигина, отвечая на вопросы учителя, рассказывая о взаимоотношених героя с Диким, Борисом, изобретениях.

Учащиеся делают вывод, что Кулигин выступает как просветитель,но не борец, а мечтатель, его изобретения никому не нужны, он ничего не сможет изменить в «тёмном царстве». Во время разговора Кулигина с Диким,когда он просит денег на громоотвод и часы, Дикой его ругает, а толпа горожан явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеётся над изобретателем.

4-я группа отвечает на вопросы учителя о Феклуше.

Делает вывод о том, что Феклуша и Кабаниха скорбят о конце старого времени, осуждают новые порядки, понимают, что новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроя. Патриархальный мир кабановых и диких доживает последние дни, над ними собирается гроза.

 

5 группа характеризует образ Кабанихи как символа патриархальной старины, она груба, невежественна, тиранична, выступает за домостроевские порядки в семье.

Зачитывают характеристику Кабановой из 1 д. явл.3,5.

Делается вывод о том, что уже в 1-м действии перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв.

 

 

 

 

 

Группа 6 анализирует внутри семейные отношения Кабановых и приходит к заключению, что Тихон, хотя и говорит о любви к Катерине, но не в силах её защитить, он слаб и безволен, думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится уехать из дома, вырваться из-под опеки матери. В конце драмы мы слышим его обвинительный голос по отношению к матери.

 Варвара про себя иронизирует над матерью, осуждает её: «Нашла место наставления читать». Она убеждена, что без обмана и притворства здесь не проживёшь, учит Катерину лгать и жить в своё удовольствие.

 И только Катерина открыто заявляет о своём человеческом достоинстве: «Напраслину-то терпеть кому же приятно». Она человек бесхитростный, открытый и честный, ей особенно тяжело в «тёмном царстве» после свободы и любви в доме родителей. Она страдающая личность, живёт с ощущением неминуемости греха.

Только её учащиеся называют духовной личностью.

 Ваня Кудряш вступает в перепалку с Диким, но изменить своё зависимое положение и усовестить грубияна он не в силах.

 Побег Варвары из родного дома с Кудряшом- это негласный протест против деспотичных порядков в семье и стремление вырваться из «тёмного царства» к светлой жизни.

 

 

Оценивают выступающих и работу учащихся внутри группы.

 

 

 

 

Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Выявление собственного отношения к материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность извлекать информацию из учебника, текста произведения, анализируют связь драмы с временным отрезком – предреформенный период.

Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Высказывание своего мнения.

Аргументация своего мнения.

 

 

Способность осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Работа текстом драмы справочным материалом учебника. Грамотное построение устного высказывания.

 

 

6.Фронтальный опрос.

Длительность

7 минут

 

 

Формировать умение определять

главную мысль, кратко формулировать ответ, опираясь на содержание пьесы.

Проявлять инициативу, совершенствовать речевое высказывание.

Явл.7. В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы?

В чём её своеобразие?

 

ть значение терминов;

применять знания и умения в новой ситуации; конструирование нового способа действия.

 

Вопросы учителя обращены ко всему классу.

Слайды 14, 15

-Зачитайте эпизоды и сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города Калинова.

-Явл.7. В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы?

В чём её своеобразие?

 

- Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл.7?

 

- Что мы узнаём о жизни Катерины в доме родителей?

- Как сказалось на речи Катерины явление народной поэзии и церковной литературы?

-В чём сущность Катерины?

-Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой?

- Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на её речи?

На следующем уроке мы посвятим нашу беседу этой героине.

 

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры-доказательства.

 

Знакомятся с мнением А.И.Ревякина, считающего, что завязкой драмы нужно считать признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины.

 

Критик Е. Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы.

 Учащиеся делают вывод и записывают:

Сущность драмы нельзя сводить только к любовной интриге.

В основе конфликта лежит столкновение самодуров и жертв.

 

Мы застаём героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты.

 

Речь Катерины соответствует облику женщины из народа.

Ученики находят в её речи повторы,

риторические вопросы, инверсии, восклицания, которые придают её речи задушевность, напевность.

Через речь видим двойное влияние на характер Катерины:

1. От песенного народного творчества-порыв к свободе, счастью, свету;

2. От церкви- смирение, самоотречение.

 

 

 

 

Проверяют, сверяясь с записями на экране.

 

 

 

 

 

 

 

Проявление познавательной активности.

 

 

Высказывание своего мнения.

Аргументация своего мнения.

 

 

Знание терминов

пьеса,

драма, конфликт,

завязка,

кульминация,

композиция,

образ героя,

реалистическое произведение,

развязка.

 

 

7. Рефлексия деятельности. Длительность этапа -2 мин.

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Организует оцени- вание учащимися собственной дея- тельности. Слово учителя:

-Оценим наши знания по теме на этот момент.

- Кто улучшил свои знания?

-Кому было трудно?

-Что показалось интересным?

-Что вас удивило?

Выставление оценок и комментирование их.

(Слайд 15)

Продолжают предложенные учителем предложения:(на выбор) Я понял, что... Я узнал... Теперь я могу... Я научился...

Мне было трудно…

Мне показалось интересным…

Меня удивило…

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Понимание личной ответственности за результаты деятельности.

Самооценка.

Рефлексия способов и условий действия.

Оценивание своей деятельности на уроке. Умение формулировать собственное мнение.

Оценивание своей деятельности на уроке

8. Домашнее задание.

Длительность этапа - 1 мин.

Самостоятельное закрепление материала.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

 

Спасибо всем за работу.

Записывают домашнее задание по вариантам: слайд 16, копируют таблицы.

 

1.Таблица для вар.1 «Образ города Калинова (изображение в пьесе)».

2.Таблица для вар.2: Город Калинов

глазами героев пьесы».

3. Индивидуальное задание: «Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева».

Проявление познавательной активности.

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

Умение находить информацию, анализировать, сопоставлять, создавать письменный текст.

Умение составлять тексты, используя изученный материал.

Закрепление знаний, полученных на уроке.

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также