Технологическая карта урока литературы в 10 классе
Быт и нравы «темного царства»
Предмет: литература
Класс: 10
Тема урока: Быт и нравы «тёмного царства». Молодое поколение в драме «Гроза»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1. Проанализировать созданный автором образ города Калинова;
2. Проанализировать образы его жителей, обратив внимание на разницу взглядов представителей разных поколений.
3. Проанализировать быт и нравы «тёмного царства»
Планируемые результаты:
- личностные: - осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления; ставить цель и достигать её в процессе деятельности на уроке.
- метапредметные: умение работать со справочным материалом, умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
- осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты
- предметные: знать особенности жанра «драма»; уметь находить ответ в тексте; подтверждать свои догадки авторскими монологами и диалогами из текста, применять средства речевой выразительности.
Формируемые на уроке УУД:
Регулятивные:
-умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки с помощью учителя;
-умение совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей и чужой деятельности на уроке.
Познавательные:
-умение извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, схема и т.д.;
-умение воспринимать текст как смысловое целое;
-умение находить ответы на вопросы в тексте;
-умение делать выводы;
- умение кратко вести запись выводов в ходе урока.
Коммуникативные:
-умение общаться и взаимодействовать в паре, группе и классе в ходе совместной деятельности и обмене информацией;
-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-саморегуляция эмоционального состояния;
Личностные:
-умение определять правила работы в группах;
-умение устанавливать связь между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом;
-саморефлексия.
Межпредметные связи: история, русский язык.
Ресурсы: УМК под ред. Ю.В.Лебедева, «Поурочные разработки по литературе» под ред. Н.В. Егоровой, Т.И. Михайловой, И.В.Золотарёвой, текст драмы «Гроза» - у каждого ученика. (распечатка текстов для самостоятельной работы),
ИКТ (мультимедийный проектор и экран, презентация к уроку).
Организация пространства: индивидуальная работа, фронтальная, групповая .
|
Этап урока |
Цели этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
||
|
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
||||
|
1.Организационный момент Длительность 1 мин. |
Организовать направление внимания на начало урока |
Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя на урок. Слово учителя. |
Приготовление к уроку. Приветствие учителя. |
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. |
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
1.Определение жанра произведения. 2. Целеполагание. |
|
2.Проверка домашнего задания. Длительность этапа – 9 мин.
|
1.Проверить выразительность чтения наизусть выбранного отрывка из драмы: «Жестокие нравы,сударь..(д.1,явл.3) или «Вот какой у нас, сударь, городишко» (д.3,явл.3) |
Учитель следит за правильностью и выразительности рассказов детей и просит оценить своё выступление и выступление одноклассников.
|
Учащиеся слушают, выступают, оценивают работу друг друга.
(Слайд 3) вопрос (1-2 рассуждения). |
Проявление познавательной активности в оценивании выступлений одноклассников. |
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. |
Повторение теоретического материала о трагедии: 1. Была написана в 1859 году, напечатана в 1860
|
|
3.Постановка целей урока и определение темы урока. Длительность этапа – 3 мин.
|
Подвести детей к самостоятельной постановке целей и темы урока. |
Слово учителя. С первых страниц пьесы обращаем внимание на на мастерство Островского-драматурга. Первое действие проходит летним вечером на берегу Волги в общественном саду-это даёт возможность читателям познакомиться с основными героями пьесы, ввести в сущность её конфликта. Красота приволжского пейзажа контрастна душной атмосфере жизни калиновцев. |
Ученики рассуждают о том, что им необходимо, чтобы достичь поставленной цели («необходимо быть внимательными и бережными к слову»).
Ученики формулируют тему урока, записывают её в тетради, а учитель – на доске
|
Развитие чувства любви к классической литературе. |
Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя, умения создавать собственное высказывание. |
|
|
4.Работа в группах с текстом пьесы. 20 мин.
5.Физминутка для глаз. Длительность этапа – 1 мин.
|
Проанализировать прочитанное, учить работать с текстом, находить нужную информацию. |
Учитель раздаёт учащимся карточки с вопросами для работы в паре. Демонстрирует слайд 4, учащиеся рассматривают слайд, 1 группа отвечает на вопрос о том, способна ли красота природы смягчить жестокие нравы города Калинова?
Слайд 5 – (д.3, явл.2) демонстрируется портрет Дикого. -Нарисуйте словесный портрет Дикого, расскажите о его взаимоотношениях с домочадцами и жителями города, дайте его речевую характеристику.
Организовывает физминутку для глаз.
Слайд 6 посвящен Кулигину. -Каково значение его имени? - К чём прогрессивность его взглядов? -способен ли он своей деятельностью изменить «тёмное царство»?
Слайд 8- разговор с Феклушей . (д.2,явл.1) -О чём рассказывает Феклуша? -Как речь Феклуши отражает её характер? - Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях». - О чём рассказывает Феклуша в д.2, явл.1.
Учитель демонстрирует слайд 10 –Марфа Игнатьевна Кабанова. -Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову. - Каков её душевный облик? Черты её характера, взаимоотношения с другими героями?
Демонстрируется слайд 12 – молодое поколение в драме. -Каковы взаимоотношения между Тихоном и Катериной? -Как относится Варвара к Катерине? (Зачитайте явл.6) - Как относятся к Кабанихе и её поручениям Тихон, Варвара и Катерина? - Какой способ противодействия самодурам избрал Кудряш?
|
Учащиеся делятся напары, распределяют обязанности внутри своей группы, находят соответствующий материал в учебнике или тексте драмы «Гроза». От каждой группы выступает 1 учащийся. Остальные слушают, комментируют выступление, исправляют ошибки (если они есть). На экране слайд 4. показывающий город Калинов. учащиеся 1 группы отвечают на вопрос учителя, подтверждают свои выступления цитатами из текста. Делают вывод о том, что красота пейзажа, Волги не способна смягчить жестокие нравы Кабанихи и Дикого, необразованные жители Калинова не тянутся к знаниям, не видят и не ценят красоты. 2-я группа рассказывает о жизненной позиции Дикого, обращая внимание на грубость,архаичность его речи, делают вывод, что это самодур и тиран, унижающий домашних и обижающий всех, кто к нему обращается.
Под музыку выполняют зарядку для глаз.
3- группа анализирует образ Кулигина, отвечая на вопросы учителя, рассказывая о взаимоотношених героя с Диким, Борисом, изобретениях. Учащиеся делают вывод, что Кулигин выступает как просветитель,но не борец, а мечтатель, его изобретения никому не нужны, он ничего не сможет изменить в «тёмном царстве». Во время разговора Кулигина с Диким,когда он просит денег на громоотвод и часы, Дикой его ругает, а толпа горожан явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеётся над изобретателем. 4-я группа отвечает на вопросы учителя о Феклуше. Делает вывод о том, что Феклуша и Кабаниха скорбят о конце старого времени, осуждают новые порядки, понимают, что новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроя. Патриархальный мир кабановых и диких доживает последние дни, над ними собирается гроза.
5 группа характеризует образ Кабанихи как символа патриархальной старины, она груба, невежественна, тиранична, выступает за домостроевские порядки в семье. Зачитывают характеристику Кабановой из 1 д. явл.3,5. Делается вывод о том, что уже в 1-м действии перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв.
Группа 6 анализирует внутри семейные отношения Кабановых и приходит к заключению, что Тихон, хотя и говорит о любви к Катерине, но не в силах её защитить, он слаб и безволен, думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится уехать из дома, вырваться из-под опеки матери. В конце драмы мы слышим его обвинительный голос по отношению к матери. Варвара про себя иронизирует над матерью, осуждает её: «Нашла место наставления читать». Она убеждена, что без обмана и притворства здесь не проживёшь, учит Катерину лгать и жить в своё удовольствие. И только Катерина открыто заявляет о своём человеческом достоинстве: «Напраслину-то терпеть кому же приятно». Она человек бесхитростный, открытый и честный, ей особенно тяжело в «тёмном царстве» после свободы и любви в доме родителей. Она страдающая личность, живёт с ощущением неминуемости греха. Только её учащиеся называют духовной личностью. Ваня Кудряш вступает в перепалку с Диким, но изменить своё зависимое положение и усовестить грубияна он не в силах. Побег Варвары из родного дома с Кудряшом- это негласный протест против деспотичных порядков в семье и стремление вырваться из «тёмного царства» к светлой жизни.
Оценивают выступающих и работу учащихся внутри группы.
|
Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Выявление собственного отношения к материалу.
|
Способность
извлекать информацию из учебника, текста произведения, анализируют связь
драмы с временным отрезком – предреформенный период. Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения.
Способность осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
Работа текстом драмы справочным материалом учебника. Грамотное построение устного высказывания.
|
|
6.Фронтальный опрос. Длительность 7 минут
|
Формировать умение определять главную мысль, кратко формулировать ответ, опираясь на содержание пьесы. Проявлять инициативу, совершенствовать речевое высказывание. Явл.7. В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы? В чём её своеобразие?
ть значение терминов; применять знания и умения в новой ситуации; конструирование нового способа действия.
|
Вопросы учителя обращены ко всему классу. Слайды 14, 15 -Зачитайте эпизоды и сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города Калинова. -Явл.7. В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы? В чём её своеобразие?
- Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл.7?
- Что мы узнаём о жизни Катерины в доме родителей? - Как сказалось на речи Катерины явление народной поэзии и церковной литературы? -В чём сущность Катерины? -Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? - Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на её речи? На следующем уроке мы посвятим нашу беседу этой героине.
|
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры-доказательства.
Знакомятся с мнением А.И.Ревякина, считающего, что завязкой драмы нужно считать признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины.
Критик Е. Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы. Учащиеся делают вывод и записывают: Сущность драмы нельзя сводить только к любовной интриге. В основе конфликта лежит столкновение самодуров и жертв.
Мы застаём героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты.
Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. Ученики находят в её речи повторы, риторические вопросы, инверсии, восклицания, которые придают её речи задушевность, напевность. Через речь видим двойное влияние на характер Катерины: 1. От песенного народного творчества-порыв к свободе, счастью, свету; 2. От церкви- смирение, самоотречение.
Проверяют, сверяясь с записями на экране.
|
Проявление познавательной активности.
|
Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения.
|
Знание терминов пьеса, драма, конфликт, завязка, кульминация, композиция, образ героя, реалистическое произведение, развязка.
|
|
7. Рефлексия деятельности. Длительность этапа -2 мин. |
Сформировать личную ответственность за результаты деятельности. |
Организует оцени- вание учащимися собственной дея- тельности. Слово учителя: -Оценим наши знания по теме на этот момент. - Кто улучшил свои знания? -Кому было трудно? -Что показалось интересным? -Что вас удивило? Выставление оценок и комментирование их. |
(Слайд 15) Продолжают предложенные учителем предложения:(на выбор) Я понял, что... Я узнал... Теперь я могу... Я научился... Мне было трудно… Мне показалось интересным… Меня удивило… |
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Понимание личной ответственности за результаты деятельности. Самооценка. |
Рефлексия способов и условий действия. Оценивание своей деятельности на уроке. Умение формулировать собственное мнение. |
Оценивание своей деятельности на уроке |
|
8. Домашнее задание. Длительность этапа - 1 мин. |
Самостоятельное закрепление материала. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Спасибо всем за работу. |
Записывают домашнее задание по вариантам: слайд 16, копируют таблицы.
1.Таблица для вар.1 «Образ города Калинова (изображение в пьесе)». 2.Таблица для вар.2: Город Калинов глазами героев пьесы». 3. Индивидуальное задание: «Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева». |
Проявление познавательной активности. Осознание учащимися своей учебной деятельности. |
Умение находить информацию, анализировать, сопоставлять, создавать письменный текст. |
Умение составлять тексты, используя изученный материал. Закрепление знаний, полученных на уроке. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.