«…аутичному ребенку требуется специально организованное обучение и многократное, совместное со взрослым проживание повседневных бытовых ситуаций».
Под «бытовыми ритуалами» мы подразумеваем организацию обучения ребенка отдельным бытовым навыкам, умению обслуживать себя, а также усвоение им распорядка повседневной жизни, ее социальных контекстов.
Усвоение бытовых навыков (еда, туалет, одевание) сложно для маленького ребенка. норме ребенок многому учится, наблюдая за взрослым и подражая его действиям. При этом малыш действует методом проб и ошибок, неутомимо совершенствуя свои навыки.
Бытовые ритуалы
«…аутичному ребенку требуется специально организованное обучение и
многократное, совместное со взрослым проживание повседневных бытовых
ситуаций».
Под «бытовыми ритуалами» мы подразумеваем организацию обучения ребенка
отдельным бытовым навыкам, умению обслуживать себя, а также усвоение им
распорядка повседневной жизни,
ее социальных контекстов.
Усвоение бытовых навыков (еда, туалет, одевание) сложно для маленького
ребенка. норме ребенок многому учится, наблюдая за взрослым и подражая его
действиям. При этом малыш действует методом проб и ошибок, неутомимо
совершенствуя
навыки.
Ребенок с аутизмом не подражает взрослому. Выработка им умения обслуживать
себя потребуют от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа
будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения в бытовых
ситуациях, на основе которых потом можно формировать и закреплять новые
навыки.
свои
Выработка стереотипов поведения в бытовых ситуациях и постепенное их
усложнение
основные
тот
которые
способен
выделить
следующая
направления
Можно
работы:
Стереотипы поведения – это совокупность способов взаимодействия аутичного
ребенка с окружающей средой. Для выработки их в бытовых ситуациях
предлагается
последовательность:
1. Сначала взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным
комментарием (от лица взрослого и ребенка вместе: «Нука, наденем кофточку,
пуговичку застегнем – вот так! Как у нас хорошо получилось!»), подключая
ребенка лишь на самые легкие операции (при этом можно действовать руками
ребенка).
2. Постепенно, когда ребенок уже многому научился, его участие в происходящем
увеличивается: взрослый побуждает ребенка самостоятельно осуществить все
операции,
сам.
3. Ребенок действует по речевой инструкции, сопровождающейся побуждениями
и подбадриванием (нужно быть готовыми к тому, что ребенку еще долго будет
необходима ваша помощь в виде одобрения, даже перед выполнением ставшего
привычным действия он все равно будет спрашивать вашего разрешения, словно
сверяясь снова и снова,
правильно ли он действует).
При обучении ребенка стереотипам поведения в быту следует соблюдать
следующие правила:
– требовать от ребенка выполнить какоелибо действие допустимо только в том
если он это может и вы об этом точно знаете;
случае,
– соблюдайте
сложному»;
– обучение требует постепенности; не старайтесь обучить всему сразу;
– при обучении необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка,
игнорируйте неуспех, направляйте по верному пути, предупреждая ошибки;
– все взрослые, которые участвуют в обучении ребенка навыку, должны
действовать в одном ключе – схема действий (повторение одних и тех же шагов)
должна
одинаковой.
По принципу «от простого к сложному» вначале усваивается упрощенный
вариант стереотипного поведения в определенной бытовой ситуации. Когда же
выполнить
простого
принцип
к
случаях
«от
быть
всех
вои
такой вариант усвоен, можно приступать к его усложнению. Например, когда
ребенок научится более или менее аккуратно есть, сидя за столом, можно
приучать его убирать за собой посуду – отнести и поставить в мойку грязную
тарелку. Затем – учить помогать маме накрывать на стол, мыть посуду после
обеда
т. д.
Аутичных детей нужно специально учить просить о помощи. Изза особенного
психического развития у такого ребенка может начаться аффективный приступ
вследствие того, что не получается чтото сделать самому, но он не попросит ему
помочь. Он просто не умеет этого! Иногда ребенок начинает жалобно
заглядывать в глаза, настойчива тянуть за руку, подталкивать. Это уже
серьезная попытка попросить о помощи. Но она часто ни к чему не приводит,
ведь ребенок не умеет выразить просьбу с помощью слов и жестов. Поэтому
трудно, а иногда – невозможно догадаться, чего хочет ребенок. Необходима
специальная работа по обучению аутичного ребенка умению выражать свои
просьбы.
На начальном этапе близким нужно быть особенно чуткими к поведению
ребенка, стараясь по скудным внешним проявлениям понять, чего он хочет. А
поняв, не спешите выполнить его просьбу; используйте этот момент для обучения
ребенка новым способам поведения. значимой для него ситуации можно
показать, что новые способы действительно эффективны. Например, ребенок
хочет достать какуюто вещь и, крича, бегает по комнате, а затем подталкивает
вас к этой вещи. Скажите: «Давай попросим: „Мама, дай конфетку!“ Покажем
ручкой, как мы просим – дай, дай! Как хорошо попросил – молодец! от тебе
конфетка!» Сложность предлагаемой инструкции зависит от возраста и уровня
развития ребенка. Совсем маленький ребенок выразит просьбу жестом и звуком,
ребенок постарше – с помощью слова, фразы. При затруднении предложите
ребенку выбор. Например, если он настойчиво указывает на шкаф, требуя чтото
достать, спросите: «Что достать? Коробочку? Шарик?» Так как ребенку важен
результат, он с благодарностью примет такую помощь и постарается ответить
кивком головы, голосовой реакцией, словом – в общем, любым доступным ему
способом.
Если же вещь запретная (спички, лекарства, острые или бьющиеся предметы)
или ребенок хочет сделать чтото потенциально опасное для себя и окружающих
(свеситься из окна, выбросить в окно стеклянную банку, вылить ведро с водой на
пол), близкие ведут себя иначе – ребенку надо сказать: «Нет!» и твердо стоять
на
своем.
При этом нужно быть готовыми к тому, что реакция ребенка будет остро
негативной. Однако для безопасности ребенка нужно формировать у
него систему необходимых запретов и правил. Чтобы сгладить остроту
реакции на запрет, попробуйте переключить его интерес со спичек на игру со
свечами, предложите вылить воду из ведра в ванную и т. п. Близким ребенка
нужно научиться переключать внимание малыша, сглаживать эмоциональный
накал. Это необходимо, чтобы не допустить накопления у ребенка опыта
отрицательных переживаний.