Бытовые ритуалы

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«…аутичному ребенку требуется специально организованное обучение и многократное, совместное со взрослым проживание повседневных бытовых ситуаций». Под «бытовыми ритуалами» мы подразумеваем организацию обучения ребенка отдельным бытовым навыкам, умению обслуживать себя, а также усвоение им распорядка повседневной жизни, ее социальных контекстов. Усвоение бытовых навыков (еда, туалет, одевание) сложно для маленького ребенка. норме ребенок многому учится, наблюдая за взрослым и подражая его действиям. При этом малыш действует методом проб и ошибок, неутомимо совершенствуя свои навыки.
Иконка файла материала Бытовые ритуалы.doc
Бытовые ритуалы «…аутичному   ребенку   требуется   специально   организованное   обучение   и многократное,   совместное   со   взрослым   проживание   повседневных   бытовых ситуаций». Под «бытовыми ритуалами» мы подразумеваем организацию обучения ребенка отдельным бытовым навыкам, умению обслуживать себя, а также усвоение им распорядка   повседневной   жизни,   ее   социальных   контекстов. Усвоение   бытовых   навыков   (еда,   туалет,   одевание)   сложно   для   маленького ребенка. норме ребенок многому учится, наблюдая за взрослым и подражая его действиям.   При   этом   малыш   действует   методом   проб   и   ошибок,   неутомимо совершенствуя навыки. Ребенок с аутизмом не подражает взрослому. Выработка им умения обслуживать себя потребуют от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа будет   опираться   на   усвоенные   ребенком   стереотипы   поведения   в   бытовых ситуациях, на основе которых потом можно формировать и закреплять новые навыки. свои     Выработка стереотипов поведения в бытовых ситуациях и постепенное их усложнение основные                 тот   которые способен выделить следующая направления Можно работы: Стереотипы поведения – это совокупность способов взаимодействия аутичного ребенка   с   окружающей   средой.   Для   выработки   их   в   бытовых   ситуациях предлагается последовательность: 1. Сначала   взрослый   делает   все   сам,   сопровождая   действия   эмоциональным комментарием (от лица взрослого и ребенка вместе: «Ну­ка, наденем кофточку, пуговичку   застегнем   –   вот   так!   Как   у   нас   хорошо   получилось!»),   подключая ребенка лишь на самые легкие операции (при этом можно действовать руками ребенка). 2. Постепенно, когда ребенок уже многому научился, его участие в происходящем увеличивается: взрослый побуждает  ребенка самостоятельно осуществить все операции, сам. 3. Ребенок действует по речевой инструкции, сопровождающейся побуждениями и подбадриванием (нужно быть готовыми к тому, что ребенку еще долго будет необходима ваша помощь в виде одобрения, даже перед выполнением ставшего привычным действия он все равно будет спрашивать вашего разрешения, словно сверяясь   снова   и   снова,   правильно   ли   он   действует). При   обучении   ребенка   стереотипам   поведения   в   быту   следует   соблюдать следующие правила: – требовать от ребенка выполнить какое­либо действие допустимо только в том   если   он   это   может   и   вы   об   этом   точно   знаете; случае, – соблюдайте сложному»; – обучение   требует   постепенности;   не   старайтесь   обучить   всему   сразу; – при обучении необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте   неуспех,   направляйте   по   верному   пути,   предупреждая   ошибки; – все   взрослые,   которые   участвуют   в   обучении   ребенка   навыку,   должны действовать в одном ключе – схема действий (повторение одних и тех же шагов) должна одинаковой. По   принципу   «от   простого   к   сложному»   вначале   усваивается   упрощенный вариант стереотипного поведения в определенной бытовой ситуации. Когда же выполнить простого принцип     к   случаях «от   быть   всех     вои такой вариант усвоен, можно приступать к его усложнению. Например, когда ребенок   научится   более   или   менее   аккуратно   есть,   сидя   за   столом,   можно приучать его убирать за собой посуду – отнести и поставить в мойку грязную тарелку. Затем – учить помогать маме накрывать на стол, мыть посуду после обеда т. д. Аутичных детей нужно специально учить просить о помощи. Из­за особенного психического развития у такого ребенка может начаться аффективный приступ вследствие того, что не получается что­то сделать самому, но он не попросит ему помочь.   Он   просто   не   умеет   этого!   Иногда   ребенок   начинает   жалобно заглядывать   в   глаза,   настойчива   тянуть   за   руку,   подталкивать.   Это   уже серьезная попытка попросить о помощи. Но она часто ни к чему не приводит, ведь ребенок не умеет выразить просьбу с помощью слов и жестов. Поэтому трудно,   а   иногда   –   невозможно   догадаться,   чего   хочет   ребенок.   Необходима специальная работа по обучению аутичного ребенка умению выражать свои просьбы. На   начальном   этапе   близким   нужно   быть   особенно   чуткими   к   поведению ребенка, стараясь по скудным внешним проявлениям понять, чего он хочет. А поняв, не спешите выполнить его просьбу; используйте этот момент для обучения ребенка   новым   способам   поведения.   значимой   для   него   ситуации   можно показать, что новые способы действительно эффективны. Например, ребенок хочет достать какую­то вещь и, крича, бегает по комнате, а затем подталкивает вас к этой вещи. Скажите: «Давай попросим: „Мама, дай конфетку!“ Покажем ручкой,   как   мы   просим   –   дай,   дай!  Как  хорошо   попросил   –   молодец!   от   тебе конфетка!» Сложность предлагаемой инструкции зависит от возраста и уровня развития ребенка. Совсем маленький ребенок выразит просьбу жестом и звуком, ребенок   постарше   –   с   помощью   слова,   фразы.   При   затруднении   предложите ребенку выбор. Например, если он настойчиво указывает на шкаф, требуя что­то достать, спросите: «Что достать? Коробочку? Шарик?» Так как ребенку важен результат, он с благодарностью примет такую помощь и постарается ответить кивком головы, голосовой реакцией, словом – в общем, любым доступным ему способом. Если же вещь запретная (спички, лекарства, острые или бьющиеся предметы) или ребенок хочет сделать что­то потенциально опасное для себя и окружающих (свеситься из окна, выбросить в окно стеклянную банку, вылить ведро с водой на пол), близкие ведут себя иначе – ребенку надо сказать: «Нет!» и твердо стоять на своем. При   этом   нужно   быть   готовыми   к   тому,   что   реакция   ребенка   будет   остро­ негативной.   Однако   для   безопасности   ребенка   нужно   формировать   у него систему   необходимых   запретов   и   правил.   Чтобы   сгладить   остроту реакции на запрет, попробуйте переключить его интерес со спичек на игру со свечами, предложите вылить воду из ведра в ванную и т. п. Близким ребенка нужно   научиться   переключать   внимание   малыша,   сглаживать   эмоциональный накал.   Это   необходимо,   чтобы   не   допустить   накопления   у   ребенка   опыта отрицательных переживаний.